Конспект урока окружающего мира "Свойства воздуха" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока окружающего мира во 2 классет (УМК «Д.Б,Эльконина-В.В.Давыдова»)
Тема «Свойства воздуха»
Вид урока: урок-исследование.
Тип урока: получение новых знаний.
Педагогические задачи: создать условия для расширения знания о свойствах воздуха; учить, с помощью опытов доказывать, что воздух занимает пространство, что его можно взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается; содействовать развитию умений работать с разными источниками информации.
Цели : выявить свойства воздуха в ходе наблюдений и опытов; учить проводить простейшие опыты; фиксировать и анализировать результаты; знать основные и легко определяемые свойства воздуха, значение воздуха в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок окружающего мира "Свойства воздуха" | 910.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Регулятивные УУД:
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи;
уметь формулировать несложную учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать;
удерживать цель деятельности до получения ее результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Познавательные УУД:
учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
развивать наблюдательность и умения рассуждать;
учить проводить несложные исследования;
учить находить дополнительную информацию, используя справочную литературу (текст);
применять таблицы, схемы, модели для получения информации, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
Оборудование и материалы: для учителя:
ноутбук; мультимедийный проектов;
оборудование для опытов; воздушные шары; весы;карточки с описанием свойства воздуха;
для учащихся:
тетрадь на печатной основе, учебник, воздушные шары.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. | Наглядность |
1.Самоопределение к деятельности. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня к вам на урок пришли гости. Поприветствуйте их и подарите всем свои замечательные улыбки! | ||
2..Актулизация знаний. | - На свете есть много разных профессий. Какие профессии вы знаете? - Есть такая профессия – ученый. Сегодня я предлагаю вам на один урок стать учёными. - Кто из вас знает, чем занимаются учёные? - Какие ассоциации со словом «учёный» у вас возникают? - Итак, вы сегодня не просто дети, вы учёные, и будете делать важное открытие! - Каждая группа, на время урока, превращается в научную лабораторию. Лаборатория №1 Лаборатория №2. Лаборатория №3. - Кто знает, чем занимаются в лаборатории? | - Ученого. -Делают открытия, изучают разные вещи и явления, проводят опыты. Ответы детей. | Каждая группа получает табличку с названием: Лаборатория №1 Лаборатория №2. Лаборатория №3. |
3. Операционно-исполнительский этап. | - Господа учёные, вам нужно изучить то, что находится в этой коробке. - Что в коробке? - Неужели она пустая? - А как воздух попал в коробку? - Действительно, вокруг нас всюду есть воздух, но мы его просто не замечаем. Он заполняет все промежутки, трещинки и щели в предметах. Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали, повсюду есть воздух. Вся планета Земля окутана со всех сторон воздухом, как покрывалом. - Господа учёные, назовите объект изучения. Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе, а проделав ряд опытов, познакомимся со свойствами воздуха. -Тема урока: «Свойства воздуха» - Под свойством понимают - качество, признак, отличительную особенность чего-нибудь. - При изучении какого-либо объекта составляют план исследования. Обычно определяют: - цвет; - прозрачность; - вкус; - вес; - запах и другие качества изучаемых объектов. - Назовите свойства объекта по плану. (Учитель показывает сахар). - Вы провели пробные исследования. - Вспомним тему урока. Что будем определять? - Кто из вас знает, что такое воздух? - Что вы знаете о воздухе? | Ответы детей. В коробке находится воздух. Воздух находится везде. Воздух. Ответы детей. Воздух - смесь газов. Ответы детей. | Группа получают пустые коробки с записками. «Здесь находится то, без чего невозможна жизнь на планете Земля» На доске вывешивается табличка: Воздух. На доске: Тема урока: «Свойства воздуха» Свойство - качество, признак, отличительная особенность чего-нибудь. Предлагается, на выбор: гвоздь, сахар, стеклянный стакан, лист бумаги |
