Конспект урока по окружающему миру 3 класс Московский Кремль
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Смирнова Татьяна Анатольевна

Урок изучения нового материала. Интерактивное путешествие по Московскому Кремлю позволяет детям лучше познакомиться с достопримечательностями этого города

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskvskiy_kreml.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила учитель начальных классов

 МБОУ СОШ №22 г. Костромы 2018 г.

Смирнова Татьяна Анатольевна

Тема урока: «Московский Кремль»

Форма проведения: заочная экскурсия, мини-проект

Задачи:

Образовательные:

  • знакомство с достопримечательностями Московского Кремля;
  • закрепление и углубление знаний об истории Москвы;
  • формирование умения выделять главное, существенное.

Развивающие:

  • развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; коммуникативных способностей и толерантности; памяти, мышления, восприятия, внимания, наблюдательности.

Воспитательные:

  • воспитание у детей интереса к изучению истории своей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями;
  • воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину;
  • воспитание бережного, трепетного отношения к историческому наследию России;
  • любознательности и пытливости в процессе учения;
  • чувства взаимопомощи.

Оборудование:

  • ТСО: проектор, экран, компьютерный диск с компьютерной презентацией со звуком, рабочая презентация

• Карточки для работы в паре

• Пословицы

• «Шкала знаний»

Ход урока

I. Организационный момент

1. Здравствуйте, ребята.

Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся на экскурсию.

А куда, вы узнаете, если соберете пазлы с пословицами, которые находятся в конверте №1.

Эту работу я предлагаю выполнить в парах.

Вопросы есть?

Приступили к работе.

2. Проверка на доске.

Прочитайте пословицу, которую вы сложили.

Пройди к столу, найди такую же пословицу и прикрепи на доску.

- У кого такая же пословица?

- У кого другие?

3. Ребята, как вы понимаете “Москва всем городам мать”

- Мама - самый дорогой, самый близкий человек. А у каждого человека есть сердце. А где сердце Москвы? (Кремль)

- Почему?

Любой древний город начинался с крепости:

г. Камышин – Дмитриевская крепость,

г. Волгоград – Царицынская крепость, а Москва началась с Кремля.

4. Тема нашего урока - “Московский Кремль” Песня О. Газманова «Москва»

Рассказ учителя:

Люди часто отправляются в путешествия, ездят, друг к другу в гости. Всегда много гостей и в городе Москве. Она по праву считается одним из самых красивых городов мира. Но человеку, впервые попавшему в Москву, бывает очень трудно. Ведь город большой, а хочется увидеть в нем как можно больше интересного и ничего не пропустить.

-Как называется профессия людей, которые помогают таким путешественникам? (экскурсовод)

Сегодня мы попробуем стать экскурсоводами, проведем заочную экскурсию по городу и докажем, что русские пословицы, появившиеся несколько столетий назад до сих пор актуальны для нашей жизни.


- Ребята, а с какой целью мы совершим это путешествие. Как вы думаете?

- Давайте определим уровень ваших знаний о Кремле и отметим на шкале:

Знаю много, знаю мало или у кого-то по середине.

- А кто хочет узнать больше о Кремле? Что хотите узнать на сегодняшнем уроке?

II. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы познакомились с историей возникновения, развитием и становлением города Москва, а также с достопримечательностями нашей столицы. Откройте рабочие тетради на стр. 44, 45 и выполним задание под №2.

- Что изображено на гербе Москвы?

(На гербе Москвы изображён всадник, поражающий змея. Это Георгий Победоносец.)

- Задание №3.

- Проверьте себя по учебнику.

II. Актуализация опорных знаний.

Прежде, чем отправиться в современный Кремль, предлагаю вам вспомнить историю возникновения Москвы.

Как же все начиналось?

Сообщение учащихся:

Ехал как-то князь Юрий Владимирович, прозванный Долгоруким, со своей дружиной.

Вдруг стихло всё вокруг. Лишь туман по земле стелется. Показался из тумана зверь о трёх головах.

Взмахнул князь мечом. А зверь исчез в чаще лесной, и туман сразу растаял. Старец, что сопровождал князя, так растолковал явление зверя: «Суждено тебе, великий князь, на месте этом воздвигнуть новый славный город!»

Да, холм высокий, лес густой, две реки протекает.

Повелеваю, на сим мест, построить город”

Так гласит легенда. А летописи сообщают, что в 1147 году князь Юрий Долгорукий пригласил в гости князя черниговского Святослава в небольшой городок на берегах Москвы-реки: «Приходи ко мне, брате, в Москов!»

