Конспект урока окружающего мира "Свойства воздуха" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Самохина Елена Ивановна

Конспект урока окружающего мира  во 2 классет (УМК «Д.Б,Эльконина-В.В.Давыдова»)

Тема «Свойства воздуха»

Вид урока: урок-исследование.

Тип урока: получение новых знаний.

Педагогические задачи: создать условия для расширения знания о свойствах воздуха; учить,  с помощью опытов доказывать, что воздух занимает пространство, что его можно взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается; содействовать развитию умений работать с разными источниками информации.

Цели : выявить  свойства воздуха в ходе наблюдений и опытов;  учить проводить простейшие опыты; фиксировать и анализировать результаты; знать основные и легко определяемые свойства воздуха, значение воздуха в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

H:\Аттестация 2020\Урок окр мир 001.jpgРегулятивные УУД:

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи;

уметь формулировать несложную учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать;

удерживать цель деятельности до получения ее результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные УУД:

учить наблюдать, делать выводы, обобщать;

развивать наблюдательность и умения рассуждать;

учить проводить несложные исследования;

учить находить дополнительную информацию, используя справочную литературу (текст);

применять таблицы, схемы, модели для получения информации, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

Оборудование и материалы: для учителя:

ноутбук; мультимедийный проектов;

оборудование  для опытов; воздушные шары; весы;карточки с описанием свойства воздуха;

для учащихся:

тетрадь на печатной основе, учебник, воздушные шары.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Наглядность

1.Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к вам на урок пришли гости. Поприветствуйте их и подарите всем свои замечательные улыбки!

2..Актулизация знаний.

- На свете есть много разных профессий. Какие профессии вы знаете?

- Есть такая профессия – ученый.  Сегодня я предлагаю вам на один урок стать учёными.

- Кто из вас знает, чем занимаются учёные?

-  Какие ассоциации со словом «учёный» у вас возникают?

- Итак, вы сегодня не просто дети, вы учёные,  и будете делать важное открытие!

- Каждая группа, на время урока, превращается в научную лабораторию.

Лаборатория №1

Лаборатория №2.

Лаборатория №3.

- Кто знает, чем занимаются в лаборатории?

- Ученого.

-Делают открытия, изучают разные вещи и явления, проводят опыты.

Ответы детей.

Каждая группа получает табличку с названием:

Лаборатория №1

Лаборатория №2.

Лаборатория №3.

3. Операционно-исполнительский этап.

- Господа учёные, вам нужно изучить то, что находится в этой коробке.

- Что в коробке?

- Неужели она пустая?

- А как воздух попал в коробку?

- Действительно, вокруг нас всюду есть воздух, но мы его просто не замечаем. Он заполняет все промежутки, трещинки и щели в предметах. Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали, повсюду есть воздух. Вся планета Земля окутана со всех сторон воздухом, как покрывалом.

- Господа учёные, назовите объект изучения.

Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе, а проделав ряд опытов, познакомимся со свойствами воздуха.

-Тема урока: «Свойства воздуха»

- Под свойством понимают - качество, признак, отличительную особенность чего-нибудь.

- При изучении какого-либо объекта составляют план исследования. Обычно определяют:

- цвет;

- прозрачность;

- вкус;

- вес;

- запах  и другие качества изучаемых объектов.

- Назовите свойства объекта по плану. (Учитель показывает сахар).

- Вы провели пробные исследования.

- Вспомним тему урока. Что будем определять?

- Кто из вас знает, что такое воздух?

- Что вы знаете о воздухе?

Ответы детей.

В коробке находится воздух.

Воздух находится везде.

Воздух.

Ответы детей.

Воздух - смесь газов.

Ответы детей.

Группа получают пустые коробки с записками.

«Здесь находится то, без чего невозможна жизнь на планете Земля»

На доске вывешивается табличка: Воздух.

На доске: Тема урока: «Свойства воздуха»

Свойство - качество, признак, отличительная особенность чего-нибудь.

Предлагается, на выбор: гвоздь, сахар, стеклянный стакан, лист бумаги

- Каждая лаборатория получает задание. Прочитав его, каждая группа учёных должна ответить на свой вопрос.

1 группа: Из смеси каких газов состоит воздух?

2 группа: Какой из газов самый важный?

