Урок окружающего мира с применением КОЗ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Комолова Елена Николаевна

Проект урока «Обобщение и систематизация знаний по теме «Природные сообщества» разработан согласно тематическому планированию рабочей программы по курсу «Окружающий мир» образовательной программы «Школа России» 4 класс в соответствии с ФГОС. Тип урока - урок обобщение и систематизация знаний. В ходе урока реализуется достижение его цели: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по обобщению знаний по теме, их систематизации и применению при решении учебно-практических задач.

              При выборе типа урока руководствовалась следующими требованиями:  учет целесообразного сочетания репродуктивных, продуктивных и творческих методов познания,  опора на актуальные виды деятельности. Урок выполняет  контрольно-измерительную функцию, так как даёт возможность учитывать уровень и прочность сформированных ранее у учащихся знаний, а так же пополнять эти знания.  Для активного включения каждого ученика в учебный процесс, на уроке организована групповая работа.

                 При формировании групп учитывались межличностные интересы  и познавательные особенности учащихся:

  • состав класса – 28 человек. По результатам анкетирования выявлены увлечения учащихся: зоологией -29%;  ботаникой – 27 %; географией – 25%; экологией – 19%;
  • продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
  • коллектив сплочённый, отношения между детьми дружеские, умение работать в группах, стремление к  совместному поиску выхода из проблемной ситуации и готовностью решить любые  учебные задачи;

Поэтому при проектировании урока подбирались технологии, формы, методы и приёмы, создающие благоприятные условия для осознания и осмысления учебного материала; постановки и конструктивного решения учебных проблем; развития внутренней мотивации обучающихся.

Практика показывает, что активные методы обучения изменяют роль ученика, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Активность учащихся проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практических заданий, развивает стремление к знаниям. Одним из методов активного обучения является деловая игра. Деловая игра – это метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путём игры, по заданным правилам. Цель проведения деловой игры – расширить представления обучающихся о том или ином событии, получить новые знания в доступной ненавязчивой (игровой) форме, учить детей слушать и слышать друг друга, взаимодействовать и помогать друг другу.

В процессе деловой игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, активизирует мыслительную деятельность, она побуждает участников к творческому процессу. В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации. Для деловой игры характерно наличие проблемной ситуации, ролей и ролевых целей, коллективная деятельность, имитация профессиональной деятельности. Деловая игра не только оживляет учебный процесс, усиливает интерес ребят к изучаемой дисциплине, повышает степень усвоения ими материала, но и развивает умения и навыки работать в команде, продуктивное мышление, внимание, память, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Игра предоставляет возможность каждому ученику проявить творческие и организаторские способности, что является удовлетворением потребности в самореализации. В этом заключена значимость игры для учащихся младшего школьного возраста.

Урок соединяет в себе природоведческие и краеведческие знания, имеет интегративный характер. Применение на уроке компетентностно-ориентированных заданий  обеспечивает целостное и системное видение мира, так как включает в себя дополнительные возможности изучаемого материала. (Приложение 1) Выполнение любого компетентностно-ориентированного задания базируется на умении учиться, а это умение формируется естественным путём, когда ученик учится практически применять изучаемые знания, решать многообразные проблемы, действовать продуктивно.  Поэтому урок в виде деловой игры с применением компетентностно-ориентированных заданий позволяет усвоить достаточный объём информации, не причиняя младшему школьнику психологического дискомфорта.

Для урока создана презентация Microsoft PowerRoint, которая служит эталоном для проверки каждого задания и для определения успешности каждой группы (Приложение 2).  

Продумана технология создания соревновательной мотивации внутри игрового коллектива между группами. Итогово-оценочный этап включает в себя выставление баллов после того, как группы выступят и сверятся с эталоном (Приложение 3). Каждая команда стремится набрать наибольшее количество баллов, поэтому вместе работают на успех. При этом каждый ученик желает быть полезным группе и это активизирует участников игры, повышает их мотивацию. 

Для обучения навыкам коллективной деятельности используются следующие шаги:

  1. Формирование групп с учётом познавательных способностей и межличностных интересов;
  2. Повторение правил работы в группе (Приложение 4);
  3. Дискуссия и выполнение совместных действий при решении компетентностно-ориентированных заданий;
  4. Самооценка и рефлексия групповой деятельности.

