Технологическая карта по окружающему миру "Моря, реки и озера" в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ковалева Юлия Александровна

Технологическая карта по окружающему миру "Моря, реки и озера" в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx47.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «окружающий мир»
Образовательная система «Школа России»

Студент ГПК.
Ковалева Юлия Александровна

Тема урока «Моря, озера и реки»

Технологическая карта урока

Тема урока

Моря, озера и реки

Место урока в разделе

Раздел «Природа России», урок 12

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.

Задачи урока

  1. Формирование представления о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.
  2. Развитие умения работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.
  3. Воспитание бережного отношения к природе, любовь к родному краю.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

  1. находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера и реки;
  2. рассказывать о географических объектах по карте, характеризовать их особенности;
  3. различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.

    Ученик получит возможность научится:

Познавательные УУД

  1. выявлять существенные признаки объектов;
  2. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

Регулятивные УУД

  1. принимать и сохранять учебную задачу;
  2. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
  3. работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
  4. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцам.

Коммуникативные УУД

  1. вступать в учебный диалог;
  2. соблюдать правила речевого этикета;
  3. слушать сверстников, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
  4. работать с информацией (понимать изображение, текст, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)

Ученик получит возможность формирования:

  1. социальной роли обучающегося,
  2. мотивов учебной деятельности;
  3. целостного взгляд на мир, понимания разнообразия природы России.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Окружающий мир. 4 класс. 1 ч. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. (УМК «Школа России»)

Компьютер, проектор

Межпредметные связи

Интеграция с русским языком.

Организация пространства

Пространство организовано в рамках классно-урочной системы.

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

 приемы

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1

Организационный этап (2 мин.)

Настроить детей на урок

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Александровна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

- Проверьте, ваша спинка должна соприкасаться со спинкой стула, ноги стоят вместе под партой, руки положите на парту.

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог

Форма - фронтальная

Приветствуют учителя.

Р3, Л1

2

Постановка цели и задач урока (5 мин.)

Подведение детей к цели урока с помощью наводящих вопросов

- Ребята, мы знаем, что информация на карте зашифрована цветами.

- Какие цвета используются при изображении равнин и низменностей?

- А горы каким цветом изображены?

- Что изображено на физических картах синим цветом?

- Ребята, кто знает, что такое водоемы?

- Слово «водоем» происходит от слов «вода» и «ёмкость».

- Водоём - это место скопления или хранения воды.

- Какие вы знаете водоемы?

- Водоемы бывают естественные и искусственные.

- Как вы думаете, что относится к естественным водоемам?

- А к искусственным?

- Сегодня мы будем изучать естественные водоемы, которые находятся на территории нашей страны.

- Ребята, кто догадался, какая тема нашего урока?

- Правильно!

Метод – словесный; практический;

Прием –подведение к теме урока; постановка цели задач.

Форма - фронтальная

- Зеленый и его оттенки

-Коричневый и его оттенки

- Водоемы

Ответы детей

Ответы детей

К естественным относятся: море, река, озёра, болото, ручей, океан.

- К искусственным 

относятся: пруд, водохранилище, канал, колодец.

- Моря, озера и реки России.

Пр2, П1, П2, Р3, К1, К2, К4, Л3

3

Актуализация знаний (5 мин.)

Повторить изученный материал

- Давайте вспомним основные определения по данной теме.

- Что такое море?

- А что такое река?

- Что такое озеро?

- Какие моря, озера, реки России вы уже знаете? Возможно, на каких-то из них вам довелось побывать?

- Отлично!

- А сейчас разделитесь на 3 группы и прочитайте статью, которую вы видите на экране. С помощью физической карты в учебнике найдите моря, о которых сказано в статье. (Приложение 1)

- Все ли моря вы нашли на карте?

- Посмотрите на доску. Я буду показывать моря, а вы искать их в своих картах.

Метод: словесный, практический.

Прием: повторение

Форма – фронтальная, индивидуальная

Море – небольшая часть океана, прилегающая к материку или вдающаяся в него.

Река – естественный водоём с постоянным течением воды, текущий в определённом русле от истока до устья.

Озеро – естественный водоём на поверхности суши, замкнутый в берегах.

Ответы детей

Выполняют задание

Пр3, П1, П2, Р2, К1, К2, К3, К4, Л2, Л3

4

 Первичное усвоение новых знаний(8 мин.)

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

- Если внимательно посмотреть на карту России, станет понятно, что ее площадь огромна, общая протяженность границ – 60 тысяч километров, из которых 40 тысяч километров – морские границы. На севере нашу страну омывают Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море – моря Северного Ледовитого океана 

- Море Лаптевых было названо в честь русских полярных исследователей двоюродных братьев Харитона и Дмитрия Лаптевых.

