Урок окружающего мира с применением технологии проблемного обучения
план-конспект урока по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Пудовкина Жанна Викторовна

Данный урок проводится во 2-м классе по теме "Из чего состоят все предметы?".Описаны приёмы проблемного обучения на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир

 2-й класс

Вид урока: урок с решением проблемной задачи

Тема: Из чего состоят все предметы?

Цели:

– научить правильно, употреблять понятие «вещество», различать предмет и вещество, из которого он состоит;

– научить различать твёрдые тела, жидкости и газы;

– научить превращать вещество из одного состояния в другое.

Оборудование: наборы предметов (линейка деревянная, ложка, расчёска, молоко; пенал деревянный, ножницы, ручка пластмассовая непрозрачная, кефир; мяч пластмассовый, кнопка, карандаш, творог. Плакат «Из чего состоят все предметы?» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса», кусочки мела, вода в стакане, воздушный шарик.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов(ТОУУ)

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

1   3   4   3

– Назовите предметы одним словом:

1) Стол, табуретка, шкаф, комод. (Это мебель.)

2) Стакан, банка, графин, тарелка. (Ёмкости для жидкости.)

3) Ложки, чайник, нож, кастрюля. (Это посуда.)

– Что объединяет эти три группы предметов? (Это предметы, которые сделаны человеком, или вещи.)

 Из чего человек делает вещи? (Из разных материалов.)

– Подумайте, из каких материалов сделаны предметы каждой группы? Подберите нужное слово: деревянные, металлические, стеклянные. (Предметы первой группы – деревянные, второй – стеклянные, третьей – металлические.)

– Откуда же человек взял материалы для изготовления перечисленных вещей? (Это природные материалы.)

– Какой вывод мы можем сделать на основании наших наблюдений? (Все вещи из чего-то сделаны. Вещей много, а то, из чего они сделаны, объединяет их в группы.)

– Как вы думаете, можно ли это наблюдение применить к предметам природы и выделить такие группы?

– Назовите несколько вам известных природных материалов. (Из камня – горы, реки и озёра – из воды…)

А если обратиться к живой природе? Распространяется ли наше наблюдение на живую природу? (Да, всё живое тоже из чего-то состоит.)

– Можно ли то, из чего состоят предметы, отнести к понятиям? (Да, это можно назвать понятием.)

– Значит, всё, из чего состоят вещи и природа, можно назвать одним словом?

– Назовите. Знакомы ли мы с таким словом? ( Нет. Мы не знаем такого слова.)

– Что нужно сделать? (Нужно придумать название.)

– Какие вопросы у вас возникают? Попробуем составить план урока.

План (примерный). 3

1. Из чего состоят все вещи?

2. Из чего состоят живые существа и неживая природа?

3. Как называется то, из чего состоят все предметы?

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре и в группах.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Работа над проблемой

1   4   3   4  3

– Придумайте своё название.

Дети предлагают названия.

– В науке есть название этому понятию. Это – вещества.

– Как вы думаете, что мы будем исследовать на нашем уроке? (Мы думаем, что будем говорить о веществах и наблюдать за ними.)

– Что мы должны узнать о веществах? Какие вопросы у вас возникают? (Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?)

– Давайте разместим эти вопросы на доске и постепенно будем на них отвечать.

Работа с плакатом «Из чего состоит вещество» из комплекта наглядных пособий для 2-го класса.

– Определите вещества, из которых состоят данные предметы, заполните таблицу.

– Проведём исследование в группах. Вам необходимо рассмотреть предметы и сделать выводы, отвечая на сформулированные на карточках вопросы о веществе, из которого состоит предмет.

Задание:

 Проведи наблюдение за предметом:

1. Как выглядит вещество, из которого состоит предмет?

2. Какого оно цвета?

3. Опиши его поверхность.

4. Имеет ли это вещество запах?

5. Положи предмет в воду и выясни: он легче или тяжелее воды, растворим в воде или нет?

6. Прочен ли предмет, можно ли его поцарапать гвоздём?

7. Притягивается ли магнитом?

Собери информацию и сравни описание свойств данного вещества, из которого состоит исследуемый предмет, со свойствами известных тебе веществ.

Сделай вывод: из какого вещества состоит этот предмет?

Группы готовят всё необходимое для исследования. Каждой из них выдаётся набор предметов от 3 до 5, в зависимости от скорости работы группы.

Например:

1-я группа получает предметы: линейка деревянная, ложка, расчёска, молоко.

2-я группа получает предметы: пенал деревянный, ножницы, ручка пластмассовая непрозрачная, кефир.

3-я группа получает предметы: мяч пластмассовый, кнопка, карандаш, творог.

