Урок окружающего мира на тему "Лес и человек" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира, проведённый в 4 классе.
Тема урока: Лес и человек
Ф.И.О: Логинова Елена Васильевна
Место работы: МКОУ «Лодейнопольский центр образования «Развитие»
Должность: учитель начальных классов
Предмет: окружающий мир
Раздел: Природа России
Цель урока: расширить у учащихся знания о роли леса в жизни человека и природы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- выявить знания детей о роли леса в природе и жизни человека
- расширить знания об экологических проблемах и охране природы в лесных зонах.
Метапредметные:
1)Коммуникативные:
- продолжить формировать умение достаточно полно и точно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
2) Познавательные:
- устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.
- применять таблицы, схемы, модули для получения информации
3) Регулятивные:
- планировать решение учебной задачи
-оценивать качество и уровень усвоения материала
Личностные:
- воспитывать бережное отношение к природе
- приобретать новые знания , умению
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Ресурсы и оборудование: - экран, мультимидийный проектор, компьютер;
- презентация к уроку;
- карта природных зон,
- учебник и рабочая тетрадь.
УМК «Школа России» «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть
Авторы: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова «Просвещение» 2014 г.
- стихотворение «Русский лес», листочки у детей, маркеры
- конверты с заданиями по группам,
- конверт с картинками для рефлексии
ход урока.
1.Организационный момент.( 1 мин)
-Ребята, каким вы хотите видеть наш урок? ( интересным, познавательным)
А чтобы урок получился таким, вы должны работать активно и дружно.
2. Проверка домашнего задания. Работа с картой природных зон.
( работа в парах, один ученик у доски)
- Все внимательно слушайте и проверяйте высказывание своего товарища по эталону.
(Характеристика зоны лесов по плану:
1Местоположение зоны на карте.
2Цвет зоны
3.Земная поверхность зоны)
(Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зелёным цветом. Зона большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая.. В данной зоне три части: зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов.)
3. Самоопределение к деятельности.
- А сейчас послушайте отрывок стихотворения С Никулиной « Русский лес»
и попробуйте определить тему урока?
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет.
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно всё до дна.
Течёт вода – водица,
Вкусна и холодна.
Жизнь кажется иною
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
( русский лес, о лесовичке, про лес)
- О каких отношениях говорится в стихотворении?
( Мы будем говорить о лесе, об отношении человека к лесу)
- Давайте вспомним, чем является лес для человека. А для ответа на этот вопрос я предлагаю вам составить кластер. На половинке листка напишите маркером какую роль лес играет в твоей жизни.
Проверка
-Вы зачитываете ваше мнение и кто-то один из вас вешает листок на доску. ( у детей: кислород, еда. посуда, лекарство, место для отдыха, дрова, красивые цветы)
- А теперь давайте посмотрим на мою схему. О чём мы ещё не говорили?
( древесина, дом для животных, защитник воздуха, водоёмов, почв)
- Что надо делать, чтобы наше богатство не уменьшалось?
( Надо очищать лес от мусора , сажать деревья, не рвать редкие растения)
4.Открытие нового знания.
- Итак, сегодня на уроке мы поговорим о такой важной проблеме для всего человечества, как значение леса и его охрана. Над новой темой мы будем работать по группам с текстом учебника. Три группы: « Лесничие», «Экологи» и «Практики»
- 1 группа «Лесничие»: Вы работаете по учебнику с. 103-104
в процессе этой работы дети выбирают из текста параграфа и отмечают роль леса в природе и жизни людей:
лес «лёгкие» нашей планеты;
лес – защитник водоёмов;
лес защищает почву;
лес радует красотой
-2 группа «Экологи»: Работаете по учебнику с104-106
освещают вопрос о бережном отношении к лесным богатствам, акцентируя внимание на том, что людям требуется много древесины. Они вырубают деревья в лесу на огромных пространствах. А это сказывается на жизни всей природы. Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, наступает засуха. Люди заботятся и о животных—друзьях леса. Красная книга.
=3 группа «Практики»::по учебнику с. 106 - 107
Раскрывают правила поведения в лесу и к чему может привести их несоблюдение . Знакомятся с памяткой « Как разводить костёр»
Физмин
Проверка работы групп.
_ Выступление 1 группы
. Игра Пофантазируйте : что было бы, если…
- исчезли все цветы ( пропали насекомые, не будет мёда, некрасиво станет)
- не стало бы воды ( погибли растения, всё живое погибнет)
-Исчезли бы птицы ( гусеницы съедят листья деревьев, не услышим птичьи песни)
- Выступление 2 группы
- А сейчас послушаем Дмитриева Давида, который приготовил нам сообщение о Приокско Террасном заповеднике.
- Выступление 3 группы
* Творческая работа (в парах)
- Придумайте , какие экологические проблемы выражены знаками, выполним задание 3 на с.45 в рабочей тетради.
- Да, природа терпелива, она многое человеку прощает, но взывает о нашей помощи: защите! Об этом нам расскажет Разумова Ксения
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь!
Можешь ты помочь живому
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а рекам течь.
Ты на свете самый главный,
Значит, должен всех беречь!
-От чего в первую очередь страдает лес? ( от вырубки лесов, от пожаров, от того, что мы бросаем мусор)
– Чем вы можете помочь природе? ( не мусорить, сажать деревья, не разводить костры, экономно расходовать бумагу)
5. Рефлексия
- Какие знания вы сегодня для себя открыли? ( надо быть бережливым, лес наше богатство)
- Где могут пригодиться в жизни новые знания? ( когда поедем на пикник в лес)
-У вас на парте смайлики. Выберите своё настроение! Давайте создадим сад цветов из смайликов. ( фото)
- Мне было интересно с вами сегодня работать, поэтому я добавлю к вашим цветам улыбающееся солнышко.
6. Домашнее задание.
- Ребята, сегодня домашнее задание вы получите по вариантам.
- 1 в.Подготовить с помощью дополнительной литературы небольшие интересные сообщения о том, какую посильную помощь могут оказать школьники, чтобы сохранить леса для себя и своих потомков.
- 2 вариант С помощью интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк «Лосиный остров». Какие программы и экологические проекты сотрудники национального парка предлагают детям
- Нарисовать экологические знаки (по желанию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Жизнь древних славян" 4 класс УМК Школа России
Открытый урок и презентация по теме "Жизнь древних славян" . 4 класс. Используется технология РКМЧП. Часть 1....
Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".
Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....
22 апреля - День Земли. Урок окружающего мира, посвященного «Дню Земли». 2 класс, УМК «Школа России»
Тема: День Земли.Цель: формировать экологическое самосознание ребят.Задачи:Образовательные:- формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля;- закрепить знание о Конаковском боре...
Открытый урок по окружающему миру Тема: «Экологическое равновесие» 4 класс ( Школа России)
Тема: Экологическое равновесие.Цели и задачи урока:1.Создать условия для формирования понятий: «Экологическое равновесие». Сформировать у учащихся представление об экологическом равновеси...
Аннотация к уроку и конспект урока окружающего мира по теме «Тур по Золотому кольцу России».
Расширить кругозор учащихся в области достопримечательности городов....
Урок окружающего мира "Где живут слоны?" 1 класс УМК "Школа России"
Урок в форме экспедиции, во время которой дети узнают что такое саванна, тропический лес и чем отличается Африканский слон от Индийского....
Урок окружающего мира "Когда изобрели велосипед?" 1 класс "Школа России"
Урок проведен в рамках конкурса "Учитель года - 2015". Представлена технологическая карта и презентация к уроку. Видео для физкультминутки можно будет найти в моих видео...