Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. Иван Грозный.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Екатерина Евгеньевна Aнтоновa

Тема урока: Великий царь Иван Грозный

Тип урока: открытие нового знания.

Цели: формировать представления учащихся о времени правления Ивана Грозного, его реформах.

Задачи:

1. Образовательная – познакомить с жизнью Ивана Грозного, способствовать формированию представления об эпохе правления Ивана Грозного, его преобразованиях. Определение ценности преобразований Ивана Грозного для современников.

2. Развивающая – способствовать развитию психических  познавательных способностей : памяти, мышления, воображения, речи  учащихся, умения работать с  источниками информации, ориентироваться в тексте.

3. Воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, воспитывать патриотизм, расширять кругозор, поддерживать интерес к предмету, умение общаться друг с другом, слушать и понимать речь других, отстаивать свою точку зрения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект. Иван Грозный.37.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Великий царь Иван Грозный

Тип урока: открытие нового знания.

Цели: формировать представления учащихся о времени правления Ивана Грозного, его реформах.

Задачи:

1. Образовательная – познакомить с жизнью Ивана Грозного, способствовать формированию представления об эпохе правления Ивана Грозного, его преобразованиях. Определение ценности преобразований Ивана Грозного для современников.

2. Развивающая – способствовать развитию психических  познавательных способностей : памяти, мышления, воображения, речи  учащихся, умения работать с  источниками информации, ориентироваться в тексте.

3. Воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, воспитывать патриотизм, расширять кругозор, поддерживать интерес к предмету, умение общаться друг с другом, слушать и понимать речь других, отстаивать свою точку зрения.

Планируемые образовательные результаты:

Познавательные — самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные — с достаточной полнотостью и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

 Личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: технологическая карта, учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор, экран, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

1 мин

Эмоц. настрой на урок

5 мин

Здравствуй солнышко лучистое

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй Матушка земля

Здравствуйте, Мои друзья.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Меня зовут Екатерина Евгеньевна.

-Поднимите руку те, кто пришел сегодня с хорошим настроением, давайте поделимся этим настроением, улыбнемся себе и друг другу, пожелаем успехов.

Посмотрите на изображение дерева. Каким оно вам показалось? Чего в нем не хватает?

Выберите листочки того цвета, которые вам больше всего понравились.

Ученые выяснили, что те из вас, которые выбрали красный цвет - те будут сегодня самыми активными на уроке. Тех, кто выбрал зеленый цвет - ждет успех. Синий цвет говорит о том, что вы будете сегодня настойчивыми. А желтый цвет указывает на вашу любознательность.

Здороваются. Повторяют за учителем.

Выбирают листья и приклеивают к дереву.

Актуализация знаний

5 мин

Определение темы

 5 мин

Посмотрите на доску. Узнаете ли вы лица этих  исторических личностей. Я буду читать вам факты о каждом из них, а вы определите, о ком идет речь.

Князь, который одержал победу над шведами на реке Неве (Александр Невский)

Великий князь, получивший свое прозвище после победы в Куликовской битве, недалеко от реки Дон. (Дмитрий Донской.)

Князь, который  постоянно носил на поясе кошелек и из которого извлекал мелочь для подаяния нищим. (Иван Калита.)

Еще раз посмотрите на имена этих людей. Скажите, за что давали прозвища?

Сегодня мы с вами познакомимся с еще  одной исторической личностью, с «говорящим» прозвищем. Кто же этот человек? Посмотрите на экран, здесь изображены вещи, которые принадлежали таинственному незнакомцу. Что вы можете сказать об этом человеке? (на экране изображения шапки Мономаха, скипетр, держава, трон, старинные книги)

Посмотрите  кто изображен на слайде? Вы догадались кто это?

Перед вами действительно портрет Ивана Грозного.

Как вы думаете, за что он  получил свое прозвище?

(Дети предполагают, я записываю на доске)

 

Предположите, какова будет цель сегодняшнего урока?

Тема урока: Великий царь Иван Грозный.

Молодцы, сегодня на уроке мы познакомимся с первым царем. Попробуем разобраться, почему царя Ивана 4 называли ВЕЛИКИМ, и за что он получил прозвище ГРОЗНЫЙ. Посмотрим, подтвердятся ли ваши варианты.

