Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предмет: окружающий мир.Тема урока: Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. УМК: Школа России 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_0.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 33 Предмет: окружающий мир. Класс: 3 –Б класс Дата: 14.01.21
Тема урока: Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Тип урока: усвоения новых знаний
Дидактическая цель урока: познакомить с закаливанием организма.
Цели:
Образовательные: ознакомить с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья; дать представление об инфекционных болезнях, аллергии.
Воспитательные: воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, интерес к предмету;
Развивающие: развивать способность анализировать полученную информацию, делать правильные выводы, любознательность, мышление.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил закаливания организма);
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды;
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.
УУД:
- личностные:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
- регулятивные:
- структурирование знаний;
- познавательные:
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование:
- Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова.
- Рабочая тетрадь. Окружающий мир. Часть 1.
- Проектор, экран, ноутбук;
- презентация к уроку
- карточки с заданием
Ход урока.
- Самоопределение к деятельности (орг. момент)
Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников
- Отгадайте три загадки:
По небу ходит Маляр без кистей. Краской коричневой Красит людей. (Солнце) | В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ее летать, На землю падает опять. (Вода) | Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух) |
- Вспомните поговорку, в которой есть эти слова.
- Верно. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Почему так говорят?
(Они помогают закалять, укреплять наш организм)
- Для чего человеку нужно быть закаленным?
Сегодня на уроке будем говорить о закаливании и предупреждении болезней.
Тема урока « Умей предупреждать болезни».
На какой вопрос мы должны ответить в конце урока?
(Что нужно делать, чтобы предупредить болезнь?)
Что нам предстоит на уроке узнать:
- как предупреждать болезни?
- что значит быть закалённым?
- что такое инфекционные болезни и аллергия;
Чему на уроке предстоит учиться: правилам закаливания организма.
4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения
- А что нужно делать, чтобы наш организм был сильным и сам справлялся с различными микробами? (Укреплять его.)
- Многие из вас знают веселую песенку:
Ни мороз мне не страшен, ни жара.
Удивляются даже доктора,
Почему я не болею,
Почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора.
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень,
Потому что водою из-под крана
Обливаюсь я каждый день.
- Как герой песни укреплял свой организм?
Работа по группам.
- Как мы можем укреплять свой организм? (Закаливанием.)
-Успешным закаливание может быть при соблюдении определённых правил.
- Прочитайте в учебнике задания для групповой работы на стр. 147.
- Изучите правила закаливания воздухом, водой или солнцем.
1-ая группа – закаливание воздухом.
2-ая группа – закаливание водой.
3-яя группа – закаливание солнцем.
Составьте памятку и запишите. Результаты представьте классу.
Затем вместе сформулируйте общие правила закаливания по стр. 147-148
- С помощью чего проводится закаливание? (Воздух.)
Открывается первый прямоугольник. Или можно вписать в него слово ВОЗДУХ.
- Что нужно делать, чтобы воздух закалил организм? (Делать зарядку при открытой форточке, спать в тёплое время года при открытом окне, играть на свежем воздухе, кататься на коньках и лыжах).
- Что еще способствует закаливанию организма? (Вода)
Открывается второй прямоугольник. Или можно вписать в него слово ВОДА.
- Назовите мероприятия по закаливанию организма водой.
(Начинать закаливание лучше с прохладного душа, температуру снижать постепенно. После водных процедур нужно растирать кожу сухим полотенцем. Летом прекрасно закаляет купание в чистом водоёме. Температура воды должна быть не ниже + 20 градусов. В воде можно находиться не больше 10 минут и обязательно под наблюдением взрослых.
- Что еще способствует закаливанию организма? (Солнце).
Открывается третий прямоугольник. Или можно вписать в него слово СОЛНЦЕ.
- Назовите мероприятия по закаливанию организма солнцем.
(Находиться на солнце в головном уборе. Загорать нужно первый раз не больше 5 минут. Постепенно увеличивая время до 30-40 минут. Необходимо пользоваться защитным кремом от солнечных ожогов.)
Сформулируйте общие правила закаливания
1) Первое правило - закаливание следует проводить систематически.
