Технологическая карта по окружающему миру "Моря, реки и озера" в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Технологическая карта по окружающему миру "Моря, реки и озера" в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 47.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету «окружающий мир»
Образовательная система «Школа России»
Студент ГПК.
Ковалева Юлия Александровна
Тема урока «Моря, озера и реки»
Технологическая карта урока
Тема урока | Моря, озера и реки | ||||||
Место урока в разделе | Раздел «Природа России», урок 12 | ||||||
Тип урока | Урок открытия новых знаний | ||||||
Цель урока | Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте. | ||||||
Задачи урока |
| ||||||
Планируемые результаты изучения темы | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Ученик научится:
| Ученик получит возможность научится: Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
| Ученик получит возможность формирования:
| |||||
Ресурсы | |||||||
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР | |||||
Окружающий мир. 4 класс. 1 ч. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. (УМК «Школа России») | Компьютер, проектор | ||||||
Межпредметные связи | Интеграция с русским языком. | ||||||
Организация пространства | Пространство организовано в рамках классно-урочной системы. | ||||||
Этапы урока | |||||||
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
1 | Организационный этап (2 мин.) | Настроить детей на урок | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Александровна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. - Проверьте, ваша спинка должна соприкасаться со спинкой стула, ноги стоят вместе под партой, руки положите на парту. | Метод – словесный Прием – подводящий диалог Форма - фронтальная | Приветствуют учителя. | Р3, Л1 | |
2 | Постановка цели и задач урока (5 мин.) | Подведение детей к цели урока с помощью наводящих вопросов | - Ребята, мы знаем, что информация на карте зашифрована цветами. - Какие цвета используются при изображении равнин и низменностей? - А горы каким цветом изображены? - Что изображено на физических картах синим цветом? - Ребята, кто знает, что такое водоемы? - Слово «водоем» происходит от слов «вода» и «ёмкость». - Водоём - это место скопления или хранения воды. - Какие вы знаете водоемы? - Водоемы бывают естественные и искусственные. - Как вы думаете, что относится к естественным водоемам? - А к искусственным? - Сегодня мы будем изучать естественные водоемы, которые находятся на территории нашей страны. - Ребята, кто догадался, какая тема нашего урока? - Правильно! | Метод – словесный; практический; Прием –подведение к теме урока; постановка цели задач. Форма - фронтальная | - Зеленый и его оттенки -Коричневый и его оттенки - Водоемы Ответы детей Ответы детей К естественным относятся: море, река, озёра, болото, ручей, океан. - К искусственным относятся: пруд, водохранилище, канал, колодец. - Моря, озера и реки России. | Пр2, П1, П2, Р3, К1, К2, К4, Л3 | |
3 | Актуализация знаний (5 мин.) | Повторить изученный материал | - Давайте вспомним основные определения по данной теме. - Что такое море? - А что такое река? - Что такое озеро? - Какие моря, озера, реки России вы уже знаете? Возможно, на каких-то из них вам довелось побывать? - Отлично! - А сейчас разделитесь на 3 группы и прочитайте статью, которую вы видите на экране. С помощью физической карты в учебнике найдите моря, о которых сказано в статье. (Приложение 1) - Все ли моря вы нашли на карте? - Посмотрите на доску. Я буду показывать моря, а вы искать их в своих картах. | Метод: словесный, практический. Прием: повторение Форма – фронтальная, индивидуальная | Море – небольшая часть океана, прилегающая к материку или вдающаяся в него. Река – естественный водоём с постоянным течением воды, текущий в определённом русле от истока до устья. Озеро – естественный водоём на поверхности суши, замкнутый в берегах. Ответы детей Выполняют задание | Пр3, П1, П2, Р2, К1, К2, К3, К4, Л2, Л3 | |
