Тема. Путешествие по Москве. |
Цели: - Знакомство учащихся со столицей нашей Родины - Москвой, с историей её возникновения, её достопримечательностями. - Дать понятие «план местности»
|
Задачи: |
Обучающего аспекта: | Развивающего аспекта | Воспитывающего аспекта |
- Совершенствовать представление учащихся о столице нашей Родины - Москве, познакомить учащихся с историей возникновения Москвы; понятием «план местности». -Формировать у учащихся образ Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времен Московского государства;
| - Развивать психологические процессы ребенка (память, внимание, мышление, воображение) , интеллектуальные умения (сравнение, обобщение, анализ, классификация).
| - Воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к великим свершениям, его славному историческому прошлому.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, умение работать в паре, группе; соблюдать здоровьесберегающие технологии.
|
Планируемые результаты:
|
Предметные УУД: | Личностные УУД: | Регулятивные УУД: | Познавательные УУД: | Коммуникативные УУД: |
Знать историю возникновения Москвы, её достопримечатель-ности; уметь работать с учебником.
| Проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта; оформление своих наблюдений; проявление внимания, удивления, желания больше узнать; применение правил делового сотрудничества; сравнение разных точек зрения; умение считаться с мнением другого человека; проявление терпения и доброжелательности.
| Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; следовать инструкции при выполнении задания.
| Различать изученные объекты; проводить простейшую классификацию ; находить дополнительную информацию; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы.
| Слушать и понимать речь других ; вступать в диалог ; уметь строить монологическое высказывание; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
|
Межпредметные связи: технология (архитектура, городские постройки, парк); изобразительное искусство (искусство на улицах) |
Ресурсы урока (оборудование): книги, фотографии о Москве, карточки с пословицами, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, книжная выставка, учебник «Мир вокруг нас» под редакцией Плешакова, стр.98 – 101 (часть 2), вагончики из цветной бумаги, смайлики, тесты, сообщения учащихся. |
|
Содержание деятельности учителя
|
Содержание деятельности обучающихся |
1. Мобилизующий этап: Психологический настрой на работу. - Отбросим в сторону и переживания, и неудачи, Не опуская рук возьмёмся за дела, И на уроке этом мы опять Все поработаем на пять. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие, Захотели вновь прийти! |
|
|
2. Актуализация знаний |
Актуализация знаний. Постановка проблемы. А сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд, чтобы проверить, как хорошо вы знаете пройденный материал. Для этого вы должны угадать несколько моих загадок: 1. Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьётся. Из него воды не пьётся. Потому что не вкусна,- И горька, и солона. (Море)
2. Он и летом, и зимой — Между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди — Он всё будет впереди. (Горизонт)
3. На ладонь он ляжет весь. Не часы – а стрелка есть. Он в дороге пригодится- С ним нигде не заблудиться. ( Компас) 4. Я ходил по разным странам, Плыл по рекам, океанам, По пустыне шёл отважно – На одном листе бумажном. ( Карта.) 5.Снег чернеет на полянке, С каждым днем теплей погода. Время класть в кладовку санки. Это, что за время года? (Весна) 6. В белый цвет оделся сад, Пчёлы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? (Май)
| М | о | р | е |
|
| г | О | р | и | з | о | н | т | к | о | м | п | а | С |
|
| К | а | р | т | а |
|
| В | е | с | н | а |
| м | А | й |
- Давайте хором скажем, какое слово у нас получилось? (Москва)
Как вы думаете, в какой город отправимся? |
|
3. Самоопределение к деятельности Работа в парах. - Народ складывал пословицы об этом городе. Найдите у себя на парте цветной лист. Вставьте вместо точек слово «Москва» и прочитайте. Славится ... церквами, колоколами да калачами. ... слезам не верит, ей дело подавай. Кто в ... не бывал, красоты не видал. ... веками строилась. ... - сердце России. - Что вы сейчас прочитали? (пословицы о Москве). - Как вы понимаете последние две пословицы?
|
|
|
|
|
|
|
- Что общее у пословиц?