- Каждая лаборатория получает задание. Прочитав его, каждая группа учёных должна ответить на свой вопрос. 1 группа: Из смеси каких газов состоит воздух? 2 группа: Какой из газов самый важный? 3 группа: Какой из газов непригоден для дыхания? -Где можно найти информацию об объекте исследования – воздухе? Обратимся к учебнику. Работа с учебником. Зачитывается текст на странице 80: Ребята решили исследовать воздух и записали свои вопросы: Миша: «Есть ли на Земле место, где нет воздуха?» Оля: «Почему воздух невидим?» Катя: «Можно ли поймать воздух?» На какие из этих вопросов ты уже можешь ответить? - Как вы думаете, какими свойствами обладает воздух? Посовещайтесь в группах и запишите ваши предположения. - Определять свойства воздуха вы будете во время опытов. Познакомьтесь с правилами поведения. 1 Необходимо аккуратно относится ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться. 2. Если опыт проводит один человек, остальные молча наблюдают. Только после окончания опыта проводится обмен мнениями. 3. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая другим. 4. Трогать всё оборудование можно только с разрешения учителя. 5. После урока необходимо тщательно вымыть руки с мылом. Приступаем к работе. | 1 группа: Азот, кислород, углекислый газ и примеси. 2 группа: Кислород. 3 группа: Углекислый газ. Ответы детей. Дети выдвигают гипотезы, учитель фиксирует их на доске. Чтение правил поведения во время опытов. | Текст: «Воздух - это смесь газов. В его состав входят: азот, кислород, углекислый газ, водяные пары и различные примеси. Кислород необходим для дыхания всем живым существам. Если бы в воздухе, который окружает Землю вокруг, не стало кислорода, то на планете Земля прекратилась бы жизнь, - все люди, животные и растения погибли бы. Кроме кислорода и азота, в воздухе есть немного углекислого газа. Этот газ не поддерживает горения и непригоден для дыхания». | |
Опыт 1. | - Как вы думаете, можно ли увидеть воздух? - Как это сделать? Возьмите стаканчик с водой и трубочку. Опустите в воду трубочку и легонько подуйте. -Что вы увидели? - Это и есть воздух. Какого он цвета? - Какое свойство воздуха определили? | Гипотезы детей. Пузырьки. Бесцветный. Цвет. Точнее, его отсутсвие. | На доске: воздух + бесцветный |
Опыт 2. | - Мы с вами говорили о том, что воздух есть везде и в классе тоже. Поднимите учебник. Видно ли вам через него что-нибудь? Почему? - Через стену мы видим соседний класс? Почему? - А сейчас вы видите что-нибудь? - О каком свойстве воздуха можно сделать вывод? - Какие предметы обладают этим свойством? | Нет. Книга непрозрачная. Нет. Стена непрозрачная. Да. Воздух прозрачный. | На доске: воздух + прозрачный |
Опыт 3. | Попробуем определить, какой вкус имеет воздух. На слайде картинка лимона. - Какой вкус у лимона? На слайде картинка шоколада. - Какой вкус у шоколада? - Какой вкус имеет воздух? Попробуйте его язычком. | Кислый. Сладкий. Не имеет вкуса. | На доске: воздух + не имеет вкуса |
Физкульминутка. | Что вы почувствуете, если я открою форточку или дверь. Это не просто холод. Это к нам в класс «забежал» воздух, он замёрз и хочет согреться. Воздух движется. Встаньте. Закройте глаза. Представьте, тихо падает снег. Он кружится, сверкая на солнце. Откройте глазки. Поймайте снежинки на ладошки. А теперь сдуйте их. Ещё поймайте снежинки и снова сдуйте. А теперь повернитесь к своему другу и отправьте снежинки ему. Что помогло отправить снежинки другу? | Холод. Воздух. | На доске: воздух + движется |
Опыт 4. | - Как вы думаете, можно ли поймать воздух? Каким образом? Для опыта нам понадобится сосуд с водой и стеклянный стакан. Возьмите в руки стакан, поверните его вверх дном и осторожно опустите в сосуд с водой. - Есть вода внутри стакана? - Чье место занял воздух в стакане? - Что мешает воде войти в стакан? Попробуйте немного наклонить стакан, не вынимая его из воды. - Что увидели? Какой можно сделать вывод? | Версии детей. Нет. Воздух в стакане не уступает своего места воде. Воздушный пузырь. Воздух занимает пространство. | На доске: воздух + занимает пространство, место |
