Урок окружающего мира по теме "План и карта"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Зимоглядова Ольга Анатольевна

    Деятельность — единственный путь к знанию.

                                                                                Шоу Б.

    Применение учебно-лабораторного оборудования на уроках  окружающего мира в начальной школе позволяет  расширить круг деятельности учителя и ученика.   Формирует  представление научного подхода к исследованию объектов и явлений природы с использованием новых информационно-коммуникационных технологий, универсальные умения и навыки проведения исследования, которые обеспечивают формирование способностей к самостоятельному усвоению новых знаний.   Повышает  мотивацию учащихся к исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_plan_i_karta.doc78.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира, 2 класс, образовательная система «Школа 2100»

Учитель: Зимоглядова Ольга Анатольевна, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Тема урока: План и карта. По учебнику: Вахрушев А.А.,  Бурский О.В., Раутиан А.С «Окружающий мир.2 класс. Наша планета Земля. Часть 1.» (стр. 78 – 83), рабочей тетради: Вахрушев А.А., , Бурский О.В., «Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс» (стр. 25 - 26).                                                                                                                                                                                 Тип урока: Урок изучения нового материала с экспериментально-исследовательской деятельностью.                                                    

Цели  урока:

  1. Сформировать у детей представление о плане и карте, их отличительных особенностях. Формировать практические умения и навыки применения планов и карт, ориентирования по плану местности.
  2. Развивать познавательные процессы младших школьников: память, внимание, логическое мышление, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
  3. Воспитывать чувство любви к малой Родине, уважение к одноклассникам при совместной деятельности, умение договариваться и приходить к общему решению.

Задачи  урока:

  1. Создать условия для формирования представления о различных видах изображения поверхности Земли.
  2. Создать условия для осознания обучающимися значимости умений ориентироваться в пространстве с помощью плана и карты.
  3. Создать условия для формирования интереса к предмету.
  4. Создать условия для повышения  информационной  грамотности  обучающихся при работе с оборудованием мобильного класса.

Примечание: данный урок проводился в мобильном классе с применением интерактивной доски, ноутбуков, документ – камеры.

Этапы урока

Содержание

Универсальные учебные

действия

1.Орг. момент

У- Начинается урок,

     Надеюсь, он пойдёт вам впрок,

     Постарайтесь всё понять,

     Учитесь тайны открывать,

     Ответы полные давать,

     Чтоб за работу получать

     Только лишь отметку «пять».

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес.

2. Актуализация знаний

и создание проблемной ситуации путём столкновения мнения учеников вопросом

Начинаем с РАЗМИНКИ

1. Уменьшенная модель Земли…

- Глобус.

2. Линии на глобусе, соединяющие два полюса…

- Меридианы.

3. Самая длинная параллель…

- Экватор.

4. Прибор, помогающий определить направление сторон света…

- Компас.

5. При удалении видимый размер предметов…

- Уменьшается.

Сегодня в нашем классе появился необычный предмет. (Учитель показывает детям сундук         < Приложение 1.1>) Как вы думаете, что там? (Дети высказывают свои предположения.)

Учитель достаёт из сундука план пришкольной территории.

У – Что это?

Д – Карта сокровищ.

Д – План.

Если дети затрудняются с ответом,  используем подводящий диалог:

У – От зари и до заката

      Спорят, спорят два пирата.

      Что надо им заполучить,

       Чтоб сокровища добыть. (У одного пирата табличка «карта», у другого – «план»).

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника.

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения.

Познавательные УУД:

- выделять существенную информацию из текста.

3. Тема урока.  Постановка учебной проблемы

У -  Как вы думаете, кто прав?                               (Дети высказывают свои предположения)                    У –  Какие вопросы возникают?

Д- Что такое карта? Что такое план? Чем отличается карта от плана?

У – Сформулируйте тему урока.

Д – План и карта. (Тема появляется на доске).

Коммуникативные УУД:

- приходить к общему мнению.

Познавательные УУД:

-  строить высказывание.

4. Цели урока

У - Какие цели вы перед собой ставите?

Д  - Узнать, что такое план. (Появляется схема на доске < Приложение 2.1>)

У - Кто перед собой поставил такую же  цель?

У - Какие ещё цели вы перед собой ставите?

