Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью школьника. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_2a.doc | 348 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»
Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от 29 августа 2017г. __________/В.В. Косинцева/ руководитель МО учителей начальных классов | Согласовано заместитель директора по учебно-воспитательной работе от 30 августа 2017г. _________/ И.В. Магжанова / | «Утверждаю» __________ директор МБОУ СОШ №2 Л.Ф. Котикова от 31 августа 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
2 «А» КЛАСС
2017-2018 учебный год
Шумения И.А., учителя начальных классов, высшей квалификационной категории
г. Советский
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 2А класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования школы, утвержденной приказом от 31.08.2015 г. № 86/6, авторской программы по окружающему миру: А. А. Плешаков «Окружающий мир», 1-4 классы - Москва: Просвещение, 2011 г. и обеспечена учебно-методическим комплексом:
А. А. Плешаков «Окружающий мир»: Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе для 2 класса: В 2 частях. – Москва: Просвещение, 2015.;
Т.Н. Максимова Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс – Москва: ВАКО, 2015г.;
Т.К. Орлова, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаева, Л.Н. Нечаева Курс краеведения «Мы – дети природы».
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цели и задачи учебного предмета
Изучение предмета «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребёнка как, гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания предмета являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации, и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета. Роль предмета «Окружающий мир» весьма велика. Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок.
Учебный предмет «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития обучающихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Обоснование отбора содержания и общей последовательности его изучения
Выбор авторской программы обусловлен тем, что программа по окружающему миру А.А.Плешакова является завершенной предметной линией «Окружающий мир». По методическим подходам используется в системе учебников «Школа России». УМК «Школа России», построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. Комплекс реализует ФГОС начального общего образования и охватывает все предметные области учебного плана по ФГОС.
Актуальность изучения предмета
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания. Учебный материал по «Окружающему миру» отобран таким образом, что позволяет формировать у обучающихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности. Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира. Структурным элементом урока становится деятельность моделирования, составление учениками схем, таблиц, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями. Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей, средствами ИКТ.
Интегрировано с предметом «Окружающий мир» изучается курс краеведения «Мы – дети природы». Календарно-тематическое планирование указанной программы разработано с включением тем интегрированного курса краеведения «Мы – дети природы», созданного Т.К. Орловой, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаевой, Л.Н. Нечаевой. Предмет, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Так создаются условия для социализации ребёнка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе, любви к родному краю.
Специфика учебного предмета
Отбор содержания предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в предмете выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в предмете; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
В основе методики преподавания предмета «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Ученики ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач предмета важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Общая характеристика учебного процесса
Содержание предмета строится на основе:
- системно-деятельностного подхода;
- системного подхода к отбору содержания;
Рабочая программа предполагает использование следующих методов обучения:
- методы организации и осуществления учебной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации учения;
- методы контроля и самоконтроля
Содержание материала представляется как индуктивным, так и дедуктивным методом. При этом весь теоретический материал сопровождается большим количеством аргументов, создаются условия для рассуждения детей, активно привлекаются результаты наблюдения обучающихся.
Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. Применение указанных методов является актуальным для обучающихся данного класса, учитывает их интересы и возможности.
Кроме того, предполагается использование разнообразных методов и форм обучения:
- организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни,
- проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий,
- проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов,
- обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира,
- экскурсии и учебные прогулки,
- встречи с людьми различных профессий,
- организация посильной детской практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а также способствующие развитию у обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.
Практические работы, опыты, проводимые на занятиях, позволяют подвести обучающихся к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания. На основе данных, полученных во время проведения опытов, дети делают выводы на уровне теоретических обобщений. Большинство опытов носят демонстрационный характер.
Экскурсии, предусмотренные в содержании программы, включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
При организации процесса обучения в рамках данной программы применяются следующие педагогические технологии обучения:
- проблемно-диалогического обучения;
- технология коллективного способа обучения;
- технология оценивания образовательных достижений;
- технология проектной деятельности;
- технология развития критического мышления.
При организации учебного процесса на уроках окружающего мира используются следующие формы обучения: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, коллективные.
Для достижения планируемых результатов используются материальные средства обучения: учебники, таблицы, средства наглядности, учебно-технические средства.
Характеристика класса.
В классе 27 учеников. 12 мальчиков и 15 девочек. 1 из них с нарушением ОДА. Ученица относится к третьей группе по сформированности двигательных навыков (легкие двигательные нарушения, ребенок самостоятельно передвигается, владеет навыками самообслуживания, однако имеет некоторые движения выполняет неправильно).