4 | Первичное усвоение новых знаний(8 мин.) | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | - Если внимательно посмотреть на карту России, станет понятно, что ее площадь огромна, общая протяженность границ – 60 тысяч километров, из которых 40 тысяч километров – морские границы. На севере нашу страну омывают Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море – моря Северного Ледовитого океана - Море Лаптевых было названо в честь русских полярных исследователей двоюродных братьев Харитона и Дмитрия Лаптевых. - На востоке Россию омывают Берингово, Охотское и Японское моря – моря Тихого океана. Берингово море было названо в честь российского офицера, мореплавателя, командора Витуса Беринга, под руководством которого оно исследовалось. - На западе границы России омывают Черное и Балтийское моря, которые очень глубоко вдаются в сушу. Балтийское море опасно – там много островов, подводных скал и рифов, поэтому там очень много маяков. Черное море – самое теплое море России, зимой оно практически не замерзает, а летом на его берегах множество отдыхающих. - А какие озера России вы знаете? - В России без малого 3 миллиона озёр. Давайте поговорим о самых известных озерах нашей страны. - Но сначала найдите озеро Байкал, Каспийское море и Ладожское озеро на карте в учебнике. - Байкал – несомненно самое глубокое и чистое озеро. Его кристальная чистота позволяет увидеть объекты на глубине сорока метров. - Каспийское море на самом деле – крупнейшее озеро в мире, а морем называется из-за своей огромной площади – его протяженность с севера на юг 1200 км. - Ладожскому водоёму мы обязаны рождением русского флота. Более того, во время Великой Отечественной Войны по его льдам проходил путь, по которому поступали запасы продуктов в блокадный Ленинград, а также прошла эвакуация примерно миллиона человек. -В нашей стране находятся почти 3 миллиона рек, многие из которых сыграли огромную роль в истории. - Найдите на карте в учебнике Обь, Енисей, Лену, Волгу и Амур. - Волга – крупнейшая река Европы и одна из самых длинных рек в мире. Ее длина – более 3 тысяч километров. Она берет начало на Валдайской возвышенности - А в какое море впадает? - Почти 200 рек являются притоками Волги. На ее берегах построено много крупных городов. - Енисей и Обь пересекают Западно-Сибирскую равнину с юга на север и впадают в Карское море. Обь протянулся на 5410 км, а Енисей на 4 тысячи километров. - Лена –полностью протекаюет в зоне вечной мерзлоты. Название реки Лена произошло от эвенского слова Елю-Енэ, что в переводе означает «Большая Река». Открыл ее в 17 веке землепроходец Пянда и зафиксировал именно такое название. В русском же языке такое название на ужилось и она зовется просто — река Лена. - Амур – главный символ востока, протекает по Российско-Японской границе, в Китае ее называют «река Черного Дракона». - А какая крупная река протекает в Воронежской области? - Дон имеет важное значение для экономики всех земель, по территориям которых протекает. В нём ловят рыбу, по нему ходят суда, а численность населения в городах на донских берегах исчисляется миллионами людей. На берегах Дона стоит два города-миллионника — Ростов-на-Дону, получивший своё название благодаря этой реке, и Воронеж. Давным-давно Дон прозвали «тихим», потому что скорость его течения очень невелика. В среднем она составляет около 3 км/ч. | Метод - словесный; практический. Прием –работа с учебником. Форма – фронтальная, индивидуальная, групповая | Ответы детей Поиск озер на карте Поиск рек на карте - Впадает в Каспийское море - Дон | Пр1, Пр2, Пр3, П1, Р1, Р3, К1, К2, К4, Л2, Л3 | |
5 | Физминутка (3 мин.) | - Смотрите на экран и повторяйте движения за персонажами. Выводит на экран видео с физминуткой. | Повторяют движения за персонажами на доске. | ||||
6 | Первичная проверка понимания (15 мин.) | Проверка уровня усвоения новых знаний | - Откройте рабочую тетрадь на странице 34. С помощью карты из учебника выполните номер 2. - Какие моря относятся к водам Северного Ледовитого океана? - А к водам Тихого океана? - К Атлантическому океану? - Посмотрите на номер 3. Я буду читать утверждение, а вы отвечать да или нет. Если нет, то рядом напишите правильный ответ. а) Самое большое озеро мира - Каспийское море. - Посмотрите на номер 4 в рабочей тетради. Найдите названия рек и закрасьте их разными карандашами. - Посмотри на экран и проверь себя. - Посмотри на номер 5. С помощью карты в учебнике соедините названия городов и рек. - Посмотри на экран и проверь себя. - Посмотрите на номер 6. Зачеркните лишнее географическое название в каждом перечислении и устно объясните своё решение. | Метод - словесный; практический. Прием – работа в рабочей тетради Форма-фронтальная, индивидуальная. | Баренцево море, Чукотское море, Море Лаптевых, Карское море, Белое море, Восточно - Сибирское море Охотское море, Японское море, Берингово море Балтийское море, Чёрное море, Азовское море. - Да - Нет, Байкал - Нет, Ладожское - Да - Да а) Балтийское море, Каспийское море, Белое море, Охотское море. Каспийское море - это озеро, все остальные моря | П2, Р2, Р3, Р4, К4, Л2, Л3 | |
