Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 33.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4-м классе по системе Л.В. Занкова
Тема:"Мышцы человека. Их движение"
Провела: Туркина Маргарита Николаевна
учитель начальных классов
«Сарыевской нош № 2»
Дата проведения: 16.10.2012
Цель:
- Формирование и систематизация научных представлений и знаний об анатомии тела человека, лежащих в основе здоровья, оберегающее жизнь ребенка начальных классов.
Задачи:
- Дать представления о значении мышц и их работе.
2. Развивать коммуникативные умения учащихся.
3. Формировать доброжелательное отношение друг к другу.
4.Воспитывать ЗОЖ.
Ход урока
Орг. момент | - Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, сегодня у нас какое число? А день недели? Хорошо. Тихонечко садятся девочки, мальчики. - Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Зовут меня Маргарита Николаевна. - Давайте с вами вспомним, как должен работать ученик на уроке. ( Ответы детей) - Я надеюсь, что вы будете пользоваться этими правилами в течение урока -Те ученики, кто будут активно работать, хорошо отвечать, получат такие смайлики. А в конце мы подсчитаем, кто был самым активным. | 1 слайд |
Актуализация знаний | - Отгадайте загадку: “ Я опору тела составляю, Ходить, бегать помогаю”. (Скелет) - Назовите части скелета. (Череп, плечо, предплечье, кисть, бедро, голень, стопа, таз, позвоночник) -Какие части скелета мы с вами не назвали? (Грудину, рёбра, лопатки) | 2 слайд
3 слайд |
Работа в группах | - Предлагаю поработать в группах. Какое главное правило работы в группе? (Ответы детей) - Обсудите в группе 1 группа - Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните это явление. 2 группа - Известно, что у гимнастов очень гибкое тело, они без особых усилий делают “ мостик”, изгибают дугой свой позвоночник. Руки же человека сгибаются только в плечах, локтях, кистях, а ноги- в бедре, колене, стопе. Объясните, почему руки и ноги не могут так же сгибаться, как позвоночник. 3 группа -Что такое осанка? - Почему важно сохранять правильную осанку? 4 группа - Интересно, что в Средние века при строительстве мостов и зданий рекомендовалось добавлять в известковый раствор сырые яйца и даже молоко. А сегодня врачи считают, что и нашим костям необходимы яйца и молочные продукты. В чем секрет этих рекомендаций? (Ответы детей) | 4 слайд |
- Подведем итог сказанному (о значении скелета) *опора тела *защита организма *форма тела | 5 слайд | |
Работа над новым материалом. Определение темы.
Игра “Замри”
Работа с учебником
Работа с учебником Физ.минутка Подведение итогов | - Посмотрите на экран. - Разгадаете кроссворд. Загадки. -Как вы думаете, почему «Мышцы» выделено в клетках? (Ответы детей) - Правильно, сегодня мы будем говорить о мышцах, определим их функции, узнаем какие, бывают мышцы. - Я слышала такую пословицу: “ Были бы кости, а мясо нарастет”. - Как понимаете пословицу? (Ответы учеников) - А знаете ли вы, откуда пришло слово “ мышца”? - Название “мышца” произошло от латинского слова “мускулус”, что означает “мышонок”. Это связано с тем, что врачи, наблюдая за сокращением скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши. -Хотите поиграть в игру “Замри”? -Вы двигаетесь, принимаете различные позы. По моему сигналу “Замри” - замираете. Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте “замри”! - Что позволило вам принимать и держать разные позы? (Ответы ребят) - Кто из вас знает, какие по величине бывают мышцы? ( Большие и маленькие) - Где расположены крупные мышцы? ( Самая большая – ягодичная, большие – большая грудная, бицепс, мышца бедра, икроножная). - Почему здесь расположены сильные мышцы? (Выполняют тяжелую работу). - Давайте посмотрим, что об этом нам говорит учебник. - Прочитайте текст на с.40 - Что узнали? - Опустите левую руку вниз, расслабьте мышцы. Кистью правой руки обхватите мышцы в области плеча (бицепс). Напрягите левую руку в локте. Разогните руку. - Что вы почувствовали? - Какой вывод сделаем? (Ответы учащихся) Что об этом говорит учебник? С. 40- 41 - Вывод: есть мышца- сгибатель, и мышца- разгибатель. Когда одна работает, другая - расслабляется. -Утомляются ли мышцы? (Высказывания учащихся) -Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем эксперимент: возьмите портфель (ранец) в руку, отведите её в сторону, не сгибая руки, поднимите портфель на уровень плеч. Держите портфель. - Что произошло с вашей рукой? (Высказывания учащихся) Вывод: длительная работа мышц вызывает постепенное снижение работоспособности – утомление. -И мы с вами немного утомились, давайте отдохнём. Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки) - Как же работают наши мышцы? Об этом мы даже и не задумываемся - Послушайте древнюю индийскую сказку. Однажды молодая веселая сороконожка танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидую легкости ее движений. И вдруг она спросила плясунью: - Не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе удается так замечательно распоряжаться всеми своими ножками? