Урок окружающего мира. 3 класс. Органы чувств
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Тема: Органы чувств
Цель: Исследование и изучение особенностей органов чувств, их работы и восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 36.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Рогачкова Наталья Николаевна
Класс: 3
Урок окружающего мира по теме «Органы чувств»
Тема: Органы чувств
Цель: Исследование и изучение особенностей органов чувств, их работы и восприятия.
Задачи:
- Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
- Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
- Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;
- Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
УУД:
Личностные УУД:
- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
- формировать умение работать в паре, планировать свою деятельность и выполнять намеченное по плану.
Познавательные УУД:
- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации
- строить монологическую речь в устной форме
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других
- совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия | |
1.Мотивация познавательной деятельности
| Настроить детей на продуктивную работу, создать эмоциональный благоприятный настрой. | |||
| Чтобы окружающий мир ..., Нужно уметь ..., Признаки предметов любых ..., Их общие и различные свойства ..., ....(Слайд) Вставьте пропущенные слова и вы узнаете, какие умения нам необходимы будут на уроке? А вот, что получилось у меня: Чтобы окружающий мир изучать, Нужно уметь наблюдать, Признаки предметов любых выделять, Их общие и различные свойства отмечать, называть.(Слайд) Я надеюсь, что все эти умения у вас есть и мы смело можем отправляться в путешествие за новыми знаниями. | Учащиеся предлагают свои варианты ответов. | Личностные. Личностная мотивация к обучению. Формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности. Коммуникативные. Уметь общаться с учителем, сверстниками, слушать и вступать в диалог. | |
2.Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для восприятия новой темы. А для этого предлагаю собрать багаж знаний, которые вы получили на прошлом уроке. Вспомните тему прошлого урока. Какие вопросы можете задать друг другу по теме? | Организм человека. 1.Из чего состоит организм человека? 2.Приведи примеры органов человека. 3. Что такое системы органов? 4. Какая система органов управляет деятельностью организма? | Познавательные. Воспринимать информацию учителя и одноклассников Коммуникативные. Уметь общаться с учителем, сверстниками, слушать и вступать в диалог. Личностные. Оценивание усваиваемого материала | |
3. Формулирование темы и цели урока | Формирование навыков целеполагания, повышение интереса к учебному материалу. Сегодня продолжим пополнять багаж наших знаний. А на вопрос , что мы будем изучать на уроке, помогут ответить наши гости. Но не те, которых мы видим, а другие. Откройте конверты. ( В конвертах силуэты человечков). На что вы обратили внимание? Если объединить эти слова в одну группу, как можно назвать их одним словом? Так как зрение, слух, вкус, обоняние- это чувства, значит точнее будет сказать, органы чувств. Сформулируйте тему урока. На какие вопросы вы бы хотели найти ответы? Учитель фиксирует вопросы на доске. | У человечков глаза, уши, нос, рот- отсутствуют . Это органы. Органы чувств. 1.Какие органы чувств есть у человека? 2. Зачем нужны органы чувств? 3. Как работают органы чувств? 4.Какую информацию передают органы чувств? 5. Как нужно беречь органы чувств? | Регулятивные. Анализ известного и неизвестного; определение и формулирование темы и учебных задач ,планирование деятельности Коммуникативные. Умение выражать свои мысли. Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. | |
4. Открытие детьми новых знаний | Предоставление нового материала. Где мы можем найти ответы на вопросы? Давайте понаблюдаем. Для этого закройте глаза . (Звучит музыка). Что вы услышали? Какой орган чувств помог услышать звуки? Внешняя часть уха по форме похожа на морскую раковину, поэтому ее и назвали ушная раковина. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передает их по слуховому проходу к тонкой, но очень прочной барабанной перепонке . Это всё – наружное ухо. Под действием звука барабанная перепонка колеблется и передает звуковые колебания в среднее ухо. В среднем ухе находятся три слуховые косточки, соединенные между собой. Они передают колебания во внутреннее ухо. В нашем внутреннем ухе находится улитка Она передает по нерву толчки в мозг.(Слайд) Повторим хором. Ученики проговаривают, а учитель показывает на слайде. Я считаю, что уши даны человеку только для слуха? Отнеситесь к моему утверждению. На этот вопрос более точно нам поможет ответить Степан. Я права была насчет того , что уши нужны только для слуха? Ухо- орган слуха и равновесия.( Слайд) А сейчас посмотрите сценку и ответьте на вопрос: почему герои не могли понять друг друга? Так почему же не получился конструктивный диалог? А чтобы не потерять слух, что нужно делать? Я предлагаю прочитать памятку об этом на стр.127 Вывод: Мы узнали, что уши - орган слуха и равновесия, который очень важен и его нужно беречь. А сейчас послушайте загадку: Щиплет Дедушка Мороз ребятишек всех за ...... Для чего человеку этот орган чувств? А вы знаете, как называется способность, чувствовать запахи? ( Работа со словарем) Значит нос- это орган обоняния. Я хочу открыть вам секрет, что нос связан с другим органом чувств - языком. Какую функцию выполняет этот орган чувств? Следовательно язык- орган вкуса и речи. Как вы думаете, почему орган обоняния и орган вкуса тесно взаимосвязаны? Точный ответ мы узнаем посмотрев на экран ( видеопрезентация) Как вы считаете, нужно беречь эти органы? Прочитаем об этом в учебнике на стр. стр. 127 - 128( по вариантам) Вывод: нос- орган обоняния, язык- орган вкуса и речи. Они очень важны и их