Открытый урок по окружающему миру «Зачем люди осваивают космос?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Посельская СОШ»
Окружающий мир
Тема урока:"Зачем люди осваивают космос?"
Учитель начальных классов
Быкова М. С.
2016 год
Урок окружающего мира по УМК "Школа России"
Формируемые УУД
Методы и приёмы: диалогические, наглядные, практические, анализ и обобщение, поисковый и игровой метод. Ход работы I .Организация начала урока Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Но прежде, чем мы с вами начнем урок, повернитесь друг к другу, посмотрите, улыбнитесь! А вот теперь с хорошим веселым настроением приступим к нашему уроку! II. Самоопределение к деятельности Учитель: Рассмотрите рисунки на доске. Что объединяет все эти предметы? На рисунках изображены воздушный шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, птицы, Карлсон. Дети. Все они способны к полёту. У. На какие группы можно разделить эти предметы? Д. Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт. У. С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! – Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок? (Ответы учащихся: на метлах – баба-Яга, на утках – лягушка-путешественница, на ковре-самолете Хоттабыч, на собственной бороде – Черномор.) То были сказки. Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый быстрый транспорт: Чудо-птица, алый хвост, Прилетела в стаю звёзд. (Ракета) – Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой. Он не лётчик, не пилот, Он ведёт не самолёт, А огромную ракету. Дети, кто, скажите это? (Космонавт) Постановка задач урока Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О космосе.) И вот через несколько минут и нам с вами предстоит совершить это увлекательное путешествие в просторы космоса. Впереди вас ждут интересные задания. Чтобы космонавтом стать, Чтобы в небо взлететь, Надо многое знать, Надо много уметь. Ребята, скажите каким видом транспорьта мы воспользуемся? Они у нас есть? Вот и ваше первое испытание. Сейчас вы станете космическими инженерами-строителями. И каждая пара создаст свою ракету. У каждой пары есть макет ракеты, но чтобы она взлетела в космос, ее необходимо привести в порядок. Что же не так с вашими ракетами? Что для этого необходимо сделать? Прошу. Итак у вас ровно 2 минуты, чтобы раскрасить ракету и приготовить ее к старту. А полет ваших ракет начнется с космодрома, он находится здесь. Как только ваша ракета будет готова, прошу закрепить ее на взлетной площадке. Ну что, проверим, как вы готовы к полету? Тогда прошу встать и приготовится к полету. Необходимо проверить вашу готовность. Итак, все готово к полету. Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим. Начинаем предстартовый отсчет. Считаем от 10 до нуля и заводим наши моторы. Готовы? Пуск ! III. Работа по теме урока
- Рассмотрите рисунки на с. 72 Как вы понимаете, что такое космос? Как вы думаете, а где найти точное значение слова? (В толковом словаре). (Показать и зачитать). Словарь С.И.Ожегова так объясняет это слово. Итак мы с вами подошли к теме нашего урока, которая называется: «Зачем люди осваивают космос?» И сегодня на уроке мы поставим 2 вопроса, на которые нужно получить ответы к концу урока! 1.Зачем космонавты летают в космос? 2. Для чего нужны искусственные спутники Земли? Давайте с вами вспомним: Какую форму имеет наша Земля? (Форму шара) Что такое Луна? (Естественный спутник Земли) Как вы понимаете естественный спутник? (Который создала природа) - Найдите на рисунке на с. 73 первый искусственный спутник Земли, рассмотрите его. А что такое искусственный спутник Земли? (Его создали люди) 4 ноября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху — космическую. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Вот как он выглядел. (с. 73) Он весил 83,6 килограммов и имел форму шара диаметром 58 сантиметров. Теперь, хоть и не своими глазами, а с помощью аппаратуры, люди смогли увидеть свою планету из космоса. Спутники выполняют определенную роль в космосе. Они следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики. Как вы думаете, что это за такие спутники? – Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы. Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. А какая собака должна была быть? Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Почему? Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть. А кто знает, почему именно 12 апреля? (ответы) 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!» Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Как называется костюм космонавта? (скафандр) В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр. А как вы думаете, есть ли в космосе у космонавтов свой дом? Как она называется? У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Как работают космонавты? Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления. Вот такая не легкая работа у космонавтов! А сейчас мы с вами будем работать в паре.