3 группа: Какой из газов непригоден для дыхания?

-Где можно найти информацию об объекте исследования – воздухе? Обратимся к учебнику.

Работа с учебником. Зачитывается текст на странице 80:

Ребята решили исследовать воздух и записали свои вопросы:

Миша: «Есть ли на Земле место, где нет воздуха?»

Оля: «Почему воздух невидим?»

Катя: «Можно ли поймать воздух?»

На какие из этих вопросов ты уже можешь ответить?

- Как вы думаете, какими свойствами обладает воздух? Посовещайтесь в группах и запишите ваши предположения.

- Определять свойства воздуха вы будете во время опытов.

Познакомьтесь с правилами поведения.

1 Необходимо аккуратно относится ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.

2. Если опыт проводит один человек, остальные молча наблюдают. Только после окончания опыта проводится обмен мнениями.

3. Переговариваться друг с другом нужно тихо,  не мешая другим.

4. Трогать всё оборудование можно только с разрешения учителя.

5. После урока необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Приступаем к работе.

1 группа: Азот, кислород, углекислый газ и примеси.

2 группа: Кислород.

3 группа: Углекислый газ.

Ответы детей.

Дети выдвигают гипотезы, учитель фиксирует их на доске.

Чтение правил поведения во время опытов.

Текст: «Воздух - это смесь газов. В его состав входят: азот, кислород, углекислый газ, водяные пары и различные примеси.

  Кислород необходим для дыхания всем живым существам. Если бы в воздухе, который окружает Землю вокруг, не стало кислорода, то на планете Земля прекратилась бы жизнь, - все люди, животные и растения погибли бы.

    Кроме кислорода и азота, в воздухе есть немного углекислого газа. Этот газ не поддерживает горения и непригоден для дыхания».

Опыт 1.

- Как вы думаете, можно ли увидеть воздух?

- Как это сделать?

Возьмите  стаканчик с водой и трубочку. Опустите в воду трубочку и легонько подуйте.

-Что вы увидели?

- Это и есть воздух. Какого он цвета?

- Какое свойство воздуха определили?

Гипотезы детей.

Пузырьки.

Бесцветный.

Цвет. Точнее, его отсутсвие.

На доске: воздух + бесцветный

Опыт 2.

- Мы с вами говорили о том, что воздух есть везде и в классе тоже.

Поднимите учебник. Видно ли вам через него что-нибудь? Почему?

- Через стену мы видим соседний класс? Почему?

- А сейчас вы видите что-нибудь?

- О каком свойстве воздуха можно сделать вывод?

- Какие предметы обладают этим свойством?

Нет. Книга непрозрачная.

Нет. Стена непрозрачная.

Да. Воздух прозрачный.

На доске: воздух + прозрачный

Опыт 3.

Попробуем определить, какой вкус имеет воздух.

На слайде картинка лимона.

- Какой вкус у лимона?

На слайде картинка шоколада.

- Какой вкус у шоколада?

- Какой вкус имеет воздух?  Попробуйте его язычком.

Кислый.

Сладкий.

Не имеет вкуса.

На доске: воздух + не имеет вкуса

Физкульминутка.

Что вы почувствуете, если я открою форточку или дверь.

Это не просто холод. Это к нам в класс «забежал» воздух, он замёрз и хочет согреться. Воздух движется.

Встаньте. Закройте глаза. Представьте, тихо падает снег. Он кружится, сверкая на солнце.

Откройте глазки. Поймайте снежинки на ладошки. А теперь сдуйте их. Ещё поймайте снежинки и снова сдуйте. А теперь повернитесь к своему другу и отправьте снежинки ему. Что помогло отправить снежинки другу?

Холод.

Воздух.

На доске: воздух + движется

Опыт 4.

- Как вы думаете, можно ли поймать воздух? Каким образом?

Для опыта нам понадобится сосуд с водой и стеклянный стакан. Возьмите в руки стакан, поверните его вверх дном и осторожно опустите в сосуд с водой.

- Есть вода внутри стакана?

- Чье место занял воздух в стакане?

- Что мешает воде войти в стакан?

Попробуйте немного наклонить стакан, не вынимая его из воды.

- Что увидели?

Какой можно сделать вывод?

