Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Шумения Ирина Аркадьевна

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью школьника.  Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_okr_mir_1a.doc343 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»

Рассмотрено

на заседании МО

протокол № 1

от  29 августа 2016г.

__________/В.В.  Косинцева/

руководитель  МО

учителей  начальных  классов

Согласовано

заместитель директора

по учебно-воспитательной  работе

от  30 августа 2016г.

_________/ И.В. Магжанова/

«Утверждаю» __________

директор МБОУ СОШ №2

Л.Ф. Котикова

от  31 августа  2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1 «А»  КЛАСС

2016-2017 учебный год

Шумения  И.А.,  учителя начальных классов,  высшей  квалификационной  категории

 

г. Советский

2016


Пояснительная записка

Рабочая  программа  предмета  «Окружающий  мир»  для  1 А  класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной  образовательной  программой начального  общего  образования  школы,  авторской  программы  по  окружающему миру:  А. А. Плешаков «Окружающий мир», 1-4  классы - Москва: Просвещение,  2011 г.  и  обеспечена  учебно-методическим  комплексом:

А. А. Плешаков «Окружающий мир»: Учебник  для  общеобразовательных  организаций  с  приложением  на  электронном  носителе для  1 класса: В  2 частях.  – Москва: Просвещение, 2014.

Учителем  используется  методическое  пособие:  О.И. Дмитриева  Поурочные разработки по курсу  «Окружающий мир»  1 класс – Москва: ВАКО, 2011г.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью школьника.  Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. 

Цели и задачи учебного  предмета

Изучение предмета «Окружающий мир»  направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребёнка как, гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания  предмета  являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации, и, прежде всего, телевидения. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета. Роль предмета «Окружающий мир» весьма велика.  Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

Обоснование отбора содержания и общей последовательности его изучения

Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания. Учебный материал по «Окружающему миру» отобран таким образом, что позволяет формировать у обучающихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности. Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира.  Структурным элементом урока  становится деятельность моделирования, составление учениками схем, таблиц, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями. Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей,  средствами ИКТ. Развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной формах. В зоне внимания также находится анализ научного текста, составление описательных и сюжетных рассказов, пересказ текстов. Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п. Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что способствует  реализации важных задач.  Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.

Актуальность изучения предмета

«Окружающий мир» заключается в формировании целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Предмет  «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных  условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Актуальность предмета  состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Интегрировано  с предметом  «Окружающий  мир»  с первого класса изучается  курс  краеведения  «Мы  –  дети  природы». Календарно-тематическое планирование указанной  программы разработано   с включением  тем интегрированного курса краеведения «Мы – дети природы», созданного Т.К. Орловой, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаевой,  Л.Н. Нечаевой.  Предмет, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Так создаются условия для социализации ребёнка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе,  любви  к родному  краю.

Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предмета «Окружающий мир». Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности  предмета.

Содержание предмета выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми.  Особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но, кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

Характеристика класса.

В классе 27 учеников. 12 мальчиков и 15 девочек. 1 из них с нарушением ОДА. Ученица относится к третьей группе по сформированности двигательных навыков (легкие двигательные нарушения, ребенок самостоятельно передвигается, владеет навыками самообслуживания, однако имеет некоторые движения выполняет неправильно).

У ученицы с НОДА отмечается недостаточный уровень познавательной активности, средний уровень мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти.

Поэтому поиск и использование различных активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности,  как образовательного, так  и коррекционно-развивающего процесса.

Работа направлена на достижение главной цели, указанной в ФГОС НОО ОВЗ: социализация детей и адаптация их в самостоятельной жизни.

Учитывая все трудности обучения, я провела беседу с родителями, аргументируя все положительные стороны «особого» положения ребёнка в классе.

В работе с детьми и ребенком с ОВЗ применяю следующие подходы:

1. индивидуальный подход;

2. предотвращение наступления  утомляемости;

3. активизация познавательной  деятельности;

4. проведение подготовительных занятий;

5. обогащение знаниями об окружающем мире;

6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

7. проявление педагогического такта.

8. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Общая  характеристика  учебного  процесса: методы,  формы,  средства  обучения

Широкая содержательная область, которая представлена в учебнике «Окружающий мир», даёт возможность каждому ученику найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены новым образовательным стандартом.

