Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Наши помощники - органы чувств", исследовательская деятельность.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)
Технологическая карта урока по теме: "Наши помощники - органы чувств".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_issledovanie_po_okr_miru.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Султанова С.В., учитель начальных классов МБОУ Кактолгинской СОШ,
село Кактолга
Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» во 2 классе на тему «Наши помощники – органы чувств».
Тип урока: | Урок введения нового знания |
Авторы УМК: | Под руководством Н.Ф. Виноградовой, «Начальная школа 21 века» |
Цели урока: | Дать представление о работе органов чувств, как показателе здоровья человека, путем включения учащихся в процесс ученического исследования. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | Личностные: - проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - готовность целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни; Метапредметные: - уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; Предметные: - расширение знаний об органах чувств; - представления об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни; - исследование признаков предметов с помощью органов чувств. |
Оборудование: | Презентация " Наши помощники - органы чувств"; «Лист исследователя»; пронумерованные стаканчики и пробирки с предметами; бархатная бумага; гофрированный картон. Конверты с заданием. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Прозвенел для нас звонок, Ваши ушки на макушке, - Вижу, что вы готовы к уроку и настроились на позитивную работу. - Чем мы с вами занимаемся на уроках окружающего мира? - А что мы сегодня будем изучать, вы догадаетесь с помощью загадок:
А с восходом солнца сами открываются (глаза);
Есть всегда у кораблей (нос);
Когда мы говорим, А отдыхает, Когда мы молчим (язык);
Утра тихое начало, Мамин голос, папин шаг, Слышит, если что не так! (ухо);
Даже на ночь снять не можем, Потому что это… (кожа). - Кто из вас сможет сформулировать тему урока? - Верно, мы сегодня будем изучать органы чувств, которые помогают видеть, слышать, чувствовать. Послушайте одну историю. Жил – был один необычный человек, звали его Стобед. С ним всегда приключались разные истории: то он в лужу нечаянно зайдёт, то его собака покусает, а один раз чуть машина не сбила. Бабушка всегда ему говорила: «Куда только твои глаза смотрят, уши, что золотом завешаны!». Рассердился Стобед: «Не нужны мне глаза и уши! Буду так жить!» А бабушка в ответ: «Есть село очень красивое – Кактолга, там школа, а в ней учатся ребята – второклассники, которые всё на свете знают. Вот они – то тебе и подскажут, можно ли жить без глаз и ушей!» Вот так он попал к нам на урок (на доске появляется рисунок Стобеда). -А вы с ним согласны? Подчеркивает наличие разных точек зрения в предположениях ребят и формирует проблему. Гипотеза: -Являются ли органы чувств помощниками человека в познании окружающего мира? Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей. И исследовать мы будем наши органы чувств. - Вспомните, кто такие исследователи? (Слайд 1) Исследователи - это люди, которые занимаются научными исследованиями, с помощью опытов, наблюдений, экспериментов узнают что-то новое, получают новые знания. | Высказывают своё мнение, отгадывают загадки. Формулируют тему урока. Высказывают свою точку зрения. Читают на слайде определение. | Коммуникативные: - участвуют в учебном диалоге; формулируют и аргументируют собственное мнение; строят понятные речевые высказывания. Личностые: -проявляют учебно-познавательный интерес к учебному заданию; |
Этап 2: Исследование. Цели: - организовать выполнение учащимися заданий, направленных на включение нового знания в систему уже имеющихся знаний. - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи, формировать умения самостоятельно добывать информацию из учебника. | Организует работу в группе. Чтобы исследование прошло успешно, нам следует установить правила работы в группе. (Слайд 2) 1.Не говорить всем сразу. 2.Смотреть на говорящего. 3.Перед работой нужно договориться, кто что будет делать. 4. Не спорить зря, а доказывать, объяснять. 5.Стараться понять друг друга. 6.Возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично. Результаты мы будем записывать в лист исследований. Опыт №1 Орган зрения – глаза. Получают конверт с заданием. ( В конверте разноцветные кленовые листики одинакового размера) Инструкция: - Рассмотрите содержимое конверта; - Проанализируйте; -Ответьте на вопросы: Что общего и в чём различие предметов? С помощью какого органа вы смогли выполнить задание? Как он называется? Практическая работа На ваших партах лежат зеркальца, возьмите их, рассмотрите свои глаза. Как природа позаботилась о его защите? Проблема: как вы думаете, почему моргание важно для глаз? (Слайд 3) Шкатулка знаний. “Ежедневно человек моргает примерно 11500 раз. На каждом веке у нас насчитывается по 80 ресниц, каждая ресница “живет” – 100дней. Затем она выпадает, а на ее месте вырастает новая”. Запишите свои результаты в лист исследования. Оздоровительная физминутка для глаз: Глазкам нужно отдохнуть. Нужно глубоко вздохнуть. Много-много раз моргнут, Глазкам стало хорошо. Увидят мои глазки все! - Что мы можем сказать Стобеду, нужны ли нам глаза? Опыт №2. Орган обоняния – нос. В начале урока я уже говорила, что мы находимся в научной лаборатории. Перед вами стоят 3 закрытые пробирки, в них ватные диски, пропитанные ароматами (духов, мандарина, лука). Чтобы определить, нужно помнить главное правило: никогда не нюхать незнакомые жидкости и порошки. (Рассказывает о правилах безопасности) - С помощью какого органа вы смогли выполнить задание? - Откроем