Урок окружающего мира по теме "План и карта"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Деятельность — единственный путь к знанию.
Применение учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира в начальной школе позволяет расширить круг деятельности учителя и ученика. Формирует представление научного подхода к исследованию объектов и явлений природы с использованием новых информационно-коммуникационных технологий, универсальные умения и навыки проведения исследования, которые обеспечивают формирование способностей к самостоятельному усвоению новых знаний. Повышает мотивацию учащихся к исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_plan_i_karta.doc | 78.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира, 2 класс, образовательная система «Школа 2100»
Учитель: Зимоглядова Ольга Анатольевна, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Тема урока: План и карта. По учебнику: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С «Окружающий мир.2 класс. Наша планета Земля. Часть 1.» (стр. 78 – 83), рабочей тетради: Вахрушев А.А., , Бурский О.В., «Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс» (стр. 25 - 26). Тип урока: Урок изучения нового материала с экспериментально-исследовательской деятельностью.
Цели урока:
- Сформировать у детей представление о плане и карте, их отличительных особенностях. Формировать практические умения и навыки применения планов и карт, ориентирования по плану местности.
- Развивать познавательные процессы младших школьников: память, внимание, логическое мышление, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
- Воспитывать чувство любви к малой Родине, уважение к одноклассникам при совместной деятельности, умение договариваться и приходить к общему решению.
Задачи урока:
- Создать условия для формирования представления о различных видах изображения поверхности Земли.
- Создать условия для осознания обучающимися значимости умений ориентироваться в пространстве с помощью плана и карты.
- Создать условия для формирования интереса к предмету.
- Создать условия для повышения информационной грамотности обучающихся при работе с оборудованием мобильного класса.
Примечание: данный урок проводился в мобильном классе с применением интерактивной доски, ноутбуков, документ – камеры.
Этапы урока | Содержание | Универсальные учебные действия |
1.Орг. момент | У- Начинается урок, Надеюсь, он пойдёт вам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять». | Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес. |
2. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации путём столкновения мнения учеников вопросом | Начинаем с РАЗМИНКИ 1. Уменьшенная модель Земли… - Глобус. 2. Линии на глобусе, соединяющие два полюса… - Меридианы. 3. Самая длинная параллель… - Экватор. 4. Прибор, помогающий определить направление сторон света… - Компас. 5. При удалении видимый размер предметов… - Уменьшается. Сегодня в нашем классе появился необычный предмет. (Учитель показывает детям сундук < Приложение 1.1>) Как вы думаете, что там? (Дети высказывают свои предположения.) Учитель достаёт из сундука план пришкольной территории. У – Что это? Д – Карта сокровищ. Д – План. Если дети затрудняются с ответом, используем подводящий диалог: У – От зари и до заката Спорят, спорят два пирата. Что надо им заполучить, Чтоб сокровища добыть. (У одного пирата табличка «карта», у другого – «план»). | Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника. Коммуникативные УУД: - допускать возможность существования у людей разных точек зрения. Познавательные УУД: - выделять существенную информацию из текста. |
3. Тема урока. Постановка учебной проблемы | У - Как вы думаете, кто прав? (Дети высказывают свои предположения) У – Какие вопросы возникают? Д- Что такое карта? Что такое план? Чем отличается карта от плана? У – Сформулируйте тему урока. Д – План и карта. (Тема появляется на доске). | Коммуникативные УУД: - приходить к общему мнению. Познавательные УУД: - строить высказывание. |