Содержание предмета строится на основе:

- системно-деятельностного подхода;

- системного подхода к отбору содержания;

  Рабочая программа предполагает использование следующих методов обучения:

- методы организации и осуществления учебной деятельности;

- методы стимулирования и мотивации учения;

- методы контроля и самоконтроля.

Содержание материала представляется как индуктивным, так и дедуктивным методом.  При этом весь теоретический материал сопровождается большим количеством аргументов, создаются условия для рассуждения детей, активно привлекаются результаты наблюдения   обучающихся.

Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета.  Применение указанных  методов  является  актуальным  для  обучающихся  данного  класса,  учитывает  их  интересы  и  возможности.

Кроме того, предполагается использование  разнообразных методов и форм обучения:

- организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни,

- проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий,

- проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов,

- обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира,

- экскурсии и учебные прогулки,

- встречи с людьми различных профессий,

- организация детской практической деятельности по охране окружающей среды.

Все эти и другие формы работы, обеспечивают непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а также способствуют развитию у обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.

Практические работы, опыты, проводимые на занятиях, позволяют подвести  обучающихся к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания. На основе данных, полученных во время проведения опытов, дети делают выводы на уровне теоретических обобщений. Большинство опытов носят демонстрационный характер.

Экскурсии, предусмотренные в содержании программы, включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

При организации процесса обучения в рамках данной программы  применяются следующие педагогические технологии обучения:

- проблемно-диалогического обучения;  

- технология коллективного способа обучения;

- технология оценивания образовательных достижений;

- технология проектной деятельности;

- технология развития критического мышления.

При организации учебного процесса на уроках окружающего мира используются следующие формы обучения: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, коллективные.

Для достижения планируемых результатов используются материальные средства обучения: учебники, таблицы, средства наглядности, учебно-технические средства.

В классе созданы условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их физического и умственного развития. Тем самым осуществляется принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке.

Связи основного и дополнительного образования по предмету

При изучении окружающего мира младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек–природа–общество»;
  • осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно – этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
  • подготавливается к получению дополнительного образования и изучению базовых предметов в основной школе.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки

образовательных результатов

Разнообразные полученные школьниками знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.

Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим оценивать обучающихся можно следующими двумя способами:

1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира.  

2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала проводится блицопрос важнейших понятий предмета и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.

В течение года осуществляются следующие виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Текущий: прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый  контроль  осуществляется  в формах: практические работы; творческие работы обучающихся; контрольные работы; блицопрос; самооценка и самоконтроль (определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности).

Тематические  проверочные,  контрольные работы; проводятся как учителем, так и администрацией: стандартизированные письменные и устные работы; практические работы;        творческие работы.

Формы выставления оценки.

Результаты фиксируются в форме «волшебных линеечек», «лесенок успеха», «оценочных  листах», значков-символов «+», «-», «?».

В период приостановления учебного процесса (карантин, актированные дни)  получение образовательной услуги обучающимися обеспечивается иными (отличными от урочной) формами организации образовательной деятельности: дистанционное обучение, групповое и индивидуальное консультирование, on-line уроки, самостоятельная работа по индивидуальному образовательному маршруту.    

    Механизмы формирования универсальных учебных действий

Для формирования определённых  федеральным государственным  образовательным  стандартом  начального  общего  образования универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться предусмотрено системное прохождение каждым обучающимся основных этапов формирования любого умения, а именно:

1) приобретение опыта выполнения УУД;

2) мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности);

3) тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция;

4) контроль.

Использование деятельностного метода обучения позволяет при изучении всех разделов данного курса организовать полноценную  деятельность  обучающихся с целью получения нового знания, его преобразования и применения.

Содержание построено таким образом, что этот учебный предмет является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий.  Оно выстроено таким образом, что у школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов при решении задач; различения способа и результата действия; выбора способа достижения поставленной цели; использования знаково-символических средств для моделирования  ситуации, представления информации; сравнения и классификации  по существенному основанию. Особое значение имеет предмет для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных занятий. В процессе обучения обучающийся осваивает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для его обучения, так и для социализации.