У ученицы с НОДА отмечается недостаточный уровень познавательной активности, средний уровень мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти.
Поэтому поиск и использование различных активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности, как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.
Работа направлена на достижение главной цели, указанной в ФГОС НОО ОВЗ: социализация детей и адаптация их в самостоятельной жизни.
Учитывая все трудности обучения, я провела беседу с родителями, аргументируя все положительные стороны «особого» положения ребёнка в классе.
В работе с детьми и ребенком с ОВЗ применяю следующие подходы:
1. индивидуальный подход;
2. предотвращение наступления утомляемости;
3. активизация познавательной деятельности;
4. проведение подготовительных занятий;
5. обогащение знаниями об окружающем мире;
6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
7. проявление педагогического такта.
8. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки образовательных результатов по данной программе
Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю.
Требования к знаниям, предъявляемые на занятиях по окружающему миру.
Важны только те знания обучающихся, которыми они могут пользоваться на практике. Поэтому, прежде всего разнообразные полученные школьниками знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.
Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим оценивать обучающихся можно следующими двумя способами:
1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира.
2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала проводится блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.
В течение года осуществляются следующие виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
- Текущий: прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль осуществляется в форме контрольной работы.
Тематические проверочные, контрольные работы; проводятся как учителем, так и администрацией:
- стандартизированные письменные и устные работы;
- практические работы;
- творческие работы.
Формы выставления оценки.
Результаты фиксируются в форме «волшебных линеечек», «лесенок успеха», «оценочных листах», значков-символов «+», «-», «?».
Механизмы формирования универсальных учебных действий.
Для формирования определённых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться предусмотрено системное прохождение каждым обучающимся основных этапов формирования любого умения, а именно:
1) приобретение опыта выполнения УУД;
2) мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности);
3) тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция;
4) контроль.
Использование деятельностного метода обучения позволяет при изучении всех разделов предмета организовать полноценную деятельность обучающихся с целью получения нового знания, его преобразования и применения.
Содержание построено таким образом, что этот учебный предмет является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий. Оно выстроено таким образом, что у школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов при решении задач; различения способа и результата действия; выбора способа достижения поставленной цели; использования знаково-символических средств для моделирования ситуации, представления информации; сравнения и классификации по существенному основанию. Особое значение имеет предмет для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.
Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных занятий. В процессе обучения обучающийся осваивает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для его обучения, так и для социализации.
Отбор и структурирование содержания предмета «Окружающий мир», организация процесса изучения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм способствует достижению тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены данной программой.
Логические связи предмета с другими предметами учебного плана
При изучении окружающего мира школьник:
– устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек–природа–общество»;
– осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно – этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
– подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
– подготавливается к получению дополнительного образования и изучению базовых предметов в основной школе. Учебный предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами.
Предмет «Окружающий мир» интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
Математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами).
Литературное чтение (даёт более глубокие знания по изучению тем, связанных с определенными историческими периодами).
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Изучая предмет обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Организация проектной и учебно-исследовательской работы
Подготовка ребёнка к проектной и учебно-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. ФГОС II поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. Особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но, кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Темы проектов:
«Родной город», «Красна книга» или «Возьмём под защиту», «Страны мира», «Города России», .
Как изучение предмета способствует духовно-нравственному развитию
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников является основной задачей современной образовательной системы, что подтверждается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Это сложный процесс, объединяющий в себе развитие и воспитание. Следует отметить и тот факт, что изучение предмета «Окружающий мир» направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. В основу ценностных ориентиров содержания курса и были положены базовые национальные ценности, а именно:
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- Человечество как многообразие народов, культур, религий, Международное сотрудничество как основа мира на Земле;
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-нравственных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное;
Задания и вопросы заставляют задуматься об отношении человека к природе. Дети учатся различать объекты живой и неживой природы, находить связи в природе, между природой и человеком, учатся соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки, замечать и ценить красоту природы, знакомятся с явлениями природы, погодой.
В учебнике предусмотрены «Странички для любознательных», «Давайте научимся», «Прочитаем и обсудим», «Природы дивная краса», «Понаблюдаем», «Наши проекты», направленные на углубление и расширение знаний, полученных на уроке, развитие кругозора. Акценты, сделанные авторами учебников на научное знание, способствуют формированию у школьников представлений о знании как ценности, что, в свою очередь, способствует развитию мотивов учебной деятельности и формированию смысла учения.
