Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Что из чего сделано"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Навдаева Светлана Александровна

Цель. Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Задачи.

Обучающие:

-познакомить с природными материалами, используемыми при изготовлении различных предметов;

-познакомить с  простейшими производственными цепочками при изготовлении различных  предметов;

- формирование представлений об окружающем мире.

Развивающие:

-развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

- развивать умение работать в группе, в паре.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и природы.

-воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет «Окружающий  мир»

Конспект открытого урока по теме                    «Из чего что сделано?»          2 класс       12.12 2017 г.

ФГОС,  УМК «ШКОЛА РОССИИ»               НАВДАЕВА С.А.

Цели деятельности учителя

Цель. Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Задачи.

Обучающие:

-познакомить с природными материалами, используемыми при изготовлении различных предметов;

-познакомить с  простейшими производственными цепочками при изготовлении различных  предметов;

- формирование представлений об окружающем мире.

Развивающие: 

-развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

- развивать умение работать в группе, в паре.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и природы.

-воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

Научатся: строить  простейшие производственные цепочки при изготовлении различных  предметов

получат возможность научиться: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Метапредметные:

познавательные –-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

-ставить проблему поискового характера;

 -проводить анализ и синтез при знакомстве с отраслями экономики;

-применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств);

-проводить рефлексию результатов деятельности;

оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные –-слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем;

- управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия;

 уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;

регулятивные

-ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;

-корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;

 организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Личностные:

 -ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование личностного смысла учения

Методы и формы обучения

Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный; словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

УМК «ШКОЛА РОССИИ»: - Плешаков А.А. «Окружающий  мир».  Учебник для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2012.,

-Рабочая тетрадь  для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2012.,

-Тетрадь тестов   для 2 класса М.. Просвещение, 2012.

- Презентация;

-карточки – тесты для индивидуального опроса;

Ход урока

Название этапа, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1.Орг. этап.

- Добрый день ребята!

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!

-Ребята! Повторяйте за мной.

Я – умею думать и понимать,                                                                                                Я – умею слушать и отвечать,
Я – могу ошибаться,
Я – умею учиться,
Я – хочу учиться.
(слайд 1)

             

Пусть девизом нашего урока будут слова:  «Знаешь сам - расскажи другому!»      (слайд 1)

Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

 Приветствуют друг друга.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.  

Личностные: знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

2. Проверка домашнего задания

-Какой раздел мы с вами изучаем? 

(слайд2)

- Что такое экономика?

- Из каких отраслей  состоит экономика?

-Вспомним, какие профессии мы называли?

- Назовите профессии ваших родителей.

- Проверим ваши знания      с помощью тестов (Тетрадь тестов   для 2 класса М.. Просвещение, 2015). (слайд 3)

-Жизнь города и села»

-Это хозяйственная деятельность людей.

-Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля, строительство.

Доярка, пастух, водитель….

Дети называют профессии своих родителей и говорят к какой отрасли экономики она относится.

-Выполняют тест, взаимопроверка

Регулятивные: волевая  саморегуляция,  структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Личностные :   Предвосхищение  результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

3. Самоопределение в деятельности

Задачи: развивать логическое мышление, заинтересовать новым исследованием,

-Назовите предметы, которые вы видите на слайде. (слайд 4)

-Определите, какой  предмет «лишний»?

Почему?

-Как называется то, что сделано руками человека?

-Носки, варежки, книги, кастрюли, вилка, чайник, кувшин, ракушка.

- Ракушка- создала природа, а остальные сделал человек.

- Рукотворный мир.

Регулятивные: волевая  саморегуляция,  структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Личностные :   П редвосхищение  результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

4.Актуализация знаний,

1)постановка проблемы.

2) Определение темы и целей урока

- Я предлагаю подумать из чего человек  сделал эти предметы .

-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

- Сформулируйте тему урока. (слайд 5)

- Какие цели и задачи поставим перед собой? Используйте для этого наши фразу:

Я думаю, что узнаю…..(слайд 6)

- Давайте откроем учебник на странице 108 и еще раз прочитаем тему урока ,  о чем узнаем на уроке.(слайд 7 )

- Что кажется трудным и пока непонятным?

- Для этого мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. А что нам в этом может помочь?

Из металла, из шерсти,

Из бумаги, из глины…

-Узнаем, из чего и как люди делают разные изделия.

-Из чего что сделано?