Отбор и структурирование содержания предмета «Окружающий мир», организация процесса изучения  этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм  способствует  достижению тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены данной программой.

Логические  связи  предмета  с  другими  предметами  учебного  плана

С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации обучения на уроках окружающего мира появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, - что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Предмет  «Окружающий  мир» интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

Математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами).

Литературное чтение  (даёт более глубокие знания по изучению тем, связанных с определенными историческими периодами).  

Предмет  «Окружающий мир» соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.  

Организация проектной  и  исследовательской  деятельности  

В процессе изучения предмета организуется проектная деятельность.

Поскольку  проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учениками комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, то доля  самостоятельной  работы  ребёнка  над  проектом должна  последовательно увеличиваться  от 1  класса  к  4. Изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе предусматривает поэтапное вхождение школьников в данный вид деятельности.

При организации проектной деятельности первоклассников  учитываются возрастные и психолого-физиологические особенности школьников. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Так как первоклассники еще не готовы самостоятельно заниматься этим видом деятельности привлекаются к организации проектной и учебно-исследовательской деятельности родители и близкие. Таким образом, создается  единое образовательное пространство в школе и дома.

В 1 классе  предусмотрено создание проектов:  «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».

Содержание учебников направлено на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся.  Материал  уроков  способствует  духовно-нравственному  развитию  и  воспитанию  школьников  по направлениям:

Основные направления

Ценности

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Описание места учебного предмета  в учебном плане

Предмет  «Окружающий  мир»  входит в  предметную  область  «Обществознание  и  естествознание». В соответствии с учебным планом начального общего образования МБОУ СОШ №2 г. Советский на 2016-2017 учебный год  на изучение предмета «Окружающий  мир» в 1 классе предусмотрено 66 часов (по 2часа в неделю, 33 недели).  Интегрировано  с  предметом  изучается  курс  краеведения  «Мы –  дети  природы».  

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные универсальные учебные действия

Обучающийся для формирования получит возможность:

• первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;

• умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

• первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);

• ценностные представления о своей семье и своей малой родине;

• первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;

• первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;

• эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

• этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

• первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в

быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;

• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • определять и  формулировать цель   деятельности на  уроке  с помощью учителя;
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
  • высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника;
  • с  помощью учителя  объяснять выбор  наиболее подходящих для  выполнения задания материалов и инструментов;
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

• выделять из темы урока известные знания и умения;

• сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;

• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;

• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учиться  готовить рабочее место  и  выполнять практическую работу по  предложенному учителем плану  с  опорой на  рисунки учебника;
  • выполнять  контроль точности разметки  деталей с  помощью шаблона.
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
  • планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • донести свою  позицию до  других: оформлять свою  мысль в рисунках, доступных для  изготовления изделий;
  • слушать и понимать речь  других, включаться в диалог с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

Обучающийся получит возможность научиться: 

  • Совместно  договариваться   о  правилах  общения  и  поведения  в школе и следовать им.
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  • находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
  • понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;
  • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из  одной  формы в другую –   в изделия.
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться   в   учебнике   (на    развороте,   в   оглавлении, в словаре);
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

Предметные  результаты

Обучающийся научится:

  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • определять своё отношение к миру;
  •  доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года;
  • находить информацию  о народах  своего  края;
  • узнавать по рисункам  комнатные  растения;
  • описывать  птицу  по  плану;
  • группировать  предметы  домашнего  обихода;
  • рассказывать  об интересных событиях  в жизни  своей  семьи;
  • послеживать по рисунку-схеме  путь воды из реки  в море;
  • соотносить временя  года  и месяцы;
  • отличать национальную одежду  своего народа  от  одежды  других  народов;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения);
  • находить  информацию  о витаминах;
  • определять  по рисункам профессии  людей,  называть их;
  • презентовать свой  проект.

Содержание учебного предмета

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в программе блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности. Ребёнок в этом возрасте – первооткрыватель мира, и его интересует всё. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? когда? почему? зачем? и др. Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной форме ответы на них.

Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей.

Второй круг вопросов (тема «Как, откуда и куда?») - это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей.

Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени.

Четвертый (тема «Почему и зачем?») - обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.

        Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных ими предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новой точки зрения.

Тематическое планирование по предмету.

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Пр.р.

К. р.

Экс.

Практ. р.

1.

Что и кто?

21

-

-

1

-

Познакомиться с тем, как ученики будут учиться.

Проводить наблюдения явлений природы. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.

Характеризовать круговорот воды в природе.

2.

Как, откуда и куда?

12

-

-

1

-

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности. Находить на физической карте России разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать сообщения и  обсуждать полученные сведения.

3.

    Где и когда?

11

-

-

1

-

Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;

Фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т.д.; коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами).

Анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым.

Практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; сравнивать рисунки учебника; рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков.

4.

Почему и зачем?

22

-

-

1

-

Характеризовать экосистемы на одном-двух примерах. Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон.

ИТОГО

66

-

-

4

-

                                                                                                                                                                                                       

 Приложение  к  рабочей  программе для  1А  класса                

                                                                                                                                                                                                          по  предмету  «Окружающий  мир»,  

                                                                                                                                                                                                          2016-2017  учебный  год  

Календарно-тематическое планирование

№  

Дата

Тема урока

Планируемые результаты обучения

План

Факт

Предметные

Метапредметные универсальные учебные действия

Что и кто? (21 час)

1.

Задавайте вопросы. Экскурсия «Наша школа».

Сравнивать учебник и рабочую тетрадь. Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них), анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию.

Познавательные УУД.Уметь  осознанно и произвольно строить речевое высказывание (как обращаться к учителю, одноклассникам)

Коммуникативные УУД. Уметь слушать и вступать в диалог.
Познакомиться с учителем и одноклассниками.

Регулятивные УУД.  Развивать саморегуляцию  как способность к волевому усилию. Различать допустимые и недопустимые формы поведения в школе.

2.

Что такое Родина?

Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей.

Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства;

Познавательные УУД. Подводить под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Коммуникативные УУД. Понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос.

Регулятивные УУД. Уметь ставить цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учеником  и того, что еще неизвестно.

3.

Что мы знаем о народах России?

Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы разных народов; рассказывать (по фотографиям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью.

Познавательные УУД. Подводить под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Уметь  рассматривать,  сравнивать, классифицировать.

Коммуникативные УУД. Уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.                             

Регулятивные УУД. Уметь корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном. Различать допустимые и недопустимые формы поведения в школе.

4.

Что мы знаем о Москве?

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; узнавать достопримечательности столицы;

.

Познавательные УУД.  Искать  и выделять нужную информацию. Формировать универсальные логические действия – синтез  ( составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали).                                Коммуникативные УУД.  Понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос. Уметь договариваться, находить общее решение Работать в группах по составлению режима дня.                              Регулятивные УУД. Уметь контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками.

5.

Проект "Моя малая Родина".

С помощью взрослых фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; интервьюировать членов своей семьи об истории своей малой родины.

Познавательные УУД. Выделять самостоятельно и формировать познавательные цели. Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД. Учитывать разные мнения и умение обосновать собственное мнение  (основные критерии оценивания).

Регулятивные УУД. Уметь  контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками

6.

Что у нас над головой?

Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой по заданиям рабочей тетради.

Познавательные УУД. Анализировать  объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных)

Коммуникативные УУД. Уметь договариваться,  находить общее решение.

Регулятивные УУД. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка)

7.

Что у нас под ногами?

Группировать объекты неживой природы по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; отвечать на вопросы и оценивать достижения.

Познавательные УУД.  Строить  логические цепи рассуждений. Формирование проблемы.

Коммуникативные УУД.  Уметь  сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов.

Регулятивные УУД. Уметь  учиться и развивать  способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка)

8.

Что общего у разных растений?

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; находить у растений их части, показывать и называть; различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку.

Познавательные УУД. Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Коммуникативные УУД. Уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные УУД.  Развивать способность принимать, сохранять цели и следовать им в деятельности; умение контролировать процесс и результаты.

9.

Что  растет на подоконнике?

Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; различать изученные растения; приводить примеры комнатных растений.

