Урок окружающий мир "Леса России" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Туглакова Татьяна Владимировна

Открытый урок по окружающему миру "Леса России" 4 класс.Открытый урок окружающего мира в 4 классе на тему "Леса России". Разбор природной зоны леса.Климат данной природных зон, географическое положение, животный и растительный мир. Работа обучющихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Скачать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lesa_rossii_2019.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ №60 социальной адаптации детей – инвалидов»

Окружающий мир

Леса России

4 класс

Выполнила: Туглакова Т.В.

2019 г.

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема: Леса России

Цель урока

Планируемые результаты:

Личностные УУД: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; умение принимать самостоятельные решения, выдвигать идеи и отстаивать свои суждения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.

Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.

Предметные УУД: получить представление о лесной зоне; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны лесов, хозяйственной деятельности населения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийное оборудование, карта природных зон, кейсы с материалами и заданиями, учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир»

 

 

 

 

Ход урока:

1.Орг. момент.

Я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активной, плодотворной работы, интересных идей!

2.Актуализация знаний.

В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

В какую природную зону мы сегодня отправимся?

 Что означает слово «дремучий лес»? Почему одни леса темные, а другие – светлые? Постараемся ответить на вопрос на уроке

Что такое лес? Как бы вы ответили на этот вопрос?

Лес — пространство, заросшее деревьями, и вся растительность, покрывающая почву между деревьями, состоящая из кустарников, трав, папоротников, грибов и т. д.

Лес — составная часть природы, Леса занимают около трети площади суши, площадь леса на Земле составляет 38 млн км². Из них 264 млн га, или 7 %, посажены человеком. Площадь леса в России составляет 8,5 млн км²

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона - самая большая.

Посмотрев на карту , кто догадался почему лесная зона имеет разные оттенки зеленого?

Самая большая часть тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса - тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть - широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.

К югу тундры природные условия становятся мягче. Одним растениям надо больше тепла, света, влаги, а другим – меньше, и леса не везде одинаковые. (Одни – густые, темные, другие – светлые, редкие)

На доске

Леса России

Тайга                            Смешанный лес                          Широколиственный лес

Откройте учебник на стр 96-97

Прочитайте материал про тайгу (два абзаца)

Что называют тайгой?

Природные условия тайги.

Какие растения растут в тайге?

Тайга́ —природная зона,  характеризующаяся преобладанием хвойных лесов, представлена деревьями  елипихтылиственницы и сосны.

Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Найдите листочки с названиями хвойных деревьев и поместите в соответствующий столбик

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут ольха, берёзы, осины. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.(презентация)

Заполните столбик деревьями.

 К югу от зоны смешанных лесов находятся широколиственные леса или лесостепи

(презентация)

Заполните столбик деревьями.

Физминутка.

Отгадайте загадки и определите из какого леса растение:

  Вроде сосен, вроде елок,

  А зимою без иголок. (лиственница, тайга)

Никто не пугает,

А вся дрожит. (осина, смешанный лес)

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив серёжки. ( берёза, смешанный лес)

Колкую, зелёную

Срубили топором.

Колкая, зелёная

К нам приходит в дом. (ель, тайга)

Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (дуб, широколиственный лес)

С моего цветка берёт

Пчелка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают

Шкурку тонкую сдирают.  (липа, широколиственный лес)

Поработаем в рабочей тетради (с 47)

Лес является чьим-то домом, а чьим?

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых.

 Кедровка, сокол, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полевка.

Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Как много здесь разных видов животных! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле. 

Колюч он, но не ёлочка,
В иголках,но не сосёнка.
В клубок свернуться может.
Конечно,это...

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы?

Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает
За собой все следы заметает?

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

  • Используя иллюстрацию на стр. 98-99 учебника составить 2-3 цепи питания и записать в тетрадь.
  • растения-заяц беляк-рысь
  • растения-мышь полевка-соболь

сосна-заяц-волк

кедровый орех-бурундук-соболь

Проведём блиц - турнир «Я знаю лес»

1.Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес

широколиственный лес)

2.Какой  лес мы называем тайгой? (Хвойный лес)

3 Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки на зиму)

4. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны (Кедровка)

6. Какое дерево является символом России? ( Берёза)

7. Этот зверь умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга)

8. Ель, дуб, сосна, пихта. Что лишнее? (Дуб)

9. Клён, берёза, дуб, лиственница, осина. Что лишнее? (Лиственница)

Домашнее задание с 95-102 р.т

Итог

- Что нового вы узнали о зоне лесов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок

уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок

уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок

урок + презентация по окружающему миру 3 класс...

Урок окружающего мира 1 класс (УМК "Планета знаний") Тема урока: Жизнь животных

Цели: 1. Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных. 2. Учить находить признаки живого у животных, назвать условия, необходимые для их жизни. 3. Развивать мышление и речь у ...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...