4. Цели урока | У - Какие цели вы перед собой ставите? Д - Узнать, что такое план. (Появляется схема на доске < Приложение 2.1>) У - Кто перед собой поставил такую же цель? У - Какие ещё цели вы перед собой ставите? Д - Узнать, что такое карта. (Появляется схема на доске < Приложение 2.2>) У - Кто перед собой поставил такую же цель? У - Какие ещё цели вы перед собой ставите? Д - Узнать, чем план отличается от карты. У - Кто перед собой поставил такую же цель? (Появляется схема на доске < Приложение 2.3>) | Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию. Личностные УУД: - широкая мотивационная основа учебной деятельности. |
5. Планируемые результаты | - Чему вы хотите научиться на этом уроке? Д – Научиться пользоваться планом и картой. Д – Научиться самим чертить план. | Регулятивные УУД: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
6. Средства достижения | У - Как вы думаете, откуда вы сможете получить эту информацию? Д - Из общения с Вами, друг с другом, из учебника, из презентации, практическим путём, с помощью компьютера. (Опорные карточки на доске). | Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации. |
7. Оценочная деятельность | У – Показать уровень своих знаний по теме урока вам сегодня поможет сундучок. Раскрасьте жёлтым цветом в сундучке то количество сокровищ, которое соответствует объёму ваших знаний по теме «План и карта» < Приложение 1.2> | Личностные УУД: - способность к самооценке. |
8. Изучение нового материала. Введение нового понятия «план» Практическая часть | У – Измерьте длину и ширину крышки вашей парты. Какой инструмент вам понадобится? Возьмите лист формата А4 и начертите крышку парты в натуральную величину. Д - А как? Не получается. У – Смогли ли вы выполнить задание? А почему? Д – Парта большая, а лист маленький. У – Как решить возникшую проблему? Что нужно сделать, чтобы всё-таки начертить крышку парты? Д – Начертить уменьшенное изображение крышки парты. У – Начертите. У – Но как, же быть? Иван начертил уменьшенное изображение крышки парты длиной 5 см, а Алёна - 10 см. А ведь парты у всех одинаковые… Д – Надо договориться между собой об одинаковом размере! У – Люди договорились об этом очень давно. Такая условная мерка, которая показывает во сколько раз уменьшено расстояние и размеры предметов, называется – масштаб. У - Ребята у вас получился план парты. Систематизируем то, что узнали практическим путём: 1. Какое изображение парты вы нарисовали? - Уменьшенное. 2. О какой условной мерке мы договорились, чтобы получать одинаковое уменьшенное изображение? - Масштаб. 3. Посмотрите внимательно, у вас получился вид парты с какой стороны? - Сверху. 4. Сравните мою фотографию парты сверху и ваш план. Чем отличается? - У нас не такое красочное изображение, а схематичное < Приложение 2.4> У – Вспомните, какие цели вы перед собой ставили в начале урока. Д - Узнать, что такое план. У - Узнали? Расскажите по получившейся опорной карточке. - А теперь прочтите определение на с.78 учебника (внизу). Чем отличаются наш вывод и определение в учебнике? Чем дополним опорную карточку? План – это чертёж, на котором условными знаками показано уменьшенное изображение предмета или небольшого участка земной поверхности. Д - На плане предметы показаны условными знаками. У – Отредактируем нашу опорную карточку < Приложение 2.5> | Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию. Личностные УУД: - широкая мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные УУД: - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Познавательные УУД: - устанавливать аналогии. Личностные УУД: - учебно–познавательный интерес к учебному материалу. Познавательные УУД: - устанавливать причинно – следственные связи. Регулятивные УУД: - осуществлять пошаговый контроль результатов. |
9.Индивидуаль-ная работа на карточках Работа с документ - камерой | У – Достаньте из сундучка карточки с №1 < Приложение 1.3>. Попробуйте теперь найти свою парту на этом плане? Отметьте «X». Как вы поняли, что именно это ваша парта? А какие ещё предметы из кабинета вы узнали? Найдите изображение учительского стола, шкафа. Учитель проецирует изображение работы одного из учеников на экран с помощью документ – камеры. Дети сигналами отмечают правильное или ошибочное выполнение работы. Учитель просит некоторых детей выйти к доске и отметить свою парту на плане класса. Применение оборудования мобильного класса: Работа с документ – камерой. Применение документ - камеры на данном этапе урока позволяет повышать мотивацию и активность обучающихся за счёт демонстрации на интерактивной доске самостоятельно выполненного задания по новому материалу посредством документ - камеры. | Познавательные УУД: - выделять существенную информацию для решения поставленной задачи. Личностные УУД: - широкая мотивационная основа учебной деятельности. |
