Конспект урока оркужающий мир "Экосистема озера" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekosistema_ozera_3_klass.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

Образовательная система "Школа 2100".

Тема: Экосистема озера.

Цель: Сформировать представление учащихся об озере, как экосистеме.

Задачи:

Образовательные:

1. Создать условия для формирования представления об озере, как экосистеме.

 2. Познакомить с представителями животного и растительного мира озера, их "профессиями", ролью.

 3. Учить объяснять значение круговорота веществ в природе.

Задачи:

Развивающие: развивать интерес к предмету окружающий мир, развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

Тип: Изучение нового материала.

Формы работы: Индивидуальная, парная, групповая.

Формирование УУД:

Личностные: осознание необходимости учения, учиться проявлять самостоятельность в различных видах деятельности, учиться выражать своё мнение, оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные: определение целей, планирование деятельности, контроль, коррекция действий.

 Познавательные: нахождение информации в учебнике, извлечение и переработка, постановка проблемы, сравнение, выдвижение гипотез и их обоснование, умение делать выводы.

 Коммуникативные: умение слышать, слушать партнёров, договариваться, работая в группе, паре, выражать свои мысли.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Прозвенел опять звонок, начинается урок.

Прогоним страхи и неуверенность.

Возьмём с собой радужное, хорошее настроение.

2.Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, что такое экосистема? (Единство живой и неживой природы, где живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ).    

-  Назовите составные части экосистемы. (Воздух, вода, почва, производители, разрушители, потребители.)

                                              экосистема  

                       

             её части                                                      процесс

          (воздух, вода,                                     (круговорот веществ)

        почва, производители,

           потребители, разрушители)

- Что поддерживает порядок в экосистеме?

(круговорот веществ и энергии).

- Сегодня мы с вами изучим одну из экосистем. А какую - вы угадаете сами.

Глядятся в него молодые рябинки, цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки, свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды - в нем все отражается

Как это зеркало называется?

(озеро)

- Верно. О какой экосистеме мы будем сегодня говорить? (Экосистема озера).

3. Постановка проблемы.

Давайте вспомним всё, что мы знаем про озёра.

-Что такое озеро? (Природный водоём со стоячей водой.)

- Какой вопрос возникает, используя понятия «экосистема» и «озеро»?

(«Можно ли считать озеро экосистемой?»)

- На какие вопросы предстоит ответить?

Цели:

 1.Сравнить озеро с другим водоёмом.

 2.Определить, есть ли в озере все части экосистемы.

   3.Происходит ли в ней процесс круговорота веществ.

3.Поиск решения проблемы .Работа в парах.

Сравните озеро и реку.

Признаки сравнения

Озеро

Река

Течение

-

+

Образование

Котловина, углубление

Исток

Вода

Соленая, пресная

Пресная

Проточность

Бессточное, проточное

Проточная

Сделайте вывод по таблице.

(Озеро - это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. Озера бывают проточное и бессточное. Бессточное - это озеро, не имеющее выхода вод, из него не вытекают реки и ручьи. Сточное - это озеро, имеющее выход вод, из него вытекают реки ручьи.

- Какие озера вы знаете?

(Байкал, Каспийское, Ладожское).

Б) Какая вторая цель? (Определить, есть ли в озере все части экосистемы). Для её достижения вспомним «профессии» обитателей озера.

- Для решения проблемы, работаем в группах. Каждая группа получит задание и проведёт исследование предложенных вопросов. Но сначала вспомним правила работы в группе: в группе должен быть ответственный; работать должен каждый; один говорит, другие слушают;  свое несогласие высказывай вежливо.

Прочитайте задание. Что надо узнать каждой группе?

1группа. Познакомиться с озёрными растениями. Выбрать из конверта нужные иллюстрации. Подготовить о них рассказ.

(Экосистема озера «двухэтажная». Верхний этаж составляют мелкие организмы, которые плавают в толще воды. Их называют планктоном. К нему относятся водоросли и животные. На дне растут более крупные растения, например элодея, её можете увидеть в аквариумах; кувшинка – белая лилия, цветок, занесенный в красную книгу; камыш – в виде маленьких соцветий; рогоз – соцветие початок; планктонные водоросли – очень разнообразные).