Д  - Узнать, что такое карта. (Появляется схема  на доске < Приложение 2.2>)

У - Кто перед собой поставил такую же  цель?

У - Какие ещё цели вы перед собой ставите?

Д  - Узнать, чем план отличается от карты.

У - Кто перед собой поставил такую же  цель? (Появляется схема на доске < Приложение 2.3>)

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности.

5. Планируемые

      результаты

- Чему вы хотите научиться на этом уроке?

Д – Научиться пользоваться планом и картой.

Д – Научиться самим чертить план.

Регулятивные УУД:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

6.   Средства

    достижения

У - Как вы думаете, откуда вы сможете получить эту информацию?

Д  - Из общения с Вами, друг с другом, из учебника, из презентации, практическим путём, с помощью компьютера. (Опорные карточки на доске).

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации.

7. Оценочная

   деятельность

У – Показать уровень своих знаний по теме урока вам сегодня поможет сундучок. Раскрасьте жёлтым цветом в  сундучке то количество сокровищ, которое соответствует объёму ваших знаний по теме «План и карта» < Приложение 1.2>

Личностные УУД:

- способность к самооценке.

8. Изучение нового материала.

Введение нового понятия «план»

 Практическая часть

У – Измерьте длину и ширину крышки вашей парты. Какой инструмент вам понадобится? Возьмите лист формата А4 и начертите крышку парты в натуральную величину.

 Д - А как? Не получается.

 У – Смогли ли вы выполнить задание? А почему?

Д – Парта большая, а лист маленький.

У – Как решить возникшую проблему? Что нужно сделать, чтобы всё-таки начертить крышку  парты?

Д – Начертить уменьшенное изображение крышки парты.

У – Начертите.

У – Но как, же быть? Иван начертил уменьшенное изображение крышки парты длиной 5 см, а Алёна -  10 см. А ведь парты у всех одинаковые…

Д – Надо договориться между собой об одинаковом размере!

У – Люди договорились об этом очень давно.

Такая условная мерка, которая показывает во сколько раз уменьшено расстояние и размеры предметов, называется – масштаб.

У -  Ребята у вас получился план парты. Систематизируем то, что узнали практическим путём:  

1. Какое  изображение парты вы нарисовали?

- Уменьшенное.

2. О какой условной мерке мы договорились, чтобы получать одинаковое уменьшенное изображение?

- Масштаб.

3. Посмотрите внимательно, у вас получился вид  парты с какой  стороны?

- Сверху.    

4. Сравните  мою фотографию парты сверху и ваш план. Чем отличается?

- У нас не такое красочное изображение, а схематичное < Приложение 2.4>

У – Вспомните, какие цели вы перед собой ставили в начале урока.

Д  - Узнать, что такое план.

У - Узнали? Расскажите по получившейся опорной карточке.

- А теперь прочтите определение на с.78 учебника (внизу). Чем отличаются наш вывод и определение в учебнике?  Чем  дополним опорную карточку?

План – это  чертёж, на котором условными знаками показано уменьшенное изображение предмета или небольшого участка земной поверхности.

Д  - На плане предметы показаны условными знаками.

У – Отредактируем нашу опорную карточку < Приложение 2.5>

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД:

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Познавательные УУД:

- устанавливать аналогии.

Личностные УУД:

- учебно–познавательный интерес к учебному материалу.

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно – следственные связи.

Регулятивные УУД:

- осуществлять пошаговый контроль  результатов.

9.Индивидуаль-ная работа на карточках

Работа с документ - камерой

У – Достаньте из сундучка карточки с №1 < Приложение 1.3>.   Попробуйте теперь найти свою парту на этом плане? Отметьте «X». Как вы поняли, что именно это ваша парта? А какие ещё предметы из кабинета вы узнали? Найдите изображение учительского стола, шкафа.

Учитель проецирует изображение работы одного из учеников на экран с помощью документ – камеры. Дети сигналами отмечают правильное или ошибочное выполнение работы. Учитель просит некоторых детей выйти к доске и отметить свою парту на плане класса.

Применение оборудования мобильного класса: Работа с документ – камерой.

Применение документ - камеры на данном этапе урока позволяет повышать  мотивацию и активность обучающихся  за счёт демонстрации на интерактивной доске  самостоятельно выполненного задания по новому  материалу посредством документ - камеры.

