Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Лычак Екатерина Сергеевна

Предмет: окружающий мир.Тема урока: Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. УМК: Школа России 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_0.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 33         Предмет: окружающий мир.       Класс: 3 –Б класс      Дата: 14.01.21

Тема урока: Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Тип урока: усвоения новых знаний

Дидактическая цель урока: познакомить с закаливанием организма.

Цели:

Образовательные: ознакомить с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья; дать представление об инфекционных болезнях, аллергии.

Воспитательные: воспитывать стремление заботиться о своем здоровье,  интерес к предмету;

Развивающие: развивать способность анализировать полученную информацию, делать правильные выводы, любознательность, мышление.

Планируемые результаты:

- Предметные:

- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил закаливания организма);

- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды;

- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

УУД:

- личностные:

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

- регулятивные:

- структурирование знаний;

- познавательные:

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование:

-  Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова.

-  Рабочая тетрадь. Окружающий мир. Часть 1.

-  Проектор, экран, ноутбук;

- презентация к уроку

- карточки с заданием

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников

- Отгадайте три  загадки:

По небу ходит

Маляр без кистей.

Краской коричневой

Красит людей. (Солнце)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ее летать,

На землю падает опять. (Вода)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

- Вспомните поговорку, в которой есть эти слова.

- Верно. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Почему так говорят?

 (Они помогают закалять, укреплять наш организм)

- Для чего человеку нужно быть закаленным?

Сегодня  на уроке будем говорить о закаливании и предупреждении болезней.

Тема урока « Умей предупреждать болезни».

На какой вопрос мы должны ответить в конце урока?

(Что нужно делать, чтобы предупредить болезнь?)

Что нам предстоит на уроке  узнать:

     - как предупреждать болезни?

- что значит быть закалённым?

     - что такое  инфекционные  болезни и аллергия;

Чему на уроке предстоит учиться: правилам закаливания организма.

4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

- А что нужно делать, чтобы наш организм был сильным и сам  справлялся с различными микробами? (Укреплять его.)

- Многие из вас знают веселую песенку:

Ни мороз мне не страшен, ни жара.

Удивляются даже доктора,

Почему я не болею,

Почему я здоровее

Всех ребят из нашего двора.

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лень,

Потому что водою из-под крана

Обливаюсь я каждый день.

- Как герой песни укреплял свой организм?

Работа по группам.

- Как мы можем укреплять свой организм? (Закаливанием.)

-Успешным закаливание может быть при соблюдении определённых правил.

- Прочитайте в учебнике задания для групповой работы на стр. 147.

- Изучите правила закаливания воздухом, водой или солнцем.

1-ая группа – закаливание воздухом.

2-ая группа – закаливание водой.

3-яя группа – закаливание солнцем.

Составьте памятку и запишите. Результаты представьте классу.

Затем  вместе сформулируйте общие правила закаливания по стр. 147-148

- С помощью чего проводится закаливание? (Воздух.)

Открывается первый прямоугольник. Или можно вписать в него слово ВОЗДУХ.

- Что нужно делать, чтобы воздух закалил организм? (Делать зарядку при открытой форточке, спать в тёплое время года при открытом окне,  играть на свежем воздухе, кататься на коньках и лыжах).

- Что еще способствует закаливанию организма? (Вода)

Открывается второй прямоугольник. Или можно вписать в него слово ВОДА.

- Назовите мероприятия по закаливанию организма водой.

(Начинать закаливание лучше  с прохладного душа, температуру снижать постепенно. После водных процедур нужно растирать кожу сухим полотенцем. Летом прекрасно закаляет купание в чистом водоёме. Температура воды должна быть не ниже + 20 градусов. В воде можно находиться не больше 10 минут и обязательно под наблюдением взрослых.

- Что еще способствует закаливанию организма? (Солнце).

Открывается третий прямоугольник. Или можно вписать в него слово СОЛНЦЕ.

- Назовите мероприятия по закаливанию организма солнцем.

(Находиться на солнце в головном уборе. Загорать нужно первый раз не больше 5 минут. Постепенно увеличивая время до 30-40 минут. Необходимо пользоваться защитным кремом от солнечных ожогов.)

Сформулируйте общие правила закаливания

1) Первое правило - закаливание следует проводить систематически. 

