Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) на тему

Туркина Маргарита Николаевна

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4-м классе по системе Л.В. Занкова

Тема:"Мышцы человека. Их движение"

               Провела: Туркина Маргарита Николаевна

                                     учитель начальных классов

                                      «Сарыевской нош № 2»

               Дата проведения: 16.10.2012

Цель:

- Формирование и систематизация научных представлений и знаний об анатомии тела человека, лежащих в основе здоровья, оберегающее жизнь ребенка начальных классов.

Задачи:

  1. Дать  представления  о значении мышц и их работе.

      2.  Развивать коммуникативные  умения  учащихся.

      3.  Формировать  доброжелательное отношение друг к другу.

       4.Воспитывать ЗОЖ.

Ход урока

Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, сегодня  у нас какое число? А день недели?  Хорошо. Тихонечко садятся девочки, мальчики.

- Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Зовут меня Маргарита Николаевна.

- Давайте с вами вспомним, как должен работать ученик на уроке. ( Ответы детей)

- Я надеюсь, что вы будете пользоваться этими правилами в течение урока

-Те ученики, кто будут активно работать, хорошо отвечать, получат такие смайлики. А в конце мы подсчитаем, кто был самым активным.

   1 слайд

Актуализация знаний

- Отгадайте загадку:

“ Я опору тела составляю,

Ходить, бегать помогаю”. (Скелет)

- Назовите части скелета. (Череп, плечо, предплечье, кисть, бедро, голень, стопа, таз, позвоночник)

-Какие  части скелета мы с вами не назвали? (Грудину, рёбра, лопатки)

   2 слайд

   

      3

слайд

Работа в группах

- Предлагаю поработать в группах. Какое главное правило работы в группе? (Ответы детей)

- Обсудите в группе

1 группа

- Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните это явление.

2 группа

- Известно, что у гимнастов очень гибкое тело, они без особых усилий делают “ мостик”, изгибают дугой свой позвоночник. Руки же человека сгибаются только в плечах, локтях, кистях, а ноги- в бедре, колене, стопе. Объясните, почему руки и ноги не могут так же сгибаться, как позвоночник.

3 группа

-Что такое осанка?

- Почему важно сохранять правильную осанку?

4 группа

- Интересно, что в Средние века при строительстве мостов и зданий рекомендовалось добавлять в известковый раствор сырые яйца и даже молоко. А сегодня врачи считают, что и нашим костям необходимы яйца и молочные продукты. В чем секрет этих рекомендаций?

(Ответы детей)

   4

слайд

- Подведем итог сказанному (о значении скелета)

*опора тела

*защита организма

*форма тела

   5

слайд

Работа над новым материалом.

Определение темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра “Замри”

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

 

 

 Работа с учебником

Физ.минутка

Подведение

  итогов

- Посмотрите на экран.

- Разгадаете кроссворд.

Загадки.

-Как вы думаете, почему «Мышцы» выделено в клетках?

(Ответы детей)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о мышцах, определим их функции, узнаем какие, бывают мышцы.

- Я слышала такую пословицу: “ Были бы кости, а мясо нарастет”.

- Как понимаете пословицу?

(Ответы учеников)

- А знаете ли вы, откуда пришло слово “ мышца”?

- Название “мышца” произошло от латинского слова “мускулус”, что означает “мышонок”. 

Это связано с тем, что врачи, наблюдая за сокращением скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши.

-Хотите поиграть в игру “Замри”?

-Вы двигаетесь, принимаете различные позы. По моему сигналу “Замри” - замираете.

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте “замри”!

- Что позволило вам принимать и держать разные позы?

(Ответы ребят)

- Кто из вас знает, какие по величине бывают мышцы?

 ( Большие и маленькие)

- Где расположены крупные мышцы? ( Самая большая – ягодичная,  большие – большая грудная,   бицепс, мышца бедра,   икроножная).

- Почему здесь расположены сильные мышцы?

(Выполняют тяжелую работу).

- Давайте посмотрим, что об этом нам говорит учебник.

- Прочитайте текст на с.40

- Что узнали?

- Опустите левую руку вниз, расслабьте мышцы. Кистью правой руки обхватите мышцы в области плеча (бицепс). Напрягите левую руку в локте. Разогните руку.

- Что вы почувствовали?

- Какой вывод сделаем? (Ответы учащихся)

Что об этом говорит учебник?

С. 40- 41

- Вывод: 

есть мышца- сгибатель, и мышца- разгибатель. Когда одна работает, другая - расслабляется.

-Утомляются ли мышцы? (Высказывания учащихся)

-Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем эксперимент: возьмите портфель (ранец) в руку, отведите её в сторону, не сгибая руки, поднимите портфель на уровень плеч. Держите портфель.

- Что произошло с вашей рукой?  (Высказывания учащихся)

Вывод:

 длительная работа мышц вызывает постепенное снижение работоспособности – утомление.

-И мы с вами немного утомились, давайте отдохнём.

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).

- Как же работают наши мышцы? Об этом мы даже и не задумываемся

- Послушайте древнюю индийскую сказку.

Однажды молодая веселая сороконожка танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидую легкости ее движений. И вдруг она спросила плясунью:

- Не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе удается так замечательно распоряжаться всеми своими ножками? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимается первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда подымаются одиннадцатая и седьмая?

