Технологическая карта урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Михайлова Надежда Викторовна
  • Актуализировать знания учащихся по данной теме.
  • Показать опыты
  • Выяснить какими свойствами обладает воздух.
  • Как свойства воздуха использует человек.
  • Каким образом деятельность человека влияет на окружающую среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_4.docx72.81 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная система

Школа 2100

Урок

Окружающий мир

Класс

4 «Б»

Учитель

Михайлова Н.В.

Тема урока

Как человек использует свойства воздуха

Место урока в разделе

5 урок в разделе II Рукотворная природа

Тип урока

Урок изучение нового материала

Цели урока

Создание условий для формирования у обучающихся представлений о свойствах воздуха, как человек их использует

Задачи урока

  • Актуализировать знания учащихся по данной теме.
  • Показать опыты
  • Выяснить какими свойствами обладает воздух.
  • Как свойства воздуха использует человек.
  • Каким образом деятельность человека влияет на окружающую среду.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление о свойствах воздуха, как человек их использует.

Максимум: к концу урока ученики должны уметь сравнивать свойства воды и воздуха.

Познавательные УУД

Ученик получит возможность научиться:

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов;

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

Ученик получит возможность научиться:

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

Ученик получит возможность научиться:

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Ученик получит возможность формирования:

1. Умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2. Мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, оборудование

Учебник Окружающий мир. Человек и природа часть I 4 класс. А.А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан.

Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. Человек и природа часть I 4 класс.

.А.А. Вахрушев, О.В.Бурский,А.С.Раутиан.

предметные картинки, опорные слова, тесты и «бортовой журнал»

Межпредметные связи

Литературное чтение. (книги о воздухоплавателях и о создании летающих аппаратах)

Организация пространства

Обычная обстановка для фронтальной и групповой работы с классом

Этапы урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организационный момент

Приветствие.

Один вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вопрос этот такой: «Что самое ценное на Земле?» Вот какой ответ дал известный ученый Аль Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».

Сегодня на уроке вам потребуется внимание, желание узнавать новое. Я желаю вам успеха.

2. Проверка д/з.

3.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Что существует на земле миллионы лет, постоянно используется всеми и до сих пор не закончилось?

Какое свойство воды использовал человек при:

изобретении корабля, парового двигателя, гидравлического пресса и домкрата, водопровода, подслащивании пищи, стирки изделий, термометра?

Установите взаимосвязи между предметами и свойствами воды.

Сверяем с образцом.

Дайте оценку своей работе.

«Яркое пятно»

Давайте проведем опыт.

Попробуйте не дышать.

Что произойдет?

4 огромных океана омывают нашу сушу. Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океанов, есть на свете, еще один – самый большой из всех. Он не солёный и не пресный, у него нет берегов. Кто догадался, о чём речь? (Воздушный океан) 

Постановка учебной проблемы.

Сформулируйте нашу тему по аналогии с предыдущей темой.

Давайте поставим цели к теме урока.

кластер

Может ли человечество переселиться на другую планету, если жить на земле будет невозможно? Почему?

вспомним всё, что мы знаем о воздухе.

- Посмотрите на эти предметы. С помощью какого из них можно доказать, что воздух — это не пустое место?

Опыт № 1 (с веером)

Опыт № 2.

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку с водой. Попадает ли вода в стакан? Почему? (внутри воздух)

Опыт № 3.

Опустить стакан в банку с водой, но теперь уже держать его, немного наклонив. Попадает ли вода в стакан? Почему?

Опыт № 4.

Наполнить воздухом пакет.

Заполняем таблицу

Я знаю …  Я узнал…

 Я хочу узнать…

Какое ключевое понятие нашего урока?

«Мозговой штурм»

«Веришь ли ты?»

  1. Что воздух – это смесь газов? (+)
  2. Что воздушная оболочка Земли – защищает планету? (+)
  3. Что воздух имеет форму? (-)
  4. Что на воздух можно опереться как на стол? (?)
  5. Что ветер может иметь силу, обеспечивающую человека электричеством? (?)
  6. Что воздушная оболочка может помочь в сохранении тепла человеческого тела? (?)
  7. Что воздух может помочь автомобилю преодолеть расстояние? (?)

- На какие вопросы мы ответы уже знаем?