- На востоке Россию омывают Берингово, Охотское и Японское моря – моря Тихого океана. Берингово море было названо в честь российского офицера, мореплавателя, командора Витуса Беринга, под руководством которого оно исследовалось.

- На западе границы России омывают Черное и Балтийское моря, которые очень глубоко вдаются в сушу. Балтийское море опасно – там много островов, подводных скал и рифов, поэтому там очень много маяков. Черное море – самое теплое море России, зимой оно практически не замерзает, а летом на его берегах множество отдыхающих.

- А какие озера России вы знаете?

- В России без малого 3 миллиона озёр. Давайте поговорим о самых известных озерах нашей страны.

- Но сначала найдите озеро Байкал, Каспийское море и Ладожское озеро на карте в учебнике.

- Байкал – несомненно самое глубокое и чистое озеро. Его кристальная чистота позволяет увидеть объекты на глубине сорока метров.

- Каспийское море на самом деле – крупнейшее озеро в мире, а морем называется из-за своей огромной площади – его протяженность с севера на юг 1200 км.

- Ладожскому водоёму мы обязаны рождением русского флота. Более того, во время Великой Отечественной Войны по его льдам проходил путь, по которому поступали запасы продуктов в блокадный Ленинград, а также прошла эвакуация примерно миллиона человек.

-В нашей стране находятся почти 3 миллиона рек, многие из которых сыграли огромную роль в истории.

- Найдите на карте в учебнике Обь, Енисей, Лену, Волгу и Амур.

- Волга – крупнейшая река Европы и одна из самых длинных рек в мире. Ее длина – более 3 тысяч километров.  Она берет начало на Валдайской возвышенности

- А в какое море впадает?

- Почти 200 рек являются притоками Волги. На ее берегах построено много крупных городов.

- Енисей и Обь пересекают Западно-Сибирскую равнину с юга на север и впадают в Карское море. Обь протянулся на 5410 км, а Енисей на 4 тысячи километров.

- Лена –полностью протекаюет в зоне вечной мерзлоты. Название реки Лена произошло от эвенского слова Елю-Енэ, что в переводе означает «Большая Река». Открыл ее в 17 веке землепроходец Пянда и зафиксировал именно такое название. В русском же языке такое название на ужилось и она зовется просто — река Лена.

- Амур – главный символ востока, протекает по Российско-Японской границе, в Китае ее называют «река Черного Дракона».

- А какая крупная река протекает в Воронежской области?

- Дон имеет важное значение для экономики всех земель, по территориям которых протекает. В нём ловят рыбу, по нему ходят суда, а численность населения в городах на донских берегах исчисляется миллионами людей. На берегах Дона стоит два города-миллионника — Ростов-на-Дону, получивший своё название благодаря этой реке, и Воронеж. Давным-давно Дон прозвали «тихим», потому что скорость его течения очень невелика. В среднем она составляет около 3 км/ч.

Метод - словесный; практический.

Прием –работа с учебником.

Форма – фронтальная, индивидуальная, групповая

Ответы детей

Поиск озер на карте

Поиск рек на карте

- Впадает в Каспийское море

- Дон

Пр1, Пр2, Пр3, П1, Р1, Р3, К1, К2, К4, Л2, Л3

5

Физминутка (3 мин.)

- Смотрите на экран и повторяйте движения за персонажами.

Выводит на экран видео с физминуткой.

Повторяют движения за персонажами на доске.

6

 Первичная проверка понимания (15 мин.)

Проверка уровня усвоения новых знаний

- Откройте рабочую тетрадь на странице 34. С помощью карты из учебника выполните номер 2.

- Какие моря относятся к водам Северного Ледовитого океана?

- А к водам Тихого океана?

- К Атлантическому океану?

- Посмотрите на номер 3. Я буду читать утверждение, а вы отвечать да или нет.  Если нет, то рядом напишите правильный ответ.

а) Самое большое озеро мира - Каспийское море.
б) Самое глубокое озеро мира - Ладожское.
в) Самое крупное озеро Европы - Онежское.
г) Онежское и Ладожское озеро связано рекой Свирь.
д) Из Ладожского озера вытекает река Нева, на которой стоит Санкт - Петербург.

- Посмотрите на номер 4 в рабочей тетради.

Найдите названия рек  и закрасьте их разными карандашами.

- Посмотри на экран и проверь себя.

- Посмотри на номер 5. С помощью карты в учебнике соедините названия городов и рек.

- Посмотри на экран и проверь себя.

