рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 8 имени Героя Советского Союза А.Ф.Щербакова»
Принята на заседании педагогического совета Протокол от 30.08. 2019 г. № 1 | Утверждена и введена в действие приказом директора МБОУ «Средняя школа № 8» от 30.08.2019 г. № 55 о/д |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1 квалификационной категории
Королевой Ирины Анатольевны
по окружающему миру 4 класс б
базовый уровень
на 2019- 2020 учебный год
Королева Ирина Анатольевна
(Ф.И.О. разработчика, подпись)
Количество часов:
всего- 68 ч., в неделю - 2 ч
Промежуточная аттестация - тест – 1
УМК
- Учебное пособие Авторы: В.А. Самкова, Н.И. Романова. Окружающий мир 4 класс. М.: ООО «Русское слово», 2016
Пособие для учителя:
1. Методические рекомендации к учебнику В.А. Самковой, Н.И. Романовой «Окружающий мир» 4 класс. М.: ООО «Русское слово», 2016
г. Рославль
2019
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- Устойчивый интерес к изучению объектов и явлений социоприродного окружения;
- повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей младших школьников;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Метапредметные результаты:
- Ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
- оценивать собственный вклад в деятельность группы;
- проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- владеть элементами исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- владеть элементами информационно-коммуникативной деятельности: поиск и систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
С целью удовлетворения потребностей обучающихся в изучении этно-культурных особенностей родного края вопросы Азбуки Смоленского края интегрированы в курс окружающего мира.
Предметные результаты:
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- у обучающихся будет сформировано уважительное отношение к семье, к родному городу Рославлю, к родному Смоленскому краю; они обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- в результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде; модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; будет сформировано психологическая культура и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно- научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; АСК Смоленскую область и её главный город Смоленск;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; АСК
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
II. Содержание учебного предмета
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий) | |
Раздел 1. Как изменяется планета и ее обитатели (40 ч) | ||
Расположение в пространстве. Бесконечная река времени Что такое история Путешествие в прошлое Памятники истории Памятники нашего края Как изменяется наша планета Планета оживает - развитие жизни на Земле Как ученые узнают о прошлом Земли Экскурсия в палеонтологический музей / виртуальная/, Самая большая загадка на Земле появление человека Почему люди на Земле такие разные? Человек – живой организм Общий план строения человека Кожа- защитный скафандр организма Опорно-двигательный аппарат Зачем мы питаемся Пищеварительная система Кровеносная система Дыхательная система Нервная система Органы чувств Температура тела. Профилактика простудных заболеваний Как оказать помощь при легких травмах АСК : «Из Варяг в греки» Храмы и монастыри Смоленщины. Что ели наши предки. | Принимать и удерживать учебную цель; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы, для решения задач, устанавливать аналогии; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в различных источниках, включая электронные цифровые источники, документы из семейного архива и т.д., осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Работать с информацией индивидуально, в паре и/или группе. Строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге. Формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Принимать и удерживать учебную цель. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы, для решения задач, устанавливать аналогии. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. Осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий, с использованием учебной литературы и дополнительных источников. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений, связанных со строением и функционированием тела человека. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Работать индивидуально, в паре или группе. Участвовать в игровом моделировании различных ситуаций, связанных с необходимостью оказания первой медицинской помощи. | |
Раздел2. Страницы истории Отечества (21 ч) | ||
Наши предки – восточные славяне. Русь при первых князьях. Нашествие монголов. Куликовская битва. Объединение русских земель вокруг Москвы. Россия при Иване Грозном. Смутное время. Петр 1 – первый русский император. Россия при Екатерине Второй. Великие русские полководцы. М.В. Ломоносов. Отечественная война 1812 года. Россия на рубеже 19-20 в. Россия в 20 веке. Великая отечественная война. Страна Советов. СССР после войны. Современная Россия. Наше государство. АСК: Смоленская крепостная стена. Культура Смоленщины сегодня. Военное прошлое Смоленщины. Награды Смоленщины и города Смоленска. Культура Смоленщины сегодня. Наши земляки. | Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Усвоить основные элементы смыслового чтения учебных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Использовать различные источники информации для решения учебных задач; осуществлять запись отобранной информации. Работать индивидуально и в группе. Строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), строить диалог. Учитывать разные мнения и стремиться к достижению общей точки зрения в сотрудничестве.
