Урок окружающего мира "Растения - производители" 3 класс, УМК "Школа 2100".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Мещерякова Ирина Геннадьевна

УРОК окружающего мира по теме « Растения производители»

УМК « Школа 2100» по учебнику “Окружающий мир. Обитатели Земли” А. А. Вахрушева

Учитель Мещерякова ИГ МБОУ гимназия №1 Североморск

 

Цель:   

познакомить с ролью растений в экосистеме и назначения каждого органа растения, систематизировать знания детей об частях цветкового растения ; рассмотреть способы размножения цветковых растений, формировать навыки групповой работы , экологической компетентности,  способствовать формированию у детей естественнонаучной целостности картины мира;

развивать самостоятельность, внимание; формировать навыки с/р , анализа, обобщения, интерес к предмету, формировать самооценку;  ассоциативное мышление;

 воспитывать бережное отношение к природе своего края , формировать экологическую компетентность.

  Задачи: систематизировать знания о растениях и их роли в экосистеме, определить роль каждого органа растения,  способах размножения, закрепить знание о фотосинтезе растений, изучить способы размножения растений , выяснить роль в процессе опыления насекомых, уточнить способы распространения плодов с семенами , отработать навыки групповой работы и  самостоятельной,  усвоить понятия « опыление» « размножение растений», провести практическую  работу по плану, умение работать с учебником – находить и выделять конкретные факты.

  Вид урока: комбинированный.   

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: по познавательной деятельности – пояснительно иллюстративный, репродуктивный,  

              проблемной подачи материала, эвристический (частично-поисковый);

              методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоению учебного материала -

              индуктивный, дедуктивный, синтеза и анализа, сравнения, обобщения, систематизации 

              сравнительный,

              методы, обеспечивающие передачу учебной информации – словесные, наглядные, практические,

              иллюстративно - объяснительный;

              методы контроля – фронтальные, групповые, индивидуальные, письменные, самопроверки.

 

Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Оборудование:  интерактивная доска, презентация, гербарий, конверты с письмами , комнатное цветущее растение; предметные картинки с изображениями частей растений и их подписи,   видеофильм сказка о цветке, фонозапись со звуками природы; разноцветные цветы для рефлексии;учебник “Окружающий мир. Обитатели Земли”, рабочая тетрадь ,  А.А.Вахрушев– М.: Баласс, 2012г

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК окружающего мира по теме « Растения производители»

УМК « Школа 2100» по учебнику “Окружающий мир. Обитатели Земли” А. А. Вахрушева

Учитель Мещерякова ИГ МБОУ гимназия №1 Североморск

Цель:  

познакомить с ролью растений в экосистеме и назначения каждого органа растения, систематизировать знания детей об частях цветкового растения ; рассмотреть способы размножения цветковых растений, формировать навыки групповой работы , экологической компетентности,  способствовать формированию у детей естественнонаучной целостности картины мира;

развивать самостоятельность, внимание; формировать навыки с/р , анализа, обобщения, интерес к предмету, формировать самооценку;  ассоциативное мышление;

 воспитывать бережное отношение к природе своего края , формировать экологическую компетентность.

           

Задачи: систематизировать знания о растениях и их роли в экосистеме, определить роль каждого органа растения,  способах размножения, закрепить знание о фотосинтезе растений, изучить способы размножения растений , выяснить роль в процессе опыления насекомых, уточнить способы распространения плодов с семенами , отработать навыки групповой работы и  самостоятельной,  усвоить понятия « опыление» « размножение растений», провести практическую  работу по плану, умение работать с учебником – находить и выделять конкретные факты.

 

Вид урока: комбинированный.    

     

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

             

Методы: по познавательной деятельности – пояснительно иллюстративный, репродуктивный,  

              проблемной подачи материала, эвристический (частично-поисковый);

              методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоению учебного материала -

              индуктивный, дедуктивный, синтеза и анализа, сравнения, обобщения, систематизации  

              сравнительный,

              методы, обеспечивающие передачу учебной информации – словесные, наглядные, практические,

              иллюстративно - объяснительный;

              методы контроля – фронтальные, групповые, индивидуальные, письменные, самопроверки.

Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Оборудование:  интерактивная доска, презентация, гербарий, конверты с письмами , комнатное цветущее растение; предметные картинки с изображениями частей растений и их подписи,   видеофильм сказка о цветке, фонозапись со звуками природы; разноцветные цветы для рефлексии;учебник “Окружающий мир. Обитатели Земли”, рабочая тетрадь ,  А.А.Вахрушев– М.: Баласс, 2012г

Планируемые УУД:

личностные:  проявлять  интерес к практической  деятельности  и бережное отношение к растениям;

познавательные: умение выполнять классификацию; анализировать, работать с таблицами, моделями; работа с источниками информации в электронном виде; умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные: развитие монологической речи с использованием понятий с опорой на схему, работа в группе, учитывать разные мнения в рамках учебного диалога; умение договариваться, находить общее решение; умение аргументировать свою позицию; умение и убеждать и уступать; умение взять на себя инициативу; взаимопомощь и взаимоконтроль; преодоление эгоцентрической позиции в межличностных отношениях;  

регулятивные: способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка), осуществлять самопроверку по эталону; корректировать свои ошибки и ошибки товарищей.

