РП Окружающий мир 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для обучения в 4 классе создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы «Окружающий мир, 1–4 класс» А.А.Плешакова, 2010 г.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Цели обучения:
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи обучения:
- воспитание любви к своей малой Родине - (с.Верхососна, Красногвардейский район, Белгородская область) и к России в целом.
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея экологической целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане,— как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.
Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край — часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.
Следующая тема программы — «Страницы всемирной истории» — формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».
Далее изучается тема «Страницы истории -Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников по формированию у учащихся патриотических. гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семы; связь времен и поколений, познакомить учащихся образами благородного служения Отечеству.
Логическим продолжением раздела об истории отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России. Её регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
В учебно-методический комплект входят: учебник «Мир вокруг нас», Просвещение, 2007 год, Плешаков А. А.- 2 части; «Рабочая тетрадь», Просвещение, 2007 год, Плешаков А. А.- 2 части.
На изучение окружающего мира в IV классе отводится 2 часа в неделю. Общее число часов – 68. Из них 20 % резервного времени.
Количество часов в неделю: 2 часа
1 четверть – ___ ч
2 четверть – ___ ч
3 четверть – ___ ч
4 четверть – ___ ч
Экскурсий – 4
Практических работ - 19
Контрольных работ – 4
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
некоторые современные экологические проблемы;
природные зоны России;
особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
исторические периоды: первобытное общество, Древний мир. Средние века, Новое время. Новейшее время;
важнейшие события и великих людей отечественной истории;
государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга. пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Календарно- тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | |
Земля и человечество (10 ч) | ||||
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звёзды. | 1 | |||
Планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. | 1 | |||
Звёздное небо – великая книга природы. Пр. р.: знакомство с картой звёздного неба. | 1 | |||
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и геогр. карты. Пр. р.: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте. | 1 | |||
Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. | 1 | |||
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. | 1 | |||
Счёт лет в истории. Историческая карта. Пр. р.: знакомство с историческими картами. | 1 | |||
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. | 1 | |||
Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Международная красная книга | 1 | |||
Обобщающий урок. Проверочная работа по теме «Земля и человечество» | 1 | |||
Природа России (10 ч) | ||||
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы. Пр. р.: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; | 1 | |||
Моря, озёра и реки нашей страны. Пр. р.: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. | 1 | |||
Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. Пр. р.: поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; | 1 | |||
Зона тундры. Пр. р.: поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России. | 1 | |||
Контрольная работа №1 за 1четверть. | 1 | |||
Зона лесов. Пр. р.: поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России. | 1 | |||
Зона степей. Пр. р.: поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России. | 1 | |||
Зона пустынь. Пр. р.: поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России | 1 | |||
Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. | 1 | |||
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей. Обобщение по теме. | 1 | |||
Родной край – часть большой страны (14 ч) | ||||
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Пр. р.: Знакомство с картой края. | 1 | |||
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменения поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. | 1 | |||
Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов края. Экскурсия. | 1 | |||
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Пр.р. Рассматривание полезных ископаемых своего края, определение их свойств. | 1 | |||
Охрана недр в нашем крае. | 1 | |||
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае. | 1 | |||
Лес – природное сообщество. Разнообразие растений и животных леса. Экологические связи и сообщества. Охрана леса. Пр.р. Рассматривание гербарных экземпляров растений леса. Заочная экскурсия. | 1 | |||
Природное сообщество – луг. Разнообразие растений и животных луга. Экологические связи и сообщества. Охрана луга. Пр. р. Рассматривание гербарных экземпляров растений луга. Заочная экскурсия. | 1 | |||