Познавательные УУД. Уметь осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД.  Уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов

Регулятивные УУД.  Развивать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

10.

Что растет на клумбе?

Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; узнавать по фотографиям растения цветника, рассказывать о любимом цветке.

Познавательные УУД. Уметь осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД. Учитывать  разные мнения и умение обосновать собственное (основные критерии оценивания).

Регулятивные УУД.  Развивать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

11.

Что это за листья?

Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; сравнивать и группировать листья по различным признакам; описывать внешний вид листьев.

Познавательные УУД. Строить логические  цепи рассуждений. Формирование проблемы. Построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД. Проводить  взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД. Развивать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; Формировать целеустремленность в достижении целей.

12.

Что такое хвоинки? Экскурсия "Осень в парке".

Различать лиственные и хвойные деревья; определять деревья с помощью атласа-определителя; сравнивать ель и сосну; описывать дерево по плану.

Познавательные УУД.  Строить логические  цепи рассуждений. Формирование проблемы. Построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД. Уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные УУД.  Развивать способность принимать, сохранять цели и следовать им в деятельности; умение контролировать процесс и результаты.

13.

Кто такие насекомые?

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; приводить примеры насекомых; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам.

Познавательные УУД. Выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД. Понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. Уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные УУД.  умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

14.

Кто такие рыбы?

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке, описывать рыбу по плану; приводить примеры речных и морских рыб .

Познавательные УУД. Выдвигать гипотезы и их обоснование.

Коммуникативные УУД. Понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. Умение аргументировать свое предложение.

Регулятивные УУД.  Развивать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовности к преодолению трудностей.

15.

Кто такие птицы?

Узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; описывать птицу по плану; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Познавательные УУД. Искать и выделять необходимую информацию; подведение под понятия, выведение следствия.

Коммуникативные УУД. Уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать 

Регулятивные УУД.  Формировать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

16.

Кто такие звери?

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя.

Познавательные УУД. Искать и выделять необходимую информацию; подведение под понятия, выведение следствия.

Коммуникативные УУД.  Уметь  договариваться,  находить общее решение 

Регулятивные УУД. Формировать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

17.

Что окружает нас дома?

Характеризовать назначение бытовых предметов; находить на рисунке предметы определённых групп; группировать предметы домашнего обихода; приводить примеры предметов разных групп.

Познавательные УУД. Искать и выделять необходимую информацию; подведение под понятия, выведение следствия.

Коммуникативные УУД. Ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения 

Регулятивные УУД. Формировать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

18.

Что умеет компьютер?

Определять составные части компьютера; характеризовать назначение частей компьютера; сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; соблюдать правила безопасного обращения с компьютером.

Познавательные УУД. Самостоятельно выделять и формировать познавательные цели. Анализировать объекты с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД. Учитывать разные мнения и умение обосновать собственное (основные критерии оценивания).

Регулятивные УУД. Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

19.

Что вокруг нас может быть опасным?

Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; формулировать правила перехода улицы; сочинять и рассказывать сказку по рисунку.

Познавательные УУД. Самостоятельно выделять  и формировать познавательные цели. Анализировать объекты с целью выделения признаков. Уметь  рассматривать, сравнивать, классифицировать.

Коммуникативные УУД. Уметь договариваться,  находить общее решение

Регулятивные УУД. Развивать умения планировать работу до её начала.

20.

На что похожа наша планета?

Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; моделировать форму Земли.

Познавательные УУД. Самостоятельно выделять и формировать познавательные цели.

Коммуникативные УУД. Понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос

Регулятивные УУД. Формировать умение сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии оценки.

21.

Что и Кто? Проверочная работа №1 «Что и кто?»

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся.

Познавательные УУД.  Самостоятельно выделять  и формировать познавательные цели.

Коммуникативные УУД. Понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос

Регулятивные УУД. Уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности. Развитие умения взаимодействовать со сверстниками.

Как, откуда и куда?   (12 часов)

22.

Как живет семья? Проект «Моя семья»

Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества.

Познавательные УУД. Искать  и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные УУД. уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные УУД. Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовности к преодолению трудностей. Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

23.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные УУД. Искать  и выделять необходимую информацию; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные УУД. Уметь договариваться,  находить общее решение.

