Конспект урока по окружающему миру "Что у нас над головой?" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Окружающий мир, УМК «Школа России», 1 класс
Тема урока: Что у нас над головой?
Задачи урока: уточнить знания детей о дневном и ночном небе, сообщить элементарные сведения о Солнце и облаках; познакомить в созвездием Большая медведица; развивать представления о форме и размерах предметов; начать освоение деятельности моделирования.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что Солнце — огромный пылающий шар, что облака состоят из мельчайших капелек воды.
Оборудование. У учителя — кубик, тарелка, мяч, темные защитные очки. У учащихся — коробки с пластилином; цветные фишки, цветные карандаши, карточки для игры «Зажги фонарик»
Предварительная работа. Перед данным уроком следует провести прогулку, во время которой надо рассмотреть с детьми небо, облака, а через защитные очки взглянуть на Солнце.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
- Как называется учебник, с которым мы начали работать?
- Как зовут героев учебника? Что мы учились делать на первом уроке? (Задавать вопросы.)
- С какими словами-помощниками мы познакомились?
- Рассмотрите в учебнике страницу, с которой начинается раздел «Что и кто?» (с. 3). Придумайте несколько вопросов с этими вопросительными словами к рисункам на данной странице.
- Кто помогал нам составлять вопросы? (Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха)
- Сегодня Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха вновь рады нашей встрече.
( У Муравьишки на голове колпак Звездочёта)
- Посмотрите внимательно на Муравьишку, что вы заметили?
- Кто носит такой колпак? (Звездочёт)
- Сегодня Муравьишка и Мудрая черепаха предлагают нам совершить путешествие на ракете.
- К запуску ракеты приготовиться! Пристегнуть ремни! Соединить контакты! ( хлопок в ладоши) Завести моторы! К старту готовы? Пять, четыре, три, два, один… Пуск! (Дети хлопают в ладоши, садятся на место)
- Мы взлетаем. Ракета уносит нас далеко от Земли!
- Мудрая Черепаха прихватила с собой конверт с загадками. Если мы их отгадаем, то узнаем, куда мы летим.
Голубой платок,
Алый колобок,
По платку катается,
Людям улыбается.
(Небо и солнце)
- С чем сравнивается небо в загадке? (с голубым платком)
- А солнце? Алый колобок)
- Во время путешествия мы должны поговорить о том, что у нас над головой.
После этого от имени Муравья Вопросика детям предлагается вспомнить и сказать:
- Что было у вас над головой во время прогулки. (Небо, а на небе — солнце и облака.)
Учитель уточняет: «Все это мы видели днем. А кто знает, каким становится небо поздно вечером и ночью? Что на нем можно увидеть? (Звезды, Луну.)»
Дети переворачивают страницу учебника, и кто-либо из читающих учащихся вслух читает название темы урока (с. 18).
«Что у нас над головой?»
- Вспомните каким бывает небо днём? Каким оно становится ночью? Что вы видели на небе днём? Ночью?
Учитель предлагает положить ладошку на ту страницу, где показано небо ночью.
Работа над новым материалом.
От имени Мудрой Черепахи учитель обращает внимание детей на изображение Солнца, просит подумать, какую форму оно имеет. Показывает детям три предмета (кубик, тарелку, мяч), спрашивает:
- На что похоже Солнце?
Сначала можно отложить в сторону предмет, на который Солнце точно не похоже (кубик), затем сравнить тарелку и мяч. В итоге учитель сообщает:
- Хотя мы видим в небе круг, на самом деле Солнце — шар. После этого можно предложить детям положить фишку в учебнике, на какой же предмет похоже Солнце.
Проходя по рядам, учитель проверяет выполнение задания.
4. Практическая работа.
Затем предлагает вылепить из пластилина модель Солнца. Нужно пояснить, что такое модель (предмет, изображающий другой предмет); спросить, пластилин какого цвета понадобится для изготовления модели Солнца (желтый).
Дети находят в коробке пластилин нужного цвета и лепят модели (пластилиновые шарики). Учитель обращает внимание учащихся на размеры вылепленных «солнышек», спрашивает, какого размера Солнце на самом деле, поясняет, что оно огромное, во много раз больше Земли.
- Солнце – огромный раскалённый шар. Оно во много раз больше Земли. А можем ли мы долететь до Солнца? (Ответы детей)
- Солнце находится очень-очень далеко. До солнца долететь невозможно. Солнце очень горячее.
Слайд о Солнце.
5. Работа по учебнику.
Солнышко-весёлышко,
Ты такое теплое!
Солнышко-весёлышко,
Ты такое доброе!
Почему же,
Хоть чуть-чуть,
На себя не дашь взглянуть?
М. Пляцковский
Отвечая на этот вопрос, дети говорят, что Солнце очень горячее, раскаленное, пылающее. Учитель обращает их внимание на изображение Черепахи в нижней части страницы, спрашивает, почему она в темных очках, читает вслух слова Черепахи, которые подводят итог знакомству с Солнцем. (Солнце очень яркое. На солнце можно смотреть только в солнцезащитных тёмных очках)
6. Физминутка.
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
А теперь наоборот.