Жизнь пресного водоёма. Экологические связи и сообщества. Охрана. | 1 | |||
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Пр. р. Знакомство с культурными растениями края. | 1 | |||
Представление о биологической защите урожая, её значение для сохранения окружающей среды. | 1 | |||
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных. | 1 | |||
Контрольная работа №2 за четверть. | 1 | |||
Обобщающий урок по теме «Наш край – часть большой страны» | 1 | |||
Страницы всемирной истории (5 ч) | ||||
Представление о периодизации истории. Счёт лет в истории. Начало истории человечества: первобытное общество. | 1 | |||
Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. | 1 | |||
Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. | 1 | |||
Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. | 1 | |||
Новейшее время. Представление о скорости перемен в XXв. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. | 1 | |||
Страницы истории Отечества (20 ч) | ||||
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования | 1 | |||
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. | 1 | |||
Русь – страна городов. Киев, Великий Новгород, Москва. Культура, быт и нравы древней Руси. Пр. р. Найти и показать объекты на исторической карте. | 1 | |||
Наше Отечество в 13 – 15 вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Пр. р. Найти и показать объекты на исторической карте | 1 | |||
Выдающиеся люди: князь Александр Невский, московские князья, Дмитрий Донской. | 1 | |||
Куликовская битва. Пр. р. Найти и показать объекты на исторической карте | 1 | |||
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в 13–15 вв. | 1 | |||
Наше Отечество в 16 – 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы России в 16 – 17 в | 1 | |||
Россия в 18 в. Пётр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. | 1 | |||
М. В. Ломоносов. | 1 | |||
Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Выдающиеся люди: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в 18 в. | 1 | |||
Контрольная работа №3 за 3четверть. | 1 | |||
Россия в 19 - начале 20 в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Пр. р. Найти и показать объекты на исторической карте | 1 | |||
Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в 19 – начале 20 в. | 1 | |||
Россия в 20 в. Участие России в первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. | 1 | |||
Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30- гг. | 1 | |||
Великая Отечественная война 1941 -1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы- всенародный праздник. | 1 | |||
Наша страна в 1945 – 1991гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». | 1 | |||
Преобразования в России в 90 гг. Культура России в 20 в. | 1 | |||
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия. Знакомство с историческими достопримечательностями родного села. | 1 | |||
Современная Россия (9 ч) | ||||
Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. | 1 | |||
Права ребёнка. | 1 | |||
Мы – граждане России. Права и обязанности гражданина. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. | 1 | |||
Государственная символика нашей страны (герб, флаг, гимн). | 1 | |||
Государственные праздники. | 1 | |||
Многонациональный состав населения России. Путешествие по России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. | 1 | |||
Многонациональный состав населения России. Путешествие по России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. | 1 | |||
Итоговая контрольная работа №4. | 1 | |||
Обобщающий урок по теме «Современная Россия» | 1 |
Содержание программы учебного предмета
IV КЛАСС (68 ч)
Земля и человечество (10 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (14 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результа1те деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связянные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХП1—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХН1—XV вв.
Наше Отечество в XVI—XVН вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVП вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции . 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9 ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Формы и средства контроля.
- Тесты.
- Самостоятельные работы.
- Контрольные работы.
Итоговый тест за I четверть
Вариант 1
А1. Какая планета самая большая?
- 1) Юпитер
- 2) Плутон
- 3) Марс
- 4) Сатурн
А2. В чём причина смены времён года?
- 1) во вращении Солнца вокруг Вселенной
- 2) во вращении Земли вокруг Солнца
- 3) во вращении Земли вокруг своей оси
- 4)в охлаждении и нагреве Земли
АЗ. Какая звезда показывает точное направление на север?
- 1) Сириус
- 2) Солнце
- 3) Полярная
- 4) Альдебаран
А4. Какая наука изучает природу земной поверхности?
- 1) экология
- 2) география
- 3) биология
- 4) астрономия
А5. Какие учёные занимаются изучением прошлого людей?
- 1) астрономы
- 2) химики
- 3) историки
- 4) географы
А6. В каком веке Москва была впервые упомянута в летописи (1147 год)?
- 1) в X веке
- 2) в XI веке
- 3)в XII веке
- 4) в XIII веке
А7. Что не относится к экологическим проблемам?