Регулятивные УУД. Умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

24.

Откуда в наш дом приходит электричество?

Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; анализировать схему выработки электричества и способы его доставки потребителям. Знание правил безопасности с электроприборами.

Познавательные УУД. Искать и выделять необходимую  информацию; выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные УУД. уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

Регулятивные УУД. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

25.

Как путешествует письмо?

Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма; различать почтовые отправления.

Познавательные УУД. Уметь структурировать знания. Самостоятельно создавать способы  решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД. Выполнять  взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД.  Формировать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

26.

Куда текут реки?

Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Познавательные УУД. Искать  и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные УУД. Уметь договариваться,  находить общее решение.

Регулятивные УУД. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

27.

Откуда берутся снег и лед?

Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; формулировать выводы из опытов; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках.

Познавательные УУД.  Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД. Уметь строить понятные высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Регулятивные УУД. Уметь контролировать процесс и результаты.

28.

Как живут растения? Экскурсия "Зимний парк".

Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях.

Познавательные УУД. Уметь  осознанно и произвольно строить речевое высказывание (как обращаться к учителю, одноклассникам).

Коммуникативные УУД. Уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов.

 Регулятивные УУД. Уметь взаимодействовать со сверстниками.

29.

Как живут животные?

Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; ухаживать за животными живого уголка.

Познавательные УУД. Уметь  осознанно и произвольно строить речевое высказывание (как обращаться к учителю, одноклассникам).

Коммуникативные УУД. Формировать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Регулятивные УУД. Уметь взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

30.

Как зимой помочь птицам?

Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц; обсуждать формы кормушек и виды корма; изготавливать кормушки и подбирать корм.

Познавательные УУД. Искать  и выделять необходимую  информацию.

Коммуникативные УУД.  Выполнять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД.  Формировать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

31.

Откуда берется и куда девается мусор? Проверочная работа №2 "Куда? Откуда?"

Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в окружении.

Познавательные УУД. Уметь структурировать знания.

Коммуникативные УУД. уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные УУД. Формировать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение контролировать процесс .

32.

Оттуда в снежках грязь?

Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждать источники появления загрязнений в снеге; формулировать предложения по защите окружающей среды.

Познавательные УУД. Уметь структурировать знания.

Коммуникативные УУД. уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

Регулятивные УУД. Уметь действовать по плану и планировать свою деятельность.

33.

Как? Откуда? Куда?

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления

Познавательные УУД. Уметь структурировать знания.

Коммуникативные УУД. Развивать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные УУД. Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовности преодолению трудностей.

Где и когда? (11 часов)

34.

Проект "Мой класс и моя школа".

Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе.

Познавательные УУД. Создавать самостоятельно  способы  решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД. Понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Регулятивные УУД. Развивать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

35.

Когда придет суббота?

Фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т.д.; коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта.

Познавательные УУД.. Уметь структурировать знания.

Коммуникативные УУД. учитывать разные мнения и умение обосновать собственное.

Регулятивные УУД. Уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление и предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

36.

Когда наступит лето?

Анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; проводить взаимоконтроль; называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым.

Познавательные УУД.. Выбирать наиболее эффективные  способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД. Развивать  умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные УУД. Умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

37.

Где живут белые медведи?

Анализировать схему смены времён года и месяцев; соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; наблюдать сезонные изменения.

Познавательные УУД.  Строить логические цепи рассуждений

Коммуникативные УУД. Понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета

Регулятивные УУД. Развивать умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками.

38.

Где живут слоны?

Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать информацию о животных.

Познавательные УУД. Развивать  умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД. Формировать умение  учитывать разные мнения и умение обосновать собственное.

Регулятивные УУД. Развивать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

39.

Где зимуют птицы?

Практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Познавательные УУД.  Находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку; анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану..

Коммуникативные УУД. Работать в паре; в группе,  участвовать в диалоге; отвечать на вопросы; составлять рассказ.

Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; формулировать выводы из коллективного обсуждения.

40.

Когда появилась одежда?

Различать зимующих и перелётных птиц; группировать  птиц; выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц.