 2) Другое правило - постепенность. Вставайте рано, всегда в одно и то же время. Вы уже стоите на коврике. Форточка открыта. После зарядки приступайте к водным процедурам. Начинать следует с простого - обтирания как более доступного способа закаливания во все времена года. Сама процедура несложна: намочили полотенце или губку и за 1-2 минуты растерли руки, затем грудь, шею, спину, живот и ноги. После быстро вытерлись насухо. Постепенно снижая температуру воды. Через месяц можно перейти к более сильной процедуре - обливанию или душу. Начальная температура воды 30-35 градусов. Затем постепенно ее понижают. (слайд )

3) Очень сильное закаливающее средство - контрастный душ, когда температура воды непрерывно меняется от горячей до холодной. При этом начинают с минимальной разницы температур, постепенно доводя ее до максимальной. (слайд )

4) Одновременно необходимо постепенно переходить на более легкую одежду, не кутаться, чаще проветривать комнату, не укрываться на ночь слишком тепло. (слайд )

5) Занимайтесь легкой атлетикой, гимнастикой, катайтесь на коньках, на лыжах - и ваши мускулы будут упруги и крепки. (слайд )

6) Летом старайтесь больше быть на свежем воздухе - в лесу, у реки. Играйте в мяч, и другие подвижные игры. Ходите в походы. (слайд )

Помните: солнце, воздух и вода - самые верные наши друзья.

Закалять свой организм нужно постепенно и настойчиво. При этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли.

Примером может служить великий полководец Александр Васильевич Суворов. Его мы сегодня вспомнили неслучайно. Дело в том, что закаливание помогло Александру Васильевичу не только стать военным, но и добиться огромных успехов на этом поприще. В детстве Суворов был слабеньким тщедушным мальчиком. Он так часто болел, что отец решил не отдавать его на военную службу, а подобрать для него какое-нибудь гражданское занятие. Это не понравилось маленькому Саше. Для того чтобы переубедить отца, он каждый день стал обливаться холодной водой, много занимался физкультурой, спал, накрывшись простынёй, никогда не одевался тепло и часами ездил верхом. С большим удовольствием парился с веником в русской бане. В результате Суворов окреп, перестал болеть и был зачислен в полк. До конца жизни полководец обливался водой, в походах спал прямо на земле и предпочитал простую грубую солдатскую пищу. Всё это помогло А. Суворову уже не в молодом возрасте вместе с русской армией совершить тяжёлый переход по снегам и льдам горного массива Альпы, овладеть высокогорным перевалом, ударить в тыл неприятельской армии и разбить её.

Известный русский художник Иван Ефимович Репин для укрепления своего здоровья и закаливания применял другой способ. Он вообще не признавал стёкол в своей спальне: их заменяла обычная решётка. Зимой пользовался спальным мешком, но стёкол не вставлял. Художник прожил до глубокой старости и не знал, что такое простуда.

А что нам помогает на уроках укрепить наше здоровье?

 5.Физкультминутка.

6. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Инфекционные болезни и аллергия.

- Какой человек чаще болеет?

- Какие болезни вы уже знаете?

Существуют инфекционные болезни и аллергия.

Слово «инфекция» в переводе с латинского значит «заражать». Главное отличие инфекционных болезней от всех остальных в том, что они могут передаваться от больных людей к здоровым. Именно эта способность заболеваний позволяет им поражать одновременно множество людей, вызывать эпидемии (от греческого слова «повальная болезнь»)

Прочитать в учебнике текст «Инфекционные болезни и аллергия» стр. 148-148.

Выполнить задания на карточках.

1-ая группа.

1). Продолжить определение. Инфекционные болезни возникают ….

К инфекционным  болезням относят  …

2-ая группа.

Как проникают возбудители кишечных заболеваний  в организм человека?

Почему нужно строго выполнять предписания врача?

3-яя группа.

Продолжите определение.

Аллергия – это…

Как уберечься от проявления аллергии?

Работа в рабочей тетради.

С 85 № 2.

- Прочитайте.

- Из-за чего возникают инфекционные болезни?

- Выбирайте правильный ответ и отметьте его знаком «+» (Из-за заражения болезнетворными бактериями или вирусами.)

С. 85 № 3.

- Рассмотрите рисунки.

- Назови правила, как уберечь себя от инфекционных болезней.

- Закрась кружок, если ты выполняешь это правило.

С. 85 № 4.

- Прочитайте.

- Найдите в тексте учебника определение аллергии. Выпишите. (Аллергия – это особая чувствительность к некоторым вещам.)

7. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания

Домашнее задание. По выбору. 1) Составить  памятку по закаливанию. 2)Составить  инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.

Итог урока.

- Давайте же ответим на контрольный вопрос нашего урока: что же нужно делать, чтобы предупреждать болезни?

- Какие болезни называются инфекционными?

- Как уберечься от инфекционных болезней и проявлений аллергии?

РефлЕксия.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • После урока мне захотелось…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…

1-ая группа.

1). Продолжить определение.

Инфекционные болезни возникают _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) К инфекционным  болезням относят  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2-ая группа.

