Урок окружающего мира на тему "Лес и человек" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Логинова Елена Васильевна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_attestatsiya.docx92.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира, проведённый в 4 классе.

Тема урока: Лес и человек

Ф.И.О: Логинова Елена Васильевна

Место работы: МКОУ «Лодейнопольский центр образования «Развитие»

Должность: учитель начальных классов

Предмет: окружающий мир

Раздел: Природа России

Цель урока:  расширить у учащихся  знания о роли леса в жизни человека и природы.

Планируемые результаты:

Предметные:

-   выявить знания детей о роли леса в природе и жизни человека

-  расширить знания об экологических проблемах и охране природы в лесных зонах.

Метапредметные:

1)Коммуникативные:

- продолжить формировать умение достаточно полно и точно выражать  мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

2) Познавательные:

-  устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.

-  применять таблицы, схемы, модули для получения информации

3) Регулятивные:

- планировать решение учебной задачи

-оценивать качество и уровень усвоения материала

Личностные:

- воспитывать бережное отношение к природе

- приобретать новые знания , умению

Тип урока:  урок «открытия» нового знания.

 Ресурсы и оборудование: - экран, мультимидийный проектор, компьютер;

- презентация к уроку;

- карта природных зон,

- учебник и рабочая тетрадь.

УМК «Школа России»  «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть

Авторы: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова «Просвещение» 2014 г.

- стихотворение «Русский лес», листочки у детей, маркеры

- конверты с заданиями по группам,

- конверт с картинками  для рефлексии

http://forest.geoman.ru/

ход урока.

1.Организационный момент.( 1 мин)

-Ребята, каким вы хотите видеть наш урок? ( интересным, познавательным)

А чтобы урок получился таким, вы должны работать активно и дружно.

2. Проверка домашнего задания.  Работа с картой природных зон.

( работа в парах, один ученик у доски)

 - Все внимательно слушайте и проверяйте высказывание своего товарища по эталону.

(Характеристика зоны лесов по плану:

1Местоположение зоны на карте.

2Цвет зоны

            3.Земная поверхность зоны)

(Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зелёным цветом. Зона большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая.. В данной зоне три части: зона тайги, зона смешанных  и широколиственных лесов.)

3. Самоопределение к деятельности.

 -   А сейчас послушайте отрывок  стихотворения С Никулиной « Русский лес»

и попробуйте определить тему урока?

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет.

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно всё до дна.

Течёт вода – водица,

Вкусна и холодна.

Жизнь кажется иною

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

( русский лес, о лесовичке, про лес)

- О каких отношениях говорится в стихотворении?

( Мы будем говорить о лесе, об отношении человека к лесу)

- Давайте вспомним, чем является лес для человека. А для ответа на этот вопрос  я предлагаю вам составить кластер. На половинке листка напишите маркером  какую роль лес играет в твоей жизни.

Проверка

-Вы зачитываете ваше мнение и кто-то один из вас вешает листок на доску. ( у детей: кислород, еда. посуда, лекарство, место для отдыха, дрова, красивые цветы)

- А теперь давайте посмотрим на мою схему. О чём мы ещё не говорили?

http://900igr.net/up/datas/58008/028.jpg

( древесина, дом для животных, защитник воздуха, водоёмов, почв)

- Что надо делать, чтобы наше богатство не уменьшалось?

( Надо очищать лес от мусора , сажать деревья, не рвать редкие растения)

4.Открытие нового знания.

- Итак, сегодня на уроке мы поговорим о такой важной проблеме для всего человечества, как значение леса и его охрана. Над новой темой мы будем работать по группам с текстом учебника. Три группы: « Лесничие», «Экологи» и «Практики»

 - 1 группа «Лесничие»: Вы работаете  по учебнику с. 103-104

в процессе этой работы дети выбирают из текста параграфа и отмечают роль леса в природе и жизни людей:

лес «лёгкие» нашей планеты;

лес – защитник водоёмов;

лес защищает почву;

лес радует красотой

-2 группа «Экологи»: Работаете   по учебнику с104-106

освещают вопрос о бережном отношении к лесным богатствам, акцентируя внимание на том, что людям требуется много древесины. Они вырубают деревья в лесу на огромных пространствах. А это сказывается на жизни всей природы. Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, наступает засуха. Люди заботятся и о животных—друзьях леса. Красная книга.