Дети наблюдают, используя план исследования. Далее обмениваются результатами.

* Одна группа описывает вещество, из которого состоит предмет. Другие группы приходят к выводу, что у них есть предмет, который состоит из того же вещества.

а) Линейка, пенал, карандаш состоят из одного и того же вещества.

б) Мяч, расчёска, ручка состоят из одного и того же вещества.

в) Молоко, кефир, творог. 

г) Кнопка, ножницы, ложка состоят из похожего вещества.

– Посмотрите на доску. На какой вопрос мы уже можем ответить? (Мы можем ответить на вопрос: как называются разные вещества?)

– Да, есть металл, древесина, пластмасса.

– Продолжаем наше исследование. Почему предметы собраны в одну группу?

Камень, доска, мел, ручка, стол, чашка.

Молоко, чай, чернила, сок, вода.

Воздух внутри шарика; пар, поднимающийся из носика чайника.

– Можно ли сказать, что предметы в каждой группе состоят из одного и того же вещества? (Нет, все они состоят из разных веществ.)

– Что же их объединяет в этом случае? (Первые бывают твёрдыми, вторые – жидкими, третьи – газообразными.)

– Какое предположение можно выдвинуть относительно этого наблюдения за веществами? (Все жидкости, твёрдые вещества и газы такие разные, но есть свойства, которые их объединяют.)

– Давайте рассмотрим по одному из предметов каждой группы и сделаем вывод об общих свойствах жидкостей, твёрдых и газообразных веществ по плану.

  1. Имеет ли вещество постоянную форму?
  2. Какое оно на ощупь?

Группам предлагается взять мел, воду в стакане и надутый воздушный шарик.

Твёрдые вещества имеют постоянную форму. Их можно подержать в руке. Они могут плавать или тонуть в воде.

 Жидкие вещества принимают форму сосуда, в который их наливают. Их трудно удержать в руке – они вытекают через любое отверстие. На ощупь они мокрые.

 Газообразные вещества не имеют постоянной формы. Они, в отличие от жидкостей, занимают не часть сосуда или комнаты, а стремятся равномерно распределиться внутри. Они очень лёгкие. Газ трудно заметить. Но если помахать перед собой рукой, можно ощутить его около себя.

– Какой напрашивается вывод относительно веществ, которые нас окружают? (Возможно, все вещества, окружающие нас, бывают либо твёрдыми, либо жидкими, либо газообразными.)

– Хорошо, продолжаем наблюдение, попробуем выяснить, справедливо ли наше утверждение.

– Догадайтесь, почему предметы находятся в одной группе, подберите понятие, их объединяющее.

Вода, лёд, снег, пар из чайника.

(Все они состоят из воды.)

– Разбейте эти предметы на группы (Т – твёрдые, Ж – жидкие, Г – газообразные). (Т – лёд, снег, Ж – вода, Г – пар из чайника.)

– Как сформулировать наше наблюдение? (Возможно, каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе.)

Почему же вода стала твёрдой или газообразной? (Когда тепло – вода жидкая, зимой холодно – вода твёрдая, плита очень горячая – вода превратилась в пар.)

– Какой можно сделать вывод? (Возможно, при охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое.)

Основные выводы:

1. Все предметы вокруг нас состоят из веществ.

2. Каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе.

3. При охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое.

– На все ли поставленные вопросы мы ответили?

– Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?

– Что мы сейчас с вами делали?

– Какое умение формировали?

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям;

выражать свои эмоции;

2)оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3)формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

1)развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2)оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3)прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

– Откройте учебники на с. 14–15 и рабочие тетради. Выберите задание по желанию. Обсудите ответы в группах.   4   2   1

После обсуждения каждая группа представляет свой ответ.

Игра «Назови, из чего состоит предмет».

К доске вызывается ведущий, который называет предметы, а дети называют вещества.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

Детям предлагается доделать задания из рабочей тетради (по желанию).

V. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Какую проблему решили?

– Где пригодятся знания?

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему учились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....

Урок окружащего мира с использованием технологии проблемного обучения.

Урок окружащего мира с использованием технологии проблемного обучения....

План-конспект урока окружающего мира с использование технологии проблемного обучения в 1 классе

1.     Тема урока: «Откуда берутся снег и лед? (Состояние воды: снег и лед)».2.     Возраст обучающихся: 7 лет.3.     Название предмета: окр...

Конспект урока окружающего мира с применением технологии РКМЧП

Тема: «Тела и вещества» Цели урока:развивающие:- способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже име...

Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления

Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления 3 класс...

Конспекта урока по окружающему миру с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока по окружающему миру с применением технологии проблемного обучения...