По преданию, Москва возникла на месте сёл, принадлежащих боярину Кучке. И некоторое время Москва имела и второе название – Кучково.

Ребята, почему именно это место привлекло князя Юрия Долгорукого?

(холм, лес, реки).

(Оценить работу учащихся)

III. Изучение нового материала.

Продолжим знакомство с Москвой.

- Как вы думаете, с чего следует начать нашу экскурсию?

Начинается земля, как известно, от Кремля…

- В Кремле издавна жили и правили страной цари и императоры.

- А кто сейчас работает в Кремле?


-А кто такой …………….?

(Президент Российской Федерации)

Рассказ учителя:

Слово «Кремль» происходит от древнерусского «Кром»- так называлась центральная часть древних городов. Со всех сторон она была обнесена крепостными стенами с башнями. Строился Кремль обычно на самом видном месте. Московский Кремль был расположен очень удобно - на Боровицком холме; здесь река Неглинка впадала в реку Москву. Первый Кремль был деревянным. Но у дерева есть опасный враг.

Какой? (огонь).

И вся Москва горела не один раз. Но с каждым разом её вновь отстраивали, и она становилась всё красивее и красивее.

Работа с учебником.

Познакомимся с историей Кремля, открыв учебник на стр. 102-103.

Чтение статьи «Из истории Кремля»

Вопросы по содержанию статьи.

-Как первоначально выглядел Кремль?

-А как выглядит Кремль в настоящее время?

И так, в разные времена Кремль и по-разному выглядел.

Давайте вспомним.

В этом вам помогут опорные карточки со словами, которые при верном сложении выстроятся в этапы возникновения Московского Кремля.

Возьмите конверт №2

(работа в парах)

Проверка.

- Прочитайте. Что у вас получилось?

- У кого так же?

- У кого по-другому?

А теперь посмотрим на экран. (Презентация рабочая)

1 этап – деревянный Кремль. Его построили при Иване Калита.

2 этап – белокаменный Кремль. Вот откуда пошло – Москва белокаменная. Возвели его при Дмитрии Донском.

3 этап – Кремль из красного кирпича. Выстроили его по приказу Ивана III.

-При Иване III Москва расширила и укрепила свои границы, стала столицей нашей Родины. А себя приказал величать “Государь всея Руси”

III. Изучение нового материала.

Прошли века, указ Юрия Долгорукого был выполнен. И вот перед нами современный Московский Кремль.

- А теперь давайте посмотрим на карту Кремля. (Презентация рабочая

2 слайд)

В рабочей тетради на стр. 47 можно ближе рассмотреть карту Кремля.

- Что расположено вдоль стен Кремля? (башни)

- Сколько их? (20)

- А для чего их возводили?

(Существуют башни проездные, сторожевые, стрельницы.)

- У каждой башни есть свое название.

- Есть башня, как память о первом московском водопроводе. Машина гнала из устроенного колодца воду на башню, а оттуда вода попадала по свинцовым трубам в Кремль. Это Водовзводная башня.

(Находим на карте)

- А под этой башней, под землей, выкопали тайный ход, соединявший крепость с рекой.

- Как называется эта башня?

(Тайницкая – находим на карте)

- На эту башню любил подниматься царь Иван Грозный, осматривать свои владения.

(Царская башня)

- Эта башня названа в честь холма, на котором возвышается Кремль.

- Теперь именно через эту башню проезжают машины президента и других официальных лиц. (Боровицкая башня)

Самая высока башня – 80 метров .

(Троицкая)

-А самая маленькая?

(Кутафья башня)

- А кто мне скажет, как называется эта башня? (3 слайд Презент. рабочей)

-Чем она отличается от других башен? ( На ней находятся часы.)

Рассказ учителя:

Это главные часы государства - Куранты. По ним сверяет время вся страна. Часовой механизм Курантов весит 25 тонн, длина минутной стрелки 3 метра 28 сантиметров, часовой - 2 метра 97 сантиметров. Над самыми высокими башнями – Спасской, Троицкой, Никольской, Боровицкой и Водовзводной – круглые сутки горят пятиконечные рубиновые звёзды. Расстояние между концами лучей – от 3 до 3,75метров.

Итак, первая достопримечательность Кремля – Стены и башни.

ФИЗМИНУТКА

( Под музыку «А я иду шагаю по Москве…»)

-Как много могли бы ещё рассказать о себе башни Кремля. Но обратимся теперь к прабабушке всех московских площадей – Соборной площади Кремля.

Показ Соборной площади. (Карта Кремля)

-На территории Кремля находится много соборов.