І. Организационный момент: (5 мин.)

Мотивация: пробуждение интереса через создание ситуации, загадка, стих.

Фронтальная беседа с  проблемными вопросами                                     

Внимание ящик! Ребята сегодня к вам на урок принесла белый ящик – угадайте ,что в нем лежит. (отгадайте загадку)        

Хоть не зверь я и не птица,

Но сумею защититься!

Растопырю коготки -

Только тронь мои цветки!

Я капризна и нежна,

К любому празднику нужна .

Могу быть белой, желтой, красной,

Но остаюсь всегда прекрасной!

Ответ: Роза

Что мы должны сделать с розой? Зачем?

Сколько роза может простоять в вазе?

А посмотрите, что еще есть у меня в ящике – цветок в горшке.

Чем они отличаются?

Сколько проживет цветок в горшке?

От чего это зависит?

Что необходимо для роста растений?

Если имеют цветы, как называются эти растения?

цветковые растения

А какие экземпляры растений я бы не смогла принести в класс? Назовите. Почему?

Вы догадались,  о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? О растениях.

А какая профессия в экосистеме у растений? ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Что « производят» растения?

Мы сегодня рассмотрим растение – как слаженное и умное производство, как маленький завод или фабрику.

Какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке, чтобы понять, как работает это производство.

Предположения детей.

Тема нашего урока-Растения – производители.

Цель нашего урока – определить роль каждого органа цветкового растения в этом производстве.

Давайте с этого и начнем нашу работу с того, что построим вместе модель растения и назовем его части.

ІІ.  Актуализация опорных знаний                    

На доске расположены кусочки пазла , которые дети собирают вместе– построение модели на доске.

Что мы с вами получили?

Какие части растения вы знаете?

Давайте подберем названия к каждой  части растения в нашем рисунке.

Ребята посмотрите, какие растения я вам принесла.

Как они называются? гербарий

Что такое гербарий?

Вот мы сегодня с вами будем работать с  гербарием растений

Для проведения нашей работы нам необходимо  разделится на группы.

Вы умеете работать в группах?

С какими сложностями работы в группах вы сталкивались?

Вы знаете правила работы в группах? 

Давайте сегодня постараемся поработать , чтобы работа принесла нам хороший результат.

Деление ребят на группы.

У каждой группы будут работать ТЕОРЕТИКИ и  ПРАКТИКИ

Распределение ребят по 6 человек ( три теоретика и три практика)

Практики работают с гербарием и отвечают на поставленные в бланке вопросы.

Теоретики – работают с учебником – стр. 79 – 80 с нужным абзацем и подчеркивают роль исследуемой части растения. Чтобы найти нужный для работы абзац обратите внимание на выделенное жирным шрифтом слово .

        

Пастушья сумка

Василек

Подорожник

        Бессмертник

III   Этап подачи нового материалаРабота  в группах.

Отчет групп – определение роли каждой части растения.

Процесс фотосинтеза подробно.    

фотосинтез

Молодцы! Мне очень понравилась ваша работа в группах, как вы выбрали ответственного,

как провели обсуждение, как смогли отчитаться о проделанной работе.

Самое замечательное, что наши практики смогли подобрать определения для  каждой части растений, указав при этом , что человек многому учится у природы – а теоретики смогли правильно объяснить роль каждой части растения.

Физминутка после отчета.

Составление схемы, использование интерактивной доски , видеоролика, презентация,  побуждающий диалог.

Какую  часть растений  мы с вами не рассматривали  в практической работе?

На месте какой части растений появляется плод с семенами?

цветок

плод с семенами

Сказку про цветок – недотрогу и ответьте на вопрос «Почему не всех цветков образовались плоды?

не было опыления

опыление

Что значит опылять?

(Перенос пыльцы с одного цветка на другой, в результате завязываются семена)

Кто помогает опылять растения? Насекомые

Откройте учебник стр79 рассмотрите – назовите,  кто опыляет растения?

Какой был цветок? Как насекомые и растения смогли договориться о такой совместной помощи друг другу? Вот видите, если делать что - то ВМЕСТЕ, можно сделать гораздо больше и лучше, чем поодиночке – можем мы с вами поучится дружить у насекомых и растений?

Вот такое слаженное взаимодействие насекомых и цветов в природе привело к тому, что цветковые растения стали самыми распространёнными  растениями.

Где находятся семена? В плодах

Что такое плод? Плод – это орган размножения цветковых растений, которые развиваются из цветка и содержат семена.