Слайд 3 | - Все эти пословицы о Москве - В Москву
|
4. Организация познавательной деятельности. |
Сообщение темы. Сегодня я хочу вас пригласить на экскурсию в главный город нашей страны – Москву. Мы отправимся на прогулку по Москве вместе с Василисой Премудрой. Слайд 4 - Вы побываете в далёком прошлом, увидите и узнаете много нового и интересного
|
|
Изучение материала урока. а) знакомство с историей Москвы - «Москва не сразу строилась», - так говорят в народе. Глядя на город, на его величественные соборы, сейчас трудно представить, как всё начиналось. Вот как описала «начало Москвы» Наталья Кончаловская в своей книге «Наша древняя столица» Там, где столько крыш вдали, Огромный лес стоял когда-то, Дубы могучие росли, Шумели липы в три обхвата.
Текла река в лесах, в лугах, Ладьи скользили по теченью, А на высоких берегах, Виднелись тут и там селенья. | Полянки вместо площадей, А вместо улиц-перелоги, И стаи диких лебедей, И рёв медведицы в берлоге, | Славянский люд в них проживал С десятого, быть может, века, Тот люд «Москвою» называл Глубокую, большую реку. |
- Алёна подготовила сообщение о том, когда именно начала строиться Москва. Слайды 5, 6, 7, 8, 9 Давным-давно, а именно в 1147году, из богатого и славного города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости. Полюбился князю удобный для обороны холм — место слияния лесной речки Неглинной и полноводной Москвой-рекой. Пусть, думалось Юрию Долгорукому, небольшая крепость в лесу сторожит дальние окраины земли Суздальской. Место было тихое, глухое, водное, рыбное и охотницкое. Обнесли воины холм валом, забором, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров. Слайд 10 |
Декламация стихотворения детьми |
- Основателем Москвы был князь Юрий Владимирович Долгорукий, которому теперь в центре города установлен памятник. (Памятник Юрию Долгорукому). Слайд 11 Шли годы. Все чаще и чаще стали появляться в Кремле каменные строения. При князе Дмитрии Донском поднялись стены и башни из белого камня. И прозвали люди Москву белокаменной.
|
|
- Как и другие города, Москва имеет свой герб, т.е. эмблему города. Слайд 12 - Что изображено на гербе Москвы? Слайд 13 |
- На гербе Москвы изображён всадник с копьём, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец-покровитель Москвы. - Наверное, он совершил какой-то подвиг. - Убил змея. |
- В основу герба положен сюжет «Чуда Георгия о Змие». А теперь послушаем легенду о гербе города Москвы, которую подготовила Маша.
Однажды на древний город напал страшный дракон-змей. Змей жил в озере, похищал людей и там их пожирал. Чтобы умилостивить чудовище царь посоветовал жителям давать в пищу змею каждый день по жребию своих детей. Пришла очередь и до дочери царя. И по счастливой случайности в это время к озеру на коне подъехал Святой Георгий. Когда из озера с шумом и грохотом появился страшный змей, Святой Георгий устремился на своем коне на змея и поразил его своим копьем. Так Святой Георгий спас город от чудовища. Вот поэтому Святого Георгия стали изображать на гербе. |
|
|
|
|
|
Динамическая пауза
|
|
- Москва - огромный город. В нём около четырёх тысяч улиц и площадей, много скверов, парков, мостов. Ориентироваться в таком городе достаточно сложно. Особенно тем людям, которые приехали в город впервые. Что же может помочь гостям достаточно легко ориентироваться в городе? | - Карта. - Путеводитель. - Можно спросить у прохожих
|
- Не совсем карта, а план города. Слайд 14 План города |
|
работа по учебнику - Откройте учебники на странице 98 и посмотрите на план центральной части Москвы. Рассмотрите что изображено на плане? | Дети открывают учебник. Рассматривают иллюстрацию. - Река Москва. - Дороги. - Зоопарк. - Цирк. - Кремль. |
- Подумайте, что же такое план? | - План - это чертёж местности. - Уменьшенное изображение местности. |
- Давайте на странице 98 прочитаем, что такое план. | Дети читают в учебнике определение плана местности. |
- Зачем нужен план города?
| - План города нужен, чтобы найти нужное место в городе. - Я думаю, чтобы не заблудиться в городе. |
- Пользуясь планом города, достаточно легко можно проехать или пройти туда, куда вам хочется. Ведь в нашей столице очень много достопримечательностей. - Кто из вас был в Москве? | Дети поднимают руки, рассказывают, где они побывали, что интересного увидели.
|
- И сейчас Василиса Премудрая проведет вас по самым знаменитым местам Москвы.
