Конспект урока по окружающему миру 3 класс Московский Кремль
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок изучения нового материала. Интерактивное путешествие по Московскому Кремлю позволяет детям лучше познакомиться с достопримечательностями этого города
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskvskiy_kreml.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ СОШ №22 г. Костромы 2018 г.
Смирнова Татьяна Анатольевна
Тема урока: «Московский Кремль»
Форма проведения: заочная экскурсия, мини-проект
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с достопримечательностями Московского Кремля;
- закрепление и углубление знаний об истории Москвы;
- формирование умения выделять главное, существенное.
Развивающие:
- развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; коммуникативных способностей и толерантности; памяти, мышления, восприятия, внимания, наблюдательности.
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к изучению истории своей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями;
- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину;
- воспитание бережного, трепетного отношения к историческому наследию России;
- любознательности и пытливости в процессе учения;
- чувства взаимопомощи.
Оборудование:
- ТСО: проектор, экран, компьютерный диск с компьютерной презентацией со звуком, рабочая презентация
• Карточки для работы в паре
• Пословицы
• «Шкала знаний»
Ход урока
I. Организационный момент
1. Здравствуйте, ребята.
Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся на экскурсию.
А куда, вы узнаете, если соберете пазлы с пословицами, которые находятся в конверте №1.
Эту работу я предлагаю выполнить в парах.
Вопросы есть?
Приступили к работе.
2. Проверка на доске.
Прочитайте пословицу, которую вы сложили.
Пройди к столу, найди такую же пословицу и прикрепи на доску.
- У кого такая же пословица?
- У кого другие?
3. Ребята, как вы понимаете “Москва всем городам мать”
- Мама - самый дорогой, самый близкий человек. А у каждого человека есть сердце. А где сердце Москвы? (Кремль)
- Почему?
Любой древний город начинался с крепости:
г. Камышин – Дмитриевская крепость,
г. Волгоград – Царицынская крепость, а Москва началась с Кремля.
4. Тема нашего урока - “Московский Кремль” Песня О. Газманова «Москва»
Рассказ учителя:
Люди часто отправляются в путешествия, ездят, друг к другу в гости. Всегда много гостей и в городе Москве. Она по праву считается одним из самых красивых городов мира. Но человеку, впервые попавшему в Москву, бывает очень трудно. Ведь город большой, а хочется увидеть в нем как можно больше интересного и ничего не пропустить.
-Как называется профессия людей, которые помогают таким путешественникам? (экскурсовод)
Сегодня мы попробуем стать экскурсоводами, проведем заочную экскурсию по городу и докажем, что русские пословицы, появившиеся несколько столетий назад до сих пор актуальны для нашей жизни.
- Ребята, а с какой целью мы совершим это путешествие. Как вы думаете?
- Давайте определим уровень ваших знаний о Кремле и отметим на шкале:
Знаю много, знаю мало или у кого-то по середине.
- А кто хочет узнать больше о Кремле? Что хотите узнать на сегодняшнем уроке?
II. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы познакомились с историей возникновения, развитием и становлением города Москва, а также с достопримечательностями нашей столицы. Откройте рабочие тетради на стр. 44, 45 и выполним задание под №2.
- Что изображено на гербе Москвы?
(На гербе Москвы изображён всадник, поражающий змея. Это Георгий Победоносец.)
- Задание №3.
- Проверьте себя по учебнику.
II. Актуализация опорных знаний.
Прежде, чем отправиться в современный Кремль, предлагаю вам вспомнить историю возникновения Москвы.
Как же все начиналось?
Сообщение учащихся:
Ехал как-то князь Юрий Владимирович, прозванный Долгоруким, со своей дружиной.
Вдруг стихло всё вокруг. Лишь туман по земле стелется. Показался из тумана зверь о трёх головах.
Взмахнул князь мечом. А зверь исчез в чаще лесной, и туман сразу растаял. Старец, что сопровождал князя, так растолковал явление зверя: «Суждено тебе, великий князь, на месте этом воздвигнуть новый славный город!»
“Да, холм высокий, лес густой, две реки протекает.
Повелеваю, на сим мест, построить город”
Так гласит легенда. А летописи сообщают, что в 1147 году князь Юрий Долгорукий пригласил в гости князя черниговского Святослава в небольшой городок на берегах Москвы-реки: «Приходи ко мне, брате, в Москов!»
По преданию, Москва возникла на месте сёл, принадлежащих боярину Кучке. И некоторое время Москва имела и второе название – Кучково.
- Ребята, почему именно это место привлекло князя Юрия Долгорукого?
(холм, лес, реки).