- 1) загрязнение воздуха
- 2) добыча полезных ископаемых
- 3)загрязнение воды
- 4) исчезновение растений и животных
А8. Где находится самая высокая в России гора — Эльбрус?
- 1) на Урале
- 2) на Камчатке
- 3) на Кавказе
- 4) на Алтае
В1. В какой природной зоне живут тюлени и гагарки?
- 1) смешанных лесов
- 2) арктических пустынь
- 3) тундры
- 4) степей
В2. Какая эмблема у Всемирного фонда дикой природы?
- 1) изображение оленя
- 2) изображение панды
- 3) изображение леопарда
- 4) изображение белого медведя
ВЗ. Какая экологическая проблема существует в тундре?
- 1) разрушение почвы
- 2) загрязнение воды
- 3) вырубка лесов
- 4) исчезновение моржей
С1
Какие животные обитают в тундре?
- 1) морж
- 2) северный олень
- 3) лемминг
- 4) песец
С2. Какие объекты относятся к космическим телам?
- 1) Земля
- 2) комета
- 3) туча
- 4) Венера
Итоговый тест за I четверть
Вариант 2
А1. Какая планета самая маленькая?
- 1) Земля
- 2) Марс
- 3) Юпитер
- 4) Плутон
А2. Почему сменяются день и ночь?
- 1) Земля вращается вокруг Солнца
- 2) Солнце вращается вокруг Земли
- 3)Земля вращается вокруг оси
- 4) Солнце и Луна сменяют друг друга
АЗ. Какая звезда на небе считается самой яркой?
- 1) Полярная
- 2) Альдебаран
- 3) Сириус
- 4) Альтаир
А4. Какие учёные занимаются изучением земной поверхности?
- 1) историки
- 2) астрономы
- 3) географы
- 4) биологи
А5. Как называется наука о прошлом людей?
- 1) история
- 2) география
- 3) экология
- 4) астрономия
А6. В каком веке произошла Куликовская битва (1380 год)?
- 1) в XIII веке
- 2) в XIV веке
- 3) в XV веке
- 4) в XVI веке
А7. Какая проблема является экологической?
- 1) безработица
- 2) разрушение почвы
- 3) суровый климат
- 4) плохие дороги
А8. Какое озеро находится не в России?
- 1) Онтарио
- 2) Байкал
- 3) Ладожское
- 4) Онежское
В1 Где живут северные олени и песцы?
- 1) в арктических пустынях
- 2) в тундре
- 3) в широколиственных лесах
- 4) в степях
В2. К какому океану относятся Балтийское и Чёрное моря?
- 1) к Тихому
- 2) к Северному Ледовитому
- 3) к Атлантическому
- 4) к Индийскому
ВЗ. Какой заповедник создан для охраны природ тундры?
- 1) «Остров Врангеля»
- 2) Таймырский
- 3) Ильменский
- 4) Дальневосточный
С1 Укажи обитателей арктической пустыни.
- 1) северный олень
- 2) морж
- 3) белый медведь
- 4) тюлень
С2. Укажи названия планет Солнечной системы.
- 1) Плеяда
- 2) Сатурн
- 3) Уран
- 4) Нептун
Итоговый тест за II четверть
Вариант 1
А1. Какие деревья растут в тайге?
- 1) берёза, осина
- 2) дуб, клён
- 3) сосна, пихта
- 4) ясень, вяз
А2. Где бывают пыльные бури?
- 1) в лесной зоне
- 2) в пустыне
- 3) в степи
- 4) в тундре
АЗ. Какое животное не является жителем пустыни?
- 1) сайгак
- 2) суслик
- 3) верблюд
- 4) тушканчик
А4. Как называются углубления с поросшими растениями склонами?
- 1) холмы
- 2) балки
- 3) овраги
- 4) терриконы
А5. Каким свойством обладает глина?
- 1) пластичностью
- 2) твёрдостью
- 3) горючестью
- 4) текучестью
А6. В каком ярусе растёт орешник?
- 1) деревьев
- 2) кустарников
- 3) трав
- 4) мхов
А7. Какая птица живёт не на лугу?
