Технологическая карта урока окружающего мира ««Зачем люди осваивают космос?»» (УМК «Школа России», 1 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Долгушева Анна Владимировна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование и систематизация у обучающихся знаний о космонавтике; знакомство с искусственными спутниками Земли, с космическими научными станциями и их ролью в жизни современного человека.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Научить рассказывать об освоении человеком космического пространства;
  2. дать представление о космосе.

Развивающие:

1.Развивать познавательные интересы;

2.Развивать умение прослеживать по специальной карте передвижения спутников и ракет;

Воспитательные:

1.Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

2.Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

УМК: «Школа России» учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 4 класс 2 часть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 05.05.2023

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей № 148 г. Челябинска»        

Класс: 1 «Н»

Урок: 1

Время: 08:00-08:40  Кабинет: 224

Студент: Долгушева Анна Владимировна

Группа: 35

Учитель: Васильева Наталья Александровна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока «Зачем люди осваивают космос?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование и систематизация у обучающихся знаний о космонавтике; знакомство с искусственными спутниками Земли, с космическими научными станциями и их ролью в жизни современного человека.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Научить рассказывать об освоении человеком космического пространства;
  2. дать представление о космосе.

Предметные:

  1. узнать зачем космонавты летают в космос;
  2. понимать значимость полётов космонавтов в космос, значимость искусственных спутников Земли и их роли в жизни современного человека.

Развивающие:

1.Развивать познавательные интересы;

2.Развивать умение прослеживать по специальной карте передвижения спутников и ракет;

Личностные:

  1. ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
  2. осознание роли человека в природе и обществе.

Воспитательные:

1.Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

2.Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

УМК: «Школа России» учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 4 класс 2 часть.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, товарищи кадеты!

- Меня зовут Анна Владимировна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь. Но прежде, чем мы с вами начнем урок, повернитесь друг к другу, посмотрите, улыбнитесь! А вот теперь с хорошим веселым настроением приступим к нашему уроку!

Проверяют готовность к уроку, занимают правильное положение за партой.

1.Приветсвуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Раздатка

Учебная презентация

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Повторение пройденного материала.

- Скажите, какая была тема прошлого урока?

- Ответьте на следующие вопросы:

— Какие правила безопасности нужно соблюдать в автомобиле?

— Какие правила безопасности нужно соблюдать в поезде и на железной дороге?

— Какие спасательные средства имеются на корабле?

— Какие правила безопасности нужно соблюдать в самолете?

— Для чего нужно соблюдать все эти правила

  1. Организует актуализацию знаний

Детям запрещено ездить на переднем сидении автомобиля. Дети до 12 лет должны ездить в специальном детском кресле, установленном на заднем сиденье автомобиля.

Двери в поездах метро и электричках открываются автоматически. Поэтому никогда не прислоняйтесь к дверям. На железной дороге пользуйтесь пешеходными переходами. Никогда не переходите железнодорожные пути в неположенном месте.

Не следует бегать по палубе и лестницам корабля. Нельзя перегибаться через борт корабля. В случае опасности нужно использовать спасательные средства.

При подъеме и спуске по трапу необходимо соблюдать осторожность. Во время перелета и посадки самолета необходимо застегнуть ремень безопасности. На время полета следует выключить мобильный телефон. После посадки самолета нельзя вставать с кресла до полной остановки самолета.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Учебная презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

Рассмотрите рисунки на доске. Что объединяет все эти предметы? На рисунках изображены воздушный  шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, птицы, Карлсон. Что их объединяет?

-  На какие группы можно разделить эти предметы?

-  С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд!

– Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок? 

 То были сказки. Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый быстрый транспорт: 

Решение загадок

     Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд.

 

Он — не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это?

2. Определяет тему урока, совместно с детьми ставит цели и план урока.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

-  Какую поставим цель для нашего урока? Для этого на слайде есть слово-помощник: Узнать…

- Теперь нам нужно составить план урока. На слайде он в перепутанном порядке. Составьте пункты плана в правильном порядке.

1) Повторить изученное

3) Подвести итоги

2) Узнать новое

- Молодцы! Что из этого мы уже выполнили?

Верно, мы повторили изученное.

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

Все они способны к полёту.

Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт.

на метлах – баба-Яга, на утках – лягушка-путешественница, на ковре-самолете Хоттабыч, на собственной бороде – Черномор

Ответы обучающихся

Ракета

Космонавт

О космосе

Узнать зачем космонавты летают в космос и для чего нужны искусственные спутники Земли.

1) Повторить изученное

2) Узнать новое

3) Подвести итоги

Повторили изученное

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результат; прогнозирование – предвосхищение результат и уровня усвоения.