=3 группа «Практики»::по учебнику с. 106 - 107

Раскрывают правила поведения в лесу и к чему может привести их несоблюдение  . Знакомятся с памяткой « Как разводить костёр»

 Физмин

Проверка работы групп.

_ Выступление 1 группы

. Игра Пофантазируйте : что было бы, если…

- исчезли все цветы ( пропали насекомые, не будет мёда, некрасиво станет)

- не стало бы воды ( погибли растения, всё живое погибнет)

-Исчезли бы птицы ( гусеницы съедят листья деревьев, не услышим птичьи песни)

- Выступление 2 группы

- А сейчас послушаем Дмитриева Давида, который приготовил нам сообщение о  Приокско Террасном заповеднике.

- Выступление 3 группы

* Творческая работа (в парах)

- Придумайте , какие экологические проблемы выражены  знаками, выполним задание 3 на с.45 в рабочей тетради.

- Да, природа терпелива, она многое человеку прощает, но взывает о нашей помощи: защите! Об этом нам расскажет Разумова Ксения

Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь!
Можешь ты помочь живому
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а рекам течь.
Ты на свете самый главный,
Значит, должен всех беречь!

-От чего в первую очередь страдает лес? (  от вырубки лесов, от пожаров, от того, что мы бросаем мусор)

– Чем вы можете помочь природе? ( не мусорить, сажать деревья, не разводить костры, экономно расходовать бумагу)

5. Рефлексия

- Какие знания вы сегодня для себя открыли? ( надо быть бережливым, лес наше богатство)

- Где могут пригодиться в жизни новые знания? ( когда поедем на пикник в лес)

-У вас на парте смайлики. Выберите своё настроение! Давайте создадим сад цветов из смайликов. ( фото)

- Мне было интересно с вами сегодня работать, поэтому я добавлю к вашим цветам улыбающееся солнышко.

6.  Домашнее задание.

- Ребята, сегодня домашнее задание вы получите по вариантам.

         -  1 в.Подготовить с помощью дополнительной литературы небольшие интересные сообщения о том, какую посильную помощь могут оказать школьники, чтобы сохранить леса для себя и своих потомков.

  - 2 вариант  С помощью интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк «Лосиный остров». Какие программы и экологические проекты сотрудники национального парка предлагают детям

           - Нарисовать экологические знаки (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Жизнь древних славян" 4 класс УМК Школа России

Открытый урок и презентация по теме "Жизнь древних славян" .  4 класс. Используется технология РКМЧП. Часть 1....

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

22 апреля - День Земли. Урок окружающего мира, посвященного «Дню Земли». 2 класс, УМК «Школа России»

Тема: День Земли.Цель: формировать экологическое самосознание ребят.Задачи:Образовательные:- формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля;- закрепить знание о Конаковском боре...

Открытый урок по окружающему миру Тема: «Экологическое равновесие» 4 класс ( Школа России)

Тема: Экологическое равновесие.Цели и задачи урока:1.Создать условия для формирования  понятий: «Экологическое равновесие». Сформировать у учащихся представление об экологическом рав­новеси...

Аннотация к уроку и конспект урока окружающего мира по теме «Тур по Золотому кольцу России».

Расширить кругозор учащихся в области достопримечательности городов....

Урок окружающего мира "Где живут слоны?" 1 класс УМК "Школа России"

Урок в форме экспедиции, во время которой дети узнают что такое саванна, тропический лес и чем отличается Африканский слон от Индийского....

Урок окружающего мира "Когда изобрели велосипед?" 1 класс "Школа России"

Урок проведен в рамках конкурса "Учитель года - 2015".  Представлена технологическая карта и презентация к уроку. Видео для физкультминутки можно будет найти в моих видео...