При проведении игры учителю отводится роль «председателя-ведущего». Он не предлагает свои выводы, не оценивает действия участников, а с помощью групповой дискуссии побуждает участников разглядеть связь между содержанием игры и изучаемым предметным материалом. На протяжении игры ведущий должен поощрять каждого участника, чтобы повысить мотивацию даже самых «малоуспевающих». 

           Спрогнозированы изменения в ходе урока:

  1. Если участники не соглашаются со сформированным учителем составом групп, подготовлены жетоны для жеребьёвки.
  2. Если на VI этапе «Практическая работа в группах» затрачивается времени больше отведённого, то вопросы второго этапа урока можно перенести на этап проверки ранее изученного материала следующего урока.
  3. Если время останётся, можно использовать резервный материал – игра «Да или нет» (прием технологии критического мышления ТРИЗА).        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_s_primeneniem_koz.docx888.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Комолова Елена Николаевна, учитель начальных классов  МАОУ «Средняя  школа № 8»  

Предмет: окружающий мир, 4 класс

Авторы учебника:  Плешаков А.А.

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Природные сообщества»

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по обобщению знаний по теме, их систематизации и применению при решении учебно-практических задач.

 Задачи урока:

  • содержательная: с помощью решения учебно-практических задач обеспечить понимание обучающимися связи веществ в каждом из изученных природных сообществ;
  • деятельностная (формирование умений новых способов деятельности): формировать у обучающихся решать учебно-практические задачи на основе ранее изученного или дополнительного информационного материала, формировать выводы, полученные в ходе их решения;
  • развивающая: формировать ключевые компетенции обучающихся:

-  информационная (умение анализировать и систематизировать информацию и переводить её из одной формы в другую);

-  коммуникативную ( продуктивная групповая коммуникация, презентация результатов своей деятельности);

- учебно-познавательная (нахождение, переработка, использование информации для решения учебно-практических задач, рефлексия и самооценка учебно-познавательной деятельности);

-  самоорганизационная (применение разных способов решения проблемы);

Содержание учебного материала: природные сообщества.

Единица содержания образования: в природе порядок, нет ничего лишнего,  всё взаимосвязано; практическая работа, направленная на подведение к решению учебной задачи.

На данном уроке обучающиеся получат возможность:

  • обобщить и систематизировать знания по теме «Природные сообщества», анализировать предложенный материал,  подготовить информацию для книжки – раскладушки,   составят рассказ об экологических связях в сообществах;
  • осуществлять рефлексию собственной деятельности, корректировать способ действий (при сопоставлении с эталоном).

Технологии обучения: технология проблемно-диалогического обучения, игровая технология, технология оценки образовательных достижений. 

Организация пространства: фронтальная, групповая. 

Планируемые результаты: 

Личностные

Метапредметные

Предметные

По отношению к предметным ЗУНам:

формирование ценностного отношения к:

  • совместной познавательной деятельности к полученным результатам;
  • умению определять способы решения учебно-практических задач для достижения поставленной цели;
  • выявлять проблему, определять границу «знания-незнания»;
  • выполнять работу, понимая личную ответственность за результат;
  • оценивать результат своей работы и полученный результат

  • Регулятивные УУД:
  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • учиться планировать учебную деятельность;
  • высказывать свою версию, пытаться  предлагать способ её   проверки;
  • определять успешность выполнения своего задания; Познавательные УУД:
  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
  • делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.
  • Коммуникативные УУД:
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • Оформлять свои мысли в речевой форме;
  • Слушать других, менять свою точку зрения.

На  уроке обучающиеся получат возможность:

  • обобщить и систематизировать знания о природных сообществах;
  • прийти к  выводу, что в природе всё  не случайно и всё взаимосвязано;
  • применить полученные знания на практике.

Межпредметные связи:   литературное чтение: эпиграф  А,А.Стекольникова, дополнить рассказ об экологических связях ; технология: наклеить растения и животных в в соответствии с природными сообществами; ОБЖ: предупреждение ситуаций, ведущих к экологическим проблемам.

Ресурсы:

Основные: УМК "Окружающий мир" образовательной системы "Школа России»:                                                                                                 1. Учебник "Окружающий мир" (автор Плешаков А.А, М. «Просвещение», 2018 г.)    

2. Атлас-определитель    «От Земли до неба» (автор Плешаков А.А.)  