Работа с учебником с.108

-Что значит изображать производственные цепочки.

- Учебник, дополнительная литература, интернет, взрослые.

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критерии ям; действовать по намечен ному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.  

Личностные:  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные  и внешние мотивы;

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям

5.Новый материал.

1)Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: Подготовить учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и зафиксировать индивидуальное затруднение.        2)Выявление места и причины затруднения.

Цель: Восстановить  выполненные операции и зафиксировать место – шаг, где возникло затруднение.

3)Построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка цели урока и

выбор способа решения учебной проблемы,

4)Реализация построенного проекта.

Цель: учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.

- С древних времен людям приходилось приспосабливаться к условиям жизни в различных условиях. Созданные людьми орудия труда, жилища и предметы быта, одежда, украшения были из тех материалов, которые были в той местности.
     - Самыми древними  являются каменные орудия труда. Древние люди вначале использовали осколки камней, ветви и сучья деревьев. Ученые считают, что самым первым орудием, сделанным древним человеком, было ручное рубило, высеченное из камня.

-  В наше время человек с самого рождения попадает в мир вещей. К этому мы уже так привыкли, что не задумываемся о том, как и из чего, сделаны окружающие нас предметы. (слайд 8)

-Работа в группе Задание: Возьмите карточки на партах. Разделите все предметы на группы, объяснить свой выбор. (слайд 9)

- из глины (чайник, ваза),

- из шерсти (свитер, шарф),

-из металла (ложка, кастрюля),

-из древесины (линейка, шкаф, тетрадь и книга) Проверяем. (слайд 10)

 -Все эти предметы вам хорошо знакомы. Скажите еще раз, что общего у всех этих предметов?

       

-Давайте, сейчас проследим путь изготовления некоторых изделий. Сегодня в этой работе у меня будут помощники, которые поделятся своими исследованиями по этой теме.

1.   Отгадайте загадку:   (слайд 11)

     Если встретишь на дороге,

      То увязнут сильно ноги,

      А сделать миску или вазу-

      Она понадобится сразу.

-Посмотрите на эти предметы: сухая глина и глиняная чашка. Как получают такую   прочную посуду?

-Катя провела  небольшое исследование и сейчас вам расскажет, как изготавливают предметы из глины. (слайд 12-18)

- Можем ли мы изготовить такую посуду?

-Почему?

- Катя нас познакомила с порядком изготовления изделий из глины.

- Порядок изготовления предмета –называется производственная цепочка. (слайд 19)

Откройте тетрадь и  покажите последовательность изготовления посуды из глины. (работа в паре) (слайд 20)

Карьер - гончарный круг- печь-чашка. (слайд 21)

- Посмотрите на экран, я предлагаю еще раз посмотреть, как производят глиняные изделия. (слайд 22)

ФИЗМИНУТКА (слайд 23)

2. Продолжаем работу(слайд 24)

Каждый год молодцу

Прибавляет по кольцу.

-Еще древние люди делали из дерева оружие и орудия труда. Что только ни делали люди из дерева! От  дома для себя  и до игрушек для детей. А сейчас народное творчество просто немыслимо без изделий из дерева.  Проще, наверное, спросить - а что нельзя сделать из дерева?

- Понятно, что линейка, шкаф сделаны из дерева. А вот книга и тетрадь как оказалась в этой группе? (слайд 25)

- Денис провел исследование и сейчас вам расскажет, как изготавливают книги. (слайд 26-31)

- Работаем в паре. Заполните схему в тетради.- Как из дерева получается книга? (слайд 32)
Дерево- целлюлоза- бумага- книга. 

(слайд 33)

- Посмотрите на экран, я предлагаю еще раз посмотреть, как производят бумагу(слайд 34)

3. - В следующей группе у нас  предметы, сделанные из металла. (слайд 35)

-  Мой помощник Егор провёл  тоже исследование и сейчас вам расскажет, как изготавливают предметы из металла. (слайд36-41)

Составим производственную цепочку.- Как к нам в дом приходит металлическая посуда? (слайд 42)

Железная руда- чугун-сталь- посуда

- Посмотрите на экран, я предлагаю посмотреть отрывок из фильма, как производят предметы из стали(слайд 43)

4. Шерсть. 