В период приостановления учебного процесса (карантин, актированные дни) получение образовательной услуги обучающимися обеспечивается иными (отличными от урочной) формами организации образовательной деятельности: дистанционное обучение, групповое и индивидуальное консультирование, on-line уроки, самостоятельная работа по индивидуальному образовательному маршруту.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий мир» изучается в школе I уровня с 1-го по 4-ый класс.
В соответствии с учебным планом начального общего образования МБОУ СОШ №2 г. Советский на 2017-2018 учебный год на изучение предмета «Окружающий мир» во 2А классе предусмотрено 68 часов (по 2 часа в неделю, 34 недели).
Особое место занимают экскурсии и практические работы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы.
Интегрировано с предметом «Окружающий мир» изучается курс краеведения «Мы – дети природы». Предмет даёт обучающемуся материал необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Так создаются условия для социализации ребёнка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе, любви к родному краю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
Ученик научится:
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- Овладеет начальными навыками адаптации в развивающемся мире.
- Осознает свою этническую и национальную принадлежность.
- Получит развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД
Ученик научится:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в иллюстрации.
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения является формирование следующих умений.
Обучающийся научится: – приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; определять своё отношение к миру; доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам; оценивать правильность поведения людей в природе; называть окружающие предметы и их взаимосвязи; объяснять, как люди помогают друг другу жить; – называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека; называть основные особенности каждого времени года; – находить информацию о народах своего края; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; – узнавать по рисункам комнатные растения; – описывать птицу по плану; – группировать предметы домашнего обихода; – рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; – формулировать основные правила гигиены. | Обучающийся получит возможность научиться: – оценивать правильность поведения людей в природе; – оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения); – находить информацию о витаминах; – определять по рисункам профессии людей, называть их; – презентовать свой проект. – послеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; |
Содержание учебного предмета
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Тематическое планирование по предмету.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | |||
Пр. р. | К. р. | Экск | Практ. | ||||
1. | Где мы живем? | 4 | 1 | - | - | - | Познакомиться с тем, как ученики будут учиться. Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов), сравнивать природные объекты и изделия, сравнивать и различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры явлений природы, приводить примеры веществ, описывать их. |
2. | З Природа | 20 | 1 | - | 1 | 4 | Проводить наблюдения явлений природы. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. Характеризовать круговорот воды в природе. |
3. | Г Жизнь города и села | 10 | 1 | - | 1 | - | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности. Находить на физической карте России разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать сообщения и обсуждать полученные сведения. |
4. | Здоровье и безопасность | 9 | 1 | - | - | 1 | Характеризовать экосистемы на одном-двух примерах. Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон. |
5. | Общение | 7 | 1 | - | - | - | |
6. | Путешествия | 18 | 1 | 2 | 1 | ||
ИТОГО | 68 | 6 | 4 | 6 |
Приложение к рабочей программе для 2А класса
по предмету «Окружающий мир»,
2017-2018 учебный год
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Планируемые результаты обучения | |||
План | Факт | |||||
Предметные | Метапредметные УУД | |||||
Где мы живем (4ч) | ||||||
1 | Родная страна. Государственные символы Российской Федерации. Символы округа. | Научатся различать государственные символы России от символов других стран; различать национальные языки. Получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||
2 | Город и село. Город Советский. | Научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; описывать предметы на основе предложенного плана. Получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о родном городе. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
3 | Природа и рукотворный мир. | Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
4 | Где мы живем? Природа родного края. Проверочная работа № 1 «Где мы живём». | Научатся оценивать свои достижения. Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
Природа (20ч) | ||||||
5 | Неживая и живая природа | Научатся различать объекты живой и неживой природы. Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||
6 | Явления природы. Практическая работа №1 «Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека». | Научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека. Получат возможность научиться обнаруживать связи м/у живой и неживой природой. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
7 | Что такое погода. | Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде. Получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
8 | Экскурсия «В гости к осени». | Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе. Получат возможность научиться выполнять правила безопасного поведения в природе. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
9 | В гости к осени. | Научится рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой природе; показывать связь м/у ними. Получат возможность научиться осознавать ценность природы. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||
10 | Звездное небо. | Научатся различать изученные созвездия; узнают несколько новых созвездий. Получат возможность научиться моделировать созвездия. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
11 | Заглянем в кладовые земли. Практическая работа №2 «Знакомство с горными породами и минералами». | Научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы. Получат возможность научиться составлять собственную коллекцию. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
12 | Про воздух. | Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды. Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
13 | Про воду. | Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды. Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||