3. Фрагмент мультфильма «Король лев»

4. Персональный компьютер, интерактивная доска, презентация учителя «Природные сообщества».

Дополнительные:

  • Листы для самооценки, раздаточный материал (картинки животных, растений,  модель экологических связей, фломастеры, ручки, клей);
  • Задания для групп.

Этапы урока (длительность)

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Планируемые результаты

I. Оргмомент.

(1 мин)

Создание условий для установления эмоционального контакта.                                                                                                                                                                        

Создание ситуации для оценки готовности к уроку. Слайд 1 Ребята, начнём наш урок с высказывания доктора биологических наук Анатолия Александровича Стекольникова:

Наш мир  не случайность, не хаос,  есть система во всем.

Оценивают свою готовность.

Настраиваются на работу.  

Самооценка готовности к уроку.

II.Мотивация к учебной деятельности.

 (1 мин)

Создание условий для включения учащихся в деловой ритм.

Вопросы:

 Как вы понимаете слово хаос?  Прочитайте, какое объяснение дается этому слову в словаре Ожегова.  Слайд 2

- Что такое система? Попробуйте объяснить.  Слайд 3                                                        

- Прочитайте, какое значение этому слову дает толковый словарь.   Слайд 4                                                        

Учащиеся высказывают предположения.

Включение в работу на личностно-значимом уровне. Познавательный интерес к уроку.

III. Актуализация знаний  и пробное учебное действие.( Подготовка к деловой игре)

(4 мин)

Выявление затруднений  в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Подведение детей к  проблемному вопросу «В природе  полный порядок?»

Учитель выступает в роли ведущего.  Фронтальный опрос.                                                                 – Поднимите руки те, кто согласен с высказыванием А.А.  Стекольникова,  что в природе порядок, нет ничего лишнего  и все взаимосвязано.  Слайд  5                                                            На каком примере мы можем это увидеть?                                                   –  Какую роль выполняют в природе волки?                             – Для чего служат в природе мухоморы?                                     – Какую функцию выполняют насекомые?                                    –  Значит в природе полный порядок?                                               А как же нашествие саранчи? Слайд  6

Самостоятельно читают высказывания и рассуждают.

Приводят свои примеры, анализируют предложенные, отвечают на вопросы и высказывают своё мнение.

Актуализация  знаний, необходимых для понимания темы.

IV. Постановка учебной задачи. Формулирование темы (Введение в деловую игру)

(4 мин)

Подведение детей формулированию темы и постановке задач урока.

Попробуем вместе разобраться и ответим на этот вопрос в конце урока.

Вспомните, о чем  мы с вами говорили на прошлом уроке окружающего мира?

Что  необходимо  сделать, чтобы лучше запомнить учебный материал?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Назовите природные сообщества, которые мы изучили.

Как вы думаете, а в нашем округе есть эти природные сообщества?

Какие сообщества преобладают?

Что создается для сохранения природных сообществ?

Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения. Ставят цель, формулируют тему урока.                      

Мы говорили о природных сообществах.                                              Обобщить, закрепить знания.                          

Обобщают и систематизируют знания по теме природные сообщества.                                          

Лес, водоем  

Для сохранения исчезающих видов  диких растений и животных создаются заповедники.

Определение темы урока и его основной цели. Выдвижение гипотезы и её обоснование.

V. Проект выхода из затруднения.

(2 мин)

Установить, что быстрее справиться с задачами поможет групповая форма работы.

Сегодня на уроке состоится деловая игра.

- Для лучшей систематизации знаний мы разделены   на группы. Это позволит нам экономить время и помогать друг другу.

Прогнозируют предстоящую деятельность.

Распределяют роли.

Составление плана последовательности действий.

С помощью практических заданий прийти к выводу, что в природе порядок и взаимосвязь.

VI.  Реализация построенного проекта. Практическая работа в группах (Проведение деловой игры)

(18  мин).

Обобщение обучающимися ранее полученных знаний, моделирование способов решения проблемы, построение логической цепи рассуждений.

 1.Задачная формулировка:

 Представьте, что вы совершили экскурсию в Юганский заповедник.                                     –  На основе текста (Приложение1 )  вам необходимо подготовить основную информацию для книжкираскладушки.                                                       – Прочитайте первое задание и выполните его.   (Приложение 1)                           – Сверьте результаты нашей работы с эталоном проверки.   Слайд 7                                               – Посмотрите еще раз на таблицу и подумайте, можем ли мы сказать, что эти животные и растения составляют единство в природе?  

