Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс "Равнины и горы России"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Финько Елена Васильевна

Урок  открытия нового знания по окружающему миру с использованием технологии критического мышления, ИКТ-технологии, здоровьесберегающей технологии

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Окружающий мир

Класс

4

Учебник

А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова  «Окружающий мир» М.: «Просвещение», 2020        

Дата проведения урока

01.10.2020 г.

Тема

Равнины и горы России

Тип урока

Урок  открытия нового знания

Цель

Формирование у учащихся представлений о  равнинной и  горной поверхности  Земли.

Задачи

Обучающая: проверить усвоение и скорректировать  знания по теме «Формы земной поверхности», расширить имеющиеся знания об основных формах земной поверхности: равнины , горы , плоскогорье.

Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, умения работать в группе с дополнительными источниками информации и ресурсами ЦОР. Способствовать формированию умения работы с картами, развивать умения анализировать данные учебника, делать выводы.

Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.

Формируемые универсальные учебные действия  (УУД)

Познавательные УУД:

  • давать определения понятиям: равнина, горы, плоскогорье, уровень моря
  • знать,  как определять и высчитывать местоположение объекта по отношению к уровню моря.
  • выявлять  экспериментальным путем и с помощью географических карт положение географических объектов.

Личностные УУД:

  • формировать познавательный интерес к предмету, личностное развитие обучающихся;
  • развивать  практические навыки  исследовательской деятельности, анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы.

Регулятивные УУД:

  • планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты, контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, построение речевых высказываний.

Планируемые результаты

Личностные:

Создание условий для развития коммуникативных навыков. Развитие любознательности.

Метапредметные:

Формирование познавательных интересов, развитие способности к самостоятельному приобретению знаний,  практических навыков и умений по анализу географической карты, результатов опыта.

Предметные:

Формирование имеющихся представлений об основных формах земной поверхности и умений работы с географическими картами как одного из «языков общения». Развитие навыков по установлению и выявлению причинно-следственных связей между географическим положением, климатом и растительностью.

Основные термины и понятия

Равнина, горы, плоскогорье

Технологии  урока

Технология критического мышления, ИКТ-технология, здоровьесберегающая технология по системе В.Ф. Базарного.

Формы работы 

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы и приемы работы

Частично-поисковый, информационно-иллюстративный, демонстрационный

Ресурсы:

Книгопечатная продукция: - А.А. Плешаков «Окружающий мир». 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений с электронным приложением, А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова Окружающий мир. 4 класс Рабочая тетрадь. В 2х частях.  М.: «Просвещение», 2020, физическая карта  России, .

Технические средства обучения: презентация урока “Равнины и горы России», компьютер, интерактивная доска SMART board SmartBoard, geomodel .

Интернет ресурс:

  1. http://interneturok.ru\ru\scool\okruj-mir\4-klass\undefined\ravniny-i-gory-rossii.

Ход урока

Время

Этапы

Цель этапа

Организационные

формы работы

Приемы технологии

Действия учителя. Формы организации работы учителя

Действия ученика.

Формы организации работы детей

1 мин.

Организационно-мотивационный

Настроить на урок

Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. У вас  сегодня несколько необычный урок. На нем присутствуют гости. Давайте друг другу подарим улыбку и  улыбнемся гостям.  Хорошо! Молодцы! Я надеюсь, что мы настроились на позитивную и продуктивную работу. И она у нас пройдет под девизом: вспомним, узнаем, научимся делать.

Слайд 1

Приветствие, положительный настрой на урок.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, контролируют готовность к уроку.

Личностные УУД:

мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

6 мин.

Проверка усвоения знаний.

Разминка

«Да-нетка»

Индивидуальные задания.

Сейчас проведём блиц - проверку на знание предыдущего материала. Каждый из вас на приготовленных бланках должен ответить «да» или «нет» на вопрос «Согласны ли вы?».

Для некоторых из вас приготовлены карточки с олимпиадным заданием и карточки  «Лови ошибку». В бланках вы фиксируете ошибки, а потом о них вы расскажите нам.

Итак, согласны ли вы, что….

  1. Астрономия – это наука изучающая поверхность Земли?
  2. Уменьшенное изображение  земной поверхности  на плоскости с помощью условных знаков – это карта?
  3. В Солнечной системе 8 планет?
  4. Солнце – это звезда?
  5. Глобус – планета Солнечной системы?
  6. Археология – это наука изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества?
  7. История – это наука изучающая жизнь людей в далеком и не далеком прошлом. Их занятия и верования?
  8. Остров - это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой?

Предлагаю провести взаимопроверку. Обменяемся в парах бланками ответов. За каждый правильный ответ 1 балл.

«5» -8 баллов, «4»-7-6 баллов, «3» 5-4 балла, «2» 3-0 баллов. Поднимите руки, кто заработал «5». Молодцы! У кого результаты ниже, ждем ваших достижений.

«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы» (Технология развития критического мышления)

Слайд 2-4

Задает вопросы.

Взаимопроверка «Проверь соседа»

1-да, 2-нет, 3-да, 4-нет,5-нет, 6-да, 7-нет, 8-да.