Опыт 5. | - Что бы вы ответили человеку, который попросил бы вас взвесить ему килограмм воздуха? - Проверим, имеет ли воздух вес? Взвешивание пустого и надутого шарика. Какой шарик тяжелее? | Ответы детей. Вывод: шарик с воздухом тяжелее. Значит, воздух имеет вес. | На доске: воздух + имеет вес. |
Опыт 6. | Видео-загадка. - Почему шарик, то надувается, то сдувается? - О каком свойстве воздуха можно сделать вывод? | Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. | На доске: воздух + при нагревании расширяется. |
Опыт 7. | - Проверим, имеет ли воздух запах. Каждая лаборатория получает оборудование. (Три колбы с пробками. Каждая пронумерована. В каждой кусочек ваты. В первой вата смочена духами, во второй - чесноком). - Как вы думаете, где воздух? - Имеет ли он запах? | Воздух не имеет запаха. | На доске: воздух + не имеет запаха |
Опыт 9. | - Уважаемые учёные! Сейчас я предлагаю вам продемонстрировать ещё одно свойство воздуха. Возьмите воздушные шары. На счёт до 10 надуваем их. По моей команде отпускаем. У вас получился настоящий салют из шариков. - Отпущенные шарики улетели со свистом за счёт выталкивающей силы, выходящего из него воздуха. В науке это называется реактивным движением. Похожим способом двигаются в оде некоторые морские обитатели: медузы и осьминоги.(Просмотр ролика - движение медузы). | (Просмотр ролика - движение медузы). | |
3. Оценочно - рефлексивный этап. | - В начале урока вы делали предположения о том, какими свойствами обладает воздух. Я предлагаю вам ещё раз проверить свои предположения, может быть вы что- то добавите. (Проверка гипотез.) - Вспомните, какие свойства воздуха вы открыли? - Для чего, вы учёные, изучали воздух и его свойства? - Как эти знания могут вам пригодиться? | Ответы. | |
- Сегодня вы очень много работали, пора и поиграть. - Игра называется, найди лишнее. В каждой строке необходимо найти лишнее слово и объяснить, почему оно будет лишним? 1) Соль, сахар, воздух, горчица. 2) Снег, радуга, огурец, воздух. 3) Воздух, духи, апельсин, роза. | Лишнее: воздух, не имеет вкуса. Лишнее: воздух, не имеет цвета. Лишнее: воздух, не имеет запаха. | Слайд. | |
4. Итог урока. Домашнее задание. | Молодцы! Очень хорошо поработали, много узнали. - Домашнее задание: вспомнить, о каких свойствах воздуха узнали на уроке, и заполнить таблицу в рабочей тетради на странице 7. - Я вам предлагаю наполнить корзину знаний. Каждойгруппе нужно положить в корзину то, что вы узнали сегодня на уроке о воздухе. | Ответы детей. | |
Рефлексия. | - Вы успешно справились со всеми испытаниями, и получаете сертификат учёного. В сертификате необходимо вписать своё имя и поставить себе баллы. Лучшая работа оценивается в 100 баллов. (Учитель просит некоторых детей озвучить, какое количество баллов они поставили себе). - Спасибо всем за урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока. Окружающий мир.1 класс. Система Л.В. Занкова Тема урока: «Транспорт и связь»
Цель: познакомить учащихся с видами транспорта и средствами связи.Задачи: 1. Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека; упражнять в умении ...
Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»
Тема урока: «В лес по ягоды пойдем» Тип урока: урок закрепления.Цель урока: ознакомление с разнообразием растений, с питательными и целебными свойствами ягод, научить распознавать наиболее ...
Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема урока: "Сокровища земли под охраной человечества"
Знакомство с объектами Всемирного наследия и с "Чудесами света" древности....
План-конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тема: «Старинная женская работа»
Тема урока: «Старинная женская работа» ...
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»
План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...
Конспект урока окружающий мир 3 класс УМК "Школа России", тема урока : "Природа в опасности"
Урок окружающего мира с формирующим оцениванием.Тема : "Природа в опасности!" УМК "Школа России"3 классРабота на уроке работа начинается с актуализации опорных знаний, д...