Определите ключевые слова того, что повторили.

– Что о воздухе мы не знаем?

Какова цель урока? Тема?

«Как человек использует свойства воздуха?»

Хочется еще больше узнать про свойства воздуха...?

Устанавливают взаимосвязи между предметами и свойствами воды.

Обладает выталкивающей силой

Не сжимаемость

Расширяется при нагревании

Растворитель

Свойство сообщающихся сосудов

(Паровой двигатель

Изобретение корабля

Гидравлический пресс

Водопровод

Подслащивание пищи)

Ученики оценивают работу

Дети наблюдают и делают вывод…

Как человек использует свойства воздуха.

Создаем кластер на доске.

Со слов учеников ..

Составляют план урока открытия нового

План урока:

  1. Повторить что такое воздух, из чего он состоит?
  2. Определить, какими свойствами обладает воздуха?

Как человек использует свойства воздуха?

Наблюдают и делают вывод:

Вывод: мы чувствуем прикосновение, хотя веер нас не касался. Значит между веером и лицом есть какое-то тело.

Вывод: Вода в стакан не попадает, ей мешает воздух, находящийся в стакане.

Вывод: открытое пространство позволило воздушному пузырю покинуть стакан.

Пакет становится объемным, и мы можем, почувствовать каким упругим становится воздух при сжатии.

Воздух

Работа с сигнальными карточками

«Веришь ли ты?»

Красная – не верю

Зеленая –верю

Синяя - сомневаюсь

 

Воздух – это газообразное вещество. Он есть повсюду.

  • Воздух не имеет форму
  • Воздушная оболочка земли защищает планету. Называется атмосфера.

*понимание взаимосвязи

*Выявлять сущность, особенности объектов;

*На основе анализа объектов делать выводы.

*Обобщать и классифицировать по признакам.

*Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

*Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Совместное открытие знаний

4.1. Работа в группах с учебником.

4.2 Работа с кластером.

 

Практическая часть.

№ 1 (ветряное колесо)

Фырчит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его.

- Что такое ветер?

№ 2 (фонарь)

Бумажная салфетка держится над лампой.

– Что мы наблюдаем?

– Почему салфетка поднимается?

– Какова температура воздуха над лампой?

Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, сталкиваются между собой. Когда воздух нагревается, они двигаются быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого частицы отскакивают на большие расстояния друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется.

№ 3 (самолетик)

– А на воздух опереться можно?

– При каких условиях?

-Где применяется это свойство воздуха?

Именно благодаря малой плотности по воздуху можно перемещаться с большой скоростью.

№ 4 (варежки)

– Зачем птицам перья, зверям – шерсть, а нам свитер (шерстяная одежда)? (Для поддержания тепла: между перьями, шерстью, нитками свитера находится воздух, а он плохо проводит тепло.)

– Почему рамы двойные? Что находится между стеклами? (Воздух – он препятствует потерям тепла.)

№ 5 (шприц)

– Почему мы не можем сдвинуть поршень?

Выступления ребят с готовыми опытами

№ 6 опыт (стакан и картон)

Какой можно сделать вывод?

Учитель обобщает ответы детей.

№7 (с камнем)

Вывод делает докладчик.

Выступление

«Как приготовить воздух»

№8 (с шариками)

Возьмите мяч, сожмите его руками. Ударьте мячом об пол. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружилось?

Теперь посмотрите на эти два шарика. Какой из них более упругий? Почему?

Практическая работа в группах.

Сегодня на уроке мы совершаем открытия, которые вы должны зафиксировать в бортовом журнале

Инструкция:

  1. Подготовить ответы по вопросам карточек.
  2. Выслушать выступления ребят и сделать записи в Дневнике открытий.

       3.Разработаем критерии оценивания….

Как мы ответим на вопрос урока? (Человек изучил свойства воздуха и научился использовать их в своей жизни.)

Завершим заполнение таблицы.

Что узнали нового?

Какие над какими вопросами хотели бы еще поработать или, о чем еще узнать?

Где можно найти дополнительный материал?

Выставка книг

На следующем уроке мы продолжим разговор

Наблюдают, делают первоначальные выводы.

