Конспект урока "Средние века: время рыцарей и замков"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Клычёва Алина Геннадьевна

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс "Школа России" на тему: "Средние века: время рыцарей и замков" включает в себя разные виды работ (в группах, парах) и дополнительный материал, который познакомит учащихся с эпохой Средневековья, рыцарями, их занятиями и образом жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Геннадьевна. Сегодня мы проведём урок окружающего мира.

1. Психологический настрой.

Вот опять звенит звонок,

Начинается урок.

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»!

2. Орг. момент. 

-На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, а куда вы скоро узнаете.

-Ребята, скажите, кто изображён на слайде? (слайд 1 –рыцарь)

-В какое время жили рыцари?(Средневековье)

-Как назывался дом рыцарей? (замок)

-Предположите, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (ответы детей)

-Тема нашего сегодняшнего путешествия: «Средние века: время рыцарей и замков» (слайд2 тема)

-Как вы думаете, какая основная цель нашего урока?(ответы детей)

-Да, сегодня на уроке у нас речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с Vвека до конца XVвека и называлась Средними веками или Средневековьем, ??? (слайд5 врем. рамки)

3.Работа по теме урока.

-Тысячу лет продолжалась эта эпоха. К началу Средневековья большая часть территории Европы была покрыта густыми лесами.(слайд6 карта Европы)

-Через столетие облик Европы стал совсем иным. Выросли и расцвели города, были проложены дороги, прорыты каналы. Оживлённые торговые пути пролегли из города в город, из страны в страну.

-Многие современные города возникли в Средневековье: Берлин – столица Германии, Копенгаген – столица Дании, Амстердам – столица Нидерландов и другие. Среди них и столица нашего государства – Москва. (слайды7–11 фото городов)

-В европейских городах и сейчас сохранились кварталы, построенные в средние века. Для этих кварталов характерными чертами является каменные замки в форме огромных башен, большое количество дворцов, массивные толстые стены и небольшие узкие окна. Как интересно пройтись по улицам средневекового города. (слайды 12,13 виды кварталов)

4.Физкультминутка.


Вышли рыцари на круг,
Шлем одев, закрыв забрало,
Выхватив из ножен меч,
Стал рубить врага он с плеч,
После боя, славный рыцарь,
Положив и щит, и меч,
Сделав вдох и выдох длинный,
Отдохнуть решил присесть.

5.Работа с учебником.

-Ребята, какого человека вы сегодня назвали бы рыцарем? (мнения детей)

-Вы правы. В наше время, благородного, смелого, безупречного человека можно назвать рыцарем. А в Средневековой Европе – это феодал, тяжёловооруженный конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине.(слайд3-4 определение рыцаря и его нормы) опр. По .Ож.

-Откройте свои учебники на странице 18 и прочитайте первый абзац.

-Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник». Рыцарями могли быть только люди «благородного» происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы.(слайд)

Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей(герцогов, графов, баронов).

К военной службе рыцари готовились с детства. В семь лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами знатных феодалов или короля. В 15 лет он поступал на службу к рыцарю и становился его оруженосцем. И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари.

-Скажи, все ли могли стать рыцарями? (несколько вариантов)

-Какие качества были обязательными для рыцарей Средневековья?(несколько вариантов) 

6.Работа в парах.

-Следующее задание вам нужно выполнить в парах. Перед вами лежат изображения рыцаря и доспехи различных воинов. Снарядите рыцаря в бой. Для этого соедините стрелками рыцаря с предметами его снаряжения.  

-А теперь проверьте, правильно ли вы выполнила задание. (слайд15)

7.Продолжение работы с учебником.

-Продолжим работу с учебником. Прочитайте, где жили рыцари.(уч. стр. 18)

-Место для замков выбирали со старанием. Обычно их воздвигали на высоком холме, обрывистом утёсе, острове посреди реки. Вокруг замков высились двойные или тройные кольца могучих крепостных стен с башнями и бойницами.(?????)

Замок был окружён глубоким рвом с водой. К воротам шёл подъёмный мост на прочных цепях. При угрозе нападения мост с помощью специальных приспособлений поднимали. В рыцарское жилище вели тяжёлые дубовые ворота, окованные железом. Вход в замок  преграждала и металлическая решётка с острыми зубьями наверху.

Это было безопасное, но не очень удобное жилище. Темно и мрачно в зимние дни в стенах замка! Стекла не знали, окна закрывали ставнями. Для обитателей этой каменной глыбы были привычны холод, сырость, ветер, который свободно гулял по коридорам и комнатам. Согреться в таком жилище можно было только у жарко пылающего камина.

-Чем же занимались обитатели замков? В мирную пору хозяин охотился, принимал гостей, устраивал пиры. Женщины проводили время за рукоделием. Одним из любимых рыцарских развлечений были турниры. На турнире два рыцаря скакали навстречу друг другу верхом на конях и, нанося удары длинными копьями, старались выбить противника из седла.

8.Работа в группах.

-Ребята, для выполнения следующего задания вам необходимо разделится на 3группы. Каждая группа получает конверт с пазлами. Вы должны собрать один из этих рисунков.(вып. Работ)

9.Домашнее задание.

-Ребята, домашнее задание будет творческим и по выбору. Нарисовать замок или подготовить сообщение о рыцарях.

10.Итог урока.

-Как называется эпоха, о которой мы с вами сегодня говорили?

-Кто жил в эпоху Средневековья?

-Как назывались каменные крепости рыцарей?

-Какое место выбирали для строительства замков?

-Чем занимались обитатели замков?

-Для чего проводились рыцарские турниры?

 

11.Рефлексия.

- Ребята, перед вами замок, а у каждого на столе – рыцарь. Вам нужно расселить рыцарей в этот замок. На верхний этаж поселят своих рыцарей те ребята, которые полностью разобрались с новым материалом. На средний этаж – те, у которых остались некоторые сомнения. А на нижний этаж – те, у которых ещё остались невыясненные вопросы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

Конспект «открытого» урока по окружающему миру в 4 – Б классе по теме «Средние века: время рыцарей и замков»

Тема«Средние века: время рыцарей и замков»Задачи урока   ·     сформировать представление у детей о средневековье;·     познакомить с мировыми ре...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 4 класса. Школа России. Тема: Средние века: время рыцарей и замков

Тема урока: «Средние века: время рыцарей и замков»Тип урока: урок открытия нового знанияЦели урока: формировать представления о Средневековье как исторической эпохеПланируемые результаты: -личнос...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Средние века. Время рыцарей и замков"

Представляю вам конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Средние века. Время рыцарей и замков". УМК "Школа России"...