Вспоминают исторических деятелей по их портретам и краткому описанию

Предполагают, откуда пошло прозвище Ивана Грозного.

Изучение новой темы

2 мин

Физ.мин.

Работа в группах

5-7 мин

Первичное закрепление

Закрепление

2 мин

У сына Ивана III, великого князя Василия 3 и его жены Елены Глинской, долго не было детей, и ему некому было передать престол (слайд)

Учитель включает аудиозапись духовной музыки «Ростовские звоны».

  В ночь с 24 на 25 августа 1530 года в Москве бушевала буря. Повсеместно от молний вспыхивали пожары. Колокола звонили сами собой. Один из них сорвался с колокольни и рухнул на землю. Утром народ узнал, что этой страшной ночью родился наследник русского престола.

Представьте, какое предчувствие, по вашему мнению, могло поселиться в душах суеверных людей? (Версии детей.)

 Действительно, в Москве заговорили о будущих больших несчастиях на Руси, связанных с правлением родившегося наследника престола.

В три года у Ивана не стало отца, а через несколько лет умерла мать.

  Как вы  думаете каким было детство будущего царя? Мог ли 3 летний мальчик править государством? Кто за него этим занимался?

  • Вам интересно, как сложилась жизнь царя?

Сегодня вы сами попробуете стать рассказчиками. Для этого  вы поработаете в группах. Вспомним правила работы  в группах.

У каждой группы будет свой текст. Вы должны его внимательно прочитать. (Чтец) Найти  в тексте опорные слова. (Писарь) Я их уже напечатала, но в суете перепутала, поэтому среди ваших слов оказаться и лишние.

Ваша задача найти нужные опорные слова. Расклеить их на большом листе в том порядке, в котором они идут в тексте(Писарь). Подобрать картинки по вашему тексту. И приготовиться рассказать  остальным командам о чем вы узнали (Глашатай).

Итак, начинаем работу, время на работу 5 мин.

А где же ваши тексты? Чтобы они появились нужно сказать заклинание.

Буря, вьюга и  пурга,

Дайте текст нам про царя!

 (Конверты спрятаны под партами)

Семья царя(1 группа)

Когда Ивану было 3 года, его отец умер, и воспитывала его мать,  которая в 1538 году тоже умерла, когда ему было 8 неполных лет.

Иван остался круглым сиротой.  Правитель - мальчик, наделённый умом смышлёным, насмешливый и ловкий.  Говорят, в три года Иван самостоятельно сидел в седле и умело управлял конём. Но безрадостным было его детство. Мальчика воспитывали чужие люди, которые думали не о нём, а о том, как стать богаче и захватить власть. С детства он видел жестокое обращение с людьми. Такое воспитание впоследствии сделало Ивана тревожным, раздражительным  и подозрительным.

Только одного доброго друга и учителя  имел Иван в своём детстве. Это был священник Макарий, но даже влияние Макария  не могло истребить в Иване его страхи и обиды. 

Умный и начитанный, живой и деятельный, великий князь вырастал в то же время озлобленным и лукавым, стремящимся к  единовластию.

Первый русский царь(2 группа)

           В 16 лет Иван IV был провозглашен первым русским царем. В торжественной обстановке в Успенском соборе Московского Кремля в 1547 году состоялось венчание Ивана IV на царство.

«До него ведь никого из его прадедов не называли в России царем, и не смел никто из них венчаться на царство и зваться тем именем, остерегаясь зависти и нападения на них поганых и неверных царей», - так пишет об Иване  IV летописец.

Cимволами власти русских царей стали:

держава -  шар, украшенный драгоценными камнями,

скипетр - богато украшенный посох,

шапка Мономаха - царский венец,

трон

Молодой царь всея Руси Иван Васильевич был талантливым человеком и стремился к усилению государства Российского. С этой целью  Иван IV (Грозный) принимает единые для всей Руси законы, которым все безоговорочно должны были подчиняться. Назывался  этот сборник законов «Судебник».

По приказу царя был объявлен набор в стрелецкое войско. Стрельцы, так называли людей, которые составляли постоянное войско (армию). Стрельцы были опорой царя.

Завоевания Ивана 4 (3 группа)

За время правления Иван Грозный провел много реформ (преобразований). Установил торговые отношения с Англией, участвовал во многих войнах. Царь всегда был горд победами в сражениях.

