Урок окружающего мира "Развитие растения из семени".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
На основе наблюдения за развитием растения из семени, учить выдвигать гипотезу, объяснять результаты опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okr_mir.docx | 614.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Волоколамска школа-интернат основного общего образования»
Предмет: Окружающий мир. 3 класс.
Программа: Начальная школа «Школа России». Автор А.А.Плешаков.
Тема: Развитие растения из семени.
Цель: дать учащимся представление о размножении и развитии растений из семени; установить последовательность развития растения из семени; определить, из чего образовалась каждая часть взрослого растения; учить наблюдательности; умение делать предсказания результатов опыта; мотивировать детей на выдвижение гипотез;
Оборудование: рисунки дерева, кустарника, травянистого растения; семена фасоли на различных стадиях развития: сухое, набухшее, проросшее с корешком 2см, с настоящими первыми листочками и целыми семядолями – на каждую парту; таблица «Части растения», схема «Развитие растения из семени».
Ход урока.
I.Организационный момент.
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Про растения узнать.
II.Актуализация знаний.
Загадка: Дышит, растёт,
А ходить не может. (растение)
- Давайте повторим то, что вы уже знаете о растениях.
- Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете, по схеме?
растение |
питается | … | … | … | … |
- Что нужно растению для роста и развития? (воздух, солнце(свет, тепло), вода)
- Какие части растений вы знаете? Приведите примеры таких растений.
На доске: рисунки: дерево, кустарник, травянистое растение.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебных задач.
- Покажите на этом рисунке все части растения и назовите их.
На доске: растение фасоли.
- Вы дома читали сказку Андерсена «Пятеро из одного стручка».
- О ком была сказка? / О горошинах./
- Сколько их было? /Пять/
- Сколько проросло? /Одна/
- А что случилось с остальными? /Съели птицы, попали в воду и разбухли./
- Судьба какой из горошин была самой удачной? /Той, которая выросла в новое растение и доставила радость больному ребёнку./
- Какую часть растения используют для размножения? (семена)
- Предположите о чем будем говорить на уроке?
- Мы знаем, для того чтобы выросло растение нужно посадить в землю семя.
- Что происходит с семенем после того, как оно попадёт в почву?
- Давайте вместе попробуем определить задачи нашего урока. Что мы должны сегодня выяснить? (выдвижение гипотез учащимися)
На доске – главные вопросы:
- Какие изменения происходят с семенем в земле?
- Из чего образуется и развивается каждая часть взрослого растения?
- На эти вопросы найдём ответы, если проведём сложную работу – наблюдение над семенами.
IV. Исследовательская работа. Этапы развития семени.
- У вас на столах пронумерованные семена фасоли и иголочки.
- Возьмите семя №1 в руки. Попробуйте снять верхнюю кожуру иголочкой.
- Результат? (с сухого семени кожура не снимается)
- Попробуйте ногтём поцарапать кожуру.
- Результат? (целостность кожуры не нарушается)
- У вас на столах листочки, где написаны выводы. Найдите правильный вывод и зачитайте.
Вывод: кожура семени плотная и с сухого семени не снимается.
- Зачем нужна такая кожура семени?
- Какую роль она играет? (защищает внутренние части семени от повреждения)
- Семя положили в сырую землю. Что с ним произошло?
- Берём в руки семя №2 и сравниваем его с семенем №1.
- Чем они отличаются?
- Результат? Семя №2 увеличилось в размерах, сырое.
- Почему так происходит? Найдите вывод.
Вывод: в семя через кожуру проникает вода, и оно набухает, увеличивается в размерах.
- Осторожно иголочкой снимите с набухшего семени кожуру.
- Результат? (кожура легко снимается с набухшего семени)
- Что находится под кожурой? (две половинки)
- Это семядоли.
- Осторожно иголочкой разъединяем половинки семени – семядоли. Что мы видим на одной из семядоли?
- Это зародыш будущего растения. Он ещё очень мал и в нём трудно рассмотреть части будущего растения.
- Возьмите в руки семя №3, снимите кожуру, разъедините семядоли и найдите зародыш.
- Зародыш уже заметно подрос и можно рассмотреть какие – то части.
- Найдите длинную часть зародыша, похожую на червячка. (зарисовать на семядоли у доски, ученики в тетради)
- Это корешок. Он мал и не похож на корень взрослого растения.
- Найдите два маленьких листочка (почку). Это будущие листья. (зарисовать)
- Между корнем и почкой находится круглый «шарик». Это будущий стебель. (зарисовать)
- Итак, мы нашли ответы на поставленные вопросы.
1. оно набухает, в нём появляется зародыш
2. из «червячка» - корень, из почки – листья, из «шарика» - стебель
V.Физкультминутка.
