Конспект урока оркужающий мир "Экосистема озера" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
Образовательная система "Школа 2100".
Тема: Экосистема озера.
Цель: Сформировать представление учащихся об озере, как экосистеме.
Задачи:
Образовательные:
1. Создать условия для формирования представления об озере, как экосистеме.
2. Познакомить с представителями животного и растительного мира озера, их "профессиями", ролью.
3. Учить объяснять значение круговорота веществ в природе.
Задачи:
Развивающие: развивать интерес к предмету окружающий мир, развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.
Тип: Изучение нового материала.
Формы работы: Индивидуальная, парная, групповая.
Формирование УУД:
Личностные: осознание необходимости учения, учиться проявлять самостоятельность в различных видах деятельности, учиться выражать своё мнение, оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные: определение целей, планирование деятельности, контроль, коррекция действий.
Познавательные: нахождение информации в учебнике, извлечение и переработка, постановка проблемы, сравнение, выдвижение гипотез и их обоснование, умение делать выводы.
Коммуникативные: умение слышать, слушать партнёров, договариваться, работая в группе, паре, выражать свои мысли.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Прозвенел опять звонок, начинается урок.
Прогоним страхи и неуверенность.
Возьмём с собой радужное, хорошее настроение.
2.Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, что такое экосистема? (Единство живой и неживой природы, где живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ).
- Назовите составные части экосистемы. (Воздух, вода, почва, производители, разрушители, потребители.)
экосистема
её части процесс
(воздух, вода, (круговорот веществ)
почва, производители,
потребители, разрушители)
- Что поддерживает порядок в экосистеме?
(круговорот веществ и энергии).
- Сегодня мы с вами изучим одну из экосистем. А какую - вы угадаете сами.
Глядятся в него молодые рябинки, цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки, свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды - в нем все отражается
Как это зеркало называется?
(озеро)
- Верно. О какой экосистеме мы будем сегодня говорить? (Экосистема озера).
3. Постановка проблемы.
Давайте вспомним всё, что мы знаем про озёра.
-Что такое озеро? (Природный водоём со стоячей водой.)
- Какой вопрос возникает, используя понятия «экосистема» и «озеро»?
(«Можно ли считать озеро экосистемой?»)
- На какие вопросы предстоит ответить?
Цели:
1.Сравнить озеро с другим водоёмом.
2.Определить, есть ли в озере все части экосистемы.
3.Происходит ли в ней процесс круговорота веществ.
3.Поиск решения проблемы .Работа в парах.
Сравните озеро и реку.
Признаки сравнения | Озеро | Река |
Течение | - | + |
Образование | Котловина, углубление | Исток |
Вода | Соленая, пресная | Пресная |
Проточность | Бессточное, проточное | Проточная |
Сделайте вывод по таблице.
(Озеро - это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. Озера бывают проточное и бессточное. Бессточное - это озеро, не имеющее выхода вод, из него не вытекают реки и ручьи. Сточное - это озеро, имеющее выход вод, из него вытекают реки ручьи.
- Какие озера вы знаете?
(Байкал, Каспийское, Ладожское).
Б) Какая вторая цель? (Определить, есть ли в озере все части экосистемы). Для её достижения вспомним «профессии» обитателей озера.
- Для решения проблемы, работаем в группах. Каждая группа получит задание и проведёт исследование предложенных вопросов. Но сначала вспомним правила работы в группе: в группе должен быть ответственный; работать должен каждый; один говорит, другие слушают; свое несогласие высказывай вежливо.
Прочитайте задание. Что надо узнать каждой группе?
1группа. Познакомиться с озёрными растениями. Выбрать из конверта нужные иллюстрации. Подготовить о них рассказ.
(Экосистема озера «двухэтажная». Верхний этаж составляют мелкие организмы, которые плавают в толще воды. Их называют планктоном. К нему относятся водоросли и животные. На дне растут более крупные растения, например элодея, её можете увидеть в аквариумах; кувшинка – белая лилия, цветок, занесенный в красную книгу; камыш – в виде маленьких соцветий; рогоз – соцветие початок; планктонные водоросли – очень разнообразные).
2 группа. Познакомиться с озёрными животными. Выбрать из конверта нужные иллюстрации. Подготовить рассказ об озёрных потребителях.