Познавательные УУД:

- выделять существенную информацию для решения поставленной задачи.

Личностные УУД:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности.

10.  Физ. мин

У- Настоящие морские волки умеют быстро и четко выполнять команды капитана. Посмотрим, как вы справитесь с этим заданием.

«Лево руля» - наклон влево;

«Право руля» - наклон вправо;

«Нос» - наклон вперёд;

«Корма» - наклон назад;

«Поднять паруса» - прыжок вверх, хлопок руками над головой;

«Драить палубу» - имитировать руками движение швабры по полу;

«Пушечное ядро» - присесть, обхватив голову  руками;

«Адмирал на борту!» - встать в стойке «смирно», отдавая адмиралу  честь.

Учитель, чередуя, быстро даёт команды.

У – Молодцы! Вы настоящие морские волки!

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные УУД:

- установка на здоровый образ жизни.

11. Изучение нового материала.

Введение  нового понятия «карта»

Региональный компонент

У - У вас  в руках  план чего?

Д – Это план класса, на котором изображены все наши парты.

У – Где изображение парты более уменьшено?

Д – На плане класса.

Работа с интерактивной доской. Презентация. Слайды: 1-8.

У – Поднимаемся ещё выше. Вспоминайте, что происходит при удалении с видимым размером  предметов?

Д - При удалении видимый размер предметов уменьшается.

У – А это план чего?

Д – Школы, пришкольной территории, района.

У – Видите ли вы на этом плане свою парту?

Д – Нет. Она настолько мала по сравнению со школой, что её уже не изобразили.

У – Ещё выше…Что видите?

Д – А это уже не похоже на план.

У – Вы правы, потому что это – карта.

У – Попробуйте заполнить опорную карточку.

1. Какое  изображение земной поверхности на карте?

- Уменьшенное.

2. Как вы думаете, о какой условной мерке люди договорились, чтобы получать на карте одинаковое уменьшенное изображение?

- Масштаб.

3. Посмотрите внимательно, это вид земной поверхности,  с какой  стороны?

- Сверху.    

4. На что ещё обратили внимание?

- На цвет.  Разные участки земной поверхности изображены разным цветом < Приложение 2.6>  

У – Вспомните, какие цели вы перед собой ставили в начале урока.

Д  - Узнать, что такое карта.

У - Узнали? Расскажите по  получившейся опорной карточке.

- А теперь прочтите определение на с.81 учебника (внизу). Чем отличаются наш вывод и определение в учебнике?   Чем  дополним опорную карточку ?

Карта – это  уменьшенное изображение поверхности Земли или её частей на плоскости принятыми условными знаками с учётом кривизны Земли.

Д  - На карте предметы показаны условными знаками с учётом кривизны Земли.

У – Это то, на что вы сразу обратили своё внимание при первом взгляде на карту. Разные участки земной поверхности изображены разным цветом. Зелёным, жёлтым – невысокие  ровные или холмистые участки суши, оттенками синего – водоёмы, оттенками коричневого – горы.  

 У – Отредактируем нашу опорную карточку  < Приложение 2.7>                            

У - Получается, что план и карта - это одно и тоже?

Появляется проблема на доске: План и карта одно и то же изображение?

У - Что делать?

Д -  Сравнить…

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- устанавливать аналогии.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные УУД:

- учебно–познавательный интерес к учебному материалу.

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно – следственные связи.

Регулятивные УУД:

- осуществлять пошаговый контроль результатов.

Познавательные УУД:

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

12. Физ. мин.

У – Встаньте все, выйдете из-за парт. Проведём физминутку. Сейчас мы немного передохнём и вспомним,  о чём вы уже узнали на уроке. По классу развешаны карточки со словами или с картинками. Вам надо записать на своих листках А4 номера только тех карточек, которые имеют отношение: I вариант – к плану,  II вариант – к карте < Приложение 1.4>

Личностные УУД:

- установка на здоровый образ жизни.

13. Первичное закрепление

Сравнение плана и карты      

У – Вспомните, какие цели вы перед собой ставили в начале урока.

Д  - Узнать, чем план отличается от карты..