Сороконожка остановилась и задумалась. Ей никогда в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей стало и самой любопытно – как же поступает она на самом деле?

Ну какую, например, ножку надо ей сейчас поднять, чтобы продолжать свой танец? Но она этого не знала. И чем больше она об этом думала, тем все больше задумывалась. Так она и осталась неподвижной со всеми своими сорока ножками, на радость злорадной жабе.

Вывод: 

- Мы тоже могли оказаться в печальном положении этой плясуньи, если бы каждый раз задумывались, прежде чем сделать шаг или поднять руку и начали бы соображать, как это сделать.

- Интересно, что для того, чтобы сделать всего один шаг, нужно сократить и расслабить 20 мышц. Все делается в определенном порядке, а мы даже не замечаем этого. Потому что мы привыкли это делать и для нас это естественно.

-Сравним две иллюстрации  (человек с развитой мускулатурой и с неразвитой).

-Чем отличаются эти люди?

Как вы думаете, у кого из них больше мышц? Почему? (Мнение детей)

А на самом деле у всех людей одинаковое количество мышц (ученые насчитали около 600 мышц в организме человека), и они самые разнообразные:

есть сердечная мышца (где находится, что заставляет работать?),

есть мимические мышцы (отвечают за мимику),

есть межреберные мышцы (где находятся, что двигают?),

есть мышцы - сгибатели (что делают?), есть разгибатели (что делают?)

-Итак, сколько мышц у человека? Почему вы решили, что у этого человека мышц  больше? Чем его мышцы отличаются от мышц другого человека?

(Они более тренированные, «накачанные».)

-Как же он этого добился, достиг такого уровня развития мышц? (Ответы детей)

-Слышали такую пословицу: « Кто не работает, тот не ест?». Как вы ее понимаете?

Согласны с ней? Почему?

(Высказывания ребят)

-Эта пословица очень точно отражает работу мышц. Наш организм устроен таким образом, что клетки, которые больше работают,  (т.е. чаще сокращаются), получают больше питания, чем мышцы-«бездельники». А раз они получают больше питания, значит, быстрее растут и развиваются. Так происходит рост мышечной массы. А что же происходит с клетками, которые находятся в бездействии, как вы думаете?

(Они получают мало питания, поэтому остаются неразвитыми).

А что же надо делать, чтобы мышцы развивались?

(Тренировать их).

-Верно, необходимо выполнять специальные комплексы упражнений для каждой группы мышц, тогда мы будем сильными и здоровыми.

-А как человек демонстрирует свою силу? Покажите.

(Дети сгибают руки в локтях, активизируют бицепсы).

-Для чего выполняет он такое движение? Почему нельзя продемонстрировать мышцы, не сгибая руки?

(Чтобы мышца  стала заметной, ее нужно напрячь, сократить).

-Правильно, мышца-бицепс сокращается, становится напряженной, утолщается, её лучше видно.

- Как вы думаете, сила и ловкость – это врожденные качества человека или приобретенные? Что поможет стать красивым, сильным, здоровым человеком? (занятия спортом, при тренировке развиваются мышцы)

- Какие полезные советы вы могли бы предложить? (Мнение учеников)

- Прислушайтесь к этим советам.

-Движение может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства не могут заменить  действия упражнений.

- Как вы понимаете эти слова?

Если хочешь быть сильным – бегай

Если хочешь быть красивым - бегай

Если хочешь быть умным – бегай

(Ответы учащихся)

   

6,7,8,9,10,11

Слайды

 

 

 

 

 

Слайд 12

 

Слайд 13

 

 

Слайд 14

 

 

 

 

 

 15  слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 слайд

17 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 слайд

18 слайд

19слайд

20 слайд

Рефлексия

- Что нового вы узнали о себе?

- Что было самым удивительным?

- О чем вы задумались после сегодняшнего урока?

(Ответы детей)

- Подсчитайте количество смайликов: у кого  1…2…3…4…5…6….7….

-Все молодцы, хорошо работали!

 

Домашнее задание

- Стр. 40 – 42 – прочитайте текст, и выберите любое изречение, попробуйте его объяснить.

- Или подберите интересные факты о скелете, мышцах.

слайд 21

 

- Закончить наш урок хотелось бы такими словами: Помните! “Без труда слабеют ум и тело!”

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 слайд 22-23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру во 2 «г» классе «Вода и её свойства» (Система развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с ФГОС)

8. Цель  урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации( свойства воды)9. Задачи:- обучающие• формировать представления о свойствах  воды;• формировать практические умени...

Конспект урока по окружающему миру "Распространение семян" 2 класс УМК "Система" Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов

Конспект урока для 2-го класса по Окружающему миру.Тема: "Распространение семян"УМК "Система" Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов...

Конспект урока по окружающему миру "Развитие животных", 1 класс УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о развитие животных.Планируемые результатыПредметные знать: как развиваются животные;уметь: правильно определять как рождается и развиваетс...

Конспект урока по окружающему миру + презентация "Достопримечательности родного края" (УМК "Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова", 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о достопримечательностях родного края.Планируемые результаты:Предметные:Знать понятия «достопримечательность», «Родина»;Знать дос...

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...

Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо» в 4 классе

Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо»  в 4-3 классеУчитель Климаненко Галина Михайловна Технологическая картаТема урока...