Урок окружающий мир "Леса России" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Открытый урок по окружающему миру "Леса России" 4 класс.Открытый урок окружающего мира в 4 классе на тему "Леса России". Разбор природной зоны леса.Климат данной природных зон, географическое положение, животный и растительный мир. Работа обучющихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lesa_rossii_2019.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №60 социальной адаптации детей – инвалидов»
Окружающий мир
Леса России
4 класс
Выполнила: Туглакова Т.В.
2019 г.
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема: Леса России
Цель урока
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; умение принимать самостоятельные решения, выдвигать идеи и отстаивать свои суждения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.
Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.
Предметные УУД: получить представление о лесной зоне; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны лесов, хозяйственной деятельности населения.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийное оборудование, карта природных зон, кейсы с материалами и заданиями, учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир»
Ход урока:
1.Орг. момент.
Я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активной, плодотворной работы, интересных идей!
2.Актуализация знаний.
В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
В какую природную зону мы сегодня отправимся?
Что означает слово «дремучий лес»? Почему одни леса темные, а другие – светлые? Постараемся ответить на вопрос на уроке
Что такое лес? Как бы вы ответили на этот вопрос?
Лес — пространство, заросшее деревьями, и вся растительность, покрывающая почву между деревьями, состоящая из кустарников, трав, папоротников, грибов и т. д.
Лес — составная часть природы, Леса занимают около трети площади суши, площадь леса на Земле составляет 38 млн км². Из них 264 млн га, или 7 %, посажены человеком. Площадь леса в России составляет 8,5 млн км²
Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона - самая большая.
Посмотрев на карту , кто догадался почему лесная зона имеет разные оттенки зеленого?
Самая большая часть тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса - тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть - широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.
К югу тундры природные условия становятся мягче. Одним растениям надо больше тепла, света, влаги, а другим – меньше, и леса не везде одинаковые. (Одни – густые, темные, другие – светлые, редкие)
На доске
Леса России
Тайга Смешанный лес Широколиственный лес
Откройте учебник на стр 96-97
Прочитайте материал про тайгу (два абзаца)
Что называют тайгой?
Природные условия тайги.
Какие растения растут в тайге?
Тайга́ —природная зона, характеризующаяся преобладанием хвойных лесов, представлена деревьями ели, пихты, лиственницы и сосны.
Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.
Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.
Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.
Найдите листочки с названиями хвойных деревьев и поместите в соответствующий столбик
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут ольха, берёзы, осины. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.(презентация)
Заполните столбик деревьями.
К югу от зоны смешанных лесов находятся широколиственные леса или лесостепи
Заполните столбик деревьями.
Физминутка.
Отгадайте загадки и определите из какого леса растение:
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (лиственница, тайга)
Никто не пугает,
А вся дрожит. (осина, смешанный лес)
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив серёжки. ( берёза, смешанный лес)
Колкую, зелёную
Срубили топором.
Колкая, зелёная
К нам приходит в дом. (ель, тайга)
Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (дуб, широколиственный лес)
С моего цветка берёт
Пчелка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают
Шкурку тонкую сдирают. (липа, широколиственный лес)
Поработаем в рабочей тетради (с 47)
Лес является чьим-то домом, а чьим?
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых.
Кедровка, сокол, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полевка.
Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.
Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
Как много здесь разных видов животных! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле.
Колюч он, но не ёлочка,
В иголках,но не сосёнка.
В клубок свернуться может.
Конечно,это...
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы?
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает
За собой все следы заметает?
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
- Используя иллюстрацию на стр. 98-99 учебника составить 2-3 цепи питания и записать в тетрадь.
- растения-заяц беляк-рысь
- растения-мышь полевка-соболь
сосна-заяц-волк
кедровый орех-бурундук-соболь
Проведём блиц - турнир «Я знаю лес»
1.Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес
широколиственный лес)
2.Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный лес)
3 Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки на зиму)
4. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны (Кедровка)
6. Какое дерево является символом России? ( Берёза)
7. Этот зверь умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга)
8. Ель, дуб, сосна, пихта. Что лишнее? (Дуб)
9. Клён, берёза, дуб, лиственница, осина. Что лишнее? (Лиственница)
Домашнее задание с 95-102 р.т
Итог
- Что нового вы узнали о зоне лесов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок
уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...
уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок
уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...
уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок
урок + презентация по окружающему миру 3 класс...
Урок окружающего мира 1 класс (УМК "Планета знаний") Тема урока: Жизнь животных
Цели: 1. Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных. 2. Учить находить признаки живого у животных, назвать условия, необходимые для их жизни. 3. Развивать мышление и речь у ...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
План-конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тема: «Старинная женская работа»
Тема урока: «Старинная женская работа» ...