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимается первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда подымаются одиннадцатая и седьмая? Сороконожка остановилась и задумалась. Ей никогда в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей стало и самой любопытно – как же поступает она на самом деле? Ну какую, например, ножку надо ей сейчас поднять, чтобы продолжать свой танец? Но она этого не знала. И чем больше она об этом думала, тем все больше задумывалась. Так она и осталась неподвижной со всеми своими сорока ножками, на радость злорадной жабе. Вывод: - Мы тоже могли оказаться в печальном положении этой плясуньи, если бы каждый раз задумывались, прежде чем сделать шаг или поднять руку и начали бы соображать, как это сделать. - Интересно, что для того, чтобы сделать всего один шаг, нужно сократить и расслабить 20 мышц. Все делается в определенном порядке, а мы даже не замечаем этого. Потому что мы привыкли это делать и для нас это естественно. -Сравним две иллюстрации (человек с развитой мускулатурой и с неразвитой). -Чем отличаются эти люди? Как вы думаете, у кого из них больше мышц? Почему? (Мнение детей) А на самом деле у всех людей одинаковое количество мышц (ученые насчитали около 600 мышц в организме человека), и они самые разнообразные: есть сердечная мышца (где находится, что заставляет работать?), есть мимические мышцы (отвечают за мимику), есть межреберные мышцы (где находятся, что двигают?), есть мышцы - сгибатели (что делают?), есть разгибатели (что делают?) -Итак, сколько мышц у человека? Почему вы решили, что у этого человека мышц больше? Чем его мышцы отличаются от мышц другого человека? (Они более тренированные, «накачанные».) -Как же он этого добился, достиг такого уровня развития мышц? (Ответы детей) -Слышали такую пословицу: « Кто не работает, тот не ест?». Как вы ее понимаете? Согласны с ней? Почему? (Высказывания ребят) -Эта пословица очень точно отражает работу мышц. Наш организм устроен таким образом, что клетки, которые больше работают, (т.е. чаще сокращаются), получают больше питания, чем мышцы-«бездельники». А раз они получают больше питания, значит, быстрее растут и развиваются. Так происходит рост мышечной массы. А что же происходит с клетками, которые находятся в бездействии, как вы думаете? (Они получают мало питания, поэтому остаются неразвитыми). А что же надо делать, чтобы мышцы развивались? (Тренировать их). -Верно, необходимо выполнять специальные комплексы упражнений для каждой группы мышц, тогда мы будем сильными и здоровыми. -А как человек демонстрирует свою силу? Покажите. (Дети сгибают руки в локтях, активизируют бицепсы). -Для чего выполняет он такое движение? Почему нельзя продемонстрировать мышцы, не сгибая руки? (Чтобы мышца стала заметной, ее нужно напрячь, сократить). -Правильно, мышца-бицепс сокращается, становится напряженной, утолщается, её лучше видно. - Как вы думаете, сила и ловкость – это врожденные качества человека или приобретенные? Что поможет стать красивым, сильным, здоровым человеком? (занятия спортом, при тренировке развиваются мышцы) - Какие полезные советы вы могли бы предложить? (Мнение учеников) - Прислушайтесь к этим советам. -Движение может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства не могут заменить действия упражнений. - Как вы понимаете эти слова? Если хочешь быть сильным – бегай Если хочешь быть красивым - бегай Если хочешь быть умным – бегай (Ответы учащихся) |
6,7,8,9,10,11 Слайды
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
15 слайд
16 слайд 17 слайд
18 слайд 18 слайд 19слайд 20 слайд |
Рефлексия | - Что нового вы узнали о себе? - Что было самым удивительным? - О чем вы задумались после сегодняшнего урока? (Ответы детей) - Подсчитайте количество смайликов: у кого 1…2…3…4…5…6….7…. -Все молодцы, хорошо работали! |
|
Домашнее задание | - Стр. 40 – 42 – прочитайте текст, и выберите любое изречение, попробуйте его объяснить. - Или подберите интересные факты о скелете, мышцах. | слайд 21 |
| - Закончить наш урок хотелось бы такими словами: Помните! “Без труда слабеют ум и тело!” СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! | слайд 22-23 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру во 2 «г» классе «Вода и её свойства» (Система развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с ФГОС)
8. Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации( свойства воды)9. Задачи:- обучающие• формировать представления о свойствах воды;• формировать практические умени...
Конспект урока по окружающему миру "Распространение семян" 2 класс УМК "Система" Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов
Конспект урока для 2-го класса по Окружающему миру.Тема: "Распространение семян"УМК "Система" Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов...
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 класса по системе Л.В.Занкова
Полная рабочая программа по окружающему миру...
Конспект урока по окружающему миру "Развитие животных", 1 класс УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о развитие животных.Планируемые результатыПредметные знать: как развиваются животные;уметь: правильно определять как рождается и развиваетс...
Конспект урока по окружающему миру + презентация "Достопримечательности родного края" (УМК "Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова", 3 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний о достопримечательностях родного края.Планируемые результаты:Предметные:Знать понятия «достопримечательность», «Родина»;Знать дос...
Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»
Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...
Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо» в 4 классе
Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо» в 4-3 классеУчитель Климаненко Галина Михайловна Технологическая картаТема урока...