Познавательные УУД.. Различать зимующих и перелётных птиц; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;  приводить примеры зимующих и перелётных птиц.

Коммуникативные УУД. Работать в паре, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу урока и её выполнить; осуществлять самоконтроль; выдвигать предположения

41.

Когда изобрели велосипед?

Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов.

Познавательные УУД. Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; различать типы одежды в зависимости от её назначения.

Коммуникативные УУД. Описывать одежду людей по рисунку; работать в паре; отвечать на вопросы.

Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; формулировать выводы из коллективного обсуждения.

42.

Когда мы станем взрослыми?

Сравнивать старинные и современные велосипеды; извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; называть правила безопасной езды на велосип.

Познавательные УУД. Сравнивать старинные и современные велосипеды;  извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, обсуждать роль и правила безопасной езды.

Коммуникативные УУД. Обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; отвечать на итоговые вопросы.

Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль; оценивать свои достижения.

43.

Где и когда?

Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;

Познавательные УУД. Определять по фотографиям профессии людей, рассказывать о профессиях родителей, обсуждать о востребованных профессиях в будущем;

Коммуникативные УУД.  Работать в паре, рассуждать, обсуждать, отвечать на вопросы.

Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль; оценивать  достижения.

44.

Проект "Мой класс и моя школа".

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Познавательные УУД. Выполнять тестовые задания учебника.

Коммуникативные УУД. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления.

Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль; формулировать выводы.

 Почему и зачем?  (22 часа)

45.

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд; использовать атлас-определитель для получения нужной информации; наблюдать картину звёздного неба, находить созвездие.

Познавательные УУД.. Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;  моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звезд, использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва;

Коммуникативные УУД. Работать в паре, рассуждать, обсуждать, отвечать на вопросы; проводить взаимопроверку.

Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; формулировать; работать по плану.

46.

Почему Луна бывает разной?

Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.

Познавательные УУД.. Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем.

Коммуникативные УУД. Фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради;  отвечать на итоговые вопросы.

Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль и самопроверку;  оценивать свои достижения на уроке;  работать по плану.

47.

Почему идёт дождь и дует ветер? Экскурсия "Весеннее настроение".

Наблюдать за дождями и ветром; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра.

Познавательные УУД. Наблюдать за дождями и ветром; отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра.

Коммуникативные УУД. Работать в группе: рассказывать по рисунку учебника; сочинять и рассказывать сказку по рисунку.

Регулятивные УУД Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль и самопроверку.

48.

Почему звенит звонок?

Анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; исследовать возникновение и распространение звуков; обсуждать, почему и как следует беречь уши.

Познавательные УУД. Анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира;  

Коммуникативные УУД.  Работать в паре; сочинять и рассказывать сказку по рисунку;  отвечать на итоговые вопросы.

Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль и самопроверку; высказывать предположения о причине возникновения эха.

49.

Почему радуга разноцветная?

Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок.

Познавательные УУД. Описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.

Коммуникативные УУД.  Работать в паре: сочинять и рассказывать сказку по рисунку;  отвечать на итоговые вопросы.

Регулятивные УУД оценивать свои достижения на уроке; формулировать выводы; работать по плану.

50.

Почему мы любим кошек и собак?

Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать свое отношение к домашним питомцам; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; познакомиться с предметами ухода за животными.

Познавательные УУД. Познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца.

Коммуникативные УУД. Работать в паре: описывать по плану своего домашнего питомца и отношение к нему.

Регулятивные УУД.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; формулировать выводы из коллективного обсуждения.

51.

Проект "Мои домашние питомцы".

Наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов).

Познавательные УУД. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий.

Коммуникативные УУД. Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); фиксировать результаты наблюдений.

Регулятивные УУД.  оценивать результаты собственного труда и труда товарищей, проговаривать последовательность действий.

52.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе.

Познавательные УУД. Определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, оценивать поступки других людей и свои собственные.

Коммуникативные УУД. Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы; работать в паре

Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

53.

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину; оценивать и формулировать правила поведения в природе.

Познавательные УУД. Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину.

Коммуникативные УУД. Работать в паре; формулировать правила поведения в природе;  отвечать на итоговые вопросы.