10. Физ. мин | У- Настоящие морские волки умеют быстро и четко выполнять команды капитана. Посмотрим, как вы справитесь с этим заданием. «Лево руля» - наклон влево; «Право руля» - наклон вправо; «Нос» - наклон вперёд; «Корма» - наклон назад; «Поднять паруса» - прыжок вверх, хлопок руками над головой; «Драить палубу» - имитировать руками движение швабры по полу; «Пушечное ядро» - присесть, обхватив голову руками; «Адмирал на борту!» - встать в стойке «смирно», отдавая адмиралу честь. Учитель, чередуя, быстро даёт команды. У – Молодцы! Вы настоящие морские волки! | Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу. Личностные УУД: - установка на здоровый образ жизни. |
11. Изучение нового материала. Введение нового понятия «карта» Региональный компонент | У - У вас в руках план чего? Д – Это план класса, на котором изображены все наши парты. У – Где изображение парты более уменьшено? Д – На плане класса. Работа с интерактивной доской. Презентация. Слайды: 1-8. У – Поднимаемся ещё выше. Вспоминайте, что происходит при удалении с видимым размером предметов? Д - При удалении видимый размер предметов уменьшается. У – А это план чего? Д – Школы, пришкольной территории, района. У – Видите ли вы на этом плане свою парту? Д – Нет. Она настолько мала по сравнению со школой, что её уже не изобразили. У – Ещё выше…Что видите? Д – А это уже не похоже на план. У – Вы правы, потому что это – карта. У – Попробуйте заполнить опорную карточку. 1. Какое изображение земной поверхности на карте? - Уменьшенное. 2. Как вы думаете, о какой условной мерке люди договорились, чтобы получать на карте одинаковое уменьшенное изображение? - Масштаб. 3. Посмотрите внимательно, это вид земной поверхности, с какой стороны? - Сверху. 4. На что ещё обратили внимание? - На цвет. Разные участки земной поверхности изображены разным цветом < Приложение 2.6> У – Вспомните, какие цели вы перед собой ставили в начале урока. Д - Узнать, что такое карта. У - Узнали? Расскажите по получившейся опорной карточке. - А теперь прочтите определение на с.81 учебника (внизу). Чем отличаются наш вывод и определение в учебнике? Чем дополним опорную карточку ? Карта – это уменьшенное изображение поверхности Земли или её частей на плоскости принятыми условными знаками с учётом кривизны Земли. Д - На карте предметы показаны условными знаками с учётом кривизны Земли. У – Это то, на что вы сразу обратили своё внимание при первом взгляде на карту. Разные участки земной поверхности изображены разным цветом. Зелёным, жёлтым – невысокие ровные или холмистые участки суши, оттенками синего – водоёмы, оттенками коричневого – горы. У – Отредактируем нашу опорную карточку < Приложение 2.7> У - Получается, что план и карта - это одно и тоже? Появляется проблема на доске: План и карта одно и то же изображение? У - Что делать? Д - Сравнить… | Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию. Личностные УУД: - широкая мотивационная основа учебной деятельности. Познавательные УУД: - устанавливать аналогии. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу. Личностные УУД: - учебно–познавательный интерес к учебному материалу. Познавательные УУД: - устанавливать причинно – следственные связи. Регулятивные УУД: - осуществлять пошаговый контроль результатов. Познавательные УУД: - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. |
12. Физ. мин. | У – Встаньте все, выйдете из-за парт. Проведём физминутку. Сейчас мы немного передохнём и вспомним, о чём вы уже узнали на уроке. По классу развешаны карточки со словами или с картинками. Вам надо записать на своих листках А4 номера только тех карточек, которые имеют отношение: I вариант – к плану, II вариант – к карте < Приложение 1.4> | Личностные УУД: - установка на здоровый образ жизни. |
13. Первичное закрепление Сравнение плана и карты | У – Вспомните, какие цели вы перед собой ставили в начале урока. Д - Узнать, чем план отличается от карты.. У - Узнали? Расскажите по опорной таблице < Приложение 1.5> | Познавательные УУД: - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. |