нужно беречь. - Посмотрите внимательно, какого органа чувств не хватает у человечков? Физминутка Такую гимнастику можно делать, когда ваши глазки устали. Какую функцию выполняет этот орган чувств? А сейчас повернитесь к друг другу и посмотрите в глаза. Какой формы глаз человека? За то, что глаз круглый и плотный, его назвали глазным яблоком. Что еще видите? Какого цвета радужка у вашего соседа по парте? Итак, глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки и зрительного нерва. ( Муляж глаза) Глаза настолько уникальный орган человека, что даже науке известно еще далеко не все. Некоторые ребята нашли очень интересную информацию об этом органе чувств и хотят ей поделиться. Почему так говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать? 80 % всей информации об окружающем мире и о самом себе мы получаем визуально т. е. с помощью глаз. Большая нагрузка на глаза? Какой вопрос возникает? Конечно, надо соблюдать определенные правила, которые я предлагаю вам сейчас выбрать из предложенных и наклеить. Таким образом у вас получится памятка, которой вы сможете пользоваться. В помощь 127 стр. учебника. Поделитесь тем, что у вас получилось. Вывод: глаза- это орган зрения, который очень важен и его нужно беречь. | В учебнике, узнать у учителя, друг у друга, понаблюдать. Услышали мелодичную музыку, звуки дождя и птиц. Уши. Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка– это наружная часть уха. Три слуховых косточки – среднее ухо. Улитка – внутреннее ухо . Ответы детей. Ухо не только дает способность слышать, но и отвечает за равновесие нашего тела. Человек с плохим слухом испытывает головокружения. У него происходят изменения в положении тела и походке. Нет, уши отвечают и за слух, и за равновесие. - Здравствуй, тетка Катерина! - У меня яиц корзина! - Как поживают домашние? - Яйца свежие, вчерашние! -Ничего себе, вышла беседа! - Авось , распродам до обеда! Потому что Катерина была глуховата. Нужно беречь уши. Сначала читают самостоятельно, потом один ученик читает вслух. Дети рисуют человечкам уши. Нос. Чувствовать запахи. Дети знакомятся с лексическим значением слова " обоняние". С помощью языка человек различает вкус пищи, разговаривает. Ответы детей. Вывод: если мы не чувствуем запах еды, она кажется нам безвкусной. Ученики рассказывают друг другу о прочитанном. Дети рисуют человечкам нос и язык. Нет глаз. Гимнастика для глаз ( дети делают, стоя за партами). Глаза – орган зрения. Круглый. В глазном яблоке есть белая оболочка, а окрашенная- это радужка. 1. Каждый глаз содержит 107 миллионов клеток, и все они чувствительны к свету. 2.У человека примерно 150 ресниц на верхнем и нижнем веке , каждая ресница живет 5 месяцев. 3. Человек в минуту моргает примерно 20 раз, а сидя за компьютером 7 раз . 4. Ваши глаза всегда останутся такого же размера как при рождении, а уши и нос не перестают расти всю жизнь. 5. Когда человек чихает, глаза закрываются автоматически и как бы вы не хотели, вы не сможете чихнуть с открытыми глазами. 6. Глаза, как и все органы чувств, связаны с головным мозгом: предметы в глазах отображаются перевернутыми .Правильным изображение делает головной мозг. 7. Про глаза говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Да. А надо беречь глаза и как?? Дети работают в парах. Дети рисуют человечкам глаза. | Регулятивные. Участие в эксперименте, высказывание предположений. Познавательные. Воспринимать информацию учителя и одноклассников Коммуникативные. Уметь общаться с учителем, сверстниками, слушать и вступать в диалог. Коммуникативные. Умение слушать и понимать одноклассников. Познавательные. Извлекать информацию из учебника. Познавательные. Извлекать информацию из словаря. Регулятивные. Высказывание предположений . Коммуникативные. Высказывать свою точку зрения, умение договариваться. Регулятивные. Высказывание предположений на основе наблюдения. Познавательные. Извлечение информации из разных источников. Коммуникативные. Согласованно выполнять совместную деятельность. | |
5.Закрепление изученного материала. | Закрепление пройденного материала. Урок заканчивается, вернемся к тем вопросам, которые мы зафиксировали в начале урока. На все ли вопросы ответили? | Да. | Коммуникативные. Слушать и понимать речь других | |
6. Контроль | Подвести итог урока, выяснить, что дети усвоили хорошо и на что обратить внимание. Дополните высказывание ( Слайд) 1. Глаза - это орган.... 2. Уши- это орган.... 3. Нос -это орган..... 4. Язык это орган..... 5. Органы чувств нужно..... Проконтролируйте себя ( Слайд) 1. Глаза - это орган зрения. 2. Уши- это орган слуха. 3. Нос -это орган обоняния. 4. Язык это орган осязания. 5. Органы чувств нужно беречь. | Дети работают индивидуально, затем проверяют себя и оценивают по шкале. | Регулятивные. Контроль и оценка достижений. | |
7. Рефлексия | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. На улице зима, холодно, давайте наденем на наших помощников шубки. ( зеленая шубка- я все понял, у меня все получилось, желтая- были сомнения, но я справился, красная- я ничего не понял). Покажем гостям и уберем в конверт, они будут помогать нам на следующем уроке. | Личностные. Определять уровень своих знаний, проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Выражать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость. Регулятивные. Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Урок в 3 классе «Органы чувств»
Тип урока: объяснение нового материалаТема : «Органы чувств»Цель: дать полное представление учащимся об органах чувствЗадачи:-формировать представление об органах чувств и их роли в жизни ...
Конспект урока по окружающему миру "Наши органы чувств", 3 класс, УМК "Перспектива"
Урок окружающего мира в 3 классе....
Урок окружающего мира "5 органов чувств"
Урок окружающего мира "Арт-технология"...
конспект урока в 3 классе "Органы чувств человека"
на уроке дети ознакомятся с органими чувств человека...