- 1) дрозд
- 2) перепел
- 3) трясогузка
- 4) коростель
А8. Какое слово лишнее?
- 1) коневодство
- 2) свиноводство
- 3) птицеводство
- 4) плодоводство
В1 Как правильно скашивать траву на лугу?
- 1) сначала скашивать там, где трава выше
- 2) сначала скашивать там, где трава ниже
- 3) начинать от центра и двигаться по кругу к краям
- 4) начинать от края и по кругу двигаться к центру
В2. Из какой полевой культуры получают крахмал?
- 1) из кукурузы
- 2) из ячменя
- 3) из картофеля
- 4) из гороха
ВЗ. Какое насекомое здесь лишнее?
- 1) колорадский жук
- 2) божья коровка
- 3) жужелица
- 4) златоглазка
С1. Какие животные находятся под охраной в Приокско-Террасном заповеднике?
- 1) ушастый ёж
- 2) амурский тигр
- 3) зубр
- 4) утка-мандаринка
С2. Какие полезные ископаемые используют для получения топлива?
- 1) нефть
- 2) известняк
- 3) каменный уголь
- 4) природный газ
Итоговый тест за II четверть
Вариант 2
А1. Какие деревья растут в зоне широколиственных лесов?
- 1) ель, лиственница
- 2) пихта, сосна
- 3) дуб, клён
- 4) берёза, осина
А2. В какой природной зоне наблюдается явление подвижных песков?
- 1) в тайге
- 2) в тундре
- 3) в пустыне
- 4) в степи
АЗ. Как называются углубления с крутыми осыпающимися склонами, на которых почти нет растений?
- 1) овраги
- 2) балки
- 3) холмы
- 4) терриконы
А4. Как называется место, где река берёт своё начало?
- 1) исток
- 2) устье
- 3) берег
- 4) приток
А5. Каким свойством обладает железная руда?
- 1) пластичностью
- 2) текучестью
- 3) горючестью
- 4) плавкостью
А6. Укажи, какие почвы распространены в степях.
- 1) серые лесные
- 2) луговые
- 3) подзолистые
- 4) чернозёмы
А7. Какое растение относится к ярусу трав и маленьких кустарничков?
- 1) орешник
- 2) брусника
- 3) берёза
- 4) мох
А8. Какое животное обитает не у водоёма?
- 1) бобр
- 2) ондатра
- 3) полёвка
- 4) выдра
В1. Какого жука древние египтяне считали священным?
- 1) жука-красотела
- 2) скарабея
- 3) жука-чернотелку
- 4) жука-оленя
В2 Выбери верное утверждение.
- 1) Ящерицы приносят вред сообществу луга, поедая насекомых.
- 2) Прошлогоднюю траву на лугу нужно сжигать.
- 3) Неумеренный выпас скота опасен для луга.
- 4) Гусеницы приносят вред человеку, и их надо уничтожать.
В3 Какое насекомое здесь лишнее?
- 1) колорадский жук
- 2) жужелица
- 3) тля
- 4) яблонная плодожорка
С1. Какие животные степи занесены в Красную книгу?
- 1) степной орёл
- 2) дрофа
- 3) хомяк
- 4) степная дыбка
С2 Какие культуры выращивают овощеводы?
- 1) томат
- 2) капусту
- 3) клубнику
- 4) кукурузу
Итоговый тест за III четверть
Вариант 1
А1. Укажи неверное утверждение.
- 1) Самой длительной эпохой в истории развития человечества является первобытная история.
- 2) К концу первобытной истории люди научились строить дома, изготавливать посуду и одежду.
- 3) Первобытные люди умели разговаривать и писали иероглифами.
- 4) В первобытную эпоху уже существовало искусство.
А2. Какую эпоху называют временем рыцарей?
- 1) первобытную эпоху
- 2) эпоху Древнего мира
- 3) Средние века
- 4) Новое время
АЗ. Какой мореплаватель открыл Америку?