Как проникают возбудители кишечных заболеваний  в организм человека?

Возбудители кишечных заболеваний ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему нужно строго выполнять предписания врача?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3-яя группа.

Продолжите определение.

Аллергия-это ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Как уберечься от проявления аллергии?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

 

             1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

 

 

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

 

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

§    с целью подготовки к контрольному уроку

§    с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

§    в знакомой ситуации (типовые)

§    в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

 

Краткое описание этапов урока

Перечень УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке.

– самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества с учи

телем и сверстниками (К).

2. Актуализация (повторение) знаний

На данном этапе организуется подготовка учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий

2)актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, анало-

гия, классификация, сериация (П);

– извлечение необходимой информации из

текстов (П);

– использование знаково-символических

средств (П);

– осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затрудне-

ния (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной пол-

нотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования

своего суждения (К).

3. Объяснение нового материала

На данном этапе учащиеся выявляют место и

причину затруднения.

Учащиеся в коммуникативной

форме обдумывают учебные действия:

ставят цель,

согласовывают тему урока,

выбирают способ,

строят план достижения цели;

определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим процессом руководит учитель: на первых

порах с помощью подводящего диалога, затем –

побуждающего диалога, а затем и с помощью

исследовательских методов

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, анало-

гия (П);

– подведение под понятие (П);

– определение основной и второстепенной ин-

формации (П);

– постановка и формулирование проблемы (П);

– структурирование знаний (П);

– осознанное и произвольное построение рече-

вого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной пол-

нотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в ком-

муникации (К);

– учет разных мнений, координирование в со-

трудничестве разных позиций (К);

– разрешение конфликтов (К).

4. Первичное закрепление

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,

сериация, классификация (П);

– извлечение из математических текстов необходимой информации (П);

– моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

– использование знаково-символических средств  (П);

– подведение под понятие (П);

– установление причинно-следственных связей

(П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

– достижение договоренностей и согласование

общего решения (К);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

При проведении данного этапа используется

индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового вида,

осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют

возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и

им предстоит их доработать.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, анало-

гия, сериация, классификация (П);

– извлечение из математических текстов необ-

ходимой информации (П);

– использование знаково-символических

средств (П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– осознанное и произвольное построение рече-

вого высказывания (П);

– доказательство (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения

(Р);

6. Включение в систему знаний и повторение

На данном этапе выявляются границы примени-

мости нового знания и выполняются задания, в

которых новый способ действий предусматри-

вается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания,

в которых тренируется использование изученного

ранее материала, имеющего методическую цен-

ность для введения в последующем новых спо-

собов действий.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, анало-

гия, сериация, классификация (П);

– понимание текстов, извлечение необходимой

информации (П);

– подведение под понятие (П);

– моделирование, преобразование модели (П);

– использование знаково-символических средств

(П);

– установление причинно-следственных связей

(П);

– построение логической цепи рассуждений, вы-

ведение следствий (П);

– самостоятельное создание алгоритмов деятель-

ности (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– доказательство (П);

– осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П);

– контроль, коррекция, оценка (Р);

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

На данном этапе фиксируется новое содержа-

ние, изученное на уроке, и организуется реф-

лексия и самооценка учениками собственной

учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной дея-

тельности и ее результаты, фиксируется степень

их соответствия, и намечаются дальнейшие це-

ли деятельности.

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов дея-

тельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности

(Л);

– адекватное понимание причин успеха / неус-

пеха в учебной деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной пол-

нотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мне-

ния, учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования сво-

его суждения (К);

– планирование учебного сотрудничества (К);

– следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям (Л).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру в з классе "Умей предупреждать болезни"

Цель урока:формирование представления о здоровом образе жизни через знания о строении организма человека. Планируемые результаты. Предметные результаты: ознакомить с правилами закаливани...

Разработка урока по теме "УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ" 3 класс по учебнику А.А. Плешакова Окружающий мир

тип данного урока -изучение нового материала.На данном уроке можно использовать и дополнительный материал....

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Умей предупреждать болезни" с презентацией

Урок окружающего мира мною составлен и проведен в 3 классе с презентацией, а также участием детей моего класса (ими были составлены сообщения по теме урока с использованием презентации)....

Урок окружающего мира "Умей предупреждать болезни" 3 класс

Урок окружающего мира "Умей предупреждать болезни" 3 класс. Представлен конспект урока,технологическая карта, самоанализ урока, презентация к уроку, песня "Ни мороз мне не страшен , ни жара"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель деятельности учителя:формирование у обучающихся знаний о закаливании организма, предупреждении болезни и правилах здорового образа жизни.Задачи урока:Дидактические:1. дать представление о понятия...