Версии детей.

Нет.

Воздух в стакане не уступает своего места воде.

Воздушный пузырь.

Воздух занимает пространство.

На доске: воздух + занимает пространство, место

Опыт 5.

- Что бы вы ответили человеку, который попросил бы вас взвесить ему килограмм воздуха?

- Проверим, имеет ли воздух вес?

Взвешивание пустого и надутого шарика. Какой шарик тяжелее?

Ответы детей.

Вывод: шарик с воздухом тяжелее. Значит, воздух имеет вес.

На доске: воздух + имеет вес.

Опыт 6.

Видео-загадка.

- Почему шарик, то надувается, то сдувается?

- О каком свойстве воздуха можно сделать вывод?

Вывод: При нагревании воздух расширяется,  а при охлаждении сжимается.

На доске: воздух + при нагревании расширяется.

Опыт 7.

- Проверим, имеет ли воздух запах. Каждая лаборатория получает оборудование. (Три колбы с пробками. Каждая пронумерована. В каждой кусочек ваты. В первой вата смочена духами, во второй - чесноком).

- Как вы думаете, где воздух?

- Имеет ли он запах?

Воздух не имеет запаха.

На доске: воздух + не имеет запаха

Опыт 9.

- Уважаемые учёные! Сейчас я предлагаю вам продемонстрировать ещё одно свойство воздуха. Возьмите воздушные шары. На счёт до 10 надуваем их. По моей команде отпускаем. У вас получился настоящий салют из шариков.

- Отпущенные шарики улетели со свистом за счёт выталкивающей силы, выходящего из него воздуха. В науке это называется реактивным движением. Похожим способом двигаются в оде некоторые морские обитатели: медузы и осьминоги.(Просмотр ролика - движение медузы).

(Просмотр ролика - движение медузы).

 3. Оценочно - рефлексивный этап.

- В начале урока вы делали предположения о том, какими свойствами обладает воздух. Я предлагаю вам ещё раз проверить свои предположения, может быть вы что- то добавите.

(Проверка гипотез.)

- Вспомните, какие свойства воздуха вы открыли?

- Для чего, вы учёные, изучали воздух и его свойства?

- Как эти знания могут вам пригодиться?

Ответы.

- Сегодня вы очень много работали, пора и поиграть.

- Игра называется, найди лишнее.

В каждой строке необходимо найти лишнее слово и объяснить, почему оно будет лишним?

1) Соль, сахар, воздух, горчица.

2) Снег, радуга, огурец, воздух.

3) Воздух, духи, апельсин, роза.

Лишнее: воздух, не имеет вкуса.

Лишнее: воздух, не имеет цвета.

Лишнее: воздух, не имеет запаха.

Слайд.

4. Итог урока.

Домашнее задание.

Молодцы! Очень хорошо поработали, много узнали.

- Домашнее задание: вспомнить, о каких свойствах воздуха узнали на уроке,  и заполнить таблицу в рабочей тетради на странице 7.

- Я вам предлагаю наполнить корзину знаний. Каждойгруппе нужно положить в корзину то, что вы узнали  сегодня на уроке о воздухе.

Ответы детей.

Рефлексия.

- Вы успешно справились со всеми испытаниями, и получаете сертификат учёного. В сертификате необходимо вписать своё имя и поставить себе баллы. Лучшая работа оценивается в 100 баллов.

(Учитель просит некоторых детей озвучить, какое количество баллов они поставили себе).

- Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока. Окружающий мир.1 класс. Система Л.В. Занкова Тема урока: «Транспорт и связь»

Цель: познакомить учащихся с видами транспорта и средствами связи.Задачи: 1. Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека; упражнять в умении ...

Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»

Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»  Тип урока: урок закрепления.Цель урока: ознакомление с разнообразием растений, с питательными и целебными свойствами ягод, научить распознавать наиболее ...

Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема урока: "Сокровища земли под охраной человечества"

Знакомство с объектами Всемирного наследия и с "Чудесами света" древности....

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающий мир 3 класс УМК "Школа России", тема урока : "Природа в опасности"

Урок окружающего мира  с формирующим оцениванием.Тема : "Природа в опасности!" УМК "Школа России"3 классРабота на уроке работа начинается с актуализации опорных знаний, д...