Технологическая карта урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
- Актуализировать знания учащихся по данной теме.
- Показать опыты
- Выяснить какими свойствами обладает воздух.
- Как свойства воздуха использует человек.
- Каким образом деятельность человека влияет на окружающую среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh_4.docx | 72.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная система | Школа 2100 | |||||||
Урок | Окружающий мир | |||||||
Класс | 4 «Б» | |||||||
Учитель | Михайлова Н.В. | |||||||
Тема урока | Как человек использует свойства воздуха | |||||||
Место урока в разделе | 5 урок в разделе II Рукотворная природа | |||||||
Тип урока | Урок изучение нового материала | |||||||
Цели урока | Создание условий для формирования у обучающихся представлений о свойствах воздуха, как человек их использует | |||||||
Задачи урока |
| |||||||
Планируемые результаты изучения темы | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление о свойствах воздуха, как человек их использует. Максимум: к концу урока ученики должны уметь сравнивать свойства воды и воздуха. | Познавательные УУД Ученик получит возможность научиться: 1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов; 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД Ученик получит возможность научиться: 1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД Ученик получит возможность научиться: 1. Развивать умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. | Ученик получит возможность формирования: 1. Умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 2. Мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | ||||||
Ресурсы | ||||||||
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, оборудование | ||||||
Учебник Окружающий мир. Человек и природа часть I 4 класс. А.А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. | Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. Человек и природа часть I 4 класс. .А.А. Вахрушев, О.В.Бурский,А.С.Раутиан. | предметные картинки, опорные слова, тесты и «бортовой журнал» | ||||||
Межпредметные связи | Литературное чтение. (книги о воздухоплавателях и о создании летающих аппаратах) | |||||||
Организация пространства | Обычная обстановка для фронтальной и групповой работы с классом | |||||||
Этапы урока | ||||||||
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |||||
Предметные | УУД | |||||||
1.Организационный момент | Приветствие. Один вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вопрос этот такой: «Что самое ценное на Земле?» Вот какой ответ дал известный ученый Аль Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Сегодня на уроке вам потребуется внимание, желание узнавать новое. Я желаю вам успеха. | |||||||
2. Проверка д/з. 3.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы | Что существует на земле миллионы лет, постоянно используется всеми и до сих пор не закончилось? Какое свойство воды использовал человек при: изобретении корабля, парового двигателя, гидравлического пресса и домкрата, водопровода, подслащивании пищи, стирки изделий, термометра? Установите взаимосвязи между предметами и свойствами воды. Сверяем с образцом. Дайте оценку своей работе. «Яркое пятно» Давайте проведем опыт. Попробуйте не дышать. Что произойдет? 4 огромных океана омывают нашу сушу. Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океанов, есть на свете, еще один – самый большой из всех. Он не солёный и не пресный, у него нет берегов. Кто догадался, о чём речь? (Воздушный океан) Постановка учебной проблемы. Сформулируйте нашу тему по аналогии с предыдущей темой. Давайте поставим цели к теме урока. кластер Может ли человечество переселиться на другую планету, если жить на земле будет невозможно? Почему? вспомним всё, что мы знаем о воздухе. - Посмотрите на эти предметы. С помощью какого из них можно доказать, что воздух — это не пустое место? Опыт № 1 (с веером) Опыт № 2. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку с водой. Попадает ли вода в стакан? Почему? (внутри воздух) Опыт № 3. Опустить стакан в банку с водой, но теперь уже держать его, немного наклонив. Попадает ли вода в стакан? Почему? Опыт № 4. Наполнить воздухом пакет. Заполняем таблицу Я знаю … Я узнал… Я хочу узнать… Какое ключевое понятие нашего урока? «Мозговой штурм» «Веришь ли ты?»
- На какие вопросы мы ответы уже знаем? Определите ключевые слова того, что повторили. – Что о воздухе мы не знаем? Какова цель урока? Тема? «Как человек использует свойства воздуха?» Хочется еще больше узнать про свойства воздуха...? | Устанавливают взаимосвязи между предметами и свойствами воды. Обладает выталкивающей силой Не сжимаемость Расширяется при нагревании Растворитель Свойство сообщающихся сосудов (Паровой двигатель Изобретение корабля Гидравлический пресс Водопровод Подслащивание пищи) Ученики оценивают работу Дети наблюдают и делают вывод… Как человек использует свойства воздуха. Создаем кластер на доске. Со слов учеников .. Составляют план урока открытия нового План урока:
Как человек использует свойства воздуха? Наблюдают и делают вывод: Вывод: мы чувствуем прикосновение, хотя веер нас не касался. Значит между веером и лицом есть какое-то тело. Вывод: Вода в стакан не попадает, ей мешает воздух, находящийся в стакане. Вывод: открытое пространство позволило воздушному пузырю покинуть стакан. Пакет становится объемным, и мы можем, почувствовать каким упругим становится воздух при сжатии. Воздух Работа с сигнальными карточками «Веришь ли ты?» Красная – не верю Зеленая –верю Синяя - сомневаюсь
Воздух – это газообразное вещество. Он есть повсюду.
