Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля |
Деятельность учителя, его речь |
Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом. - Здравствуйте, товарищи кадеты! - Меня зовут Анна Владимировна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь. Но прежде, чем мы с вами начнем урок, повернитесь друг к другу, посмотрите, улыбнитесь! А вот теперь с хорошим веселым настроением приступим к нашему уроку! Проверяют готовность к уроку, занимают правильное положение за партой.
| 1.Приветсвуют учителя.
2. Проверяют свою готовность к уроку
3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.
| УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | Раздатка Учебная презентация |
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Повторение пройденного материала. - Скажите, какая была тема прошлого урока? - Ответьте на следующие вопросы: — Какие правила безопасности нужно соблюдать в автомобиле? — Какие правила безопасности нужно соблюдать в поезде и на железной дороге? — Какие спасательные средства имеются на корабле? — Какие правила безопасности нужно соблюдать в самолете? — Для чего нужно соблюдать все эти правила | - Организует актуализацию знаний
Детям запрещено ездить на переднем сидении автомобиля. Дети до 12 лет должны ездить в специальном детском кресле, установленном на заднем сиденье автомобиля. Двери в поездах метро и электричках открываются автоматически. Поэтому никогда не прислоняйтесь к дверям. На железной дороге пользуйтесь пешеходными переходами. Никогда не переходите железнодорожные пути в неположенном месте. Не следует бегать по палубе и лестницам корабля. Нельзя перегибаться через борт корабля. В случае опасности нужно использовать спасательные средства. При подъеме и спуске по трапу необходимо соблюдать осторожность. Во время перелета и посадки самолета необходимо застегнуть ремень безопасности. На время полета следует выключить мобильный телефон. После посадки самолета нельзя вставать с кресла до полной остановки самолета. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Подведение к формулировке темы и целей урока. Рассмотрите рисунки на доске. Что объединяет все эти предметы? На рисунках изображены воздушный шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, птицы, Карлсон. Что их объединяет? - На какие группы можно разделить эти предметы?
- С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! – Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок? То были сказки. Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый быстрый транспорт: Решение загадок Чудо-птица, алый хвост, Прилетела в стаю звезд. Он — не летчик, не пилот, Он ведет не самолет, А огромную ракету. Дети, кто, скажите это? 2. Определяет тему урока, совместно с детьми ставит цели и план урока. - Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
- Какую поставим цель для нашего урока? Для этого на слайде есть слово-помощник: Узнать…
- Теперь нам нужно составить план урока. На слайде он в перепутанном порядке. Составьте пункты плана в правильном порядке. 1) Повторить изученное 3) Подвести итоги 2) Узнать новое - Молодцы! Что из этого мы уже выполнили? Верно, мы повторили изученное. | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. Все они способны к полёту. Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт.
на метлах – баба-Яга, на утках – лягушка-путешественница, на ковре-самолете Хоттабыч, на собственной бороде – Черномор
Ответы обучающихся
Ракета
Космонавт
О космосе
Узнать зачем космонавты летают в космос и для чего нужны искусственные спутники Земли.
1) Повторить изученное 2) Узнать новое 3) Подвести итоги
Повторили изученное | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результат; прогнозирование – предвосхищение результат и уровня усвоения. УУПД: логические действия постановки и решения проблем, которые конкретизированы в самостоятельном выделении и формулировании познавательной цели | Учебная презентация
|
«Открытие детьми нового знания» (10 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог
Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации
Внешний контроль | 1. Открытие для детей новых сведений. - Как вы понимаете, что такое космос? - Как вы думаете, а где найти точное значение слова? - Словарь С.И. Ожегова так объясняет это слово. Космос, вселенная – вся система мироздания, весь мир. – Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце. - Итак мы с вами подошли к теме нашего урока, которая называется: «Зачем люди осваивают космос?» И сегодня на уроке мы поставим 2 вопроса, на которые нужно получить ответы к концу урока! 1.Зачем космонавты летают в космос? 2. Для чего нужны искусственные спутники Земли? - Давайте с вами вспомним: Какую форму имеет наша Земля? Что такое Луна? Как вы понимаете естественный спутник?
А что такое искусственный спутник Земли? 4 ноября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху — космическую. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Вот как он выглядел. (с. 73) Он весил 83,6 килограммов и имел форму шара диаметром 58 сантиметров. Теперь, хоть и не своими глазами, а с помощью аппаратуры, люди смогли увидеть свою планету из космоса. Спутники выполняют определенную роль в космосе. Они следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. - Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик. Слушайте внимательно, ведь в конце вам нужно будет ответить на вопросы. Показ видеоролика Как звали первых собак, отправившихся в космос? Кто такой Юрий Гагарин? Для чего нужен скафандр? Почему нельзя отправиться в космос на воздушном шаре? Какой праздник отмечается 12 апреля?