размножение

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике – ответьте на вопрос 80 .

Как вы думаете, какие из плодов смогут  распространяются  с помощью ветра? Почему?

распространение

Давайте посмотрим ролик и ответим на вопрос « как еще распространяются плоды с семенами?»

Построение модели на доске.

Цветковые растения         размножение

цветок

       опыление

плод с семенами            распространение

   

новые растения

*Проговаривание в устной речи процесса размножения цветковых растений

ІV. Этап усвоения материала и формирование умений и навыков. 8 мин

Появятся новые растения   и опять во всех частях растения кипит работа. Стебель  поворачивает листья солнцу, пытаясь уловить каждый луч. Поиграем в игру «Верите ли вы, что..» Если верите, то поставьте  - потяните ручки вверх – как растение тянется к солнцу, если нет - присядьте. Когда слушаете вопрос - стойте как обычно.

Игра «Верю – не верю»

1.         Верите ли вы, что стебель служит опорой для листьев растения?

2.         Верите ли вы, что оторвав цветок,  на следующий день вырастет новый?

3.         Верите ли вы, что корень добывает из земли минеральные вещества и воду?

4.        Верите ли вы, что экосистема сможет жить без растений?        

5.        Верите ли вы, что насекомых привлекают в растениях его корни?

6.         Верите ли вы, что зеленые растения называют легкими планеты?            

7.         Верите ли вы, что растения смогут прожить без других участников экосистемы?

8.         Верите ли вы, что человек употребляет плоды растений в пищу?

 

Проверим, как вы самостоятельно сможете определить все органы цветкового растения.  

Работа в  рабочей тетради стр 42 задание №1

Самостоятельная работа – тетрадь – проверка по эталону.

Кто справился без ошибок?

Где ошиблись?

1.Закрой ладошкой подземную часть растения.

Проверь соседа по парте.

2. Найди и закрой пальчиком орган, где зарождаются плоды с семенами.

3. Найди часть растения,  в которой протекает процесс фотосинтеза - закрой ладошкой.

V.  Контроль и рефлексия.  5 мин

Ребята мы сегодня рассмотрели  растение – как слаженное производство, как важную часть экосистемы. Благодаря слаженной работе внутри растения и его взаимодействия с другими участниками экосистемы, их приспособленности друг к другу экосистема существует очень долгое время,  и еще будет долго существовать. Как мы с вами можем поддерживать эту жизнь, не разрушая её?Посмотрите внимательно на доску – сформулируйте к какому итогу своей работы каждый из вас пришел.

-Кто чувствовал себя на уроке комфортно, кому всё было понятно и справлялся с заданиями правильно  прикрепите на полянку желтый цветок

-Кто чувствовал себя немножко неуверенно, ошибался, но ошибки свои понял и исправил, – прикрепите синий  цветок.

 -У кого была тревога на уроке, затруднения при выполнении заданий,  были ошибки при самостоятельном выполнении заданий  – прикрепите  красный цветок.

Какая замечательная у нас получилась полянка.

Я очень хочу , чтобы с вами учились у природы жить дружно и помогать друг другу.



Подписи к слайдам:

Задание
:
Прочитайте
текст и заполните пропуски
.
Растения поглощают из воздуха
__________________, а
из
____________ воду
и
__________________________вещества
.
На
свету из них образуются сложные
________________________
вещества.
Этот
процесс называется
____________ и сопровождается выделением_______ .

у
глекислый газ
почвы
м
инеральные
о
рганические вещества
ФОТОСИНТЕЗОМ
кислорода
Открытый урок окружающего мира 3 класс
учитель МБОУ гимназия №1 г. Североморска- Мещерякова И.Г.
Растения производители
УМК « Школа 2100»
На какой из этих цветков собирается сесть каждое насекомое?

Покажи стрелкой их полёт.
1
листья
2
стебель
3
цветок
4
плод с семенами
5
корень
Напиши основные органы цветкового растения
3
4
1
5
2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира . 2 класс. Школа 2100

Урок ознакомления с новым материалом. Проходит урок в форме рпутешествия исследовательской экспедиции....

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок

уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок

уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок

урок + презентация по окружающему миру 3 класс...

Никитина Светлана Юрьевна. Конспект урока окружающего мира. 3 класс."Школа 2100" по теме "Человек"

Компьютерная презентация является сопровождением к уроку окружающего мира по теме "Человек" в 3 классе. Цель урока: рассмотреть отличие человека от других обектов живой природы, познакомить со ступен...

Программа уроков окружающего мира 2 класс Школа 2100

Программа уроков окружающего мира 2 класс Школа 2100...

Конспект и презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Школа 2100" "Леса умеренного пояса"

Окр. мир 2 класс Вахрушев "Леса умеренного пояса". Цель урока - познакомить учащихся с зоной лесов умеренного пояса....