Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс "Равнины и горы России"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Урок открытия нового знания по окружающему миру с использованием технологии критического мышления, ИКТ-технологии, здоровьесберегающей технологии |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 4 |
Учебник | А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова «Окружающий мир» М.: «Просвещение», 2020 |
Дата проведения урока | 01.10.2020 г. |
Тема | Равнины и горы России |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Цель | Формирование у учащихся представлений о равнинной и горной поверхности Земли. |
Задачи | Обучающая: проверить усвоение и скорректировать знания по теме «Формы земной поверхности», расширить имеющиеся знания об основных формах земной поверхности: равнины , горы , плоскогорье. Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, умения работать в группе с дополнительными источниками информации и ресурсами ЦОР. Способствовать формированию умения работы с картами, развивать умения анализировать данные учебника, делать выводы. Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе. |
Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | Познавательные УУД:
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Планируемые результаты | Личностные: Создание условий для развития коммуникативных навыков. Развитие любознательности. Метапредметные: Формирование познавательных интересов, развитие способности к самостоятельному приобретению знаний, практических навыков и умений по анализу географической карты, результатов опыта. Предметные: Формирование имеющихся представлений об основных формах земной поверхности и умений работы с географическими картами как одного из «языков общения». Развитие навыков по установлению и выявлению причинно-следственных связей между географическим положением, климатом и растительностью. |
Основные термины и понятия | Равнина, горы, плоскогорье |
Технологии урока | Технология критического мышления, ИКТ-технология, здоровьесберегающая технология по системе В.Ф. Базарного. |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная, групповая |
Методы и приемы работы | Частично-поисковый, информационно-иллюстративный, демонстрационный |
Ресурсы: | Книгопечатная продукция: - А.А. Плешаков «Окружающий мир». 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений с электронным приложением, А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова Окружающий мир. 4 класс Рабочая тетрадь. В 2х частях. М.: «Просвещение», 2020, физическая карта России, . Технические средства обучения: презентация урока “Равнины и горы России», компьютер, интерактивная доска SMART board SmartBoard, geomodel . Интернет ресурс:
|
Ход урока
Время | Этапы | Цель этапа | Организационные формы работы | Приемы технологии | Действия учителя. Формы организации работы учителя | Действия ученика. Формы организации работы детей |
1 мин. | Организационно-мотивационный | Настроить на урок | Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. У вас сегодня несколько необычный урок. На нем присутствуют гости. Давайте друг другу подарим улыбку и улыбнемся гостям. Хорошо! Молодцы! Я надеюсь, что мы настроились на позитивную и продуктивную работу. И она у нас пройдет под девизом: вспомним, узнаем, научимся делать. | Слайд 1 | Приветствие, положительный настрой на урок. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок, контролируют готовность к уроку. Личностные УУД: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
6 мин. | Проверка усвоения знаний. | Разминка «Да-нетка» Индивидуальные задания. | Сейчас проведём блиц - проверку на знание предыдущего материала. Каждый из вас на приготовленных бланках должен ответить «да» или «нет» на вопрос «Согласны ли вы?». Для некоторых из вас приготовлены карточки с олимпиадным заданием и карточки «Лови ошибку». В бланках вы фиксируете ошибки, а потом о них вы расскажите нам. Итак, согласны ли вы, что….