Регулятивные УУД.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

54.

Зачем мы спим ночью? Проверочная работа №3 "Животные".

Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; оценивать правильность своей подготовки ко сну; рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят.

Познавательные УУД. Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; рассказывать о правилах подготовки ко сну.

Коммуникативные УУД. Работать в паре;; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, отвечать на вопросы.

Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; осуществлять взаимопроверку; оценивать свои достижения на уроке.

55.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Различать овощи и фрукты, группировать (классифицировать) их; находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма.

Знание правил гигиены при употреблении овощей и фруктов.

Познавательные УУД. Различать овощи и фрукты; находить информацию о витаминах; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма;

Коммуникативные УУД. Работать в группе; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; отвечать на вопросы.

Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять взаимопроверку; оценивать свои достижения на уроке.

56.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки.

Познавательные УУД. Отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; осваивать приёмы чистки зубов.

Коммуникативные УУД. Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук.

Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять взаимопроверку; оценивать свои достижения.

57.

Зачем нам телефон и телевизор?

Различать средства связи и средства массовой информации; рассказывать  о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; обсуждать назначение Интернета; моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

Познавательные УУД. Различать средства связи и средства массовой информации; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

Коммуникативные УУД. Рассказывать (с опорой на фотографии, обсуждать назначение Интернета) о видах телефонов.

Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять взаимопроверку; оценивать свои достижения на уроке.

58.

Зачем нужны автомобили?

Классифицировать автомобили и объяснять их назначение; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Познавательные УУД. Классифицировать автомобили и объяснять их назначение; по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, использовать информацию для выполнения задания.

Коммуникативные УУД. Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; работать в паре; отвечать на итоговые вопросы.

Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять взаимопроверку; оценивать свои достижения на уроке.

59.

Зачем нужны поезда?

Классифицировать поезда в зависимости от их назначения; работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; использовать информацию учебника для выполнения задания.

Познавательные УУД. Классифицировать поезда в зависимости от их назначения; использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда.

Коммуникативные УУД. Работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, отвечать на итоговые вопросы.

Регулятивные УУД Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять взаимопроверку; оценивать свои достижения.

60.

Зачем строят корабли?

Классифицировать корабли в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля.

Познавательные УУД. Классифицировать корабли в зависимости от их назначения.

Коммуникативные УУД. Рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле.

Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять взаимопроверку; оценивать свои достижения.

61.

Зачем строят самолёты?

Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта.

Познавательные УУД. Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта.

Коммуникативные УУД. Работать в паре; рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте.

Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять взаимопроверку; оценивать свои достижения.

62.

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте.

Познавательные УУД.  Обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; обсуждать соблюдения правил безопасности.

Коммуникативные УУД. Работать в группе; участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и.

Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять взаимопроверку; оценивать свои достижения.

63.

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

Перечислять правила безопасности и спасательные средства на корабле и в самолёте. Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации..

Познавательные УУД. Обобщать сведения, полученные на предыдущих уроках;  знакомиться с правилами безопасности в самолёте.

Коммуникативные УУД. моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации;  отвечать на итоговые вопросы.

Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять взаимопроверку; оценивать свои достижения.

64.

Зачем люди осваивают космос? Проверочная работа №4 "Правила безопасности".

Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; высказывать предположения по вопросам учебника; участвовать в ролевой игре «Полёт в космос».

Познавательные УУД. Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; моделировать экипировку космонавта.

Коммуникативные УУД. Работать в группе; участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»;  отвечать на итоговые вопросы.

Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять взаимопроверку; оценивать свои достижения.

65.

Почему мы часто слышим слово «экология»? Экскурсия "Летние каникулы"

Находить в тексте учебника ответы на вопросы; приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой.

Познавательные УУД. приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; Коммуникативные УУД. Работать в группе; оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них.

Регулятивные УУД.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять взаимопроверку; оценивать свои достижения.

66.

Почему и зачем? Проверим себя и свои достижения.

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Познавательные УУД Выполнять тестовые задания учебника.

Коммуникативные УУД. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их; обсуждать выступления учащихся.

Регулятивные УУД.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять взаимопроверку; оценивать свои достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...