 2.Задачная формулировка:                                       – Внимательно посмотрите отрывок мультфильма «Король Лев» и скажите, о чем он?     Слайд 8                                           – Рассказ Муфасы о круговороте веществ заинтересовал Симбу. Ему захотелось узнать, как взаимосвязаны живые организмы разных сообществ в Юганском заповеднике.    

Выполните второе задание.   (Приложение 1)            

– Сверьте с эталоном проверки правильность заполнения модели.    Слайд 9, 11, 13.

 – Какой рассказ у вас получился?    Слайд 10 ,12, 14.                                                – Что  такое природное сообщество?                                   – Объекты какой природы составляют природное сообщество?                                  – Можно ли сказать, что между живой и неживой природой существует связь?                         – Нужны ли определенные условия, чтобы сложилось это единство?

На доске открываются опорные слова: Природное сообщество, единство, живая и неживая природа, определенные условия окружающей среды                           – Сформулируйте вывод.

  1. Основываясь на информацию из текста,  учащиеся заполняют таблицу.
  2. Делают вывод, что такое природное сообщество.

Сверяют результаты своей работы с эталоном проверки, оценивают работу.                  

 

Просматривают фрагмент мультфильма.

Отвечают на поставленный вопрос.

  1. Заполняют  заданные  модели.

Группам предлагается заполнить модели разных природных сообществ.  

  1. Составляют рассказ об экологических связях в данном сообществе.
  2. Каждая группа делает вывод по своему природному сообществу.

Зачитывают  составленные рассказы и сверяют  результаты своей  работы с эталоном проверки.                                Оценивают свою работу.              

Опираясь на выполненные задания, делают  вывод,                                                что  такое природное сообщество.

Природное сообщество – это единство живой и неживой природы, которое складывается в определённых условиях окружающей среды.

Сотрудничество в поиске способа решения проблемы, построение логических цепочек рассуждений, доказательство выдвинутой гипотезы. Управление поведением партнера. Контроль, коррекция, оценка действий партнера.

VII. Включение в систему знаний.  Анализ результатов деловой игры.

 

(7 мин)

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Каждая группа представляет свой отчет (сообщение), сопровождая свой рассказ демонстрацией моделей. Оценивает свою работу.

- Вернемся к высказыванию А.А.Стекольникова. Наш мир - не случайность, не хаос, - есть система во всем.    Слайд 15

–Теперь можем согласиться с этим высказыванием?                   – А если природа не справляется, как на примере с саранчой,          то кто к  ней  приходит на помощь?                                         – На помощь природе в таких случаях  приходят экологи. Они выясняют причины природных катаклизмов и разрабатывают пути наименьшего воздействия людей на природу.

 Сопоставляют отчеты с ответами на слайде.

Лес. Слайды № 9,10

Луг. Слайды № 11,12

Водоём. Слайды №13,14

Подводят итог успешного  решения практико-ситуативной задачи

- На помощь приходит человек.

Умение контролировать себя в группе  и оценивать результат одноклассников.

Ориентация в ключевых проблемах жизни

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(2 мин)

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Посмотрите, на партах у вас лежат лист самооценки. По ним вы должны оценить то, как ваша группа работала на уроке.

Производить рефлексию деятельности группы.

Фиксация и обоснование результата работы группы.  Осознание ценности полученных знания.

X.Домашнее задание (1мин.)

Подготовить  материал по природным сообществам  для изготовления на уроке технологии книжки-раскладушки.

Приложение 1

Компетентностно-ориентированное задание №1

Стимул:  Вы совершили экскурсию в Юганский заповедник.                                                                                                                              Задачная формулировка: На основе текста вам необходимо подготовить основную информацию для книжки-раскладушки.                       Задания:                                                                                                                                                                                                                       1.Заполните таблицу.                                                                                                                                                                                                    2.Сделайте вывод, что такое природное сообщество.