Стал цветок и вдруг проснулся вправо, влево
Больше спать не захотел. вперёд, назад
Шевельнулся, потянулся, руки вверх, потянулись
Взвился вверх и полетел. руками вправо, влево
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся. Покружиться
- Какую роль в жизни растений играет каждая его часть?
Работа в паре: - По своим рисункам в тетради расскажите соседу об этом.
- Оцените ответы друг друга.
- Продолжим наблюдения.
- Посмотрите на зародыш. Какая часть зародыша развивается быстрее всего? (корень)
На доске: рисунок семени с развитым корнем.
- Почему раньше всех трогается в рост корень?
- Корень добывает из земли питательные вещества для всех остальных частей растения.
- Посмотрите на корень, он очень мал, он не дорос до земли.
- Откуда же берутся питательные вещества, чтобы корень рос на первых стадиях развития?
- Посмотрите на семядоли. Они крупные, мясистые. В них и находятся питательные вещества, которые питают зародыш семени и он начинает расти.
- Что происходит с семядолями потом?
На доске: рисунок следующей стадии развития зародыша.
- Семядоли постепенно стареют , сморщиваются, засыхают и, наконец, отпадают. Они свою роль выполнили.
- Какова роль семядоли в семени?
- Кто теперь будет исполнять роль «кормильца»?
- Какие части растения он будет кормить?
На доске рисунок взрослого растения фасоли.
- Прочитайте последний вывод.
Вывод: корень растет быстрее, чтобы затем добывать питательные вещества для других частей растения.
- Вслед за корнем заметно увеличиваются в размере листья. Они становятся большими и зелёными. Они теперь тоже стали помогать корню кормить растение. Как это происходит, вы узнаете в старших классах, изучая науку биологию.
VI.Закрепление изученного.
На доске 7 картинок, изображающих стадии развития растения (фасоли).
Вариант1. Все картинки расположены вразнобой. Задание – расставить их в нужном порядке, показав процесс развития растения из семени.
Вариант 2. Таблица. Стадии расположены правильно, но две (или четыре) из них перепутаны местами. Задание – исправить ошибку.
Один ученик работает у доски. Остальные выполняют эту работу у себя на карточках.
«Развитие растения из семени» Стадия – семечко. Стадия – корешок с проростком. Стадия - появляется корешок. Стадия – стебелёк и два листочка. Стадия - стебель удлиняется, число листочков увеличивается. Стадия – взрослое растение с цветами и плодами. Стадия – созревший плод с семенами. |
- Оцените свою работу. Какое было задание? Выполнил? Верно и сам?
- Вот эти семь этапов, семь фаз постоянно сменяют друг друга. На одном растении бывает много плодов с семенами. И из каждого семени может вырасти новое растение. Но не из всех вырастают растения. Многие семена могут погибнуть: замёрзнуть, засохнуть. Быть съеденными. Но одно из тысячи обязательно выживет и будет продолжать свой род.
VII. Рефлексия.
- Какое значение имеет кожура для семени?
- Что развивается из корешка зародыша?
- Где находится запас питательных веществ для растения, начинающего жить?
VIII. Итог урока.
- Какова была тема урока? Что узнали за урок?
- Как мы узнавали новое, что для этого делали?
Закончите предложения:
1.Сегодня на уроке мне понравилось…
2. Мне было интересно…
3.Я понял, что…
4.Мне показалось важным…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу"
Тип урока: урок усвоения новых знаний.Тема урока: Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу. Цель урока: ознакомить с многообразием растений Кузбасса, занесённых в Красную книгу.Задачи урока:...
Урок окружающего мира "Растения и животные" 1 класс.
Урок разработан на основе методических рекомендаций к учебнику Вахрушева по программе "Школа 2100"...
Урок окружающего мира "Растения - производители" 3 класс, УМК "Школа 2100".
УРОК окружающего мира по теме « Растения производители»УМК « Школа 2100» по учебнику “Окружающий мир. Обитатели Земли” А. А. ВахрушеваУчитель Мещерякова ИГ МБОУ гимназия №1 Североморск Цель: ...
презентация к уроку окружающего мира "Растения - путешественники"
Презентация к уроку окружающего мира 2 класс...
Урок окружающего мира "Растения - часть живой природы"
На уроке использовались разные виды деятельности учащихся: работа в паре, работа в группе, ученики отвечают на вопросы, высказывают предположения, беседуют по иллюстрации, работают с учебником, тетрад...
Презентация к уроку Окружающего мира "Растения"
Ядовитые растения встречающиеся в Росии. Иллюстрации, воздействие на организм человека...
Тест к уроку окружающего мира "Растения. Группы растений", 3-4 класс
Тест к уроку окружающего мира "Растения.Группы растений", 3- 4 класс...