Огромный вред Руси приносило Казанское ханство. Набеги сопровождались дикими жестокостями. Русских пленников было так много, что их продавали огромными толпами восточным купцам, специально для этого приезжавшим в Казань.

В 1552 году  царь возглавил третий военный поход на Казань. Казалось, что невозможно взять Казань, эту крепость с толстыми бревенчатыми стенами и пушками. «Ступайте в свою Русь, напрасно не трудитесь; мы вам не сдадимся», - самоуверенно заявляли казанцы.  Но Иван IV был настойчив. Казань покорилась Московскому государству.

Слова турецкого султана передаёт летописец: «Поистине ты - мудрый царь, истинный Божий слуга! Огненные твои знамёна отгоняют и сжигают поднимающихся на тебя, и отныне боятся тебя все враги наши, и к твоим границам подступать не смеют».

Российские земли расширились, были завоеваны Астраханское и Казанское ханства, начались походы для присоединения Сибири. В состав Российского государства при Иване Грозном были присоединены наши удмуртские территории

 Используя вырезанные из бумаги очертания Астраханского, Казанского и Сибирского ханства, соберите воедино русские земли периода конца правления Ивана IV.

 Посмотрите, ребята, как велико по площади стало государство Российское при Иване  IV.

Опричнина (4 группа)

Когда царю было 30 лет, умерла его любимая жена Анастасия. Есть версия, что причиной этого было отравление. 

Иван очень сильно переживал смерть  супруги. Царь стал более жесток, подозрителен.

Царю кругом мерещились враги. В большинстве случаев, они были мнимыми (воображаемыми). Но, именно для расправы над ними царь набрал себе в услужение ОПРИЧНИКОВ (воинов, которые не входили в состав Стрелецкого войска), которые объезжали Русь, собирали налоги, убивали и грабили людей.

Их можно было увидеть издалека: с одной стороны висела голова собаки (символ преданности царю), а с другой стороны-метла(символ того, что эти люди очищают государство от ненужных и неверных Ивану Грозному людей).

Время опричнины было тяжелым для Руси.

После выступления каждой из групп, дети выполняют задания на свитках.

На столах приготовлены свитки. Откройте их и выполните задания.

А сейчас я прошу выйти ко мне по одному самому активному участнику из каждой группы.

Игра «Самый умный». Каждому участнику задаются вопросы на время. В итоге считается количество правильных ответов, данных за 30 сек. Выявляется самый умный. На него надевается шапка Мономаха. При этом уточняется, что он заслужил называться «царем» сегодняшнего урока.

Учитель в роли глашатая озвучивает указ царя:

 Сим указом повелеваю.  Поздравить красно девиц с праздником, на пороге стоящим. Всех дитяток класса поблагодарить за добрую службу. И вручить им по сладкому петушку.

Царь Иван Васильевич. 7528 год от сотворения мира.

Слушают, представляют ту страшную ночь.

Выводят правила работы в группе

Читают текст. Выбирают из списка опорные слова к тексту. Размещают  их на листе бумаги. Готовят сообщение по прочитанному тексту.

Ищут конветы, спрятанные под партами.

Выполняют задания на «свитках»

4 ученика отвечают на блиц-опрос

Итог урока

Все-таки какой же он царь Иван 4: Великий или Грозный? Еще раз посмотрите на определения, которые вы дали в начале урока. Подтвердились ли ваши предположения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку истории в 3 классе "Иван Грозный"

Данный ресурс по зволяет доступно и наглядно провести урок истории в рамках курса "Окружающий мир " Моё Отечество" в 3 классе по программе "Школа 2100"...

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру в 3-в классе. на тему: « Создание Московского государства. Грозный царь».

Цели:- формировать представление о создании государства Московское государство;- дать представление о личности князя Ивана III;- познакомить с важными событиями правления Ивана III;- дать представлени...

Конспект урока по окружающему миру "Иван Третий" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру "Иван Третий" 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру в разделе истории в 4 классе на тему «Иван 3»

Данный урок был подготовлен студентом педагогического колледжа. Руководитель: Ванюшина Е.Е....

План - конспект урока по окружающему миру "Иван III"

План - конспект урока на тему "ИванIII", окружающий мир 4 класс...