2 группа. Познакомиться с озёрными животными. Выбрать из конверта нужные иллюстрации. Подготовить рассказ об озёрных потребителях.

(Среди потребителей преобладаю мелкие рачки, дафнии и циклопы. Дафнии и циклопы фильтруют (пропускают через себя)  воду в поисках мелких водорослей. Рачками кормятся многие рыбы, например  карась и плотва. Этими рыбами, в свою очередь, нередко лакомятся хищные окуни и щука).

3 группа. Выбрать из конверта нужные иллюстрации. Подготовить рассказ об озёрных разрушителях.

(Разрушители: мотыль, рак, беззубка).

4 группа. Рассказать, как связаны между собой организмы в экосистеме. Рассказать о круговороте веществ.

Кто обитает в озере? (Водоросли, рачки, уклейка, окунь, беззубка, бактерии, мертвые     организмы).

- Проследите, как они взаимосвязаны.

- рачки питаются водорослями,

- уклейка питается рачками,

- окунь питается уклейкой,

- мертвыми организмами кормятся раки, улитки, беззубки

- остатки перерабатывают микробы.

- Какого цвета стрелкой они соединены?

(Все они соединены зелеными стрелками).

- Что они обозначают?

(передачу энергии в виде питательных веществ).

- Почему от микробов к водорослям идет коричневая стрелка?

(микробы перерабатывают остатки мертвых организмов до минеральных веществ, которые нужны водорослям).

- Происходит взаимосвязь в пищевой цепочке.

5 группа. Рассказать, как озёра превращаются в болота. (стр.46)

Время работы закончилось. Прошу группы отчитаться.

Слушаем 1, 2, 3 группы.

В каком процессе экосистемы участвуют живые организмы? Как же происходит круговорот веществ в озере? Слушаем 4 группу.

 Что необычного заметили на схеме круговорота? Что означает чёрная стрелка? Слушаем 5 группу.

- Ребята, обратите внимание, на рисунке есть ещё черная стрелка, что же она, по вашему мнению, обозначает?

(ответы детей).

- Черная стрелка обозначает осадок не переработанных «разрушителями» веществ, уходит в ил, постепенно накапливается,  уменьшает глубину и чистоту озер. Всему этому может способствовать человек, выбрасывая в водоемы мусор в виде пластиковых бутылок, пакетов и многого другого – всё это живые организмы переработать не могут.  

Вывод: если круговорот веществ не полностью замкнут, то условия в экосистеме постепенно меняются. Именно поэтому на месте озера рано или поздно появляется болото.

Может ли человек повлиять на судьбу озера? Чем каждый из нас можем помочь?

Вернёмся к сравнительной таблице. Какой признак сравнения помог ответить на проблемный вопрос? (проточность). Какой вывод можно сделать: Озеро – это экосистема, так как в ней есть все части и круговорот веществ, но если круговорот не замкнут, то озеро зарастает.

4  Самостоятельное применение знаний.

А сейчас зафиксируем результаты исследования в своих тетрадях. Откройте свои тетради на с.23 №2

- Откройте рабочую тетрадь на странице 23, №1. Попробуйте самостоятельно подписать на схеме всех обитателей озера, с которыми вы познакомились, используя страницу 47 учебника.

- Теперь объясните, что означают стрелки?

(зеленая стрелка-передача питательных веществ; коричневая стрелка-передача минеральных веществ).

- Обратите внимание, что от мертвых организмов черная стрелка идет вниз, а не к микробам. Что это значит?

 («разрушители» не справляются со своей работой, а это значит, что круговорот веществ в озере не полностью замкнут).

5. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какую экосистему вы изучили сегодня на уроке?

(экосистему озера).

- Назовите «производителей» озера?

(элодея, хара, камыш, рогоз).

- Назовите «потребителей» озера?

 (щука, окунь, циклоп, дафнии, карась, плотва, утка, стрекоза, водомерка).

- Кто из «разрушителей» озера вам известен?

(мотыль, личинка комаров, улитка, рак, микробы).

- Оцените свою работу на уроке. (лесенка успеха «знаю»).

  6. Домашнее задание. 

Учебник стр. 46 – 49 читать, Р.т. стр. 24, №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»...