рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_b_okruzhayushchiy_mir.docx58.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 8 имени Героя Советского Союза А.Ф.Щербакова»

Принята

на заседании педагогического совета          

Протокол от  30.08. 2019 г. № 1

Утверждена и введена в действие

приказом  директора

МБОУ «Средняя школа № 8»

от 30.08.2019 г. № 55 о/д

    РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

1 квалификационной категории

Королевой Ирины Анатольевны

по окружающему миру 4  класс  б

базовый уровень

на 2019- 2020 учебный год

                   Королева Ирина Анатольевна

(Ф.И.О. разработчика, подпись)

Количество часов:

всего- 68 ч., в неделю - 2 ч

Промежуточная аттестация - тест – 1

УМК 

  1. Учебное пособие  Авторы: В.А. Самкова, Н.И. Романова. Окружающий мир 4 класс.   М.: ООО «Русское слово», 2016

 Пособие для учителя:

1. Методические рекомендации к учебнику В.А. Самковой, Н.И. Романовой «Окружающий мир»      4 класс.   М.: ООО «Русское слово», 2016

г. Рославль

2019

I. Планируемые результаты изучения учебного предмета

 Личностные результаты:

  • Устойчивый интерес к изучению объектов и явлений социоприродного окружения;
  • повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей младших школьников;
  • осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Метапредметные результаты:

  • Ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
  • оценивать собственный вклад в деятельность группы;
  • проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
  • владеть элементами исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
  • владеть элементами информационно-коммуникативной деятельности: поиск и систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

С целью удовлетворения потребностей обучающихся в изучении этно-культурных особенностей родного края вопросы Азбуки Смоленского края интегрированы в курс окружающего мира.

Предметные результаты:

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:

  •  получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  •  у обучающихся будет сформировано уважительное отношение к семье, к родному городу Рославлю, к родному Смоленскому краю; они обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
  • получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  •  познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  •  получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
  • примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • в результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде; модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; будет сформировано психологическая культура и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Выпускник  научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественно- научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; АСК Смоленскую область и её главный город Смоленск;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; АСК
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

II. Содержание учебного предмета

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий)

Раздел 1. Как изменяется планета и ее обитатели (40 ч)

Расположение в пространстве.

Бесконечная река времени

Что такое история

Путешествие в прошлое

Памятники истории

Памятники нашего края

Как изменяется наша планета  Планета оживает - развитие жизни на Земле

Как ученые узнают о прошлом Земли

Экскурсия в палеонтологический музей / виртуальная/,

Самая большая загадка на Земле появление человека

Почему люди на Земле такие разные?

Человек – живой организм

 Общий план строения человека

 Кожа- защитный скафандр организма

Опорно-двигательный аппарат

Зачем мы питаемся Пищеварительная система Кровеносная система

Дыхательная система

Нервная система

Органы чувств

Температура тела.

Профилактика простудных заболеваний

Как оказать помощь при легких травмах

АСК :

«Из Варяг в греки»

Храмы и монастыри Смоленщины.

Что ели наши предки.

Принимать и удерживать учебную цель; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи,

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы, для решения задач, устанавливать аналогии; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в различных источниках, включая электронные цифровые источники, документы из семейного архива и т.д., осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Работать с информацией индивидуально, в паре и/или группе.

Строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.

Формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Принимать и удерживать учебную цель.

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы, для решения задач, устанавливать аналогии.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий, с использованием учебной литературы и дополнительных источников.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений, связанных со строением и функционированием тела человека.

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Работать индивидуально, в паре или группе.

Участвовать в игровом моделировании различных ситуаций, связанных с необходимостью оказания первой медицинской помощи.

Раздел2. Страницы истории Отечества (21 ч)

Наши предки – восточные славяне. Русь при первых князьях. Нашествие монголов.

Куликовская битва.

Объединение русских земель вокруг Москвы.

Россия при Иване Грозном.

 Смутное время.

Петр 1 – первый русский император. Россия при Екатерине Второй. Великие русские полководцы.

М.В. Ломоносов.

Отечественная война 1812 года. Россия на рубеже 19-20 в.

Россия в 20 веке. Великая отечественная война.

Страна Советов. СССР после войны. Современная Россия.

Наше государство.

АСК:

Смоленская крепостная стена. Культура Смоленщины сегодня. Военное прошлое Смоленщины. Награды Смоленщины и города Смоленска. Культура Смоленщины сегодня.

Наши земляки.

 Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Усвоить основные элементы смыслового чтения учебных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Использовать различные источники информации для решения учебных задач; осуществлять запись отобранной информации.

Работать индивидуально и в группе.

Строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), строить диалог.

Учитывать разные мнения и стремиться к достижению общей точки зрения в сотрудничестве.