14. Работа в парах на ноутбуках | У – Молодцы, ребята, вы правильно распределили карточки и узнали, чем план отличается от карты. У – А теперь посмотрим, сможете ли вы понять «язык» плана и карты и найти пиратские сокровища. Попробуйте в парах на ноутбуках выполнить задания старого пирата. Дети вспоминают правила работы в паре. Работа в парах на ноутбуках. Презентация для ученика слайды: 1-9. Применение ноутбуков на данном этапе урока позволяет:
Для оценки степени готовности класса к работе с гиперссылками, учитель может провести дополнительный инструктаж: «Найдите изображение ответа на 1 вопрос. Наведите стрелочку на картинку - ответ. Как только стрелочка превратится в ручку с указательным пальцем, щёлкните левой кнопкой мыши один раз и узнаете, ошиблись вы или нет. Если появилась надпись: «Вы ошиблись», то попробуйте ещё раз. Если вы увидели надпись: «Молодцы!», то выполняйте следующее задание и повторите свои действия снова. Если у вас возникли трудности, то покажите красный сигнал, если вы верно выполнили задание и перед вами табло со словами: «Молодцы!», то просигнальте учителю зелёным цветом. Учитель просит одну из пар сделать анализ своей работы. | Коммуникативные УУД: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнёра высказывания. Познавательные УУД: - строить речевое высказывание в устной форме. Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника. Регулятивные УУД: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
15. Итог урока | У – Назовите тему урока. Д – План и карта. У - Какие цели вы ставили в начале урока? (Дети по опорным карточкам вспоминают цели). У - Смогли ли вы достичь поставленных целей? У - Что помогло вам в этом? У - А кто не смог достичь некоторые из поставленных целей? У - Что помешало вам в достижении поставленных целей? У – Вернёмся к началу урока. Из-за чего возник спор? Д – Мы не знали, как называется то, что было спрятано в сундуке. У – Теперь знаете? Что это? Д – План пришкольной территории. У – Куда показывает стрелка со словом «клад»? Д – На здание школы. У – Так какой же ценный клад спрятан в нашей школе? Д – ЗНАНИЯ! У - Посмотрим, что произошло с сокровищами в ваших сундуках. Отметьте теперь, как изменилось количество сокровищ, соответствующих вашим знаниям по теме «План и карта» после сегодняшнего урока < Приложение 1.2> У - Как вы думаете, какое главное сокровище вы сегодня приобрели? Д – Знания по теме «План и карта» У – Дома вы выполните творческое задание: напишите рассказ на тему «Как поспорили План и Карта о том, кто из них нужнее, кто из них важнее» < Приложение 1.6> | Познавательные УУД: - осуществлять синтез как составление целого из частей; - устанавливать причинно-следственные связи. Личностные УУД: - способность к самооценке. |
15. Рефлексия | У - Сегодня мы искали пиратские сокровища. Каждый из вас сейчас выберет флаг для своего корабля, который соответствует вашей работе на уроке < Приложение 1.8> -(Дети поднимают вверх тот пиратский флаг, который, по их мнению, ярко характеризует результаты их труда на уроке.)
- Я смог(ла) с заданиями по новой теме справиться самостоятельно. - Я смог(ла) с заданиями по новой теме справиться с помощью (учителя, напарника). - Я не смог(ла ) справиться с заданиями по новой теме, но хочу попробовать выполнить их ещё раз. - Посмотрите, какая красивая Пиратская флотилия причалила к берегам нашего класса! | Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образа «хорошего ученика». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. 2 класс. Технологическая карта урока.
Водные богатства....
презентация к уроку окружающего мира по теме "План. Карта"
презентация к уроку окружающего мира по теме "План. Карта"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»
Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мы должны охранять окружающую среду"
Представлен конспект урока окружающего мира с элементами проектной деятельности в 1 классе + презентация....
Технологическая карта к уроку окружающего мира "Разнообразие животного мира"
Урок соответствует требованиям деятельностного подхода: цели урока доведены до понимания обучающихся; проблемное изложение материала способствует включению обучающихся в самостоятельную деятельн...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...