Предлагаю провести взаимопроверку. Обменяемся в парах бланками ответов. За каждый правильный ответ 1 балл. «5» -8 баллов, «4»-7-6 баллов, «3» 5-4 балла, «2» 3-0 баллов. Поднимите руки, кто заработал «5». Молодцы! У кого результаты ниже, ждем ваших достижений. | «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы» (Технология развития критического мышления) Слайд 2-4 | Задает вопросы. Взаимопроверка «Проверь соседа» 1-да, 2-нет, 3-да, 4-нет,5-нет, 6-да, 7-нет, 8-да. Побуждает обучающихся к теоретическому объяснению фактов. | Письменно отвечают на вопросы. Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные УУД: давать определения понятиям темы. Проверяют друг друга, выставляют оценки. Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
2 мин. | Актуализация и (целеполагание) | Вывести на тему урока, побудить к учебной деятельности | Стихотворение. Вижу горы и долины, Вижу реки и моря, Это русские картины Это Родина Моя. - Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем уроке? - Попробуйте сформулировать название нового раздела? - Чему научит раздел «Природа России»? | Слайд 5 | Предлагает ответить на вопросы. Фронтальная работа. Подводит обучающихся к осознанию целей и задач. | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Личностные УУД: формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачи, с помощью учителя определяют, что необходимо узнать на уроке, планирование – составление плана и последовательности действий. |
Валеопауза на снятие напряжения опорно-двигательного аппарата. | «Бодрость за минуту» (Здоровьесберегающая технология по системе В. Ф. Базарного). | |||||
5 мин. | Стадия вызова | Актуализация и обобщение имеющихся знаний по теме; пробуждение интереса и активной деятельности. | Демонстрирует фрагмент фильма «Родина Моя». Сегодня я приглашаю Вас в путешествие по наше стране с востока на запад, с север на юг. Узнаем как выглядит поверхность нашей земли. В этом нам поможет наша помощница – карта. Вслед за солнцем которое восходит на востоке мы пролетим над нашей родиной и посмотрим как она выглядит с высоты. Давай те вспомним условные обозначения которые используются на карте (знаки, цвет) | «Мозговой штурм» (Технология развития критического мышления Фрагмент фильма «Родина Моя» (ИКТ-технологии) Слад «Карта физическая» | Фиксирует на доске информацию, предлагает учащимся посмотреть фрагмент фильма «Родина Моя». Активизирует знания обучающихся. Создает проблемную ситуацию. | Учащиеся формулируют суждение. Фиксируют информацию у себя в тетради. Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух и визуально. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. |
22 мин. | Стадия осмысления | Работа с новой информацией. Соотнесение новой информации с собственными знаниями. | Представьте себе, что вы настоящие исследователи, все результаты исследований вы фиксируете в свой бортовой журнал и делаете выводы. Все необходимое для исследований у вас на столах. Где восходит солнце над нашей Родиной? Именно оттуда мы и начнем свое путешествие (прикрепляем модель солнышка над восточной частью России) Мы на полуострове Камчатка? Фиксация в «Бортовом журнале» каждой горной системы и самой высокой точки в данном массиве Вслед за движением Солнца (передвигается макет солнца ) мы двигаемся на Среднесибирское плоскогорье. Фиксация в «Бортовом журнале» определения новой формы земной поверхности - плоскогорье Затем двигаемся на юг Сибири, закрепляем Солнце над Саянами и Алтаем. Солнце закрепляется над Западносибирской равниной Солнце повисает над Уральскими горами Солнце закрепляется над Восточно-Европейской равниной А сейчас мы держим путь на юго-запад и закрепляем Солнце над Кавказскими горами
Обратите внимание на цвет этих гор на карте. Какой вывод можно сделать?? Солнце закатилось на западных границ нашей Родины и наше путешествие подошло к концу А кто из вас расскажет в какой местности мы с вами живет??? | Слайд Доклад ученика Прием «Бортовой журнал» (Технология развития критического мышления) Доклад ученика Geomodel (работа с интерактивной картой) Geomodel (работа с интерактивной картой) Доклад ученика Доклад ученика Geomodel (работа с интерактивной картой) Доклад ученика Geomodel (работа с интерактивной картой) Доклад ученика Geomodel (работа с интерактивной картой) Частично поисковый метод работы ( определение по цвету карты высотность гор по отношению друг к другу) Сделать вывод на основании записей в Бортовом журнале о самой высокой точке и горной системе Рассказ ученика о Жигулевских горах Geomodel (работа с интерактивной картой) | Курирует работу в группах. Консультирует, советует, помогает. Организует деятельность по применению новых знаний. | Фиксируют информацию в «Бортовом журнале». Осуществляют учебные действия по намеченному плану. Обсуждают в парах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Объясняют, анализируют, формулируют свои мысли. Регулятивные УУД: устанавливать приоритеты, контролировать свое время и управлять им. самостоятельно оценивать правильность выполнения действий Познавательные УУД: выявлять экспериментальным путем и с помощью географических карт причину зависимости солености и температуры поверхностных вод Мирового океана; давать определения понятиям: описывать свойства океанической воды; знать, как определять и высчитывать соленость воды. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, построение речевых высказываний. Личностные УУД: развивать практические навыки исследовательской деятельности, анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы Каждая группа сдает «Бортовой журнал» на оценку |
Валеопауза для снятия напряжения с глаз. |
| Проводит валеопаузу | Выполняют упражнения | |||
4 мин. | Стадия закрепления | Использование приобретенных знаний в практической деятельности | Что мы узнали сегодня земной поверхности (рельефе )России Заполнить колонку: Что узнал в тетради
| Слайд 14 Geomodel (работа с интерактивной картой) | Организует обсуждение результатов. Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. | Слушают друг друга, фиксируют информацию в тетради. Отвечают на вопросы при помощи анализа физической карты полушарий, формулируют выводы о свойствах вод Мирового океана. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Личностные УУД: формулировать выводы. Регулятивные УУД: осознание качества и уровня усвоения. |
2 мин. | Подведение итога урока. Домашнее задание. | Молодцы! Вы отлично поработали!