- 1) Ф. Магеллан
- 2) М.П. Лазарев
- 3) X. Колумб
- 4) Ф.Ф. Беллинсгаузен
А4. Какое событие не относится к Новейшему времени?
- 1) покорение Южного полюса
- 2) изобретение телеграфа
- 3) начало освоения космоса
- 4) Вторая мировая война
А5. Назови столицу Древней Руси.
- 1) Киев
- 2) Новгород
- 3) Москва
- 4) Константинополь
А6. Кто вошёл в историю как креститель Руси?
- 1) князь Владимир
- 2) Ярослав Мудрый
- 3) Александр Невский
- 4) Пётр Великий
А7. Какой князь в 1242 году разбил немецких рыцарей-крестоносцев?
- 1) Олег
- 2) Владимир
- 3) Ярослав
- 4) Александр
А8. Кто в начале XVII века встал во главе народного ополчения, созданного для борьбы с польскими захватчиками?
- 1) Кузьма Минин
- 2) Иван Фёдоров
- 3) Александр Невский
- 4) Дмитрий Пожарский
В1. Какой город возник в эпоху Средневековья?
- 1) Москва
- 2) Афины
- 3) Санкт-Петербург
- 4) Рим
В2. Что такое Золотая Орда?
- 1) город в Древней Руси
- 2) государство монголо-татар
- 3) войско в Древней Руси
- 4) одно из племён древних славян
ВЗ. При каком правителе Русь окончательно избавилась от ордынской зависимости?
- 1) при Дмитрии Донском
- 2) при Иване Третьем
- 3) при Иване Калите
- 4) при Ярославе Мудром
С1. Какие сооружения появились в эпоху Древнего мира?
- 1) Луксор
- 2) Парфенон
- 3) египетские пирами
- 4) Софийский собор
С2. Что было изобретено в эпоху Нового времени?
- 1) книгопечатание
- 2) паровоз
- 3) пароход
- 4) телеграф
Итоговый тест за III четверть
Вариант 2
А1. Какой город появился в эпоху Древнего мира?
- 1) Париж
- 2) Афины
- 3) Москва
- 4) Берлин
А2. Как называется эпоха, которая длилась с конца V до конца XV века?
- 1) Древний мир
- 2) Средневековье
- 3) Новое время
- 4) Новейшее время
АЗ. Какое достижение принадлежит Руалу Амундсену?
- 1) открыл Америку
- 2) открыл Антарктиду
- 3) совершил первую кругосветную экспедицию
- 4) покорил Южный полюс
А4. Что было изобретено в эпоху Средневековья?
- 1) книгопечатание
- 2) радио
- 3) паровоз
- 4) аспирин
А5. Почему в Москве поставили памятник византийским монахам Кирилу и Мефодию?
- 1) они создали славянскую азбуку
- 2) они первыми на Руси приняли крещение
- 3) они написали «Повесть временных лет»
- 4) они построили первый храм на Руси
А6. Каким русским городом управляли посадники?
- 1) Москвой
- 2) Киевом
- 3) Рязанью
- 4) Великим Новгородом
А7. Кому принадлежит заслуга создания русского флота?
- 1) Петру Первому
- 2) Екатерине Второй
- 3) Александру Второму
- 4) Николаю Второму
А8. Московское княжество стало самым сильным на Руси при:
- 1) Иване Третьем
- 2) Иване Калите
- 3) Ярославе Мудром
- 4) Дмитрии Донском
В1. К какой эпохе относится возникновение Москвы?
- 1) к Древнему миру
- 2) к Средневековью
- 3) к Новому времени
- 4) к Новейшему времени
В2. Как называлось государство, которому Русь до 1480 года выплачивала дань?
- 1) Рыцарский Орде
- 2) Монголия
- 3) Золотая Орда
- 4) Византия
В3. На печати какого русского правителя впервые появился двуглавый орёл?
- 1) Ярослава Мудрого
- 2) Ивана Калиты
- 3) Ивана Третьего
- 4) Ивана Грозного
С1. Какие сооружения возникли в эпоху Средневековья?