Бланк выполнения задания:

Состав звена

Лес

Луг

Водоём

1

Растения

2

Растительноядные животные

3

Хищники

Вывод: Природное сообщество это ______________________  _____________ и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.                                                                                                                                                                   Инструмент проверки (аналитическая шкала):                                                                                                                                                                                                                         

3 балла – полное и безошибочное заполнение таблицы                                                                                                                                                     2 балла – допущена 1-2 ошибки при заполнении таблицы                                                                                                                                                                                                             1 балл – допущены 3-4 ошибки                                                                                                                                                                                                                                                                                       0 баллов – допущены 5 и более ошибок            

Источник информации:  

            Для сохранения природных сообществ создана широкая сеть заповедников, заказников и других охраняемых территорий, в которых полностью или частично запрещено вмешательство человека в природные сообщества, и где дикие животные и растения находятся в наиболее благоприятных условиях. 

         Юга́нский запове́дник — особо охраняемая природная территория, расположенная в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа, в бассейне реки Большой Юган (левый приток Оби). Для растительности этого округа характерно преобладание елово-кедровых лесов с участием пихты. Наиболее распространенным типом леса является бор-ягодник, получивший свое название за обилие в нижнем ярусе брусники и черники. Если в заповеднике и имеется луговая растительность, то ее численность невелика. Луга представлены мятликом луговым, полевицей белой с небольшой примесью осоки, где под густым травяным покровом обитает полёвка обыкновенная и «краснокнижные» насекомые: махаон и мнемозина. В пойменных разнотравных лугах можно встретить травяную лягушку. Фауна позвоночных животных насчитывает 269 видов. Большинство из них птицы — 216 видов. Список млекопитающих насчитывает 40 видов. Из крупных хищных зверей встречается: медведьрысьросомаха. Самый привычный обитатель заповедной территории — соболь, который любит пойменные леса с большим количеством кормов. Значительно реже встречается колонок. Травоядные представлены лосем и северным оленем лесного подвида.                                                 Птицы Юганского заповедника представлены в количестве 216 видов. Самые распространенные – озерно-болотные. Имеются в виду такие: стерх, аист черный, казарка краснозобая, лебедь малый.  Кречет – главный крылатый хищник. Дважды на центральной усадьбе заповедника был отмечен сапсан. В этих борах встречаются орлан-белохвост, ястребиная сова и беркут. Эти хищные птицы охотятся, как в лесу, так и на лугу. Однако на деревьях, в сухих пятачках встречаются обычные жители чащ – тетерев, куропатка, рябчик и глухарь.  На водоёмах обитают разные рыбы. Среди них  вы увидите здесь щуку, окуня  и ельца. В стоячих и проточных водоемах обитает множество хищных насекомых - жуки-плавунцы, клопы и другие, поедающие друг друга в борьбе за жизнь. Около трети заповедной территории занимают болота. Особенно обширны они в южной части заповедника. Здесь хорошо развит кустарничковый ярус из багульника, морошки и клюквы.         

 Компетентностно-ориентированное задание №2

 Стимул: 

        Рассказ Муфасы о круговороте веществ заинтересовал Симбу. Ему захотелось узнать, как взаимосвязаны живые организмы разных сообществ в Юганском заповеднике.                

Задачная формулировка: 

       Опираясь на модели и слова для справок, подготовьте рассказ для Симбы.

Задания:

  1. Заполните заданные модели.
  2. Составьте рассказ об экологических связях в сообществах и сделайте вывод.

                                         Лес (круговорот веществ)

Организмы потребители  

(Растительноядные) 

Организмы производители  

                                                                                                           

                                                                                                     

 

                                                                                                             

                                                                                                               

                                     

                                       

Организмы разрушители

Организмы потребители (хищники)

Инструмент проверки (аналитическая шкала)

2  балла – полное и безошибочное заполнение  модели        

1  балл – 1 ошибка при заполнении модели

0 баллов – допущены 2 и более ошибок

Рассказ об экологических связях в сообществе леса

                  Все объекты живой и ___________________ природы, составляющие природные ______________________ леса, связаны между собой ________________________ связями.  Рост растений невозможен без __________________, _________________ и воды. Ученые – экологи называют растения организмами-__________________________.  Так, в Юганском заповеднике,  кедр  служит пищей для _______________________, который является организмом потребителем (____________________________). Рябчик служит пищей для организмов потребителей (_______________________). В нашей цепи –это ______________________.   Разрушают мертвые остатки растений и животных ________________, _________________. За что и названы организмами _____________________.