2) Другое правило - постепенность. Вставайте рано, всегда в одно и то же время. Вы уже стоите на коврике. Форточка открыта. После зарядки приступайте к водным процедурам. Начинать следует с простого - обтирания как более доступного способа закаливания во все времена года. Сама процедура несложна: намочили полотенце или губку и за 1-2 минуты растерли руки, затем грудь, шею, спину, живот и ноги. После быстро вытерлись насухо. Постепенно снижая температуру воды. Через месяц можно перейти к более сильной процедуре - обливанию или душу. Начальная температура воды 30-35 градусов. Затем постепенно ее понижают. (слайд )
3) Очень сильное закаливающее средство - контрастный душ, когда температура воды непрерывно меняется от горячей до холодной. При этом начинают с минимальной разницы температур, постепенно доводя ее до максимальной. (слайд )
4) Одновременно необходимо постепенно переходить на более легкую одежду, не кутаться, чаще проветривать комнату, не укрываться на ночь слишком тепло. (слайд )
5) Занимайтесь легкой атлетикой, гимнастикой, катайтесь на коньках, на лыжах - и ваши мускулы будут упруги и крепки. (слайд )
6) Летом старайтесь больше быть на свежем воздухе - в лесу, у реки. Играйте в мяч, и другие подвижные игры. Ходите в походы. (слайд )
Помните: солнце, воздух и вода - самые верные наши друзья.
Закалять свой организм нужно постепенно и настойчиво. При этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли.
Примером может служить великий полководец Александр Васильевич Суворов. Его мы сегодня вспомнили неслучайно. Дело в том, что закаливание помогло Александру Васильевичу не только стать военным, но и добиться огромных успехов на этом поприще. В детстве Суворов был слабеньким тщедушным мальчиком. Он так часто болел, что отец решил не отдавать его на военную службу, а подобрать для него какое-нибудь гражданское занятие. Это не понравилось маленькому Саше. Для того чтобы переубедить отца, он каждый день стал обливаться холодной водой, много занимался физкультурой, спал, накрывшись простынёй, никогда не одевался тепло и часами ездил верхом. С большим удовольствием парился с веником в русской бане. В результате Суворов окреп, перестал болеть и был зачислен в полк. До конца жизни полководец обливался водой, в походах спал прямо на земле и предпочитал простую грубую солдатскую пищу. Всё это помогло А. Суворову уже не в молодом возрасте вместе с русской армией совершить тяжёлый переход по снегам и льдам горного массива Альпы, овладеть высокогорным перевалом, ударить в тыл неприятельской армии и разбить её.
Известный русский художник Иван Ефимович Репин для укрепления своего здоровья и закаливания применял другой способ. Он вообще не признавал стёкол в своей спальне: их заменяла обычная решётка. Зимой пользовался спальным мешком, но стёкол не вставлял. Художник прожил до глубокой старости и не знал, что такое простуда.
А что нам помогает на уроках укрепить наше здоровье?
5.Физкультминутка.
6. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.
Инфекционные болезни и аллергия.
- Какой человек чаще болеет?
- Какие болезни вы уже знаете?
Существуют инфекционные болезни и аллергия.
Слово «инфекция» в переводе с латинского значит «заражать». Главное отличие инфекционных болезней от всех остальных в том, что они могут передаваться от больных людей к здоровым. Именно эта способность заболеваний позволяет им поражать одновременно множество людей, вызывать эпидемии (от греческого слова «повальная болезнь»)
Прочитать в учебнике текст «Инфекционные болезни и аллергия» стр. 148-148.
Выполнить задания на карточках.
1-ая группа.
1). Продолжить определение. Инфекционные болезни возникают ….
К инфекционным болезням относят …
2-ая группа.
Как проникают возбудители кишечных заболеваний в организм человека?
…
Почему нужно строго выполнять предписания врача?
3-яя группа.
Продолжите определение.
Аллергия – это…
Как уберечься от проявления аллергии?
Работа в рабочей тетради.
С 85 № 2.
- Прочитайте.
- Из-за чего возникают инфекционные болезни?
- Выбирайте правильный ответ и отметьте его знаком «+» (Из-за заражения болезнетворными бактериями или вирусами.)
С. 85 № 3.
- Рассмотрите рисунки.
- Назови правила, как уберечь себя от инфекционных болезней.
- Закрась кружок, если ты выполняешь это правило.
С. 85 № 4.
- Прочитайте.
- Найдите в тексте учебника определение аллергии. Выпишите. (Аллергия – это особая чувствительность к некоторым вещам.)
7. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания
Домашнее задание. По выбору. 1) Составить памятку по закаливанию. 2)Составить инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.