14 | Какие бывают растения. | Научатся делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп. Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира растений. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
15 | Какие бывают животные. | Научатся делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных. Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира животных. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
16 | Невидимые нити. | Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей. Получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
17 | Дикорастущие и культурные растения. | Научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в тексте. Получат возможность научиться осознавать роль растений в жизни человека. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||
18 | Комнатные растения. Практическая работа №3 «Приемы ухода за комнатными растениями». | Научатся узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями. Получат возможность научиться делать выводы из изученного материала. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
19 | Дикие и домашние животные. | Научатся различать диких и домашних животных; рассказывать о значении домашних животных для человека. Получат возможность научиться пользоваться дополнительной литературой. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
20 | Животные живого уголка. Практическая работа №4 «Правила ухода за животными живого уголка». | Научатся определять животных живого уголка; ухаживать за некоторыми из них. Получат возможность научиться готовить сообщение. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
21 | Про кошек и собак. | Научатся приводить примеры разных пород кошек и собак; различать изученные породы. Получат возможность научиться ответственному отношению к нашим любимцам. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||
22 | Красная книга. Животные родного края. | Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы. Получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». | Научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы. Получат возможность научиться осознавать, что нельзя быть жестоким по отношению к любому живому существу. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
24 | Природа. Проверочная работа № 2 «Природа». | Научатся оценивать свои достижения. | Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные УУД: контролировать свои действия | |||
Жизнь города и села (10ч) | ||||||
25 | Что такое экономика. | Научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части. Получат возможность научиться осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в диалоге. | |||
26 | Из чего что сделано. | Научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам. Получат возможность научиться изображать производственные цепочки с помощью моделей. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
27 | Как построить дом. | Научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
28 | Какой бывает транспорт. | Научатся классифицировать транспортные средства; запомнят номера телефонов экстренных служб. Получат возможность научиться общий план рассказа. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
29 | Культура и образование. | Научатся различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в диалоге. | |||
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | Научатся определять названия профессий по характеру деятельности; узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи. Получат возможность научиться обсуждать прочитанное. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; | |||
31 | Экскурсия «В гости к зиме ». | Научатся наблюдать за зимними природными явлениями. Получат возможность научиться проводить исследования. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
32 | В гости к зиме. | Научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними. Получат возможность научиться осознавать необходимость охранять природу. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
33 | Презентация проектов «Родной город», Профессии». | Научатся выступать с подготовленным сообщением, расширят углубят знания по выбранной теме | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | |||
34 | Жизнь города и села. Проверочная работа № 3 «Жизнь города и села». | Научатся оценивать свои достижения. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в диалоге. | |||
Здоровье и безопасность (9ч) | ||||||
35 | Строение тела человека. | Научатся называть и показывать внешние части тела человека; осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; | |||
36 | Если хочешь быть здоров. | Научатся осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня. Получат возможность научиться формулировать правила личной гигиены. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в диалоге. | |||
37 | Берегись автомобиля. | Научатся узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают, осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; | |||
38 | Школа пешехода. Практическая работа №5 «Правила безопасности на дороге». | Научатся соблюдать изученные правила безопасности, осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения. Получат возможность научиться применять изученные правила дорожного движения. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
39 | Домашние опасности. | Научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов; осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту. Получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в быту. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
40 | Пожар. | Научатся вызывать пожарных по телефону; запомнят правила предупреждения пожара. Получат возможность научиться обсуждать рассказ и делать выводы. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | |||
41 | На воде и в лесу. | Научатся избегать опасности на воде и в лесу; запомнят правила поведения во время купания. Получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в лесу и на воде. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в диалоге. | |||
42 | Опасные незнакомцы. | Научатся предвидеть опасность; запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами. Получат возможность научиться пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
43 | Здоровье и безопасность. Проверочная работа № 4 «Здоровье и безопасность». | Научатся оценивать свои достижения. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | |||
Общение (7ч) | ||||||
44 | Наша дружная семья. | Научатся объяснять, что такое культура общения. Получат возможность научиться осознавать ценность традиций своей семьи. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в диалоге. | |||
45 | Родословная. Проект «Родословная». | Научатся составлять родословное древо своей семьи. Получат возможность научиться собирать информацию. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: контролировать свои действия и действия партнёра. | |||
