Серия уроков по окружающему миру "Природные зоны России"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Лотфуллина Алсу Фирдинантовна

 Это серия уроков по теме "Природные зоны России". Здесь представлены планы- конспекты, презентации, используемые дидактический,методические материалы, информационные ресурсы к урокам "Степи", "Арктика","В зоне лесов", "Пустыни","Тундра".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Степи

Слайд 3

Травянистые равнины Степи – безлесные пространства, покрытые травянистой растительностью, приспособленной к засушливому климату.

Слайд 4

Степь, бескрайнее пространство, покрытое травой.

Слайд 5

Какие растения растут в степях? На первый взгляд такой ландшафт кажется однообразным. Однако травы здесь растут разные.

Слайд 6

АЛОЭ У алоэ огромный толстый ствол, в котором оно запасает воду, что помогает растению выжить в сухой сезон.

Слайд 7

Цветы растущие на равнинах Клевер Вика Ясменник Эхинацея Лиатрис Пион тонколистный Тюльпан

Слайд 8

Как в разных местах называются травянистые равнины? В Европе и Азии- степи, в Северной Америке – прерии, в Южной Америке – пампасы, в Африке – саванны, в Австралии – буш.

Слайд 9

Животный мир степей

Слайд 10

Кто живет в степях? В степи – обширном пространстве живет множество травоядных животных. Антилопы, буйволы, зебры пасутся большими стадами. А так – же хищники: львы, гепарды, гиены. Много грызунов.

Слайд 12

Почему в степях не растут деревья? Деревьям требуется много воды, здесь для них ее не хватает. У редких встречающихся в саванновых зонах деревьев, таких как баобаб, огромные толстые стволы, в которых они запасают воду.

Слайд 13

Страус Страусиные яйца – самые большие в мире. Из одного яйца можно приготовить яичницу на 10 человек.

Слайд 14

Клуб знатоков. Какое лето в зоне степей? А) дождливое, б)засушливое, в) короткое Чем питается кузнечик? А) насекомыми, б)травой, в)ягодами Очень крупная, до 2-х метров в размахе крыльев, хищная птица. А) степной жаворонок, б) степной орёл, в) журавль-красавка Как называют степи в Африке? А) прерии, б) пампасы, в) саванны


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ответы по теме «Степи» Засушливое Насекомыми Степной орёл Саванны


Предварительный просмотр:

План урока.

Тема урока: Степи

Образовательные задачи:

Познакомить учащихся с особенностями природы степей. Научить детей делать последовательные сравнения.

Развивающие задачи:

 Развивать мышление детей, учить сравнению, анализу и обобщению.

Воспитательные задачи:

 Воспитать интерес к изучению природы, бережное отношение к природе, показать трудности в выращивании культурных растений и разведении скота в степной полосе.

Структура Тип урока:

Уро изучения новой темы.

Методы:

Комбинированный ( словесный, наглядно – практический)

 Структура урока:

I. Орг. момент.( Проверка готовности класса к уроку).

Приветствие. Сообщение новой темы. ( Призентация)

II. Изучение нового материала.

а) Работа с картой природных зон.( Расположение степей  - призенгтация)

а) Понятие степей.

Степи – безлесные пространства, покрытые травянистой растительностью, приспособленной к засушливому климату.( Презентация)

б) Животный мир степей.( Дидактический материал)

в) Растительный мир степей.( Дидактический материал)

III.Закрепление пройденного материала.

Клуб знатоков.(Презентация, самопроверка по слайдам)

IV. Итог урока.



Предварительный просмотр:

Дидактический материал 2

Степи – безлесные пространства, покрытые травянистой растительностью, приспособленной к засушливому климату.

На первый взгляд такой ландшафт кажется однообразным. Однако травы здесь растут разные.

У алоэ огромный толстый ствол, в котором оно запасает воду, что помогает растению выжить в сухой сезон.

В Европе и Азии- степи, в Северной Америке – прерии, в Южной Америке – пампасы, в Африке – саванны, в Австралии – буш.

В степи – обширном пространстве живет множество травоядных животных. Антилопы, буйволы, зебры пасутся большими стадами. А так – же хищники: львы, гепарды, гиены. Много грызунов.

Страусиные яйца – самые большие в мире. Из одного яйца можно приготовить яичницу на 10 человек.

   Клуб знатоков

  1. Какое лето в зоне степей?

А) дождливое, б)засушливое, в) короткое

  1. Чем питается кузнечик?

А) насекомыми, б)травой, в)ягодами

  1. Очень крупная, до 2-х метров в размахе крыльев, хищная птица.

А) степной жаворонок, б) степной орёл, в) журавль-красавка

  1. Как называют степи в Африке?

А) прерии, б) пампасы, в) саванны

Ответы по теме «Степи»

  1. Засушливое
  2. Насекомыми
  3. Степной орёл
  4. Саванны

Самые большие птицы в мире?

Самые крупные птицы – это страусы. Страусы быстро бегают, у них длинные ноги и длинные шеи. Самым крупным считается южноамериканский страус нанду. Рост крупного страуса может быть больше 2,5 м.

С какой скоростью бежит антилопа?

Гепард, преследующий антилопу, может развивать скорость до 110 км/ч, но он не может долго бежать с такой скоростью. Вилорогая антилопа может пробежать 16 км./ч. со скоростью 67 км./ч и 200 м со скоростью 98км/ч. Сравните: хорошая беговая лошадь преодолевает двухкилометровую дистанцию со скоростью около 70 км./ч.



Предварительный просмотр:

Тема урока.  «Арктика»

Обучающие задачи:

 Ознакомить учащихся с особенностями природы зоны Арктики.