учебник и прочитаем об этом органе чувств, страница 21. (На доске появляется запись ОРГАН ОБОНЯНИЯ рядом с картинкой - изображением носа) Запишите свои наблюдения в лист исследования. ( Учитель проносит между рядами ветку сосны, подносит к ученикам, для распознавания запаха) Когда вы ощущали запах? Правильно, чувство запаха возникает, когда мы делаем вдох. Какие запахи вам было приятно ощущать? -Какие неприятные запахи предупреждают об опасности? - Что мы можем ответить Стобеду? Запах газа, пропавшей пищи, запах дыма. Запишите свои наблюдения в карту исследования. Опыт № 3. “Орган вкуса – язык” - Продолжаем исследование, перед вами 4 стаканчика, вам нужно определить на вкус, что там. №1 Вода; №2 Сладкий сок; №3 Вода солёная; №4 Вода кислая. -Что это? - Что помогло вам определить это? -Значит, органом вкуса является язык. -Запишите свои наблюдения в карту исследования. (Слайд 3) Шкатулка знаний. -Ребята, а вы знаете, что язык пробует пищу разными участками. ( На слайде схема, где показано, какой участок за какой вкус отвечает). - Чтобы не навредить обонянию, нужно выполнять правила ( слайд 4). Опыт №4. Орган осязания – кожа. - Продолжаем исследование дальше. Перед вами листочки бархатной бумаги, потрогайте её на ощупь. - Какая бумага на ощупь? Возьмите кусочки гофрированного картона, что сейчас ощущаете? - Что помогло вам сделать такой вывод? - Найдите в учебнике на с.25 название этого органа. Запишите в листах исследований ваши наблюдения. | Читают правила работы. Раскрывают конверты. Рассматривают содержимое, отвечают на вопросы, анализируют. Обсуждают. Записывают выводы, совещаются. Делают выводы. Слушают учителя. Работают по материалам учебника. Записывают выводы. Ориентиру- ются в своей системе знаний; Обобщают имеющиеся знания. | Познавательные: - нахождение ответа на вопрос, используя жизненный опыт; Коммуникативные: - умение работать в группе, слушать мнение других, распределять роли, договариваться, приходить к общему решению. Познавательные УУД: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные: осмысливают учебный материал; умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
Этап 3: Организация информации Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | -Дети, возьмите это в руки (яблоко). - Какой формы этот предмет? - Какой вам орган чувства помогает? (Руки – осязание) - Что-то слышите? (Шелест бумаги) -Какого оно цвета? (Красное) - Что вы чувствуете? (Запах яблока) | Самостоятельно находят способы и пути решения проблемы. Оформляют свои мысли в устной форме. | Регулятивные: осмысливают учебный материал; умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
Этап 4: Связывание информации | - Ответьте мне, пожалуйста, кто же они, наши помощники, без которых нам никак не обойтись? Как назвать одним словом? Зачитаем выводы, которые записали в листках исследований. - Что мы можем ответить Стобеду? Выводы: глаза, уши, язык, кожа – это органы чувств , наши верные помощники. -Они помогают узнать, что происходит в окружающем мире. -Они показывают нам разные признаки и свойства. - Все органы человека важны для познания окружающего мира | Слушают и понимают других, строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами | Регулятивные: -умение ориентироваться в полученных знаниях. Познавательные: -Умение на основе анализа объектов делать выводы. |
Этап 5: Подведение итогов, рефлексия Цель: сформулировать полученные результаты. | - Вот и закончилось наше исследование. - какую проблему мы ставили в начале урока? -Как мы ее решали? - Может ли человек полноценно существовать без какого-то органа чувств? РЕФЛЕКСИЯ - Ребята перед вами лежат картинки яблок двух цветов: жёлтое и зелёное. - Если вы работали дружно, выслушивали мнение каждого, самостоятельно делали выводы - возьмите жёлтое яблоко. - Если вы не смогли договориться в группе - возьмите зелёное яблоко. Домашнее задание: ответить на вопросы с. 26. | Регулятивные: -Умение самостоятельно оценить свои действия и действия одноклассников, -умение ориентироваться в полученных знаниях. Познавательные: -Умение на основе анализа объектов делать выводы. - Умение оценивать свою работу и работу других. Коммуникативные: -умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по окружающему миру с элементами исследовательской деятельности учащихся
Урок окружающего мира по теме экология и экономика. Включает элементы исследовательской работы учащихся, проектной деятельности....
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме: органы чувств для 3 класса.
Конспект урока по окружающему миру с использованием комплекса оперативного контроля знаний(КОКЗ) и с прилагающейся презентацией....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ТЕМА: «НАШИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ.» 3 КЛАСС ЗПР
Цели:1. Обобщить знания детей об органах чувств человека.2. Развивать практические навыки, наблюдательность, умение работать в группе.3. Воспитывать бережное отношение к своему организму.Планируемый р...
Технологическая карта к уроку по Окружающему миру 1 класс тема "Органы чувств и их функции"
УМК "СРО Эльконина-Давыдова". Тему урока "Органы чувств и их функции". Окружающий мир 1 класс....
Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Органы чувств".
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Органы чувств" 3 класс "Школа России"....
Конспект урока по окружающему миру на тему: " Наши органы чувств" (УМК "Перспектива")
Цель: формирование знания об органах чувств, их строении, значении для человека и гигиене.Планируемые результаты:предметные:-знать названия органов;-знать строение органов чувств;-зн...
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Органы чувств"
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Органы чувств"....