46 | В школе. | Научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | |||
47 | Правила вежливости. | Научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми. Получат возможность применять правила вежливости на практике. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, контролировать себя и товарища. | |||
48 | Ты и твои друзья. | Научатся формулировать правила этикета; работать с пословицами. Получат возможность научиться осознавать необходимость культурного поведения в гостях, за столом. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Познавательные УУД: Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы. Коммуникативные УУД: Задавать вопросы, вести диалог. | |||
49 | Мы – зрители и пассажиры. | Научатся вести себя в общественных местах. Получат возможность научиться применять полученные знания на практике. | Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие Познавательные УУД: Научатся строить логическое высказывание; делать выводы из изученного материала. Коммуникативные УУД: Научатся контролировать себя и своих товарищей. | |||
50 | Общение. Проверочная работа № 5 «Общение». | Научатся оценивать свои достижения. | Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе сделанных ошибок. Познавательные УУД: умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: умение контролировать себя | |||
Путешествия (18ч) | ||||||
51 | Экскурсия «В гости к весне». | Научатся различать стороны горизонта и обозначать их на схеме. Получат возможность научиться работать с текстом. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | |||
52 | Ориентирование на местности | Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам. Получат возможность научиться использовать полученные знания в жизни. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, контролировать себя и товарища. | |||
53 | Компас – прибор для определения сторон горизонта. Практическая работа №6 «Определение сторон горизонта по компасу». | Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам. Получат возможность научиться использовать полученные знания в жизни. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Познавательные УУД: Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы. Коммуникативные УУД: Задавать вопросы, вести диалог. | |||
54 | Формы земной поверхности. | Научатся различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы. Получат возможность научиться работать со схемой. | Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие Познавательные УУД: Научатся строить логическое высказывание; делать выводы из изученного материала. Коммуникативные УУД: Научатся контролировать себя и своих товарищей. | |||
55 | Водные богатства. | Научатся называть части реки; анализировать схему. Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы. | Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе сделанных ошибок. Познавательные УУД: умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: умение контролировать себя | |||
56 | Природные изменения. | Научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | |||
57 | В гости к весне. | Научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них. Получат возможность научиться работать с текстом. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, контролировать себя и товарища. | |||
58 | Россия на карте. | Научатся приёмам чтения карты; осознают величие нашей страны. Получат возможность научиться сравнивать изображение нашей страны на глобусе и на карте. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Познавательные УУД: Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы. Коммуникативные УУД: Задавать вопросы, вести диалог. | |||
59 | Города России. Проект «Города России». | Узнают новую информацию о городах России. Получат возможность научиться собирать информацию. | Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие Познавательные УУД: Научатся строить логическое высказывание; делать выводы из изученного материала. Коммуникативные УУД: Научатся контролировать себя и своих товарищей. | |||
60 | Путешествие по Москве. | Научатся находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности столицы. | Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе сделанных ошибок. Познавательные УУД: умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: умение контролировать себя | |||
61 | Московский Кремль. | Научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади; осознают значение Кремля для жителей России. Получат возможность научиться работать с текстом. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | |||
62 | Город на Неве. | Научатся находить Санкт-Петербург на карте России; находить в тексте нужную информацию. Получат возможность научиться предлагать вопросы по содержанию текста. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | |||
63 | Путешествие по планете. | Научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями. Получат возможность научиться работать с картой и глобусом. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, контролировать себя и товарища. | |||
64 | Путешествие по материкам. | Научатся находить материки на карте мира; осознают масштабность нашей планеты. Получат возможность научиться готовить сообщения. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Познавательные УУД: Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы. Коммуникативные УУД: Задавать вопросы, вести диалог. | |||
65 | Страны мира. Проект «Страны мира». | Научатся различать физическую и политическую карты мира; показывать на политической карте мира территорию России. | Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие Познавательные УУД: Научатся строить логическое высказывание; делать выводы из изученного материала. Коммуникативные УУД: Научатся контролировать себя и своих товарищей. | |||
66 | Экскурсия «Впереди лето». | Научатся работать с атласом-определителем; узнают о жизни насекомых и растений летом. Получат возможность научиться записывать свои наблюдения. | Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе сделанных ошибок. Познавательные УУД: умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: умение контролировать себя | |||
67 | Путешествия. Проверочная работа № 6 «Путешествия». | Научатся оценивать свои достижения. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | |||
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», Страны мира». | Научатся выступать с подготовленным сообщением; расширят и углубят знания по выбранной теме. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, контролировать себя и товарища. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 кл
Программа составлена по триместрам...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС
Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....
рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Авторская программа по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...
- Мне нравится (1)