Кто такие птицы?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Соколова Виктория Александровна

урок окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takie_ptitsy.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по предмету

«Окружающий мир» в 1-м классе

по теме "Кто такие птицы?"

                                    Учитель начальных классов: Соколова В.А.

                                         

2017-2018 уч.год.

Открытый урок (окружающий мир).

Класс: 1

Система учебников (УМК):  учебно-методический комплект «Школа России».

Автор учебника: Плешаков А.А.

Учитель: Соколова В.А.

Образовательное учреждение: МКОУ «Михалёвская СОШ»

Дата:  23.10.2017 г.

Тема урока « Кто такие птицы?»

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Цель: формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.

Основные этапы урока:

1 . Организационный момент.

 2. Актуализация знаний.

3. Определение темы и задач урока.

4. Изучение нового материала.

5. Практическая работа.

6. Обобщение, систематизация и применение знаний.

7. Подведение итогов урока и рефлексия.

8.  Рекомендации для занятий дома.

УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.

Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Предполагаемый контроль:  текущий.

Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;  рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные -овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; видеоролик  с  голосами  птиц; учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А.Плешаков);  карточки с заданием;

у учащихся: разные по размеру, форме, цвету перья птиц; лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.

Этап  урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Основной  акцент на этапе урока

1. Организационный момент.

 

Ребята! Сегодня мы отправимся в новое путешествие  по  царству природы. Нам предстоит  открыть новые тайны в мире животных,  находить ответы на вопросы, которые у нас возникнут.

 

Слайд 1.

2.Актуализация знаний.

 

 

3. Определение темы и задач урока.

4. Изучение нового материала.

 

 

Физкультми- нутка.

 

 

5.Практическая работа.

Физкультминутка

6.Обобщение, систематизация, применение знаний.

 

7.Подведение итогов урока и рефлексия.

8.  Рекомендации для занятий дома.

-Вспомните, кто помогает нам в наших путешествиях.

(Наша помощница Черепаха)

1) Фронтальная работа.

-Какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые) 

 -Чем отличаются насекомые?

- Как отличить рыб от других животных?

2) Индивидуальная работа на карточках.  

-У каждого на парте  рисунок.

Рассмотрите его и закрасьте квадратик красным цветом, если это рыба,  и жёлтым, если это – насекомое.

Проверка:

 1) Назовите насекомых. По какому признаку вы объединили насекомых? (У насекомых 6 ног) 

 -Назовите признак рыб. (Тело рыб покрыто чешуей)Назовите их.

 - Кто у вас остался?   Назовите одним словом животных, рядом с которыми  квадратики остались не закрашенными  (Птицы)

-Подумайте, о  ком  мы будем говорить на уроке?

-Прочитайте, какие учебные задачи мы ставим перед собой?

-Задачи урока: узнаем, каких животных называют птицами; познакомимся с многообразием птиц; узнаем, из каких частей состоит тело птиц; исследуем перо птиц.

-Предлагаю  вам отправиться в лес.

-Каких птиц вы знаете?

1) Игра «Кто больше?»

За каждое название птицы получаете пёрышко  и кладёте в коробочку. Побеждает тот, у кого  пёрышек больше.

-Как можно отличить птиц от других животных?  (Они  умеют летать.)

- Давайте посмотрим на экран. Кто из этих животных умеет летать?

- Можно ли всех этих животных назвать птицами?

2) Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок на стр.36. Какие животные здесь изображены? (Летучая мышь, бабочка, курица, белка-летяга)

- Что общего у всех этих животных?  (Они умеют летать)

- Можно ли их отнести к одной группе? (Нет)  А какое животное мы отнесем к птицам? (Курицу)

- Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? Птицы – животные, которых на земле очень много. Они  обитают и в воздухе, и на суше, и в воде,  в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы большие, другие - крошечные, некоторые – быстроногие.

- Посмотрите внимательно, какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (Перья) 

- На что похожа птица во время полета? (на самолет). Такая форма помогает ей летать.

Учащиеся  делают разные движения, имитируя птиц. Подготовленный ученик читает стихотворение и показывает движения.

-Давайте посмотрим, какие бывают птицы.

Обобщение: 

-Какие животные называются птицами? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями).

- Рассмотрите рисунок (стр.36, слайд 10).

- Какую птицу вы узнали? (Это голубь.)

 - Рассмотрите тело птицы.  

3) Знакомство со строением птицы.

-Из каких частей состоит тело голубя?  

– Что интересного знаете о голубях?

Работа в парах.

- Найдите  указанные  части тела  у птицы на своих карточках.

       

  - У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они  добывают  пищу, разгрызают орехи и твердые семена, разрывают мясо. Форма клюва у  птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят. У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток – сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри- длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара.

-А как человек использует перья? (Для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения)

     

 Практическая работа.