| |
Повторение изученного в 4 классе (7ч) | ||
Презентация индивидуальных проектов | Самостоятельный выбор темы проекта. Определения плана действий. Создание продукта проекта Представление проекта перед сверстниками Тестовые задания на промежуточной аттестации за курс 4 класса. |
III. Календарно - тематическое планирование 4 класс б
Дата/ план | Дата/ факт | № | № по теме/ разделу | Тема урока |
Раздел 1. Как изменяется планета и ее обитатели. Тема 1. Мы живем в пространстве и во времени (6 ч) | ||||
04.09 | 1 | 1 | Расположение в пространстве. | |
06.09 | 2 | 2 | Бесконечная река времени | |
11.09 | 3 | 3 | Что такое история | |
13.09 | 4 | 4 | Путешествие в прошлое. АСК «Из Варяг в греки» | |
18.09 | 5 | 5 | Памятники истории. Всемирное культурное наследие | |
20.09 | 6 | 6 | Памятные места нашего края. АСК Храмы и монастыри Смоленщины. | |
Тема 2. По страницам истории нашей планеты.(6 ч) | ||||
25.09 | 7 | 1 | Контрольный урок | |
27.09 | 8 | 2 | Как изменяется наша планета | |
02 10 | 9 | 3 | Планета « оживает»: развитие жизни на Земле | |
04.10 | 10 | 4 | Как ученые узнают о прошлом Земли. Экскурсия №1 в палеонтологический музей /виртуальная/ | |
09.10 | 11 | 5 | Самая большая загадка: появление человека на Земле | |
11.10 | 12 | 6 | Почему люди на Земле такие разные? | |
Тема 3. Человек и его здоровье (28 ч) | ||||
16.10 | 13 | 1 | Человек- живой организм | |
18.10 | 14 | 2 | Общий план строения человека | |
23.10 | 15 | 3 | Общий план строения человека | |
25.10 | 16 | 4 | Кожа – «защитный скафандр» нашего организма | |
30 10 | 17 | 5 | Кожа – «защитный скафандр» нашего организма | |
01 11 | 18 | 6 | Опорно- двигательный аппарат: скелет | |
13.11 | 19 | 7 | Опорно- двигательный аппарат: скелет | |
15.11 | 20 | 8 | Опорно- двигательный аппарат :мышцы | |
20.11 | 21 | 9 | Опорно- двигательный аппарат :мышцы | |
22.11 | 22 | 10 | Зачем мы питаемся? | |
27.11 | 23 | 11 | Зачем мы питаемся? | |
29 11 | 24 | 12 | Повторение. Подготовка к проекту. | |
04.12 | 25 | 13 | Проект «Щи да каша- пища наша» | |
06.12 | 26 | 14 | Пищеварительная система человека | |
11.12 | 27 | 15 | Пищеварительная система человека. АСК Что ели наши предки. | |
13.12 | 28 | 16 | Кровеносная система | |
18 12 | 29 | 17 | Кровеносная система | |
20.12 | 30 | 18 | Дыхательная система | |
25.12 | 31 | 19 | Дыхательная система | |
27 12 | 32 | 20 | Нервная система | |
14 01 | 33 | 21 | Нервная система | |
16 01 | 34 | 22 | Органы чувств: органы зрение. Гигиена зрение. | |
21 01 | 35 | 23 | Органы чувств: органы слуха. Гигиена слуха. | |
23 01 | 36 | 24 | Органы чувств: обоняние и вкус | |
28 01 | 37 | 25 | Органы чувств: осязание, кожное чувство | |
30 01 | 38 | 26 | Температура тела. Простудное заболевания и их профилактика | |
04 02 | 39 | 27 | Как оказать помощь при легких травмах | |
06 02 | 40 | 28 | Урок – викторина. Что мы знаем о человеке? | |
2. Раздел страницы истории Отечества- 21ч | ||||
11 02 | 41 | 1 | Наши предки – восточные славяне. | |
13 02 | 21.02 | 42 | 2 | Русь при первых князьях |
18 02 | 21.02 | 43 | 3 | Нашествие монголов |
20 02 | 44 | 4 | Куликовская битва | |
25 02 | 45 | 5 | Объединение русских земель вокруг Москвы. АСК Смоленская крепостная стена. | |
27 02 | 46 | 6 | Россия при Иване Грозном. | |
04 03 | 47 | 7 | Смутное время. | |
06 03 | 48 | 8 | Царь Петр- первый император России | |
11 03 | 49 | 9 | Россия при Екатерине Второй | |
13 03 | 50 | 10 | Великие полководцы России | |
18 03 | 51 | 11 | Михаил Васильевич Ломоносов | |
20 03 | 52 | 12 | Отечественная война 1812 года | |
01 04 | 53 | 13 | Россия на рубеже 19 -20 веке | |
03 04 | 54 | 14 | Россия в 20 веке. АСК Культура Смоленщины сегодня. | |
08.04 | 55 | 15 | Страна Советов | |
10.04 | 56 | 16 | Великая Отечественная война. АСК Военное прошлое Смоленщины. | |
15.04 | 57 | 17 | Брестская крепость. Ленинград в кольце блокады. | |
17.04 | 58 | 18 | Проект «Дети войны» | |
22.04 | 59 | 19 | СССР после войны. АСК Награды Смоленщины и города Смоленска | |
24.04 | 60 | 20 | Современная Россия. АСК Культура Смоленщины сегодня. | |
29 05 | 61 | 21 | Наше государство. АСК Наши земляки. | |
Повторение изученного в 4 классе - 7ч | ||||
06.05 | 62 | 22 | Повторение изученного | |
08.05 13.05 15.05 20.05 22.05 27 05 | 63 64 65 66 67 68 | 23 24 25 26 27 28 | Повторение изученного Защита индивидуальных проектов Тестовые задания на промежуточной аттестации за курс 4 класса. Защита индивидуальных проектов Защита индивидуальных проектов Защита индивидуальных проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...