Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Для чего нужна экономика»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цель: Формирование понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: учащиеся научатся различать понятия «потребность», «товар», «услуга»; выстраивать логическую связь между этими понятиями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни; строить общения в устной и письменной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_5.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бушевецкая начальная общеобразовательная школа»
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
на тему: «Для чего нужна экономика»
Подготовила:
учитель 3 класса
Гусельникова Валентина Ильинична
Квалификационная категория-первая
город Бологое
2020 г.
Цель: Формирование понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: учащиеся научатся различать понятия «потребность», «товар», «услуга»; выстраивать логическую связь между этими понятиями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни; строить общения в устной и письменной форме.
УУД:
Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Регулятивные: умение ставить учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа и построения рассуждения; самостоятельно осуществлять анализ объектов, применять полученные знания на практике; применять методы информационного поиска.
Коммуникативные: формулировать и обосновывать свою точку зрения, умение договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: учебник программа «ШР» Плешаков А.А., 3 кл.2ч, презентация к уроку, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент, эмоциональный настрой.
- Добрый день ребята!
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
- Пусть девизом нашего урока будут слова: «Знаешь сам - расскажи другому! » Как вы это понимаете?
( Что узнаю, расскажу дома. Если кто-то не знает, то я ему помогу. Послушаю внимательно, а потом буду знать, ведь мне это пригодится в жизни.)
- Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.
2. Самоопределение в деятельности
Игра «Найди лишнее слово».
- Прочитайте строку. Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно не подходит?
Вода, потребность, солнце, воздух. (Неживая природа.)
Платье, экономика, костюм, шапка, куртка. (Одежда.)
Мясо, молоко, товар, сахар, хлеб. (Пища, продукты питания.)
3.Актуализация знаний
1) Целеполагание
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
(Я думаю, что разговор пойдёт об экономике, потребностях, товаре)
- Сформулируйте тему урока.
- Тема урока «Для чего нужна экономика»
- Какую цель вы поставим перед собой?
(Я хочу узнать… научиться… познакомиться…)
( Я хочу узнать, такое экономика, потребности. Я хочу научиться различать потребности и товар. Я хочу познакомиться с отраслями экономики.)
- Сегодня на уроке я помогу вам узнать, какова роль экономики в нашей жизни; научиться различать понятия «потребность», «товар»; отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними.
2) Потребность.
- Обсудите в группе вопрос: «Что нужно человеку для счастливой и радостной жизни?» Ответ должен состоять из одного слова имени существительного, отвечающего на вопросы «Что или кто?». Ответ запишите на листок.
- Итак, что же, по вашему мнению, нужно человеку для счастливой и радостной жизни.
(Воздух, вода, тепло, солнце, земля, полезные ископаемые, насекомые, звери
Семья, друзья, дружба, помощь, учитель, ученики.
Хлеб, дом, телефон, машина, телевизор, учебник.)
- Как вы думаете, как одним словом можно назвать всё то, что необходимо, требуется человеку, в чём он нуждается, чего ему хочется? (Потребности.)
-Как вы понимаете слово «потребности»? (Потребность - это всё, что нужно людям для жизни.)
- Все потребности можно разбить на три группы.
Естественные - это потребности природные, то, что дает нам природа.
(Воздух, вода, тепло, солнце, земля, полезные ископаемые, насекомые, звери.)
Общественные – это отношения между людьми.
(Семья, друзья, дружба, помощь, учитель, ученики.)
И экономические – это потребности материальные.
(Хлеб, дом, телефон, машина, телевизор, одежда.)
Составление таблицы. Прикрепите ваши потребности в нужную группу.
Общественные
Экономические
Воздух, вода, тепло, солнце, земля, полезные ископаемые, насекомые, звери.
Семья, друзья, дружба, помощь, забота, любовь.
Хлеб, дом, телефон, машина, телевизор, одежда.
Игра «Отгадай потребность»
- Я лежу, болею
Сам себя жалею.(п. в медицине, общ. и экон.)
- Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение.
Выучи, Алёшенька, таблицу умножения. (п. в образовании, общ.)
- Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар. (п.в покупке, эк.)
4)Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток. (п. в образовании - общ)
5)Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь. (п.света, общения – ест., общ.)
3)Экономика.
- А откуда берутся хлеб, сахар, одежда, машины и многое другое, чего нет, и не может, быть в природе? (Всё это даёт экономика.)
- Что такое экономика? (Это хозяйственная деятельность людей.)
Слово «экономика» произошло от двух греческих слов . «Экос» -дом, домашнее хозяйство. «Номос» - правило, закон. Получается, что «Экономика» - это правила и законы ведения домашнего хозяйства.