(Среди потребителей преобладаю мелкие рачки, дафнии и циклопы. Дафнии и циклопы фильтруют (пропускают через себя) воду в поисках мелких водорослей. Рачками кормятся многие рыбы, например карась и плотва. Этими рыбами, в свою очередь, нередко лакомятся хищные окуни и щука).
3 группа. Выбрать из конверта нужные иллюстрации. Подготовить рассказ об озёрных разрушителях.
(Разрушители: мотыль, рак, беззубка).
4 группа. Рассказать, как связаны между собой организмы в экосистеме. Рассказать о круговороте веществ.
Кто обитает в озере? (Водоросли, рачки, уклейка, окунь, беззубка, бактерии, мертвые организмы).
- Проследите, как они взаимосвязаны.
- рачки питаются водорослями,
- уклейка питается рачками,
- окунь питается уклейкой,
- мертвыми организмами кормятся раки, улитки, беззубки
- остатки перерабатывают микробы.
- Какого цвета стрелкой они соединены?
(Все они соединены зелеными стрелками).
- Что они обозначают?
(передачу энергии в виде питательных веществ).
- Почему от микробов к водорослям идет коричневая стрелка?
(микробы перерабатывают остатки мертвых организмов до минеральных веществ, которые нужны водорослям).
- Происходит взаимосвязь в пищевой цепочке.
5 группа. Рассказать, как озёра превращаются в болота. (стр.46)
Время работы закончилось. Прошу группы отчитаться.
Слушаем 1, 2, 3 группы.
В каком процессе экосистемы участвуют живые организмы? Как же происходит круговорот веществ в озере? Слушаем 4 группу.
Что необычного заметили на схеме круговорота? Что означает чёрная стрелка? Слушаем 5 группу.
- Ребята, обратите внимание, на рисунке есть ещё черная стрелка, что же она, по вашему мнению, обозначает?
(ответы детей).
- Черная стрелка обозначает осадок не переработанных «разрушителями» веществ, уходит в ил, постепенно накапливается, уменьшает глубину и чистоту озер. Всему этому может способствовать человек, выбрасывая в водоемы мусор в виде пластиковых бутылок, пакетов и многого другого – всё это живые организмы переработать не могут.
Вывод: если круговорот веществ не полностью замкнут, то условия в экосистеме постепенно меняются. Именно поэтому на месте озера рано или поздно появляется болото.
Может ли человек повлиять на судьбу озера? Чем каждый из нас можем помочь?
Вернёмся к сравнительной таблице. Какой признак сравнения помог ответить на проблемный вопрос? (проточность). Какой вывод можно сделать: Озеро – это экосистема, так как в ней есть все части и круговорот веществ, но если круговорот не замкнут, то озеро зарастает.
4 Самостоятельное применение знаний.
А сейчас зафиксируем результаты исследования в своих тетрадях. Откройте свои тетради на с.23 №2
- Откройте рабочую тетрадь на странице 23, №1. Попробуйте самостоятельно подписать на схеме всех обитателей озера, с которыми вы познакомились, используя страницу 47 учебника.
- Теперь объясните, что означают стрелки?
(зеленая стрелка-передача питательных веществ; коричневая стрелка-передача минеральных веществ).
- Обратите внимание, что от мертвых организмов черная стрелка идет вниз, а не к микробам. Что это значит?
(«разрушители» не справляются со своей работой, а это значит, что круговорот веществ в озере не полностью замкнут).
5. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какую экосистему вы изучили сегодня на уроке?
(экосистему озера).
- Назовите «производителей» озера?
(элодея, хара, камыш, рогоз).
- Назовите «потребителей» озера?
(щука, окунь, циклоп, дафнии, карась, плотва, утка, стрекоза, водомерка).
- Кто из «разрушителей» озера вам известен?
(мотыль, личинка комаров, улитка, рак, микробы).
- Оцените свою работу на уроке. (лесенка успеха «знаю»).
6. Домашнее задание.
Учебник стр. 46 – 49 читать, Р.т. стр. 24, №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе
Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...
Конспект урока математики в 3 классе классе на тему: « Доли ». Презентация к уроку.
Изучение нового материала по теме " Доли"...
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...
Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»
Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»...