Дети по небу летели,
И за звёздами глядели.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
7. Продолжение работы над новым материалом. Мудрая Черепаха спрашивает:
- Что же мы можем наблюдать на небе во время нашего путешествия? ( Облака)
- Подойдите к окну и посмотреть, какие сейчас на небе облака, какую форму имеют облака, на что они похожи? (если они есть).
Затем дети рассматривают на рисунке, какие бывают облака.
Учитель говорит: «Одни из них напоминают большие кучи ваты, это кучевые облака; другие расположены слоями, это слоистые облака; третьи напоминают перья, это перистые облака. (Все эти облака дети находят на рисунке и показывают их пальчиком.) Какие же облака мы видели во время прогулки или только что в окно?» Дети могут отметить их, закрасив в учебнике кружок или положив на него цветную фишку.
Затем учитель от имени Муравья Вопросика просит рассмотреть рисунок на с. 6 и рассказывает, как однажды тот летал на облаке. Учитель спрашивает: «Верите ли вы Муравьишке? Могло ли это быть на самом деле?» Обсуждая с учителем эти вопросы, дети узнают, что облако — это густой туман высоко в небе, оно состоит из мельчайших капелек воды и поэтому летать на нем можно только в сказке.
Физкультминутка. Могут быть проведены с использованием песни «Облака, белокрылые лошадки».
8. Продолжение работы.
- А сейчас отгадайте загадку:
:
Махнула птица крылом
И покрыла весь свет одним пером.
(Ночь)
- Игра «День-ночь»
Учитель предлагает представить картину ночного неба, которую можно увидеть во время путешествия.
Муравьишка Звездочёт приготовил для вас вопросы:
- Какого цвета небо? Что можно наблюдать на небе? (Звёзды, Луну)
- Отгадайте загадки, которые предлагает вам Мудрая Черепаха:
Рассыпалось ночью зерно,
Глянули утром – нет ничего.
(Звёзды)
В голубой станице
Девица круглолица.
Ночью ей не спиться-
В зеркале глядится.
(Луна)
- Полюбуйтесь красотой ночного неба.
(Показать слайды ночного неба, прочитать в Атласе-определителе описание ночного неба)
- Что вы можете рассказать о звёздном небе? (Оно яркое, красивое, таинственное, сказочное)
9. Муравьишка Звездочёт приготовил для вас вопрос:
- Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Созвездие Большая Медведица)
- Если дети затрудняются в ответе, учитель предлагает открыть учебники и найти в верхнем левом углу страницы рисунок Медведицы.
- Эта Медведица живёт высоко-высоко в небе. Вы, наверное, очень хотите узнать, почему? Усаживайтесь поудобнее, и я расскажу вам древнюю сказку:
Жила-была на белом свете девушка – Каллисто и её сын – охотник Аркас. Каллисто была очень красивой. Однажды злая волшебница узнала о необыкновенной красоте девушки и превратила красавицу Каллисто в медведицу. Медведица поселилась в лесу и жила среди диких зверей. Случилось так, что сын красавицы Аркас отправился на охоту. Он сразу заметил медведицу, которая совершенно не испугалась охотника. Аркас решил выстрелить. Ещё секунда и меткий стрелок выстрел охотника погубил бы медведицу. Но случилось чудо. Добрый волшебник спас жизнь животному. Волшебник схватил медведицу за хвост и поднял на небо, где превратил в созвездие.
- Обратите внимание на рисунок в учебнике, сколько ярких звёзд в созвездии? (Семь)
- Какую фигуру образуют эти звёзды? (Ковш)
Самостоятельная работа учеников. ( в рабочей тетради)
- Соедините звёзды так, чтобы получился ковш Большой Медведицы.
1 ученик работает с ИД.
10. Итог урока.
- Молодцы! Муравьишка Звездочёт и Мудрая Черепаха довольны вашей работой и предлагают вернуться домой на Землю.
- К приземлению приготовиться! (дети встают)
- Приглушить моторы!
- Разъединить контакты!
- Отстегнуть ремни!
- Пять, четыре, три, два, один! (Дети хлопают в ладоши)
- Полёт окончен.
Игра «Зажигаем фонарик».
Цветные карандаши: красный, зелёный, синий.
( Если ученик согласен с утверждением учителя, он рисует зелёный кружок, если не согласен – красный, а если не знает верного ответа – синий.)
Учитель читает утверждения:
- Солнце – это огромный раскалённый шар.
- На солнце можно смотреть без защитных очков.
- Днём на небе можно увидеть луну и звёзды.
- В созвездии Большая Медведица 7 звёзд.
Подводя итоги урока, учитель просит детей сказать, что у нас над головой? Что же они узнали о Солнце и облаках, что их больше всего удивило. (Покажите с помощью светофора)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс
Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....
Конспект урока по окружающему миру "О дружбе". 2 класс
Тема проекта: Когда мои друзья со мной! Время: 3 часа Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.
Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...
Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"
Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1. сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...
Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по программе "Гармония" по теме "Солнце и его значение для живого", презентация
Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии ...
Конспект урока по окружающему миру "Красная книга" 2 класс.
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса....
Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"
Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"...