- Как называются части экономики? (Отрасли.)
- Из каких отраслей состоит экономика?
(Промышленность – даёт нам одежду, мебель, машины.
Транспорт – доставляет все продукты и товары.
Сельское хозяйство – даёт нам мясо, хлеб, молоко.
Торговля – помогает приобрести все продукты и вещи.
Строительство – возводит различные постройки.
Образование – даёт знания.)
Практическая работа в группах.
Задание: установите связь.
1 – строительство и промышленность
Промышленность поставляет подъёмные и монтажные краны, землеройные машины; снабжает кирпичом, бетоном, раствором. Строительство использует всё это и строит дома, заводы, фабрики, магазины.
2 – торговля и транспорт
Всё, что производят, перевозят для торговли в магазины.
3 – с/х и транспорт
С/х обрабатывает транспортом землю, собирает урожай, перевозит корма, животных, продукцию. Некоторые виды кормов идут на изготовление топлива, обивка машин из кожи животных.
4 – промышленность и торговля
Всё, что производит промышленность, необходимо продать. В наш век постоянно появляется новая продукция и, чтобы всё это не залёживалось на полках магазинов, торговля должна вовремя реализовать.
5 – строительство и транспорт
Чтобы что-то построить, нужен транспорт: привезти кирпич, доски, цемент. Транспорт зависит от строительства. Чтобы машину не угнали, не заржавела нужен гараж, ремонт машин происходит в боксах.
- Взаимосвязаны ли отрасли экономики между собой? (Они не могут существовать без взаимосвязи)
Физкультминутка
Из-за парт мы быстро встали
И все дружно зашагали.
А потом мы улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Ваши плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Вправо, влево повернитесь.
И за парты вновь садитесь
3) Товар. Услуги.
-Экономика направлена на удовлетворение разнообразных потребностей людей. А люди в свою очередь производят…..
Отгадайте загадку
Продукт труда, что можно обменять,
Купить и самому продать,
Свезти на ярмарку, на рынок, на базар,
Что это за продукт? товар.
Люди производят товар.
- Что такое товар? ( Это вещи, предметы, которые производят люди, продают, обменивают)
- Работа по учебнику. Стр. 40 чтение определения «товар».
- Что относится к товарам? (Продукты питания, одежда, мебель, посуда, автомобили, дома и др.)
- Все ли товары мы можем ощутить, потрогать? (Нет)
Н-р: Вы сходили в парикмахерскую. сделали причёску. (Причёска – товар, а люди, которые её сделали, оказали услугу.)
- Есть такие виды деятельности людей, с помощью которых мы удовлетворяем свои потребности. Это называется услугами.
- Работа по учебнику. Стр. 40 чтение определения «услуга».
Игра «Товар – услуга» Я читаю предложение, если была названа услуга – поднимаете – зелёный круг, если товар – красный круг.
Вы лекарство купили в аптеке.
Вас обслужили в магазине при покупке конфет.
Вы в автобусе едете в город.
Вам доставили почту.
Вы автомобиль ремонтируете в мастерской .
Закрепление. Работа в РТ с.24 №5 Взаимопроверка.
Я предлагаю вам привести по два примера товаров и услуг.
Закрепление. Работа в РТ с.25 №6 Самопроверка.
Соедините товар с услугой. Закрасьте кружок товара – красным карандашом, а услугу – зелёным карандашом.
4.Тест.
– Отметьте правильный вариант, затем впишите букву правильного ответа в таблицу.
1. Закончи определение: экономика – это…
С) наука;
Е) возможность заработать деньги;
М) искусство ведения хозяйства.
2. Какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко?
К) промышленность; О) сельское хозяйство; У) торговля.
3. Какая отрасль экономики дает нам одежду, мебель, обувь?
Л) промышленность; Н) сельское хозяйство; А) торговля.
4. Какая отрасль экономики помогает нам приобрести все продукты и вещи?
З) промышленность; Х) сельское хозяйство; О) торговля.
5. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?
П) торговля; Д) транспорт; Ю) строительство.
6. Какая отрасль экономики возводит различные постройки?
Ц) строительство; Г) торговля; И) транспорт.
7. Продолжи фразу: «Все отрасли экономики…
Я) …иногда пересекаются»;
Ж) …самостоятельны»;
Ы) …тесно взаимосвязаны».
– Какое слово у вас получилось? (МОЛОДЦЫ.)
5. Итог урока.