Слова для справок:

Солнца, воздуха, разрушителями, рябчика, растительноядным, сообщества, неживой, экологическими, хищников, соболь, бактерии, грибы, производителями.

Инструмент проверки (аналитическая шкала)

3  балла – задание выполнено верно                                    

2  балл – 1-2 ошибки при составлении рассказа

1 балл – 3-4 ошибки

0 баллов – допущены 5 и более ошибок                                      

                            Луг (круговорот веществ)

Организмы производители  

Организмы потребители  

(Растительноядные) 

                                                                                                           

                                                                                                     

 

                                                                                                             

                                                                                                               

                                     

                                       

Организмы разрушители

Организмы потребители (хищники)

Инструмент проверки (аналитическая шкала)

2  балла – полное и безошибочное заполнение  модели        

1  балл – 1 ошибка при заполнении модели

0 баллов – допущены 2 и более ошибок

Рассказ об экологических связях на лугу

            Луговая растительность в Юганском заповеднике представлена в меньшей степени. В речных долинах площади лугов невелики. Солнце, ______________, _______________ и почва дают жизнь растениям, которые относятся к организмам  ______________________. В отличие от леса, на лугу главные растения – _____________. Мятлик луговой, служит кормом для ______________     _____________________, которая питается __________________ пищей. Ястребиная сова является прекрасным ___________________, питается она различной добычей, в том числе  и мелкими грызунами.  Жизнь лугового сообщества , как и лесного невозможна без неживой природы и ______________. На лугу происходит круговорот    __________________ с участием растений, животных, __________________, ______________________.                                                                                                    

Слова для справок:        

Производителям, воздух, веществ, растительной, травы, вода, полевки обыкновенной, охотником, почвы, грибов, бактерий

Инструмент проверки (аналитическая шкала)

3  балла – задание выполнено верно                                    

2  балл – 1-2 ошибки при составлении рассказа

1 балл – 3-4 ошибки

0 баллов – допущены 5 и более ошибок                            

         

Организмы потребители  

(Растительноядные)  

                  Водоём (круговорот веществ)

Организмы производители  

                                                                                                           

                                                                                                     

 

                                                                                                             

                                                                                                               

                                     

                                       

Организмы разрушители

Организмы потребители (хищники)

Инструмент проверки (аналитическая шкала)

2  балла – полное и безошибочное заполнение  модели        

1  балл – 1 ошибка при заполнении модели

0 баллов – допущены 2 и более ошибок

Рассказ об экологических связях в пресных водах

             Юганский заповедник занимает обширное междуречье рек Большой и Малый Юган. Их бассейн включает большое количество водоемов. Живые организмы пресного водоёма образуют природное ______________________. Жизнь такого сообщества была бы невозможна без водных растений, которые являются организмами-_____________________ и служат пищей для ________________________животных. В различных водоемах заповедника встречаются _____________ и _________________. Так пищей карася служат ____________________. Щука относится к _________________ рыбам и охотится на карася.  В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, происходит ______________________ веществ. Когда растения и животные ____________________, их остатки попадают на дно. Под действием _________________ они перегнивают и ____________________________.

Слова для справок:

Водоросли, сообщество, разрушаются, круговорот, бактерий, растительноядных, щука,  карась, умирают, производителями, хищным

Инструмент проверки (аналитическая шкала)

3  балла – задание выполнено верно                                    

2  балл – 1-2 ошибки при составлении рассказа

1 балл – 3-4 ошибки

0 баллов – допущены 5 и более ошибок                                      

Картинки для заполнения моделей

https://www.zoo-ekzo.ru/sites/default/files/styles/large/public/er099_0.jpg?itok=ifODIQ5j

Водоросли

https://illustrators.ru/uploads/illustration/image/738430/main_738430_original.jpg

Карась

http://forumimage.ru/uploads/20101016/128721214383002121.png

Щука

http://v.900igr.net:10/datai/okruzhajuschij-mir/Nevidimye-niti-v-lesu/0006-003-ZHivaja-priroda.jpg

Бактерии

https://www.clipartmax.com/png/full/177-1771444_render-nature-renders-herbe-wetland-plants-png.png

Мятлик луговой

https://fsd.videouroki.net/html/2018/12/23/v_5c1f73a52ebbf/99726163_1.jpeg

Полёвка обыкновенная

https://i.pinimg.com/originals/04/31/52/043152e306bcb7442f141aea6af349b5.jpg

Ястребиная сова

https://static.barahla.net/images/content/2018/10/09/e/e/e0HLR.jpghttp://v.900igr.net:10/datai/okruzhajuschij-mir/Nevidimye-niti-v-lesu/0006-003-ZHivaja-priroda.jpg

Грибы, бактерии

Могущественный кедр. Деревья Сибири. Природа Сибири - для тех кто не ...