 

Повторение изученного в 4 классе (7ч)

Презентация индивидуальных проектов

Самостоятельный выбор темы проекта.

Определения плана действий.

Создание продукта проекта

Представление проекта перед сверстниками Тестовые задания на промежуточной аттестации за курс 4 класса.

III. Календарно - тематическое планирование 4 класс б

Дата/

план

Дата/

факт

№ по теме/

разделу

                                Тема урока

Раздел 1. Как изменяется планета и ее обитатели.

Тема 1. Мы живем в пространстве и во времени (6 ч)

04.09

1

1

Расположение в пространстве.

06.09

2

2

Бесконечная река времени

11.09

3

3

Что такое история

13.09

4

4

Путешествие в прошлое. АСК «Из Варяг в греки»

18.09

5

5

Памятники истории. Всемирное культурное наследие

20.09

6

6

Памятные места нашего края. АСК Храмы и монастыри Смоленщины.

Тема 2. По страницам истории нашей планеты.(6 ч)

25.09

7

1

Контрольный урок

27.09

8

2

Как изменяется наша планета

02 10

9

3

Планета « оживает»: развитие жизни на Земле

04.10

10

4

Как ученые узнают о прошлом Земли. Экскурсия №1 в палеонтологический музей /виртуальная/

09.10

11

5

Самая большая загадка: появление человека на Земле

11.10

12

6

Почему люди на Земле такие разные?

Тема 3. Человек и его здоровье (28 ч)

16.10

13

1

Человек- живой организм

18.10

14

2

Общий план строения человека

23.10

15

3

Общий план строения человека

25.10

16

4

Кожа – «защитный скафандр» нашего организма

30 10

17

5

Кожа – «защитный скафандр» нашего организма

01 11

18

6

Опорно- двигательный аппарат: скелет

13.11

19

7

Опорно- двигательный аппарат: скелет

15.11

20

8

Опорно- двигательный  аппарат :мышцы

20.11

21

9

Опорно- двигательный  аппарат :мышцы

22.11

22

10

Зачем мы питаемся?

27.11

23

11

Зачем мы питаемся?

29 11

24

12

Повторение. Подготовка к проекту.

04.12

25

13

Проект  «Щи да каша- пища наша»

06.12

26

14

Пищеварительная система человека

11.12

27

15

Пищеварительная система человека. АСК Что ели наши предки.

13.12

28

16

Кровеносная система

18 12

29

17

Кровеносная система

20.12

30

18

Дыхательная система

25.12

31

19

Дыхательная система

27 12

32

20

Нервная система

14 01

33

21

Нервная система

16 01

34

22

Органы чувств: органы зрение. Гигиена зрение.

21 01

35

23

Органы чувств: органы слуха. Гигиена слуха.

23 01

36

24

Органы чувств: обоняние  и вкус

28 01

37

25

Органы чувств: осязание, кожное чувство

30 01

38

26

Температура тела. Простудное заболевания и их профилактика

04 02

39

27

Как оказать помощь при легких травмах

06 02

40

28

Урок – викторина. Что мы знаем о человеке?

2. Раздел страницы истории Отечества- 21ч

11 02

41

1

Наши предки – восточные славяне.

13 02

21.02

42

2

Русь при первых князьях

18 02

21.02

43

3

Нашествие монголов

20 02

44

4

Куликовская битва

25 02

45

5

Объединение русских земель вокруг Москвы.

АСК Смоленская крепостная стена.

27 02

46

6

Россия при Иване Грозном.

04 03

47

7

Смутное время.

06 03

48

8

Царь Петр- первый император России

11 03

49

9

Россия при Екатерине Второй

13 03

50

10

Великие полководцы России

18 03

51

11

Михаил Васильевич Ломоносов

20 03

52

12

Отечественная война 1812 года

01 04

53

13

Россия на рубеже 19 -20 веке

03 04

54

14

Россия в 20 веке.

АСК Культура Смоленщины сегодня.

08.04

55

15

Страна Советов

10.04

56

16

Великая Отечественная война.

АСК Военное прошлое Смоленщины.

15.04

57

17

Брестская крепость. Ленинград в кольце блокады.

17.04

58

18

Проект «Дети войны»

22.04

59

19

СССР после войны. АСК Награды Смоленщины и города Смоленска

24.04

60

20

Современная Россия. АСК Культура Смоленщины сегодня.

29 05

61

21

Наше государство. АСК Наши земляки.

Повторение изученного в 4 классе - 7ч

06.05

62

22

Повторение изученного

08.05

13.05

15.05

20.05

22.05

27 05

63

64

65

66

67

68

23

24

25

26

27

28

Повторение изученного

Защита индивидуальных проектов

Тестовые задания на промежуточной аттестации за курс 4 класса.

Защита индивидуальных проектов

Защита индивидуальных проектов

Защита индивидуальных проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...