- Молодцы, вы ответили на все вопросы. А как вы думаете, есть ли в космосе у космонавтов свой дом? Как она называется? У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает. Как работают космонавты? Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления. | Отвечают на вопросы
В толковом словаре
Форму шара Естественный спутник Земли Который создала природа Его создали люди
Просмотр видеоролика Отвечают на вопросы Белка и Стрелка Это первый космонавт Самолет и воздушный шар могут перемещаться только в воздушном пространстве, а в космосе, как известно, воздуха нет. Эти летательные аппараты не могут вырваться в космос из-за сильного притяжения Земли. День Космонавтики
| УУПД: Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами УУКД: Воспринимать и формулировать суждения УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи | Ученая презентация
Работа с учебником
|
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий
| Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | - Вот такая не легкая работа у космонавтов! А сейчас мы с вами будем работать в паре. – Мы с вами выяснили, что космонавты должны обладать трудолюбием, чтобы достичь высоких результатов. Трудолюбие — это очень важное качество для любого человека. Сейчас мы с вами тоже будем воспитывать в себе это качество. Вы будете сами добывать знания. Каждая группа получила лист с текстом и заданием. Читаете текст про себя и готовите ответы на вопросы. Затем мы будем обмениваться полученными знаниями друг с другом. А также надо выбрать слова, которые являются в вашем тексте ключевыми. 1 пара. Космическая орбитальная станция. У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает. (космос, космическая станция) Вопросы: 1. Как называется дом космонавтов? 2. Зачем он нужен? 3. На что похож космический дом? 2 пара. Как работают космонавты. Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления. (космическая станция, космонавт) Вопрос: Что делают космонавты на космической станции 3 пара. Животные-космонавты. Первыми космонавтами-разведчиками были кролики, насекомые, даже микробы. Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. (мышка, кролики) Вопросы: 1. Какие животные летали в космос? 2. Что вы узнали о полёте мышки? 4 пара. Собаки-космонавты. Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и отважная разведчица умчалась в космос. (Лайка) Вопросы: 1. Как готовили собак для полёта в космос? 2. Как звали первую собаку-космонавта? 5 пара. Первый космонавт. 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!» Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым. (космонавт, Юрий Алексеевич, 12 апреля, «Восток») Вопросы: 1. Как зовут первого космонавта? 2. Сколько минут продолжался первый полёт? 6 пара. Скафандр. В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр. Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции. (скафандр) Вопросы: 1. Как называется одежда космонавтов? 2. Зачем нужен скафандр? 7 пара. Искусственные спутники. 4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные. Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики. (искусственный спутник) Вопрос: Что изучают искусственные спутники Земли - Кто хочет ответить на вопрос своей карточки? - Отлично, спасибо. |
В паре отвечают на вопросы и подчеркивают ключевые слова
Отвечают 7 человек | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей
| Учебная презентация
|
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практичский: выполнение динамической паузы | 1.Организует динамическую паузу. - Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Видео физминутка - Хорошо, присаживайтесь на свои места. | 1.Выполняют динамическую паузу. Повторяют движения за учителем и за видео |
|
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (7 минут) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Внешний контроль | 1.Организует самостоятельную работу. - Сейчас вам нужно будет сделать небольшую самостоятельную работу. На ряд будет один вариант. Первый ряд – первый вариант, второй ряд – второй вариант и третий ряд – третий вариант. Подпишите свои имена и фамилии. Вариант 1 Задание 1. Вставьте пропущенное слово в предложение. Первыми космонавтами-разведчиками были ______, _______, даже микробы. Задание 2. Назови виды работ, которые выполняют космонавты на борту станции. 1) выращивают растения 2) воспитывают детей 3) наблюдают за звёздами и планетами 4) испытывают прочность разных материалов Ответ: Задание 3 Соотнесите подходящие варианты. Дом космонавтов | Скафандр | Костюм космонавта | Луна | День Космонавтики | Космическая станция | Естественный спутник Земли | 12 апреля |
Вариант 2 Задание 1 Вставьте пропущенное слово в предложение. ________ - это специальный герметичный костюм космонавта. Задание 2 Как называется корабль, на котором живут и работают космонавты? а) искусственный спутник б) ракета в) космическая станция г) самолёт Задание 3 Соотнесите подходящие варианты. Дом космонавтов | Скафандр | Костюм космонавта | Луна | День Космонавтики | Космическая станция | Естественный спутник Земли | 12 апреля |
Вариант 3 Задание 1 Вставьте пропущенное слово в предложение. 4 октября 1957 года у нашей Земли появился _______, который создали наши учёные. Задание 2 Как звали первого в мире космонавта? а) Юрий Титов б) Валентина Терешкова в) Юрий Гагарин Задание 3 Соотнесите подходящие варианты. Дом космонавтов | Скафандр | Костюм космонавта | Луна | День Космонавтики | Космическая станция | Естественный спутник Земли | 12 апреля |
- Посмотрите на слайд и проверьте свои работы. Если всё верно, то нарисуйте кружочек. Если есть 1-2 ошибки, то палочку. - Встаньте те, у кого всё верно. - Встаньте те, у кого есть ошибки. Сдайте эти листочки на первую парту. | 1.Выполняют самостоятельную работу.
Проверяют со слайда | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
Учебная презентация: слайд 13, 14 |
Включение в систему знаний, повторение (3 мин)
| Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя | Продолжение работы по теме урока (Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 73, в рамке).) - Кто был первым космонавтом? - Зачем космонавты летают в космос? - Зачем в космос запускают спутники? |
Юрий Алексеевич Гагарин Космонавты летают в космос для проведения наблюдений за Землей, Солнцем, Луной, другими планетами, для проведения различных испытаний в условиях космоса. Они помогают человеку его исследовать. А также помогают поддерживать связь на поверхности планеты. | УУПД: Определять существенный признак для классификации звуков УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | Учебная презентация : слайд 12 |
Рефлексия деятельности ( 2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | 1.Организует анализ работы по критериям.
- Обратимся к нашему плану. Что мы еще выполнили? - А что нам осталось выполнить? - Оцените свои достижения на уроке. - Раскрасьте в красный ракету если у вас все на уроке получалось, вы совсем справились или зеленым, если в чем то вы затруднялись, вам нужна была помощь. Поднимите их. - Все, ребята! Мы вернулись на Землю. Сегодня мы с вами совершили интересное путешествие в космическое пространство. - О чем вы узнали сегодня на уроке? - Спасибо за урок, до свидания! | 1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. Изучили новое Подвести итоги
Раскрашивают свои ракеты в соответствии с критериями
| УУРД: Оценивать свою работу | Учебная презентация: слайд 15 с темой урока
Раздаточный материал (ракеты) |