Правила работы в паре 1. Работать должны оба. Стр. 50, задание № 1. - Рассмотри фотографии. Постарайтесь подобрать к каждой фотографии подпись. - Выполните задание. ( Проверка в парах.) Стр. 50, задание №2 (Работа в парах.) - Найдите приложение к заданию. Оденьте мальчика в специальную одежду для космонавтов. IV. Физкультминутка Ракета А сейчас мы с вами, улетаем на ракете. На носки приподнимись, А потом руки вниз Раз, два, (Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты».) Три, четыре – (Основная стойка.) Вот летит ракета ввысь!
|
V. Продолжение работы по теме урока.
- В полёте космонавты должны выполнять специальные «космические правила». Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.
- Космонавт, не забудь
Во вселенную ты держишь (путь). - Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ). - Космонавтом хочешь стать
Должен много, много (знать). - Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд). - Только дружных, звездолёт
Может взять с собой (в полёт). - Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
1. Работа по учебнику
(Работа в группах. Чтение и обсуждение вопросов на с. 73. Самопроверка по учебнику (с.92)
- Работа в группах. Чтение с заданием.
– Мы с вами выяснили, что космонавты должны обладать трудолюбием, чтобы достичь высоких результатов. Трудолюбие — это очень важное качество для любого человека. Сейчас мы с вами тоже будем воспитывать в себе это качество. Вы будете сами добывать знания. Каждая группа получила лист с текстом и заданием. Читаете текст про себя и готовите ответы на вопросы. Затем мы будем обмениваться полученными знаниями друг с другом. А также надо выбрать слова, которые являются в вашем тексте ключевыми.
Примерные тексты.
1 группа. Космическая орбитальная станция.
У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает. (космос, космическая станция)
Вопросы:
1. Как называется дом космонавтов?
2. Зачем он нужен?
3. На что похож космический дом?
2 группа. Как работают космонавты.
Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления. (космическая станция, космонавт)
Вопрос: Что делают космонавты на космической станции
3 группа. Животные-космонавты.
Первыми космонавтами-разведчиками были кролики, насекомые, даже микробы.
Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. (мышка, кролики)
Вопросы:
1. Какие животные летали в космос?
2. Что вы узнали о полёте мышки?
4 группа. Собаки-космонавты.
Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и отважная разведчица умчалась в космос. (Лайка)
Вопросы:
1. Как готовили собак для полёта в космос?
2. Как звали первую собаку-космонавта?
5 группа. Первый космонавт.
12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!»
Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым. (космонавт, Юрий Алексеевич, 12 апреля, «Восток»)
Вопросы:
1. Как зовут первого космонавта?
2. Сколько минут продолжался первый полёт?
6 группа. Скафандр.
В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки.
В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции. (скафандр)
Вопросы:
1. Как называется одежда космонавтов?
2. Зачем нужен скафандр?
7 группа. Искусственные спутники.
4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные.
Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики. (искусственный спутник)
Вопрос: Что изучают искусственные спутники Земли
VI. Рефлексия
Ребята, пока наш корабль совершает мягкую посадку на Землю, расскажите, что вам запомнилось и понравилось в путешествии?
Дети делятся впечатлениями.
(учащиеся отвечают на вопросы учебника (с.73, в рамке).)
- Оцените свои достижения на уроке.
Сделал открытие. Активно работал. Было интересно. Хорошее настроение.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VII. Подведение итогов урока.
Ну вот мы и дома.
Все, ребята! Мы вернулись на Землю Сегодня мы с вами совершили интересное путешествие в космическое пространство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру 1 класса на тему: «Зачем люди осваивают космос?»
Открытый урок в 1 классе с использованием ИКТ....
Конспект урока по окружающему миру «Зачем и как люди заботятся о почве» - 3 класс - ПНШ
Конспект урока...
Открытый урок по окружающему миру «Труд людей осенью»
Открытый урок по окружающему миру на тему: « Труд людей осенью»...
Урок окружающего мира "Зачем люди осваивают космос?"
Систематизация и представление детей о космонавтике...
Технологическая карта открытого урока по окружающему миру "Великие люди России"
Данную разработку можно использовать на уроке окружающего мира, в 4 классе, по программе "Школа России"....
Технологическая карта урока окружающего мира "Зачем люди осваивают космос" (1 класс)
Цель урока: формирования знаний о космосе и зачем люди осваивают космос. Задачи урока Дидактические:1. Изучить, что такое космос;2. Изучить для чего люди осваивают космос;3. Выявить необходимость осво...
Технологическая карта урока окружающего мира ««Зачем люди осваивают космос?»» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование и систематизация у обучающихся знаний о космонавтике; знакомство с искусственными спутниками Земли, с космическими научными стан...