Итог урока.
- Давайте же ответим на контрольный вопрос нашего урока: что же нужно делать, чтобы предупреждать болезни?
- Какие болезни называются инфекционными?
- Как уберечься от инфекционных болезней и проявлений аллергии?
РефлЕксия.
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- После урока мне захотелось…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
1-ая группа. 1). Продолжить определение. Инфекционные болезни возникают _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) К инфекционным болезням относят ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
2-ая группа. Как проникают возбудители кишечных заболеваний в организм человека? Возбудители кишечных заболеваний ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Почему нужно строго выполнять предписания врача? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
3-яя группа. Продолжите определение. Аллергия-это ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Как уберечься от проявления аллергии? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний: 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
| 3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний. § с целью подготовки к контрольному уроку § с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление § в знакомой ситуации (типовые) § в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) | 4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу |
5. Структура урока контроля знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
| 6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
7. Структура комбинированного урока. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
|
|
Краткое описание этапов урока | Перечень УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности. | |
Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке. | – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учи телем и сверстниками (К). |
2. Актуализация (повторение) знаний | |
На данном этапе организуется подготовка учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий 2)актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений выполнении пробного учебного действия или его обосновании. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, анало- гия, классификация, сериация (П); – извлечение необходимой информации из текстов (П); – использование знаково-символических средств (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затрудне- ния (Р); – выражение своих мыслей с достаточной пол- нотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
3. Объяснение нового материала | |
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные действия: ✔ ставят цель, ✔ согласовывают тему урока, ✔ выбирают способ, ✔ строят план достижения цели; ✔ определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, анало- гия (П); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной ин- формации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение рече- вого высказывания (П); – выражение своих мыслей с достаточной пол- нотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в ком- муникации (К); – учет разных мнений, координирование в со- трудничестве разных позиций (К); – разрешение конфликтов (К). |
4. Первичное закрепление | |
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – извлечение из математических текстов необходимой информации (П); – моделирование и преобразование моделей разных типов (П); – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – установление причинно-следственных связей (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – осознание ответственности за общее дело (Л); |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | |
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового вида, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, анало- гия, сериация, классификация (П); – извлечение из математических текстов необ- ходимой информации (П); – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – осознанное и произвольное построение рече- вого высказывания (П); – доказательство (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); |
6. Включение в систему знаний и повторение | |
На данном этапе выявляются границы примени- мости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматри- вается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую цен- ность для введения в последующем новых спо- собов действий. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, анало- гия, сериация, классификация (П); – понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); – подведение под понятие (П); – моделирование, преобразование модели (П); – использование знаково-символических средств (П); – установление причинно-следственных связей (П); – построение логической цепи рассуждений, вы- ведение следствий (П); – самостоятельное создание алгоритмов деятель- ности (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – доказательство (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке | |
На данном этапе фиксируется новое содержа- ние, изученное на уроке, и организуется реф- лексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной дея- тельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие це- ли деятельности. | – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов дея- тельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неус- пеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной пол- нотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мне- ния, учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования сво- его суждения (К); – планирование учебного сотрудничества (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру в з классе "Умей предупреждать болезни"
Цель урока:формирование представления о здоровом образе жизни через знания о строении организма человека. Планируемые результаты. Предметные результаты: ознакомить с правилами закаливани...
Разработка урока по теме "УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ" 3 класс по учебнику А.А. Плешакова Окружающий мир
тип данного урока -изучение нового материала.На данном уроке можно использовать и дополнительный материал....
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Умей предупреждать болезни" с презентацией
Урок окружающего мира мною составлен и проведен в 3 классе с презентацией, а также участием детей моего класса (ими были составлены сообщения по теме урока с использованием презентации)....
Урок окружающего мира "Умей предупреждать болезни" 3 класс
Урок окружающего мира "Умей предупреждать болезни" 3 класс. Представлен конспект урока,технологическая карта, самоанализ урока, презентация к уроку, песня "Ни мороз мне не страшен , ни жара"...
Тест по окружающему миру "Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни"
Проверка знаний по изученной теме...
Технологическая карта урока окружающего мира "Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель деятельности учителя:формирование у обучающихся знаний о закаливании организма, предупреждении болезни и правилах здорового образа жизни.Задачи урока:Дидактические:1. дать представление о понятия...