У - Узнали? Расскажите по опорной таблице  < Приложение 1.5>

Познавательные УУД:

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

14. Работа                          в парах на ноутбуках

У – Молодцы, ребята, вы правильно распределили карточки и узнали, чем план отличается от карты.                                                                                                            

  У – А теперь посмотрим, сможете ли вы  понять «язык» плана и карты и найти пиратские сокровища.  Попробуйте в парах на ноутбуках выполнить задания старого пирата.

Дети вспоминают правила работы в паре.

Работа в парах на ноутбуках. Презентация для ученика слайды: 1-9.

Применение ноутбуков на данном этапе урока позволяет:

  • более полно охватить учебную аудиторию, как при объяснении учебного материала, так при практической работе с ним;
  •  обеспечить оценку деятельности каждого ученика во время занятия;
  •  повышать информационную грамотность учащихся.

 Для оценки  степени готовности класса к работе с гиперссылками,  учитель может провести дополнительный  инструктаж: «Найдите изображение ответа на 1 вопрос. Наведите стрелочку на картинку - ответ. Как только стрелочка превратится в ручку с указательным пальцем, щёлкните левой кнопкой мыши один раз и узнаете, ошиблись вы или нет. Если появилась надпись: «Вы ошиблись», то попробуйте ещё раз. Если вы увидели надпись: «Молодцы!», то выполняйте следующее задание и повторите свои действия снова.

Если у вас возникли трудности, то покажите красный сигнал, если вы верно выполнили задание и перед вами табло со словами: «Молодцы!», то просигнальте учителю зелёным цветом.

Учитель просит одну из пар сделать анализ своей работы.

Коммуникативные УУД:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания.

Познавательные УУД:

- строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника.

Регулятивные УУД:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

15. Итог урока

У – Назовите тему урока.

Д  – План и карта.

У - Какие цели вы ставили в начале урока?

(Дети по опорным карточкам вспоминают цели).

У - Смогли ли вы достичь поставленных целей?

У - Что помогло вам в этом?

У - А кто не смог достичь некоторые из поставленных целей?

У - Что помешало вам в достижении поставленных целей?

У – Вернёмся к началу урока. Из-за чего возник спор?

Д – Мы не знали, как называется то, что было спрятано в сундуке.

У – Теперь знаете? Что это?

Д – План пришкольной территории.

У – Куда показывает стрелка со словом «клад»?

Д – На здание школы.

У – Так какой же ценный клад спрятан в нашей школе?

Д – ЗНАНИЯ!

У - Посмотрим, что произошло с сокровищами в ваших сундуках. Отметьте теперь, как изменилось количество сокровищ, соответствующих  вашим знаниям по теме «План и карта» после сегодняшнего урока  < Приложение 1.2>

У - Как вы думаете, какое главное сокровище вы сегодня приобрели?

Д – Знания по теме «План и карта»

У – Дома вы выполните творческое задание: напишите рассказ на тему «Как поспорили План и Карта о том, кто из них нужнее, кто из них важнее»   < Приложение 1.6>       

Познавательные УУД:

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные УУД:

- способность к самооценке.

15. Рефлексия

У - Сегодня мы искали пиратские сокровища. Каждый из вас сейчас выберет флаг для своего корабля, который соответствует вашей работе на уроке  < Приложение 1.8>

-(Дети поднимают вверх тот пиратский флаг, который, по их мнению, ярко характеризует результаты их труда на уроке.)               

           

                    - Я смог(ла) с заданиями по новой   теме  справиться

                      самостоятельно.

                     - Я смог(ла) с заданиями по новой  теме  справиться с  

                     помощью (учителя, напарника).        

                     - Я не смог(ла )  справиться с  заданиями по новой теме, но  хочу

                       попробовать выполнить  их ещё раз.                                                                                                                                                                              

- Посмотрите, какая  красивая Пиратская флотилия причалила к берегам                                                                             нашего класса!

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образа «хорошего ученика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку окружающего мира по теме "План. Карта"

презентация к уроку окружающего мира по теме "План. Карта"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мы должны охранять окружающую среду"

Представлен конспект урока окружающего мира с элементами проектной деятельности в 1 классе + презентация....

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Разнообразие животного мира"

Урок соответствует требованиям деятельностного подхода: цели урока доведены до понимания обучающихся; проблемное изложение материала способствует  включению обучающихся в самостоятельную деятельн...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:  введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...