- Посмотрите на номер 6. Зачеркните лишнее географическое название в каждом перечислении и устно объясните своё решение.

Метод - словесный; практический.

Прием – работа в рабочей тетради

Форма-фронтальная, индивидуальная.

Баренцево море, Чукотское море, Море Лаптевых, Карское море, Белое море, Восточно - Сибирское море

Охотское море, Японское море, Берингово море

Балтийское море, Чёрное море, Азовское море.

- Да

- Нет, Байкал

- Нет, Ладожское

- Да

- Да

а) Балтийское море, Каспийское море, Белое море, Охотское море. Каспийское море - это озеро, все остальные моря
б) Волга, Обь, Байкал. Лена. Байкал -озеро, все остальное - реки
в) Байкал, Ладога, Онего, Свирь. Свирь - река, все остальное - озера.

П2, Р2, Р3, Р4, К4, Л2, Л3

7

Первичное закрепление  (4 мин.)

Закрепление знаний о морях, реках и озерах России.

-Ребята, какие три океана омывают берега России?

- Перечислите озера, моря, реки России, которые вы запомнили.

- Какую роль играют водные просторы в жизни человека?  

- А теперь давайте поиграем в игру «Зоркий глаз». У вас на столе лежат карточки с заданием. На его выполнение у вас есть 3 минуты. (Приложение 2)

Метод - словесный;

Прием –

диалог

Форма-фронтальная, индивидуальная

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Выполняют задание учителя

П2, Р4, К4, К5, Л3

8

Рефлексия. (2 мин.)

Рефлексия своей работы на прошедшем уроке

 - Мне хотелось бы закончить урок одним поучительным преданием, которое напомнит нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими.

На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданным им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство». Давайте будем беречь богатство, данное нам природой – воду!

- Если вам понравился наш урок, вам было интересно, то похлопайте, а если нет-то потопайте.

Метод – словесный, практический

Прием – чтение предания, подведение итогов урока

Форма-фронтальная, индивидуальная.

Слушают учителя

Проводят рефлексию

П2, Р2, К3, Л3

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин.)

Объяснить домашнее задание

- А теперь откройте дневник и запишите домашнее задание: учебник стр. 69, задание 3;  рабочая тетрадь стр. 33, №1.

- Спасибо за внимание! До свидания!

Метод – словесный.

Прием – объяснение.

Форма-фронтальная.

Записывают домашнее задание

Р1, Л2

Приложение 1

Прочитать статью, найти на карте моря определенного океана.  

                                                 1 группа – моря Северно-Ледовитого океана;

                                                 2 группа – моря Тихого океана;

                                                 3 группа – моря Атлантического океана.

Статья:

        Берега  России  омывают  моря  трех  океанов.  На  севере  –  Северно-Ледовитый океан, на западе – Атлантический океан, на востоке – Тихий океан. Всего 11 морей. Вода в моря соленая.

        Моря  Северного  Ледовитого  океана  очень  холодные.  Почти круглый  год  они  покрыты  льдом.  Это  моря:  Баренцево,  Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

       Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые  ветры  и  стоят  густые  туманы.  Это  моря:  Охотское,  Японское, Берингово.

       Моря Атлантического океана особенно глубоко впадают в сушу. Это моря: Черное, Балтийское, Азовское. Черное море теплое, большая часть никогда  не  замерзает.  О  Балтийском  море  не  скажешь, что  оно  теплое, но в нем купаются.

Приложение 2

ф

к

б

а

л

т

и

й

д

с

а

э

е

ф

п

с

ч

т

й

у

н

у

ы

к

ё

х

к

в

а

с

е

о

р

в

а

л

м

щ

н

е

н

о

е

ж

б

з

и

о

ц

л

а

д

о

ж

с

к

к

г

а

ф

ю

й

е

х

- Зачеркните названия географических объектов, которые мы изучали сегодня во время экспедиции.  (Волга, Байкал, Лена, Енисей, Чёрное, Балтийское, Ладожское)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.

Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....

Технологическая карта урока окружающего мира проведенного в 4 классе.

Тема урока, место в общей теме.  Общество. Права человека в обществе. Цель урока Довести до сознания учащихся, что  общество – люди, которых соединяет общая культу...

Технологическая карта урока окружающего мира "В школе", 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока окружающего мира в 3-м классе по теме " Наше питание. Пищеварительная система

Тип урока: : изучение новых знаний. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: Познакомить учащихся  с необходимыми организму питательными веществами.Да...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Полезные ископаемые" 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация + карточки + тесты)

Тема урока: «Полезные ископаемые».Класс: 3Цели деятельности учителя:Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающие полезные ископаемые;Развить мышление, наблюдатель...