Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Когда появилась одежда?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

 На уроке учащиеся знакомятся с историей одежды, с разнообразием современной одежды, её назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kogda_poyavilas_odezhda.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Когда появилась одежда?»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: урок - путешествие

Цели: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной одежды, её назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя); учить внимательно относиться к своей одежде; показать зависимость типа одежды от погодных условий.

Планируемые результаты:

- учащиеся научаться прослеживать историю появления одежды и развития моды; отличать национальную одежду своего народа; подбирать подходящую для конкретного случая одежду.

Метапредметные:

  • Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке; учиться подбирать одежду для разных случаев.
  • Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно об одежде, и того, что еще неизвестно; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; планировать свои действия в соответствии с полученным заданием.
  • Познавательные: учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию - делать выводы в результате совместной работы всего класса; выявлять особенности (качества, признаки) разной одежды в процессе ее рассматривания (наблюдения); воспринимать информацию на слух и понимать ее; строить речевые высказывания.

• Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Учебные материалы: учебник, тетрадь, карточки с заданием.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 1 класс, часть 2, с. 20-21, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Окружающий мир», 2 часть, с. 15-16, мультимедийная презентация

 (Из музея взять русскую рубашку, несколько кукол в нац. костюмах)

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.


Ход урока

  1. Орг. момент

2. Актуализация знаний. Мотивация.

      -Ребята, давайте вспомним, какой раздел учебника мы сейчас изучаем? (Где? Когда?)

      - У какого героя возникают такие вопрос? ( У Вопросика)    
      – На какие вопросы из этого раздела мы уже получили ответ?

-Сегодня на уроке мы продолжим отвечать на вопрос «когда». (карточка со словом КОГДА вывешивается на доску)

- И сегодня это слово будет ключевым в нашей работе.
-А вот о чем сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав загадки, которые принёс Муравей Вопросик.

(показывать вещи)

  1. Не галстук он, не воротник,
    А шею обжимать привык.
    Но не всегда, а лишь тогда,
    Когда бывают холода. (Шарф)

2. Мы зимою по привычке

Надеваем … (рукавички)

3. Спицы бабушки: «Тук – тук!»

Непростой волшебный звук!

Превращает он клубки

В полосатые…   (носки). 


4. Таня сшила кукле Кате

Замечательное … (платье)  

3.Формулирование темы и целей урока

– Как назвать эти вещи одним словом? (Одежда)
-Попробуйте сформулировать тему урока по этим словам.

(Когда появилась одежда?)                                            на доске

-Что бы вы хотели узнать об одежде сегодня на уроке?

-Муравью Вопросику тоже захотелось узнать ответы на такие вопросы.

-Поможем ему?

- Давайте заглянем в прошлое и найдем ответы на них.

-А поможет нам наш учебник. 

- Прочитаем задачи нашего урока.

- Пересказать их.

-К концу урока мы должны знать ответы на вопросы:

1.Когда появилась одежда?

2.  Как люди одевались в прошлом?

3. Какие виды одежды для разных случаев вы знаете?

4. Новая тема

- Рассмотрите иллюстрацию и предположите, какая одежда появилась самой первой?

-Из чего была сделана? (Из шкур животных)

Для чего нужна была человеку одежда?

Давно это было…Наряды по моде

Нашел человек в окружавшей природе.

Огромные листья, мохнатые шкуры

Прикрыли от холода предков фигуры.

Одежду в бою добывать приходилось

И дорого каждая шкура ценилась.

Интересные факты:

Древние люди обматывали вокруг тела звериные шкуры, а на шею вешали ожерелье из разноцветных камешков. Всё, что попадалось человеку под руку, шло в дело – огромные листья, кора деревьев, шкуры животных, перья птиц.  Одежда имела и символический, магический смысл. Заворачиваясь в шкуры, древний человек отпугивал от себя злых духов.

Вывод:

Первобытные люди делали одежду из шкур животных, чтобы защитить себя от холода, ветра, снега и дождя. Сначала люди просто обматывали шкуры вокруг тела, позже научились связывать и сшивать.

-Так, когда появилась одежда? ( В глубокой древности)

Презентация

- Прошло много времени и люди научились изготавливать что? (Ткани.)

 - Посмотрите, какая замечательная рубашка хранится в нашем музее.

- А сейчас послушайте, что делали люди, чтобы получить такую рубашку.

- Ткани на Руси делали из льна.

  1. Показ презентации.

- Из каких семян изготавливали ткани? (Из льна)

  1. Рассказ учителя.                      Картинки на доске

Большая часть жителей на Руси занималась земледелием. Одевались они так, чтобы удобно было обрабатывать землю. Ухаживать за домашними животными и выполнять другую работу.