– Человек всегда заботился о своих домашних животных, и они давали людям еду и тепло. (слайд 44)

  Заплелись густые травы,

  Закудрявились луга,

  Да и сам я весь кудрявый,

  Даже завитком рога. (Овца, баран)

- Как связаны тёплые варежки, свитер  и овцы? (слайд 44)

 

   

-Итак, мы переходим к последней выделенной нами группе «Изделия из шерсти» (слайд 45)

- Откройте учебник . Рассмотрите рисунки (с.111) и расскажите, как же делают шерстяные вещи.(слайд 46 )

          1.Стрижка овец;

2. Изготовление шерстяной пряжи, сматывание на бобины;

3.Изготовление шерстяного полотна;

4.Изготовление по выкройкам деталей одежды.

- Покажите в тетради последовательность изготовления вещей из шерсти. (работа в паре) (слайд 47)

Овца-пряжа-полотно-изделие.

-Есть и другие животные, которых разводят для получения шерсти - верблюды, ангорские кролики и козы, ламы, викуньи, овцебыки и даже собаки. (слайд 48)

Делят предметы на группы и объясняют свой вариант  деления предметов на группы по определённому признаку

-Они сделаны руками человека.

-глина

ответы детей

 

Сообщение ученика (см. приложение).

нет

Нужны знания и труд многих людей.

Тетрадь с. 70

- смотрят фильм

-Дерево

ответы детей

Сообщение ученика (см. приложение).

Тетрадь с. 70

Смотрят фильм

Сообщение ученика (см. приложение).

 

работаем коллективно

Смотрят фильм

– Весной и осенью люди стригут овец специальными ножницами. Потом прядут шерсть и вяжут носки, варежки .

-Дети по картинкам в учебнике рассказывают с.111

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, учитывать правило в планировании способа решения, умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

                                                                                                                                         

6.Применение полученного знания через создание проблемной ситуации.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявить и корректировать возможные ошибки.

- Итак, мы с вами познакомились  с некоторыми материалами, из которых человек может сделать необходимые ему предметы.

Работа  в группе по «Рабочей тетради» с.71  №2,3 (слайд 49)

-№2 Напишите, во что люди могут превратить эти материалы. 

глина- кирпичи, глиняные игрушки, вазы, посуда

шерсть – варежки, свитер, ковры, шарф. шапку…..

древесина – мебель, бумага, книги, картон, дома, мосты……

железная руда-завод-ножницы;

зерно-мельница-мука- хлеб

глина-гончарный круг-печь- ваза

……..

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,  участвовать в совместной деятельности; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план. 

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения задачи;  действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать  свои достижения. Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме

8.  Физкультурная  пауза

Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

9. Итог урока.

– Где люди берут материалы для изготовления различных изделий?

-На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?

(слайд 51)

– Человек должен использовать ресурсы разумно. Природные богатства нужно беречь- ведь они не безграничны. 

(слайд 52)

-Изготавливая бумагу, человек вырубает леса, а они - «легкие нашей планеты», дом для зверей и птиц.  После добычи  глины остаются карьеры, которые надо засыпать, иначе - это рана на поверхности земли. И если человек неразумно будет использовать природные богатства, то  к чему это может привести?

 

- Ребята, помните, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно. (слайд 53)

-В природе.

1)Добывать материалов не больше, чем их требуется.

2)Расходовать экономно.

3)Сажать новые деревья.

4)Восстанавливать земли на месте карьеров.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.  

10. Рефлексия   учебной деятельности на уроке.

Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Рефлексия. Продолжите фразу:- Было интересно узнать, что…

- Меня удивило …- Было трудно…

- Теперь я знаю, что…( слайд 54)

Регулятивные: фиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения будущих задач.

11.

- Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Регулятивные: действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать  свои достижения. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему "Из чего что сделано"

Цели урока: познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные пред­ставления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в пр...

Конспект урока по окружающему миру "Из чего что сделано"

Урок усвоения новых знаний с дидактическим видеоматериалом....

Конспект урока по окружающему миру "Из чего что сделано"

Тема: «Из чего что сделано»Цели деятельности учителя: Формирование знаний о природных материалах, из которых сделаны различные предметы.Планируемые результатыПредметные: Знать из каких мат...

Тест по окружающему миру_Что из чего сделано_2 класс

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Что из чего сделано»  2 класс....

Конспект урока по окружающему миру "Что из чего сделано?" 2 класс.

Учащиеся на уроке получат представления о производстве чугуна, стали, бумаги, керамических и шерстяных изделий,  познакомятся  с природными материалами , используемыми  при изготовлении...