УУПД: 

логические действия постановки и решения проблем, которые конкретизированы в самостоятельном выделении и формулировании познавательной цели

Учебная презентация

«Открытие детьми нового знания»

(10 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

1. Открытие для детей новых сведений.

- Как вы понимаете, что такое космос?

- Как вы думаете, а где найти точное значение слова?

- Словарь С.И. Ожегова так объясняет это слово.
Космос, вселенная – вся система мироздания, весь мир.
– Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.

- Итак мы с вами подошли к теме нашего урока, которая называется: «Зачем люди осваивают космос?»  И сегодня на уроке мы поставим 2 вопроса, на которые нужно получить ответы к концу урока!

1.Зачем космонавты летают  в космос?

2. Для чего нужны искусственные спутники Земли?

- Давайте с вами вспомним:

Какую форму имеет наша Земля? 

Что такое Луна? 

Как вы понимаете естественный спутник? 

А что такое искусственный спутник Земли? 

4 ноября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху — космическую. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Вот как он выглядел. (с. 73)  Он весил 83,6 килограммов и имел форму шара диаметром 58 сантиметров.  Теперь, хоть и не своими глазами, а с помощью аппаратуры, люди смогли увидеть свою планету из космоса.

Спутники выполняют определенную роль в космосе. Они следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт.

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик. Слушайте внимательно, ведь в конце вам нужно будет ответить на вопросы.

Показ видеоролика

Как звали первых собак, отправившихся в космос? Кто такой Юрий Гагарин? Для чего нужен скафандр? Почему нельзя отправиться в космос на воздушном шаре? Какой праздник отмечается 12 апреля?

- Молодцы, вы ответили на все вопросы.

А как вы думаете, есть ли в космосе у космонавтов свой дом? Как она называется?

У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие  пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.

Как работают космонавты?

Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.

Отвечают на вопросы

В толковом словаре

Форму шара

Естественный спутник Земли

Который создала природа

Его создали люди

Просмотр видеоролика

Отвечают на вопросы

Белка и Стрелка

Это первый космонавт

Самолет и воздушный шар могут перемещаться только в воздушном пространстве, а в космосе, как известно, воздуха нет. Эти летательные аппараты не могут вырваться в космос из-за сильного притяжения Земли.

День Космонавтики

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Ученая презентация

Работа с учебником

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль

- Вот такая не легкая работа у космонавтов! А сейчас мы с вами будем работать в паре.

– Мы с вами выяснили, что космонавты  должны обладать трудолюбием, чтобы  достичь высоких результатов. Трудолюбие — это очень важное качество для любого человека. Сейчас мы с вами тоже будем воспитывать в себе это качество. Вы будете сами добывать знания. Каждая группа  получила лист с текстом и заданием.

Читаете текст про себя и готовите ответы  на вопросы.  Затем мы будем обмениваться полученными знаниями друг с другом. А также надо выбрать  слова, которые являются в вашем тексте ключевыми.

1 пара. Космическая орбитальная станция.

 У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие  пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает. (космос, космическая станция)

Вопросы:

1. Как называется дом космонавтов?
2. Зачем он нужен?
3. На что похож космический дом?

2 пара. Как работают космонавты.

 Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.  (космическая станция, космонавт)

Вопрос: Что делают космонавты на космической станции

3 пара. Животные-космонавты.

 Первыми космонавтами-разведчиками были  кролики, насекомые, даже микробы.
Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. (мышка, кролики)

Вопросы:

1. Какие животные  летали в космос?
2. Что вы узнали о полёте мышки?

4 пара. Собаки-космонавты. 

 Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться  тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и  отважная разведчица умчалась в космос. (Лайка)

Вопросы:

1. Как готовили собак для полёта в космос?
2. Как звали первую собаку-космонавта?

5 пара. Первый космонавт.

 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!»
Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым. (космонавт, Юрий Алексеевич, 12 апреля, «Восток»)

Вопросы:

1. Как зовут первого космонавта?
2. Сколько минут продолжался первый полёт?

6 пара. Скафандр.

 В космосе одновременно  и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки.

В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции. (скафандр)

Вопросы:

1. Как называется одежда космонавтов?
2. Зачем нужен скафандр?

7 пара. Искусственные спутники.

  4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные.
Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики. (искусственный спутник)

Вопрос: Что изучают искусственные спутники Земли

- Кто хочет ответить на вопрос своей карточки?

- Отлично, спасибо.

 

В паре отвечают на вопросы и подчеркивают ключевые слова

Отвечают 7 человек

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Учебная презентация

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практичский: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест.

Видео физминутка

- Хорошо, присаживайтесь на свои места.

1.Выполняют динамическую паузу.

Повторяют движения за учителем и за видео

Самостоятельная работа с самопроверкой

(7 минут)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу.  