-Кто знает, что такое Собор? (храм, церковь)

Сообщение учащихся №2:

Соборная площадь Кремля существовала уже в 1326 году. Её окружают 3 величавых собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. Здесь же возвышается колокольня Ивана Великого. У каждого собора – свой облик и назначение. В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царствование цари. Воины русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны. По соседству с Успенским стоит нарядный Благовещенский собор – домовая церковь великого князя.

(Презентация рабочая слайд 4)

Сообщение учащихся №3:

В 1509 году был построен Архангельский собор – самый красивый, величественный из всех кремлёвских соборов. Он напоминает сказочный дворец. Архангельский собор – это усыпальница московских князей и царей.

Усыпальница- это место захоронения или могила.

Сообщение учащихся №4:

(Презент. раб. 5 слайд)

Рядом с Архангельским собором возвышается колокольня Ивана Великого. Высока и стройна эта колокольня. В старинные времена путники видели её за 10 км от Москвы. Бело- золотую кремлёвскую звонницу знал каждый, а про рослого человека в народе говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого».

Высоко над Москвой в небо поднималась ярусами дозорная башня. На самой высоте, на боевой площадке, сидел бородатый караульщик и зорко смотрел вдаль: не покажутся ли враги? Заметив опасность, ударял воин в гулкие звоны-колокола, разводила стража подъёмные мосты надо рвом, наглухо запирала кремлевские ворота. Колокольня Ивана Великого спасала от врагов не только Кремль, он и всю Москву.

А вот о другой достопримечательности Кремля вы сейчас догадаетесь сами, разгадав загадку.

Отгадайте загадку:

Дети, закрывайте ушки,

Сейчас будет выстрел…(пушки)

Эта пушка никогда не стреляла. ( Презент. рабочая слайд5 Царь-пушка)

Царь – пушку отлили для защиты от крымского хана. Но орда не дошла до Москвы, и не пришлось горожанам увидеть, как бьет оружие, которое за величину прозвали «Царь-пушка». Эта пушка стояла для устрашения врагов. Ядра, которые лежат у основания пушки не смог бы поднять ни один воин, потому что весят они целую тонну каждое. Длина - 5м 34см

Посмотри, подружка!

Рядом с Царь-пушкой

Недалеко, ну около

Другой царь, но…(колокол)

-Царь – колокол весит около двухсот тонн. Отливали его для колокольни Ивана Великого, но после страшного пожара на кремлевской земле колокол дал трещину, а потом от него отвалился кусок. Так и не сбылась мечта славных русских мастеров – позвонить в колокол, какого еще «мир не слыхал и не видал».


- А какие еще есть достопримечательности на территории Кремля, вы узнаете внимательно посмотрев презентацию (Презентация «Московский Кремль»)


IV. Итог урока.

- Много хранит московская земля достопримечательностей, но наша экскурсия подходит к концу.

- Поднимите руку, кто пополнил свои знания о Московском Кремле?

- Отразите это на своей шкале.

V. Интервьюирование.

- Бывая на экскурсии, путешествуя, часто подходят журналисты из разных журналов, газет. Они хотят знать, что вам понравилось, что запомнилось?

Вот такое интервью и я хочу у вас взять.

(Что понравилось, что запомнилось, что было интересного на уроке.)


VI. Домашнее задание.

Учебник стр. 100-105, Раб. тетрадь стр. 46-47 №1, №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Московский Кремль», 2 класс

Цель деятельности учителя: знакомство с историей Московского Кремля, его достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:знать год основания Московского Кремля;знать достопримечательности Мо...

Технологическая карта урока по окружающему миру Тема: «Московский Кремль». (2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с Московским Кремлем; с историей его строительства в течение веков.Планируемые результаты-обучающие: знать, что такое Московский Кремль для каждого жителя России...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Московский Кремль" УМК: «Перспектива»

УМК: «Перспектива» Плешаков А.А., Новицкая М.ЮТема урока: «Московский Кремль» 3 классЦель: познакомить детей с историей развития Московского Кремля и с его достопримечательност...

Конспект урока по Окружающему миру для 3-х классов на тему:"Московский кремль" в технологии образовательный туризм.

Воспользуемся матрицей – технологической картой урока, каким образом может быть выстроен урок в технологии школьного образовательного туризма:Класс: 3Окружающий мир1. Тема урок«Московский ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "История Московского Кремля" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование знаний об истории Московского кремля; познавательного интереса.Планируемые результаты:Предметные:Знать: историю Московского кремля;Уметь: пользоваться справочно...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК Перспектива Тема:Московский Кремль

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Московский кремль»Цели деятельности учителя: формирование знаний о Московском Кремле Планируемые результатыПредметные: Знать  что такое д...