Слайд 15, 16, 17 - Панорама Москвы - Успенский собор Соня - Большой театр Саша П.
|
|
-Физкультминутка
Слайд 18-28 | Выполняют под музыку упражнения на внимание, упражнения для снятия утомления. |
- Продолжим нашу прогулку по Москве. |
|
- Третьяковская галерея Женя - МГУ Вика - Останкинская телебашня Дима |
|
- Театр зверей имени В.Дурова Егор - Московский зоопарк Ваня - Красная площадь - Могила Неизвестного солдата - На Красной площади есть Кремлевская стена, у Кремлёвской стены, в Александровском саду Могила Неизвестного солдата. Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата горит днём и ночью. Это в память о тех, кто защищал нашу Родину. Володя: Куда б ни шёл, ни ехал ты, Но здесь остановись, Могиле этой дорогой, Всем сердцем поклонись… - Этот Вечный огонь, горит и в честь наших героев, которые, защищали Москву от врага. - К какому знаменательному событию готовится наша страна? - Сколько лет прошло с тех пор, как закончилась война? 9 Мая обязательно посетите митинг на площади с родителями. Слайд 29 - Кремль |
-Ко Дню Победы. - 74года |
- Много прекрасного в Кремле. Сразу, пожалуй, обо всем и не расскажешь. Поэтому Василиса Премудрая вас проведет по Кремлю на следующем уроке, расскажет историю Кремля, покажет его знаменитые сооружения.
|
|
Закрепление нового материала. Практическая работа.Пазл. - Наша прогулка по Москве заканчивается. И Василиса Премудрая хочет посмотреть, на сколько внимательны вы были на уроке, а для этого вам нужно ответить на вопросы: |
Дети читают загадки на слайдах, поднимают руки, отвечают.
|
Слайд 30 Столица нашей Родины. Кто основал нашу столицу? Как называют воина на гербе нашей столицы? Что такое герб? Самая главная, самая славная, самая красивая площадь Москвы. Что такое план местности? Это место- сердце Москвы. Именно с него Москва и началась. В этом театре главные артисты – животные. Здесь можно увидеть и мышат, и слона, и обезьянок. В этом сказочном тереме собраны картины лучших художников. Каждый может прийти сюда и полюбоваться красотой. Это – самая главная река города. По её названию город и получил своё имя. В этом парке есть большой круглый пруд, по которому можно прокатиться на лодочке. В центре пруда – круглый остров, на котором живут утки. |
- Москва - Юрий Долгорукий - Георгий Победоносец - Эмблема города - Красная площадь - Чертёж местности - Кремль - Театр им. В. Дурова
- Третьяковская галерея - Москва-река
- Измайловский парк
|
- Молодцы! А теперь следующее задание от Василисы Премудрой. У вас лежат листочки с тестами. Ответьте на вопросы. Начинаем …. |
|
Тест 1. Столица нашей Родины А)Санкт – Петербург. Б). Москва. В). Псков. 2. Основатель Москвы. А) Пётр Первый. Б) Александр Невский. В) Юрий Долгорукий. 3. «Сердце» Москвы. А) Третьяковская галерея. Б) Памятник А. С. Пушкину. в) Кремль. 4. На гербе Москвы изображён А) Орёл. Б) Медведь. В) Всадник. - А теперь проверим правильность выполнения теста. Взаимопроверка. Слайд31– проверим тест (ответы) | Дети выполняют тест.
|
5. Подведение итогов. Рефлексия. |
- Вот и закончилось наше путешествие. - Расскажите, что больше всего запомнилось на уроке? - Кому-нибудь захотелось побывать в Москве? - Для всех россиян Москва не просто город: она – наше прошлое и будущее, наша память и мечта, наша жизнь. - Более подробные и точные ответы можно найти на страницах книг и энциклопедий. - Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? | Дети дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку |
6. Домашнее задание |
- Домашнее задание у вас будет необычное: у кого зелёные вагончики на партах (сильные ученики) – написать сочинение на тему « Я иду, шагаю по Москве». У кого синие вагончики (средний уровень) – подготовить выступление о любой достопримечательности Москвы. У кого красные вагончики – работа по учебнику (ответить на вопросы) - Всем. В рабочих тетрадях выполнить задания на стр. 64 – 66 (часть 2) - Вы молодцы. Мы с Василисой благодарим вас за урок. Слайд 32 -Урок окончен. |
Записывают домашнее задание
|