Учить детей сравнивать природные условия Арктики с природой родного края, находить связи между живой и не живой природой.

Развивающие задачи:

Развитие речи, словарного запаса учащихся; любознательности, наблюдательности, познавательных способностей учащихся.

Воспитывающие задачи:

Воспитывать бережное отношение к природе окружающей среды; патриотические чувства у детей;

Тип урока: урок изучения новой темы.

Методы: комбинированный (словесный, наглядно- практический)

Структура урока.

  1. Орг. момент. Объявление новой темы.
  2. Расположение арктической зоны в пределах нашей Родины.
  3. Климатические особенности этой зоны. Полярная ночь. Полярный день.  Северное сияние.
  4. Постановка проблемы. Рассуждения детей, поиск ответа на вопрос «Почему в Арктике летом никогда не бывает темно». Совместные выводы.
  5. Особенности растительного мира Арктики.
  6. Постановка проблемы. Рассуждение, поиск ответа на вопрос «Почему деревья здесь ниже маргариток?» Совместные выводы.
  7. Беседа о птицах Арктики.
  8. Просмотр видеоролика о животном мире Арктики.
  9. Выступление следопытов. (дети подготовили сообщение  о тюленях)
  10. Особенности животного мира Арктики.
  11. Выступление следопытов.(дети подготовили сообщение о китах)
  12. Занятия населения Арктики. Беседа.
  13. Беседа о заповеднике «Остров Врангеля».
  14.  Клуб знатоков. Проверка изученного на уроке. Тестовое задание. Самопроверка по компьютеру.
  15. Итог урока. Задания на дом.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Дидактический материал к уроку «Арктика»

Царство льда и снега

  1. Арктика – это всё огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами. На островах Арктики расположена ледяная зона.

Почему летом в Арктике летом не бывает темно?

Это обусловлено наклоном земной оси. По мере того как Земля совершает своё годичное  обращение вокруг Солнца последовательно оказывается сначала Северное, а затем Южное полушарие. Арктическое лето – это время, когда северный полюс Земли направлен почти прямо на Солнце.

Почему деревья бывают здесь ниже маргариток?

Ива растёт в Арктике,  но из-за крайне сурового климата кустики её никогда не поднимаются выше чем на 10 см. Они просто распластываются по земле

Почему многие арктические растения вечнозелёные?

Листья, появившиеся у растений ещё  в предыдущее лето,  готовы извлечь из короткого вегетационного периода всё возможное. Зимой их укрывает от холода опавшая мёртвая листва

Тюлень – млекопитающее животное

У тюленей нет густой длинной шерсти, зато у них есть толстый слой подкожного жира – толщина этого слоя может достигать 10 см

Как разговаривают киты?

Киты общаются с помощью ультразвука – колебаний, распространяющихся в воде на сотни километров.

Занятия населения Арктики

  1. Рыболовство
  2. Изучение природы Севера

Заповедник «Остров Врангеля»

  1. Каждый год на острове насчитывают до 250 берлог, в которых у медведиц появляются на свет малыши
  2. Гнездятся красивейшие редкие птицы – белые гуси.
  3. Самые крупные в мире скопления моржей.
  4. Овцебык

Клуб знатоков

  1. Северный полюс находится в Арктике или Антарктике?  

А) Арктике, Б) Антарктике, В)И в Арктике и в Антарктике

  1.  Какой цвет самый распространенный у арктических животных?

А) коричневый, б) белый, в) серый

  1. Чем питаются тюлени?

А) лягушками), б) пингвинами, в) рыбой

  1.  Верно ли что в Арктике живут пингвины?

А) да, б) нет, в) зависит от времени года

  1. Кто самый крупный арктический хищник?

А) Морж, б) бегемот, в) медведь

Ответы по теме «Антарктика»

  1. В Арктике
  2. Белый
  3. Обычной рыбой
  4. Нет
  5. Белый медведь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Природные зоны России. Зона тундры".

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс, УМК "Школа России". Презентация поможет учащимся познакомиться наглядно с зоной тундры. Рассмотреть растительный и животный мир. Познакомиться с редкими ...

Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"

Цель:создать у учащихся  представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи:    Обучающие:·       знать правила поведения в л...

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе Тема: «Природные зоны России. Ледяная зона»

В разработке урока преследуются цели: 1.Познакомить с характерными особенностями ледяной зоны.2. Развивать связную речь, память, мышление, воображение, наблюдательность. Формировать умение ориен...

Открытый урок по окружающему миру «Природные зоны России. Зона пустынь. Правила безопасного поведения на дороге в осенне- зимний период»

Урок окружающего мира был проведён в 4б классе по программе  «Перспектива».  Поставлены цели урока:-сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;-ознакомит...

Интегрированный урок окружающего мира и ОБЖ в 4 классе по теме « Природные зоны России. Зона степей. Правила поведения на льду в осеннее-зимний период»

Урок формирует у учащихся представление о природной зоне степей, знакомит со степной зоной, ее географическим положением и климатическими условиями;  особенностями растительного и животного мира ...

Совместный проект " Лесные ягоды" по окружающему миру по разделу "Природные зоны России. Зона лесов"

При изучении раздела "Природные зоны России" детям были предложены проекты. Один из них "Лесные ягоды Ленинградской области"...

Конспект урока , окружающий мир , 4 класс "Природные зоны России. Зона Арктических пустынь"

Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь.Цели: сформировать у обучающихся представление о зоне арктических пустынь. Продолжить работу по созданию комплексного представления о богатстве и ...