| *понимание взаимосвязи | *Выявлять сущность, особенности объектов; *На основе анализа объектов делать выводы. *Обобщать и классифицировать по признакам. *Находить ответы на вопросы в иллюстрации. *Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). | ||||
4. Совместное открытие знаний 4.1. Работа в группах с учебником. 4.2 Работа с кластером.
| Практическая часть. № 1 (ветряное колесо) Фырчит, рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает, Людей с ног сбивает. Слышишь его, Да не видишь его. - Что такое ветер? № 2 (фонарь) Бумажная салфетка держится над лампой. – Что мы наблюдаем? – Почему салфетка поднимается? – Какова температура воздуха над лампой? Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, сталкиваются между собой. Когда воздух нагревается, они двигаются быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого частицы отскакивают на большие расстояния друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется. № 3 (самолетик) – А на воздух опереться можно? – При каких условиях? -Где применяется это свойство воздуха? Именно благодаря малой плотности по воздуху можно перемещаться с большой скоростью. № 4 (варежки) – Зачем птицам перья, зверям – шерсть, а нам свитер (шерстяная одежда)? (Для поддержания тепла: между перьями, шерстью, нитками свитера находится воздух, а он плохо проводит тепло.) – Почему рамы двойные? Что находится между стеклами? (Воздух – он препятствует потерям тепла.) № 5 (шприц) – Почему мы не можем сдвинуть поршень? Выступления ребят с готовыми опытами № 6 опыт (стакан и картон) Какой можно сделать вывод? Учитель обобщает ответы детей. №7 (с камнем) Вывод делает докладчик. Выступление «Как приготовить воздух» №8 (с шариками) Возьмите мяч, сожмите его руками. Ударьте мячом об пол. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружилось? Теперь посмотрите на эти два шарика. Какой из них более упругий? Почему? Практическая работа в группах. Сегодня на уроке мы совершаем открытия, которые вы должны зафиксировать в бортовом журнале Инструкция:
3.Разработаем критерии оценивания…. Как мы ответим на вопрос урока? (Человек изучил свойства воздуха и научился использовать их в своей жизни.) Завершим заполнение таблицы. Что узнали нового? Какие над какими вопросами хотели бы еще поработать или, о чем еще узнать? Где можно найти дополнительный материал? Выставка книг На следующем уроке мы продолжим разговор | Наблюдают, делают первоначальные выводы. Ветер Её удерживает горячий воздух Самолет летит, опираясь на воздух В закрытом пространстве тело нагревается Воздух не сжимается Давление воздуха Звуковые волны Состав воздуха Воздух упругий Работа с учебником Работа в группах. 1-я группа:
2- я группа:
3- я группа:
4- я группа:
5- я группа:
Критерии оценивания устанавливают дети. (грамотность, правильность, краткость и выразительность.) Представитель группы дает монологический ответ по схеме. Все заполняют дневник открытий Пожелания на будущее… Дети высказывают свои предположения… | Познакомить со свойствами воздуха, проиллюстрировать на опытах. | *Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. *Ориентироваться на развороте учебника. *Выявлять сущность, особенности объектов; *На основе анализа объектов делать выводы. *Обобщать и классифицировать по признакам. *Находить ответы на вопросы в иллюстрации. *Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. *На основе анализа объектов делать выводы. * Обобщать и классифицировать по признакам | ||||
5. Применение нового знания. 5.1. Работа в рабочей тетради | Работа в тетради. 2. Игра: «Что бы было на Земле, если бы воздух не имел …» (поочерёдно исключать свойства). 4. Рефлексия Напиши, какие свойства воздуха используют с. 34 тетради № 2. – Тест. (работа в парах) Оцените работу в парах по алгоритму. - Обобщение изученного на уроке | Самооценка | Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление о свойствах воздуха, как человек их использует. Максимум: к концу урока ученики должны уметь сравнивать свойства воды и воздуха. | *Развивать умение слушать и понимать других. *Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. * Оформлять свои мысли в устной форме. *Умение работать в паре. *Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | ||||
6. Домашнее задание. | Чтение учебника (тема 20). Задания из рабочей тетради № 3 (одно на выбор). Напиши рекомендации для своих одноклассников как сохранить чистым воздух. По желанию: Викторина. Приготовить выступления по вопросам…
Напишите (нарисуйте) все летательные аппараты, которые вам известны. | |||||||
7. Итог урока. | -Оцените свою работу на уроке при помощи алгоритма и светофора -Спасибо за работу на уроке. Урок закончен. | Мне удалось… | *Развивать умение слушать и понимать других. *Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. * Оформлять свои мысли в устной форме. *Умение работать в паре. *Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Как человек использует свойства воздуха.
Тема: Как человек использует свойства воздуха....
Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Как человек использует свойства воздуха."
Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Как человек использует свойства воздуха." 3 класс....
Технологическая карта урока по окружающему миру "Человек - разумное существо".Образовательная система "Школа 2100".
Представление о человеке, как об объекте живой природы....
Урок окружающего мира "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)
Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха". Цель урока: повторить, какова роль атмосферы; как не...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Теплый и холодный воздух" УМК Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
.Тип урока: «открытия» нового знания Цель урока: формирование знаний о свойствах воздуха в ходе наблюдений и опытов. Задачи урока Дидактические:1. Познакомить...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Человек и природа. Связи в природе"
Создание условий для формирования у учащихся представлений о связях в природе....