(Оценить работу учащихся)
III. Изучение нового материала.
Продолжим знакомство с Москвой.
- Как вы думаете, с чего следует начать нашу экскурсию?
Начинается земля, как известно, от Кремля…
- В Кремле издавна жили и правили страной цари и императоры.
- А кто сейчас работает в Кремле?
-А кто такой …………….?
(Президент Российской Федерации)
Рассказ учителя:
Слово «Кремль» происходит от древнерусского «Кром»- так называлась центральная часть древних городов. Со всех сторон она была обнесена крепостными стенами с башнями. Строился Кремль обычно на самом видном месте. Московский Кремль был расположен очень удобно - на Боровицком холме; здесь река Неглинка впадала в реку Москву. Первый Кремль был деревянным. Но у дерева есть опасный враг.
Какой? (огонь).
И вся Москва горела не один раз. Но с каждым разом её вновь отстраивали, и она становилась всё красивее и красивее.
Работа с учебником.
Познакомимся с историей Кремля, открыв учебник на стр. 102-103.
Чтение статьи «Из истории Кремля»
Вопросы по содержанию статьи.
-Как первоначально выглядел Кремль?
-А как выглядит Кремль в настоящее время?
И так, в разные времена Кремль и по-разному выглядел.
Давайте вспомним.
В этом вам помогут опорные карточки со словами, которые при верном сложении выстроятся в этапы возникновения Московского Кремля.
Возьмите конверт №2
(работа в парах)
Проверка.
- Прочитайте. Что у вас получилось?
- У кого так же?
- У кого по-другому?
А теперь посмотрим на экран. (Презентация рабочая)
1 этап – деревянный Кремль. Его построили при Иване Калита.
2 этап – белокаменный Кремль. Вот откуда пошло – Москва белокаменная. Возвели его при Дмитрии Донском.
3 этап – Кремль из красного кирпича. Выстроили его по приказу Ивана III.
-При Иване III Москва расширила и укрепила свои границы, стала столицей нашей Родины. А себя приказал величать “Государь всея Руси”
III. Изучение нового материала.
Прошли века, указ Юрия Долгорукого был выполнен. И вот перед нами современный Московский Кремль.
- А теперь давайте посмотрим на карту Кремля. (Презентация рабочая
2 слайд)
В рабочей тетради на стр. 47 можно ближе рассмотреть карту Кремля.
- Что расположено вдоль стен Кремля? (башни)
- Сколько их? (20)
- А для чего их возводили?
(Существуют башни проездные, сторожевые, стрельницы.)
- У каждой башни есть свое название.
- Есть башня, как память о первом московском водопроводе. Машина гнала из устроенного колодца воду на башню, а оттуда вода попадала по свинцовым трубам в Кремль. Это Водовзводная башня.
(Находим на карте)
- А под этой башней, под землей, выкопали тайный ход, соединявший крепость с рекой.
- Как называется эта башня?
(Тайницкая – находим на карте)
- На эту башню любил подниматься царь Иван Грозный, осматривать свои владения.
(Царская башня)
- Эта башня названа в честь холма, на котором возвышается Кремль.
- Теперь именно через эту башню проезжают машины президента и других официальных лиц. (Боровицкая башня)
Самая высока башня – 80 метров .
(Троицкая)
-А самая маленькая?
(Кутафья башня)
- А кто мне скажет, как называется эта башня? (3 слайд Презент. рабочей)
-Чем она отличается от других башен? ( На ней находятся часы.)
Рассказ учителя:
Это главные часы государства - Куранты. По ним сверяет время вся страна. Часовой механизм Курантов весит 25 тонн, длина минутной стрелки 3 метра 28 сантиметров, часовой - 2 метра 97 сантиметров. Над самыми высокими башнями – Спасской, Троицкой, Никольской, Боровицкой и Водовзводной – круглые сутки горят пятиконечные рубиновые звёзды. Расстояние между концами лучей – от 3 до 3,75метров.
Итак, первая достопримечательность Кремля – Стены и башни.
ФИЗМИНУТКА
( Под музыку «А я иду шагаю по Москве…»)
-Как много могли бы ещё рассказать о себе башни Кремля. Но обратимся теперь к прабабушке всех московских площадей – Соборной площади Кремля.
Показ Соборной площади. (Карта Кремля)
-На территории Кремля находится много соборов.
-Кто знает, что такое Собор? (храм, церковь)
Сообщение учащихся №2:
Соборная площадь Кремля существовала уже в 1326 году. Её окружают 3 величавых собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. Здесь же возвышается колокольня Ивана Великого. У каждого собора – свой облик и назначение. В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царствование цари. Воины русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны. По соседству с Успенским стоит нарядный Благовещенский собор – домовая церковь великого князя.