-Рассмотрите предложенные перья.

-Одинаковые они или разные?

-Чем они различаются?

 Вывод: (перья прочные, легкие.)

- Что общего? Посмотрите  через лупу. (Учитель показывает стержень и бороздки перьев).

(Упражнения: -Положите перо на ладонь и подуйте на него.

(Летит, легкое.)

-Отрежьте кончик пера ножницами.

  (Внутри оно пустое, полое.)

-Вот почему перья легкие.

-Капните водой из пипетки на перо.

(Капелька скатилась, перо не намокает.)

-Вот почему перья могут защитить птицу от воды.

-Найдите самое маленькое и самое большое перо. Сравните их на ощупь.

(Одно мягкое, пушистое; другое упругое, жесткое.)

-Для чего птице нужны разные перья?

Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета; более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его; самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу. Есть и такие перья, которые служат специально для украшения.

Муравей Вопросик говорит, что очень хотел бы почувствовать себя птицей и немного полетать.

-Давайте мы с вами руками помашем,
и что-нибудь птичье давайте мы скажем…
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем,
что мы сидим?! (
Э. Мошковская) 

-Все ли птицы летают?

(Нет, не умеют летать пингвин и страус)

- Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему?

(Тело этих животных покрыто перьями.) 

- Это – АФРИКАНСКИЙ СТРАУС, самая большая птица в мире. Ростом страус выше человека, а весит около 90 кг. Хоть страуса и называют птицей, летать он не умеет. Однако бегает он очень быстро: посмотрите, какие у него большие сильные ноги!

1) Работа по учебнику.

Беседа о зимующих и

перелетных птицах.

- Назовите  птиц, которых видите на странице учебника.

- На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены? 

(Перелетные и зимующие)

- Почему их так называют?

(Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать.

Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.)

2)Игра «Улетают-остаются»

3) Работа в рабочих тетрадях.

- Раскрасьте птиц на рисунке.

   -Наше путешествие по царству природы завершается.

  -Вспомним   учебную задачу урока. Каких животных называют птицами? 

 (Птицы - животные, тело  которых покрыто перьями.)

– Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке? 

- Как мы находили ответы на свои вопросы? (Слушали учителя, товарищей, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали.)

    -Оцените свою работу на уроке.

Нарисовать птичку

 

Познавательные: логические УУД

Игра “Кто в группе лишний»

 1.Жук, ворона, щука.

2.Комар, карась, сорока.

3.Синица, стрекоза,  камбала.

4. Шмель, кузнечик, снегирь.

5.Сом, воробей, муха.

Регулятивные УУД

Познавательные

УУД

(общеучебные)

Познавательные

УУД

(общеучебные)

Регулятивные

УУД

Познавательные:

логические УУД

Регулятивные

УУД

(Учащиеся называют, учитель показывает)

Коммуникативные

УУД

Коммуникативные

УУД

Работа в парах. 

На столах лежат перья и лупы.

(Дети называют разные признаки — цвет, размер, форму и т. д.)

Учащиеся находят маховые перья, контурные перья и пуховые перья. Сравнивают.

Познавательные:

логические УУД

Учащиеся находят у разных перьев стержень и бородки. Рассматривают перо под лупой и выясняют, что бородки скрепляются наподобие застежки-молнии (учитель демонстрирует такую застежку).

Дети высказываются.

 

 

Дети встают, выполняют движения, что-то говорят по-птичьи.

Регулятивные УУД

Дети рассматривают в учебнике изображения страуса и пингвинов и рассказывают, что знают о них.

Познавательные УУД

Учащиеся называют птицу. При нажатии на картинку перелётные – улетают, а зимующие остаются.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД.

Личностные  УУД.

 

Слайд 2

Образец

листочка с заданием.

(После выполнения задания – проверка)

Самостоятельная

работа.

Слайд 3. Название темы урока.

Просмотр видеоролика «Птицы нашего леса»

(с голосами птиц).

Слайд 4. Иллюстрации

( стрекоза, летучая мышь, страус).

Работа с иллюстрациями в учебнике.

Слайд 5.

 

 

Слайд 6.

Аудиозапись (музыка)

 

Слайд  7.

Слайд 8.

Сообщение ученика: «В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения.  Белый голубь считается символом любви, добра, мира.)

Слайд   9.

 

 

Слайд  10.

Слайд 11.

Слайд 12. Перелетные – утки, лебеди, ласточки,  скворцы, кукушки.

Зимующие– воробей, ворона, синица, снегирь,  сова, дятел.

Слайд 13.

Слайд 14.

Открытый урок по предмету

«Окружающий мир» в 1-м классе

по теме "Кто такие птицы?"

                                    Учитель начальных классов: Соколова В.А.

                                         Образовательное учреждение:

                                             МКОУ «Михалёвская СОШ»

2017-2018 уч.год.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....