Мужчины поверх штанов носили короткую рубаху – косоворотку, с медными, костяными или деревянными пуговицами. Рубаху подпоясывали кожаным поясом с медной пряжкой. Поскольку карманов не было, то к поясу подвязывали ключи, нож и др.мелочи. Зимой поверх рубахи надевали овчинный тулуп.

Женщины шили длинные, почти до пят, рубахи. Поверх рубахи надевали широкую юбку или сарафан. Как и сейчас, женщины любили украшения.

Купцы и знатные люди носили сапоги. Крестьяне носили лапти.

Их плели из бересты, из лыка. Служили лапти недолго. В мокрую погоду лапти приходили в негодность за 4-5 дней, а в поле – за 3 дня.

3. - Но не только одежда была из ткани.    Презентация.

-Посмотрите на рисунок в учебнике, во что оделся Муравьишка? (В доспехи рыцаря)

-Зачем была нужна такая одежда?

-Сделаем вывод: одежду в прошлом делали не только из ткани, но и из металла.

  1. -  Шло время, одежда менялась.          (см на картинку)

Вывод: Одежду всегда украшали…. Длинные платья, шлейфы, банты , сюртук, цилиндры ….

Одежда богатых и бедных всегда отличалась.

-У каждого народа стали свои костюмы.

-По костюму можно определить, из какой страны человек.

Такая одежда называется национальная.

(Слово проговорить хором)

-Рассмотрите русский национальный костюм. ( Куклы)

-Как называется такая одежда, о которой рассказали дети? (Национальная)

Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками. Наряд был многослойным, особенно у женщин. По одежде можно было понять, к какому сословию принадлежит человек. Женский русский костюм состоял из рубахи, сарафана и передника. Рубахи были богато украшены яркой вышивкой или узорными вставками. Сарафаны могли быть сшиты из косых клиньев, со швом спереди или из одного полотна. Они были на широких лямках. Украшали их тесьмой, кружевами, висячими пуговицами.

Головной убор у женщин состоял из кокошника и платка. Часто их украшали жемчугом или расшивали бисером. В разных областях мастерицы славились каким-то рукоделием.

Физкультминутка

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк-волчишко.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся

- Подведём итог.

- Когда появилась одежда?

Какую одежду носили люди на Руси?

5. Работа в парах.

-А какую одежду носит современный человек? Назовите предметы современной одежды.

-Какая одежда нужна нам для разных случаев?

-Для каждого случая своя одежда.

- Рассмотрите рисунок на с.21 и прочитайте, на какие группы можно разделить современную одежду? (деловая, рабочая, спортивная, для дома)

-Повторим все вместе. (Слова проговорить хором)

Работа в парах : Разложить одежду по стилю.  

Проверка у доски. Выходит один, находит соответствующий тип одежды и рассказывает куда можно в ней пойти?   Объяснить назначение каждого вида.

- Есть ли в нашем гардеробе одежда, которую вы не знаете куда определить?

(Это праздничная, специальная, профессиональная)

- Можно ли в праздничном платье идти сажать деревья?

 - Нужно ли следить за своей одеждой? Зачем надо это делать?

-Узнайте героя                               презентация

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки —
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Надевать он стал пальто —
Говорят ему: не то.

Стал натягивать гамаши —
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!


Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.


Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

- Кто-нибудь узнал себя?

Нельзя быть таким рассеянным.

7. Демонстрация моделей

- Как называется профессия людей, которые разрабатывают модели одежды? (Модельеры, дизайнеры)

- А сейчас нам девочки продемонстрируют современные модели одежды на куклах.

Вывод: одежда различается от времени года.

Задание: придумать модель школьной формы для журнала.

8. ИТОГ. Ф.О.

- Вернёмся к нашим вопросам, которые мы прочитали в начале урока.

( на листочках)  (зел. – знаю, жёлт.- не очень, красн. – не знаю)

1.Когда появилась одежда?

2.  Как люди одевались в прошлом?

3. Какие виды одежды для разных случаев вы знаете?

- А теперь мы посмотрим: совпадают ли наши ответы с выводами мудрой черепахи. Прочитаем.

- Подвести итог.

        

- Кому сегодня на уроке было интересно?

Игра «Верно-неверно»

-Проверим ваши знания.

Блузку, пальто, плащ носили первобытные люди. -нет

Одежда появилась в глубокой древности. -да

Первобытные люди одевались в шкуры животных. -да

Одежду для защиты в бою делали из бумаги. -нет

Женщины на Руси носили сарафаны и рубахи. -да

На урок физкультуры ходят в рабочей одежде . - нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру по теме "Когда появилась одежда?"

В материалах представлены конспект урока, презентация и самоонализ урока. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20687900","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Открытый урок по окружающему миру "Когда появилась одежда?" 1 класс по ФГОС

Открытый урок по окружающему миру "Когда появилась одежда?" 1 класс по ФГОС...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...