| Фронтальная работа с использованием «Кластера» (Технология развития критического мышления) | Задаёт и комментирует домашнее задание. | Воспринимают информацию. Осознанно фиксируют информацию. Записывают домашнее задание. | |
3 мин. | Стадия рефлексии | Целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. | Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Скажите,….
Не устал/устал
Стало лучше/стало хуже
Интересен/скучен
Лёгким/трудным Интересным/ неинтересным. | Прием «Закончи фразу» (Технология развития критического мышления)
| Обучает способам контроля и самооценки деятельности. | Анализируют свою деятельность и осуществляют самооценку собственной учебной деятельности; соотносят цель и результаты, степень их соответствия; выражают собственное мнение о работе и полученном результате; выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие; самооценка знаний и умений; оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке.
|
Приложение 1.
Бортовой журнал
Камчатка | Саяны | Алтай | Линии сравнения | Уральские горы | Кавказские горы | Жигулевские горы |
Высота | ||||||
Протяженность |
Приложение 2.
- Элементы гимнастики «Бодрость за минуту»:
Сидя за партой, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
Упражнения с сигнальными метками. Под счёт «раз-два-три-четыре » дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных точках, сочетая при этом движения головой, глазами и туловищем.
- Элементы гимнастики с офтальмотренажером (способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров):
- Медленно переводить взгляд вверх вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
- Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну точку, затем в другую. Повторить 3 раза.
- Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, неплотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
Приложение 3.
Домашнее задание:
Задание «Синквейн»
Название (обычно существительное)…Гора
Описание (обычно прилагательное)---------------------------
Действия (описание темы 3 словами)………………………………………………………………………………
Чувство (отношение автора к объекту)……………………………………………………………………………..
Повторение сути (синоним)…………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………
Задание «Синквейн»
Название (обычно существительное)…Равнина
Описание (обычно прилагательное)---------------------------
Действия (описание темы 3 словами)……………………………………………………………………………….
Чувство (отношение автора к объекту)……………………………………………………………………………..
Повторение сути (синоним)………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………………………………
Заместитель директора по УВР ГБОУ ООШ №9 ___________________ /Е.О.Бурмистрова/
МП
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Равнины и горы России"
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Равнины и горы России"...
Технологические карты уроков по окружающему миру 3 класс "Школа России"
Разработки уроков на весь учебный год по окружающему миру....
Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс, «Школа России» с использованием дистанционных технологий
Данный урок разработан на основе применения дистанционных технологий с опорой на материалы платформы Учи.ру. Поможет провести урок интересно и доступно....
Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс "Школа России"
Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс "Школа России"...
Технологическая карта урока по окружающему миру по теме: "Равнины и горы России"
Тема: Равнины и горы РоссииКласс: 4Цель: формирование у учащихся представлений о равнинах и горах России.Задачи: Образовательные: - познакомить с равнинами и горами на территории России;- формировать ...
Технологическая карта урока по окружающему миру, УМК «Перспектива»: , 4 класс, тема: «По равнинам и горам»
Цель урока: формирование представления о равнинах и горах; знакомство с равнинами и горами на территории России;Задачи урока: Дидактические:1. Учить определять...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Семейный бюджет", (Школа России, 3 класс)
Тема урока «Семейный бюджет»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование элементарных экономических представлений о бюджете семьи, о правилах ведения домашнего х...