- Сейчас вам нужно будет сделать небольшую самостоятельную работу. На ряд будет один вариант. Первый ряд – первый вариант, второй ряд – второй вариант и третий ряд – третий вариант. Подпишите свои имена и фамилии.

Вариант 1

Задание 1.

Вставьте пропущенное слово в предложение.

Первыми космонавтами-разведчиками были  ______, _______, даже микробы.

 Задание 2.

Назови виды работ, которые выполняют космонавты на борту станции.

1) выращивают растения
2) воспитывают детей
3) наблюдают за звёздами и планетами
4) испытывают прочность разных материалов

Ответ:

Задание 3

Соотнесите подходящие варианты.

Дом космонавтов

Скафандр

Костюм космонавта

Луна

День Космонавтики

Космическая станция

Естественный спутник Земли

12 апреля

 Вариант 2

Задание 1

Вставьте пропущенное слово в предложение.

________ - это специальный герметичный костюм космонавта.

Задание 2

Как называется корабль, на котором живут и работают космонавты?

а) искусственный спутник

б) ракета

в) космическая станция

г) самолёт

Задание 3

Соотнесите подходящие варианты.

Дом космонавтов

Скафандр

Костюм космонавта

Луна

День Космонавтики

Космическая станция

Естественный спутник Земли

12 апреля

Вариант 3

Задание 1

Вставьте пропущенное слово в предложение.

4 октября 1957 года у нашей Земли появился _______, который создали наши учёные.

Задание 2

Как звали первого в мире космонавта?

а) Юрий Титов

б) Валентина Терешкова

в) Юрий Гагарин

Задание 3

Соотнесите подходящие варианты.

Дом космонавтов

Скафандр

Костюм космонавта

Луна

День Космонавтики

Космическая станция

Естественный спутник Земли

12 апреля

- Посмотрите на слайд и проверьте свои работы. Если всё верно, то нарисуйте кружочек. Если есть 1-2 ошибки, то палочку.

- Встаньте те, у кого всё верно.

- Встаньте те, у кого есть ошибки. Сдайте эти листочки на первую парту.

1.Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют со слайда

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Учебная презентация: слайд 13, 14

Включение в систему знаний, повторение

(3 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Группа словесных методов: слово учителя

Продолжение работы по теме урока

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 73, в рамке).)

- Кто был первым космонавтом?

- Зачем космонавты летают в космос?

- Зачем в космос запускают спутники?

Юрий Алексеевич Гагарин

Космонавты летают в космос для проведения наблюдений за Землей, Солнцем, Луной, другими планетами, для проведения различных испытаний в условиях космоса.

Они помогают человеку его исследовать. А также помогают поддерживать связь на поверхности планеты.

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Учебная презентация : слайд 12

Рефлексия деятельности

 ( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1.Организует анализ работы по критериям.

- Обратимся к нашему плану. Что мы еще выполнили?

- А что нам осталось выполнить?

 - Оцените свои достижения на уроке.

- Раскрасьте в красный ракету если у вас все на уроке получалось, вы совсем справились или зеленым, если  в чем то вы  затруднялись, вам нужна была помощь. Поднимите их.

- Все, ребята! Мы вернулись на Землю. Сегодня мы с вами совершили интересное путешествие в космическое пространство. 

-  О чем вы узнали сегодня на уроке?

- Спасибо за урок, до свидания!

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

Изучили новое

Подвести итоги

Раскрашивают свои ракеты в соответствии с критериями

https://papikpro.com/uploads/posts/2022-12/1670207559_papikpro-com-p-kak-poshagovo-sdelat-applikatsiyu-raketa-i-7.jpg

УУРД:

Оценивать свою работу

Учебная презентация: слайд 15 с темой урока

Раздаточный материал (ракеты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Опора тела и движение" "УМК Школа России" (3 класс)

Тема урока «Опора тела и движение»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся понятий «скелет,мышцы,опорно-двигательная система,осанка» и...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Водные богатства» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с разнообразием водоёмов планеты; воспитание бережного отношения к природе.Задачи урокаДидактические:1) ...

Технологическая карта урока окружающего мира «В гости к Весне» (УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока «В гости к Весне» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся об характерных признаках весны в живой и неживой природе. За...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «На севере Европы ».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «На севере Европы » Тип урока: «Открытие» нового знания Цель урока: знакомство с северными европейскими государствами; формирование умения ориентироваться ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Зачем мы спим ночью».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о значении сна в жизни человека; вспомнить правила подготовки ко сну.Задачи урокаДидактические:выяснить значе...

Технологическая карта урока окружающего мира "Зачем люди осваивают космос" (1 класс)

Цель урока: формирования знаний о космосе и зачем люди осваивают космос. Задачи урока Дидактические:1. Изучить, что такое космос;2. Изучить для чего люди осваивают космос;3. Выявить необходимость осво...