7 | Первичное закрепление (4 мин.) | Закрепление знаний о морях, реках и озерах России. | -Ребята, какие три океана омывают берега России? - Перечислите озера, моря, реки России, которые вы запомнили. - Какую роль играют водные просторы в жизни человека? - А теперь давайте поиграем в игру «Зоркий глаз». У вас на столе лежат карточки с заданием. На его выполнение у вас есть 3 минуты. (Приложение 2) | Метод - словесный; Прием – диалог Форма-фронтальная, индивидуальная | Ответы детей Ответы детей Ответы детей Выполняют задание учителя | П2, Р4, К4, К5, Л3 | |
8 | Рефлексия. (2 мин.) | Рефлексия своей работы на прошедшем уроке | - Мне хотелось бы закончить урок одним поучительным преданием, которое напомнит нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими. На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданным им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство». Давайте будем беречь богатство, данное нам природой – воду! - Если вам понравился наш урок, вам было интересно, то похлопайте, а если нет-то потопайте. | Метод – словесный, практический Прием – чтение предания, подведение итогов урока Форма-фронтальная, индивидуальная. | Слушают учителя Проводят рефлексию | П2, Р2, К3, Л3 | |
9 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин.) | Объяснить домашнее задание | - А теперь откройте дневник и запишите домашнее задание: учебник стр. 69, задание 3; рабочая тетрадь стр. 33, №1. - Спасибо за внимание! До свидания! | Метод – словесный. Прием – объяснение. Форма-фронтальная. | Записывают домашнее задание | Р1, Л2 |
Приложение 1
Прочитать статью, найти на карте моря определенного океана.
1 группа – моря Северно-Ледовитого океана;
2 группа – моря Тихого океана;
3 группа – моря Атлантического океана.
Статья:
Берега России омывают моря трех океанов. На севере – Северно-Ледовитый океан, на западе – Атлантический океан, на востоке – Тихий океан. Всего 11 морей. Вода в моря соленая.
Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Это моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Это моря: Охотское, Японское, Берингово.
Моря Атлантического океана особенно глубоко впадают в сушу. Это моря: Черное, Балтийское, Азовское. Черное море теплое, большая часть никогда не замерзает. О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются.
Приложение 2
ф | к | б | а | л | т | и | й |
д | с | а | э | е | ф | п | с |
ч | т | й | у | н | у | ы | к |
ё | х | к | в | а | с | е | о |
р | в | а | л | м | щ | н | е |
н | о | е | ж | б | з | и | о |
ц | л | а | д | о | ж | с | к |
к | г | а | ф | ю | й | е | х |
- Зачеркните названия географических объектов, которые мы изучали сегодня во время экспедиции. (Волга, Байкал, Лена, Енисей, Чёрное, Балтийское, Ладожское)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"
технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...
Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.
Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....
Технологическая карта урока окружающего мира проведенного в 4 классе.
Тема урока, место в общей теме. Общество. Права человека в обществе. Цель урока Довести до сознания учащихся, что общество – люди, которых соединяет общая культу...
Технологическая карта урока окружающего мира "В школе", 2 класс, УМК Школа России
Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока окружающего мира в 3-м классе по теме " Наше питание. Пищеварительная система
Тип урока: : изучение новых знаний. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: Познакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами.Да...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Полезные ископаемые" 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация + карточки + тесты)
Тема урока: «Полезные ископаемые».Класс: 3Цели деятельности учителя:Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающие полезные ископаемые;Развить мышление, наблюдатель...