- На какой вопрос отвечали на уроке? (Для чего нужна экономика)
- На что направлена экономика? (На удовлетворение потребностей людей)
- Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называют …. (Товар)
- Работу, которую выполняют люди, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей , называют … (Услугой)
6. Рефлексия. Продолжи фразу:
- Было интересно узнать, что…
- Меня удивило …
- Было трудно…
- Теперь я знаю, что…
- Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:
-Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие! (солнышко)
-Я хорошо поработал, но в следующий раз буду еще активнее. (звёздочка)
-Я недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха! (тучка)
7. Домашнее задание
- Прочитать материал учебника стр.38-41, ответить на вопросы. Выполнить в РТ с.23-24
-Творческое задание: нарисовать рисунок товар - услуга.
Самоанализ урока по окружающему миру
Данный урок проведён в 3 классе и соответствует календарно-тематическому планированию рабочей программы по окружающему миру . Это урок изучения и первичного закрепления нового материала, который нацелен на:
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы, норм здоровьесберегаюшего поведения в природной среде;
-развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Перед собой поставила следующие цели:
-сформировать у учащихся понятия об экологической катастрофе, дать представление о взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы;
- развивать операции логического мышления : анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; создать благоприятные условия для изучения новой темы за счёт использования информационных технологий и интерактивных методов обучения;
- организовать деятельность по восприятию, осмыслению, запоминанию знаний по экологии и экономике;
- создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
- помочь детям осознать социальную, практическую, личностную значимость учебного материала, воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
В течение урока была организована работа по формированию универсальных учебных действий:
Личностные:
– положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, способность к самооценке своих действий.
Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану.
Познавательные:
– читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно её находить в различных источниках информации, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные:
– вступать в диалог с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.
Надпредметная компетентность: осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за ее сохранение.
При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный подход.
Поставленные задачи старалась реализовать через деятельностный подход, т.е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начала с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы. Для определения целей и задач урока использовала занимательный материал- видеосюжет, беседу, подвела учащихся к тому, что они должны узнать и чему научиться на данном уроке.
Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый метод, проблемные, групповые технологии. Старалась ставить такие вопросы, где у учащихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного ответа.
На основном этапе - этапе изучения нового материала использовался метод наглядности (демонстрация слайдов, учебный фильм) и фронтальная беседа. Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации, которые стимулировали самостоятельность мышления и творческую активность обучающихся; познавательный дополнительный материал был дан в виде карточек.Работа с текстами была направлена на усвоение учащимися умений выделять главное в тексте, развитие познавательных интересов.
На уроке дети работали в группах, а это одна из необходимых форм системно-деятельностного подхода, именно в такой работе развиваются такие базовые качества личности, как, рефлексивность, коммуникативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся. Знания не давались в готовом виде. Ребята сначала высказывали свои предположения, а затем, путём осмысленного анализа, делали соответствующие выводы. Презентация сопровождала каждый этап урока, активизируя внимание ребят. Была проведена словарная работа. Обучающиеся работали с толковым словарем.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей.
На уроке старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей. В течение всего урока прослеживалось взаимодействие «учитель-ученик», «ученик-ученик» через отношения и совместную деятельность. На уроке царила доброжелательная, теплая атмосфера и дети активно работали. Учебное время использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей данного класса. Этапы урока были взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников, соответствовал их жизненному опыту. На уроке осуществлялся контроль над деятельностью обучающихся как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Формы организации урока соответствовали целям и задачам. По моему мнению, содержание урока соответствовало современным дидактическим требованиям.
Завершающим этапом была самооценка результатов деятельности. Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний.
Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру 2 класс Тема:"Из чего что сделано".
Урок по программе Школа России....
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Тема: Зачем нужны автомобили?
Конспект открытого урока по окружающему миру. Прилагается презентация, мультфильм, видеофизминутка....
Урок по окружающему миру 3 класс тема: "Для чего нужна экономика"
Цель: познакомить с понятием «экономика»; выделить отдельные части (отрасли) экономикиЗадачи: мотивировать учащихся к изучению раздела «Чему учит экономика»- познакомить с поня...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Что из чего сделано"
Цель. Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кон...
«План -конспект урока по окружающему миру, 3 класс ТЕМА: "Природные богатства и труд людей - основа экономики".
laquo;План -конспект урока по окружающему миру, 3 класс ТЕМА: "Природные богатства и труд людей - основа экономики"....
Окружающий мир 3 класс. Тема: "Для чего нужна экономика?"
Конспект урока на котором учащиеся создают 2 мини-проекта. Разбираются в составляющих частях экономики, делают выводы....
Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Экономика и экология. 1 ч. УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя:- знакомство с двумя сторонами экономики – полезной и опасной;- раскрытие экологических проблем нашей планеты.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое эконо...