Ветер

Её удерживает горячий воздух

Самолет летит, опираясь на воздух

В закрытом пространстве тело нагревается

Воздух не сжимается

Давление воздуха

Звуковые волны

Состав воздуха

Воздух упругий 

Работа с учебником

Работа в группах.

1-я группа:

  1. Подумайте, как люди научились использовать силу ветра. Что изобрели люди?
  2. Найдите в конверте картинки, подтверждающие их изобретения.
  3. Наклейте картинки на лист и подпишите их.

2- я группа:

  1. Подумайте, как люди научились использовать расширение воздуха и выталкивающую силу. Что изобрели люди?
  2. Найдите в конверте картинки, подтверждающие их изобретения.
  3. Наклейте картинки на лист и подпишите их.

3- я группа:

  1. Подумайте, как люди научились использовать плотность воздуха? Какие летательные аппараты используют воздух как опору?
  2. Найдите в конверте картинки, подтверждающие их изобретения.
  3. Наклейте картинки на лист и подпишите их.

4- я группа:

  1. Подумайте, как люди научились использовать то, что воздух плохо проводит тепло? Что изобрели люди?
  2. Найдите в конверте картинки, подтверждающие их изобретения.
  3. Наклейте картинки на лист и подпишите их.


5- я группа:

  1. Подумайте, как люди научились использовать упругость воздуха? Что изобрели люди?
  2. Найдите в конверте картинки, подтверждающие их изобретения.
  3. Наклейте картинки на лист и подпишите их.

Критерии оценивания устанавливают дети. (грамотность, правильность, краткость и выразительность.)

Представитель группы дает монологический ответ по схеме.

Все заполняют дневник открытий

Пожелания на будущее…

Дети высказывают свои предположения…

Познакомить со свойствами воздуха, проиллюстрировать на опытах.

*Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

*Ориентироваться на развороте учебника.

*Выявлять сущность, особенности объектов;

*На основе анализа объектов делать выводы.

*Обобщать и классифицировать по признакам.

*Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

*Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

*На основе анализа объектов делать выводы.

* Обобщать и классифицировать по признакам

5. Применение нового знания.

5.1. Работа в рабочей тетради

Работа в тетради.

2. Игра: «Что бы было на Земле, если бы воздух не имел …» (поочерёдно исключать свойства).

4. Рефлексия

Напиши, какие свойства воздуха используют с. 34 тетради № 2. –

Тест. (работа в парах)

Оцените работу в парах по алгоритму.

- Обобщение изученного на уроке

Самооценка

Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление о свойствах воздуха, как человек их использует.

Максимум: к концу урока ученики должны уметь сравнивать свойства воды и воздуха.

*Развивать умение слушать и понимать других.

*Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

* Оформлять свои мысли в устной форме.

*Умение работать в паре.

*Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

6. Домашнее задание.

Чтение учебника (тема 20). Задания из рабочей тетради № 3 (одно на выбор).

Напиши рекомендации для своих одноклассников как сохранить чистым воздух.

По желанию:

Викторина.

Приготовить выступления по вопросам…

  1. Какое явление природы наблюдал русский учёный Д.И.Менделеев с воздушного шара?
  2. В каком русском городе изобретён воздушный змей?
  3. Что использовал Крякутной для создания своего воздушного шара?
  4. Какой и чей подвиг хотел повторить Крякутной?

Напишите (нарисуйте) все летательные аппараты, которые вам известны.

7. Итог урока.

-Оцените свою работу на уроке при помощи алгоритма и светофора

-Спасибо за работу на уроке. Урок закончен.

Мне удалось…
Меня удивило…
Мне понравилось…
Я порадовался за…
Я хочу поблагодарить… за…
Я могу похвалить себя за…

*Развивать умение слушать и понимать других.

*Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

* Оформлять свои мысли в устной форме.

*Умение работать в паре.

*Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Как человек использует свойства воздуха."

Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Как человек использует свойства воздуха." 3 класс....

Урок окружающего мира "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха". Цель урока: повторить, какова роль атмосферы; как не...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Теплый и холодный воздух" УМК Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

.Тип урока: «открытия» нового знания Цель урока: формирование знаний о свойствах воздуха в ходе наблюдений и опытов. Задачи урока Дидактические:1. Познакомить...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Человек и природа. Связи в природе"

Создание условий для формирования у учащихся представлений о связях в природе....