Побуждает обучающихся к теоретическому объяснению фактов.

Письменно отвечают  на вопросы.

Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

давать определения понятиям темы.

Проверяют друг друга, выставляют оценки.

Познавательные УУД:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

2 мин.

Актуализация и (целеполагание)

Вывести на тему урока, побудить к учебной деятельности

Стихотворение.

Вижу горы и долины,

Вижу реки и моря,

Это русские картины

Это Родина Моя.

- Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем уроке?

 -  Попробуйте сформулировать название нового раздела?

 - Чему научит  раздел «Природа России»?

Слайд 5

Предлагает ответить на вопросы. Фронтальная работа. Подводит обучающихся к осознанию целей и задач.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и  формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД:

слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные УУД: 

принимать и сохранять учебную цель и задачи, с помощью учителя определяют, что необходимо узнать на уроке, планирование  – составление плана и последовательности действий.

Валеопауза  на снятие напряжения опорно-двигательного аппарата.

«Бодрость за минуту» (Здоровьесберегающая технология по системе В. Ф. Базарного).

5 мин.

Стадия вызова

Актуализация и обобщение имеющихся знаний по теме; пробуждение интереса и активной деятельности.

Демонстрирует фрагмент фильма «Родина Моя».

Сегодня я приглашаю Вас в путешествие по наше стране с востока на запад, с север на юг. Узнаем как выглядит поверхность нашей земли. В этом нам поможет наша помощница – карта.

Вслед за солнцем которое восходит на востоке мы пролетим над нашей родиной и посмотрим как она выглядит с высоты.

Давай те вспомним условные обозначения которые используются на карте (знаки, цвет)

«Мозговой штурм»

(Технология развития критического мышления 

Фрагмент фильма «Родина Моя»

(ИКТ-технологии)

Слад «Карта физическая»

Фиксирует на доске информацию, предлагает учащимся посмотреть фрагмент фильма «Родина Моя». Активизирует знания обучающихся. Создает проблемную ситуацию.

Учащиеся формулируют суждение. Фиксируют информацию у себя в тетради.

Регулятивные УУД: 

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух и визуально.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

22 мин.

Стадия осмысления

Работа с новой информацией. Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Представьте себе, что вы настоящие  исследователи, все результаты исследований вы фиксируете в свой бортовой журнал  и делаете выводы. Все необходимое для исследований у вас на столах.

Где восходит солнце над нашей Родиной?

Именно оттуда мы и начнем свое путешествие (прикрепляем модель солнышка над восточной частью России)

Мы на полуострове Камчатка?

Фиксация в «Бортовом журнале»  каждой горной системы и самой высокой точки в данном массиве

Вслед за движением Солнца (передвигается макет солнца ) мы двигаемся на Среднесибирское плоскогорье.

 Фиксация в «Бортовом журнале» определения новой формы земной поверхности  - плоскогорье

Затем двигаемся на юг Сибири, закрепляем Солнце над Саянами и Алтаем.

Солнце закрепляется над Западносибирской равниной

Солнце повисает над Уральскими горами

Солнце закрепляется над Восточно-Европейской равниной

А сейчас мы держим путь на юго-запад  и закрепляем Солнце над Кавказскими горами

 

Обратите внимание на цвет этих гор на карте. Какой вывод можно сделать??

Солнце закатилось на западных границ нашей Родины и наше путешествие подошло к концу

А кто из вас расскажет в какой местности мы с вами живет???

Слайд

Доклад ученика

Прием «Бортовой журнал» (Технология развития критического мышления)

Доклад ученика

Geomodel (работа с интерактивной картой)

Geomodel (работа с интерактивной картой)

Доклад ученика

Доклад ученика

Geomodel (работа с интерактивной картой)

Доклад ученика

Geomodel (работа с интерактивной картой)

Доклад ученика

Geomodel (работа с интерактивной картой)

Частично поисковый метод работы ( определение по цвету карты высотность гор по отношению друг к другу)

 Сделать вывод на основании записей в Бортовом журнале о самой высокой точке и горной системе

Рассказ ученика о Жигулевских горах

Geomodel (работа с интерактивной картой)

Курирует работу в группах.

Консультирует, советует, помогает. Организует деятельность по применению новых знаний.

Фиксируют информацию в «Бортовом журнале».

Осуществляют учебные действия по намеченному плану. Обсуждают в парах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Объясняют, анализируют, формулируют свои мысли.

Регулятивные УУД:

устанавливать приоритеты, контролировать свое время и управлять им. самостоятельно оценивать правильность выполнения действий

Познавательные УУД:

выявлять  экспериментальным путем и с помощью географических карт причину зависимости солености и температуры  поверхностных вод Мирового океана;

давать определения понятиям:

описывать свойства океанической воды;

знать,  как определять и высчитывать соленость воды.

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, построение речевых высказываний.

Личностные УУД:

развивать  практические навыки  исследовательской деятельности, анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы

Каждая группа сдает «Бортовой журнал» на оценку

Валеопауза  для снятия напряжения с глаз.