Кедр

https://reka-kem.ru/images/fotogal/a-431.png

Рябчик

http://xn--80aeegleao0afjmb9p.xn--p1ai/sites/default/files/files/image/1002_1.jpg

Соболь

https://static.barahla.net/images/content/2018/10/09/e/e/e0HLR.jpg

http://v.900igr.net:10/datai/okruzhajuschij-mir/Nevidimye-niti-v-lesu/0006-003-ZHivaja-priroda.jpg

Грибы, бактерии

КЛЮЧ

Рассказ об экологических связях в сообществе леса

                 Все объекты живой и неживой природы, составляющие природные сообщества леса, связаны между собой экологическими связями.  Рост растений невозможен без солнца, воздуха и воды. Ученые–экологи называют растения организмами-производителями.  Так, в Юганском заповеднике,  кедр  служит пищей для рябчика, который является организмом потребителем (растительноядным). Рябчик служит пищей для организмов потребителей (хищников). В нашей цепи –это соболь.   Разрушают мертвые остатки растений и животных бактерии, грибы. За что и названы организмами – разрушителями.

Рассказ об экологических связях на лугу

             Луговая растительность в Юганском заповеднике представлена в меньшей степени. В речных долинах площади лугов невелики. Солнце, воздух, вода и почва дают жизнь растениям, которые относятся к организмам  производителям. В отличие от леса, на лугу главные растения – травы. Мятлик луговой, служит кормом для полевки обыкновенной, которая питается растительной пищей. Ястребиная сова является прекрасным охотником, питается она различной добычей, в том числе  и мелкими грызунами.  Жизнь лугового сообщества , как и лесного невозможна без неживой природы и почвы. На лугу происходит круговорот    веществ с участием растений, животных, грибов, бактерий.                                                                                                    

Рассказ об экологических связях в пресных водах

                    Юганский заповедник занимает обширное междуречье рек Большой и Малый Юган. Их бассейн включает большое количество водоемов. Живые организмы пресного водоёма образуют природное сообщество. Жизнь такого сообщества была бы невозможна без водных растений, которые являются организмами-производителями и служат пищей для растительноядных животных. В различных водоемах заповедника встречаются щука и карась. Так пищей карася служат водоросли. Щука относится к хищным рыбам и охотится на карася.  В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, происходит круговорот веществ. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно. Под действием бактерий они перегнивают и разрушаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира с применением ЭОР

Урок  окружающего мира с применением ЭОР...

Конспект урока окружающего мира с применением технологии РКМЧП

Тема: «Тела и вещества» Цели урока:развивающие:- способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже име...

Урок окружающего мира с применением ИКТ во 2 классе. Тема урока: Разнообразие профессий людей.

Урок разработан по УМК «Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой.Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех этапах урока происходит формирование УУД.Урок спос...

Разработка урока окружающего мира с применением ресурсов сети Интернет по теме: «Нашествие Наполеона».

Представляю Вашему вниманию разработку урока с применением ресурсов сети Интернет по интегрированному курсу « Окружающий мир» для 4 класса в соответствии с учебником О.Т.Поглазовой. Тема урока: «Нашес...

Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» 1 КЛАСС ТЕМА «О РЕЖИМЕ ДНЯ»

Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК "Начальная школа ХХI века" 1класс тема "О режиме дня"...

Урок окружающего мира с применением ИКТ по опытно – экспериментальной деятельности в 1 классе по теме « Воздух и вода», УМК «Планета Знаний»

Конспект урока  окружающего мира с применением ИКТпо опытно – экспериментальной деятельности в 1 классе по теме« Воздух и вода», УМК «Планета Знаний»...

Урок окружающего мира с применением технологии проблемного обучения

Данный урок проводится во 2-м классе по теме "Из чего состоят все предметы?".Описаны приёмы проблемного обучения на уроке....