(Презентация рабочая слайд 4)
Сообщение учащихся №3:
В 1509 году был построен Архангельский собор – самый красивый, величественный из всех кремлёвских соборов. Он напоминает сказочный дворец. Архангельский собор – это усыпальница московских князей и царей.
Усыпальница- это место захоронения или могила.
Сообщение учащихся №4:
(Презент. раб. 5 слайд)
Рядом с Архангельским собором возвышается колокольня Ивана Великого. Высока и стройна эта колокольня. В старинные времена путники видели её за 10 км от Москвы. Бело- золотую кремлёвскую звонницу знал каждый, а про рослого человека в народе говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого».
Высоко над Москвой в небо поднималась ярусами дозорная башня. На самой высоте, на боевой площадке, сидел бородатый караульщик и зорко смотрел вдаль: не покажутся ли враги? Заметив опасность, ударял воин в гулкие звоны-колокола, разводила стража подъёмные мосты надо рвом, наглухо запирала кремлевские ворота. Колокольня Ивана Великого спасала от врагов не только Кремль, он и всю Москву.
А вот о другой достопримечательности Кремля вы сейчас догадаетесь сами, разгадав загадку.
Отгадайте загадку:
Дети, закрывайте ушки,
Сейчас будет выстрел…(пушки)
Эта пушка никогда не стреляла. ( Презент. рабочая слайд5 Царь-пушка)
Царь – пушку отлили для защиты от крымского хана. Но орда не дошла до Москвы, и не пришлось горожанам увидеть, как бьет оружие, которое за величину прозвали «Царь-пушка». Эта пушка стояла для устрашения врагов. Ядра, которые лежат у основания пушки не смог бы поднять ни один воин, потому что весят они целую тонну каждое. Длина - 5м 34см
Посмотри, подружка!
Рядом с Царь-пушкой
Недалеко, ну около
Другой царь, но…(колокол)
-Царь – колокол весит около двухсот тонн. Отливали его для колокольни Ивана Великого, но после страшного пожара на кремлевской земле колокол дал трещину, а потом от него отвалился кусок. Так и не сбылась мечта славных русских мастеров – позвонить в колокол, какого еще «мир не слыхал и не видал».
- А какие еще есть достопримечательности на территории Кремля, вы узнаете внимательно посмотрев презентацию (Презентация «Московский Кремль»)
IV. Итог урока.
- Много хранит московская земля достопримечательностей, но наша экскурсия подходит к концу.
- Поднимите руку, кто пополнил свои знания о Московском Кремле?
- Отразите это на своей шкале.
V. Интервьюирование.
- Бывая на экскурсии, путешествуя, часто подходят журналисты из разных журналов, газет. Они хотят знать, что вам понравилось, что запомнилось?
Вот такое интервью и я хочу у вас взять.
(Что понравилось, что запомнилось, что было интересного на уроке.)
VI. Домашнее задание.
Учебник стр. 100-105, Раб. тетрадь стр. 46-47 №1, №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Московский Кремль», 2 класс
Цель деятельности учителя: знакомство с историей Московского Кремля, его достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:знать год основания Московского Кремля;знать достопримечательности Мо...
Технологическая карта урока по окружающему миру Тема: «Московский Кремль». (2 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с Московским Кремлем; с историей его строительства в течение веков.Планируемые результаты-обучающие: знать, что такое Московский Кремль для каждого жителя России...
Конспект урока по окружающему миру. Тема" Московский Кремль"
Тема: "Московский Кремль"...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Московский Кремль" УМК: «Перспектива»
УМК: «Перспектива» Плешаков А.А., Новицкая М.ЮТема урока: «Московский Кремль» 3 классЦель: познакомить детей с историей развития Московского Кремля и с его достопримечательност...
Конспект урока по Окружающему миру для 3-х классов на тему:"Московский кремль" в технологии образовательный туризм.
Воспользуемся матрицей – технологической картой урока, каким образом может быть выстроен урок в технологии школьного образовательного туризма:Класс: 3Окружающий мир1. Тема урок«Московский ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "История Московского Кремля" 2 класс, УМК "ПНШ"
Цели деятельности учителя: формирование знаний об истории Московского кремля; познавательного интереса.Планируемые результаты:Предметные:Знать: историю Московского кремля;Уметь: пользоваться справочно...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК Перспектива Тема:Московский Кремль
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Московский кремль»Цели деятельности учителя: формирование знаний о Московском Кремле Планируемые результатыПредметные: Знать что такое д...