 

Проводит валеопаузу

Выполняют упражнения

4 мин.

Стадия закрепления

Использование приобретенных знаний в практической деятельности

Что мы узнали сегодня земной поверхности (рельефе )России

Заполнить колонку:

Что узнал в тетради

  • На территории России есть горы, равнины, плоскогорья, низменности
  • Горы бывают молодые и старые
  • Среди равнин есть низменности, плоскогорье, холмы
  • Высота гор определяется по уровню моря
  • Самые высокие горы -Кавказские
  • Самые молодые горы-
  • Самые длинные горы России -
  • Какие горы называются «Каменным поясом Земли русской » и почему – Уральские находятся посередине страны
  • Где находятся 28 действующих вулканов - Камчатка
  • Сколько равнин в России - 2

Слайд 14

Geomodel (работа с интерактивной картой)

Организует обсуждение результатов.  Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

Слушают друг друга, фиксируют информацию в тетради. Отвечают на вопросы  при помощи анализа физической карты полушарий, формулируют выводы о свойствах вод Мирового океана.        

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

Личностные УУД:

формулировать выводы.

Регулятивные УУД: 

осознание качества и уровня усвоения.

2 мин.

Подведение итога урока. Домашнее задание.

Молодцы! Вы отлично поработали!

  1. Прочитать стр 60-65 (устно).
  1. Выполнить задание 3-5 на стр 32-33 в рабочей тетради.

Фронтальная работа с использованием «Кластера»

(Технология развития критического мышления)

Задаёт и комментирует домашнее задание.

Воспринимают информацию.

Осознанно фиксируют информацию.   Записывают домашнее задание.

3 мин.

Стадия рефлексии

Целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Скажите,….

  1. На уроке я работал    Активно/пассивно
  2. Своей работой на уроке я Доволен/недоволен
  3. Урок для меня показался Коротким/длинным
  4. За урок я        

    Не устал/устал

  1. Мое настроение          

     Стало лучше/стало хуже

  1. Материал урока мне был Понятен/не понятен
  2. Полезен/бесполезен

      Интересен/скучен

  1. Дом. задание мне кажется

Лёгким/трудным

Интересным/ неинтересным. 

Прием  «Закончи фразу»

(Технология развития критического мышления)

 

Обучает способам контроля и самооценки деятельности.

Анализируют свою деятельность и осуществляют самооценку собственной учебной деятельности;  соотносят цель и результаты, степень их соответствия;  выражают собственное мнение  о работе и  полученном результате;  выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие; самооценка знаний и умений;

оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке.

 

Приложение 1.

Бортовой журнал

Камчатка

Саяны

Алтай

Линии сравнения

Уральские горы

Кавказские горы

Жигулевские горы

Высота

Протяженность

Приложение 2.

  1. Элементы гимнастики «Бодрость за минуту»:

Сидя за партой, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

Упражнения с сигнальными метками. Под счёт «раз-два-три-четыре » дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных точках, сочетая при этом движения головой, глазами и туловищем.

  1. Элементы гимнастики с офтальмотренажером  (способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров):

  1. Медленно переводить взгляд вверх вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
  2. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну точку, затем в другую. Повторить 3 раза.
  3. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, неплотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет. 

Приложение 3.

Домашнее задание:

Задание «Синквейн»

Название (обычно существительное)…Гора

Описание (обычно прилагательное)---------------------------

Действия (описание темы 3 словами)………………………………………………………………………………

Чувство (отношение автора к объекту)……………………………………………………………………………..

Повторение сути (синоним)…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………

Задание «Синквейн»

Название (обычно существительное)…Равнина

Описание (обычно прилагательное)---------------------------

Действия (описание темы 3 словами)……………………………………………………………………………….

Чувство (отношение автора к объекту)……………………………………………………………………………..

Повторение сути (синоним)………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………

Заместитель директора по УВР ГБОУ ООШ №9  ___________________ /Е.О.Бурмистрова/

МП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Равнины и горы России"

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Равнины и горы России"...

Технологические карты уроков по окружающему миру 3 класс "Школа России"

Разработки уроков на весь учебный год по окружающему миру....

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс, «Школа России» с использованием дистанционных технологий

Данный урок разработан на основе применения дистанционных технологий с опорой на  материалы платформы Учи.ру. Поможет провести урок  интересно и доступно....

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс "Школа России"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс "Школа России"...

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме: "Равнины и горы России"

Тема: Равнины и горы РоссииКласс: 4Цель: формирование у учащихся представлений о равнинах и горах России.Задачи: Образовательные: - познакомить с равнинами и горами на территории России;- формировать ...

Технологическая карта урока по окружающему миру, УМК «Перспектива»: , 4 класс, тема: «По равнинам и горам»

Цель урока: формирование представления о равнинах и горах; знакомство с равнинами и горами на территории России;Задачи урока: Дидактические:1.       Учить определять...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Семейный бюджет", (Школа России, 3 класс)

Тема урока «Семейный бюджет»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование элементарных экономических представлений о бюджете семьи, о правилах ведения домашнего х...