- 1) рыцарские замки
- 2) мусульманские мечети
- 3) египетские пирамиды
- 4) христианские соборы
С2. Назови главные задачи, стоящие перед современным обществом.
- 1) изобретение оружия
- 2) охрана природы
- 3) преодоление бедности
- 4) борьба с терроризмом
Итоговый тест за учебный год
Вариант 1
А1. Выбери верное утверждение.
- 1) Вокруг Земли вращаются восемь планет.
- 2) Вокруг Солнца вращаются девять планет.
- 3) Вокруг Солнца вращаются восемь планет.
- 4) Солнце вращается вокруг Земли.
А2. Где самый богатый растительный и животный мир?
- 1) в полярных поясах
- 2) на Северном полюсе
- 3) в умеренных поясах
- 4) в тропиках
АЗ. Что мы называем историческим источником?
- 1) учебник по истории
- 2) статьи в газетах, посвящённые историческим событиям
- 3) всё то, что может рассказать нам о прошлом
- 4) исторические книги
А4. Какая природная зона описана в тексте?
Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен.
- 1)тундра
- 2) тайга
- 3) пустыня
- 4)арктическая пустыня
А5. Укажи самую низкую равнину России.
- 1) Западно-Сибирская
- 2) Приволжская
- 3) Среднесибирское плоскогорье
- 4) Восточно-Европейская
А6. Какое озеро России включено в Список объектов Всемирного природного наследия?
- 1) Ладожское
- 2) Байкал
- 3) Каспийское
- 4) Онежское
А7. Что должны делать люди для охраны водоёмов?
- 1) не купаться в реках
- 2) поливать огороды водой из рек и озёр
- 3) уничтожать обитателей водоёмов
- 4) расчищать берега водоёмов от мусора
А8. Укажи основное свойство торфа.
- 1) прочность
- 2) твёрдость
- 3) пластичность
- 4) горючесть
А9. Что является названием отрасли животноводства?
- 1) цветоводство
- 2) металлургия
- 3) свиноводство
- 4) полеводство
А10. Какая эпоха длилась с 1500 по 1900 год?
- 1) эпоха Древнего мира
- 2) эпоха Средних веков
- 3) эпоха Нового времени
- 4) эпоха Новейшего времени
В1. Какое растение не является луговым?
- 1) тысячелистник
- 2) мятлик
- 3) тимофеевка
- 4) тростник
В2. Какое насекомое поедает листья картофеля?
- 1) колорадский жук
- 2) жужелица
- 3) божья коровка
- 4) тля
ВЗ. Кто организовал первую в России химическую лабораторию?
- 1) Пётр Первый
- 2) М.В. Ломоносов
- 3) Екатерина Вторая
- 4) Иван Третий
В4. Какое название получило решающее сражение Отечественной войны 1812 года?
- 1) Куликовская битва
- 2) Бородинская битва
- 3) Ледовое побоище
- 4) Ордынское сражение
С1. Укажи объекты Всемирного природного наследия России.
- 1) водопад Виктория
- 2) Большой барьерный риф
- 3) Алтай
- 4) озеро Байкал
С2. Какие полезные ископаемые используют для получения топлива?
- 1) нефть
- 2) известняк
- 3) каменный уголь
- 4) природный газ
СЗ. Назови государственные праздники России.
- 1) День России
- 2) День Государственного флага Российской Федерации
- 3) День Конституции
- 4) День милиции
Итоговый тест за учебный год
Вариант 2
А1. Какое утверждение верно?
- 1) В Солнечную систему входят Земля и Солнце.
- 2) В Солнечную систему входят Земля, Солнце и Луна.
- 3) В Солнечную систему входят Солнце и все вращающиеся вокруг него тела.
- 4) В Солнечную систему входят Солнце и крупные планеты.
А2. Где самый бедный растительный и животный мир?
- 1) в южном тропическом поясе
- 2) в северном тропическом поясе
- 3) в полярных поясах
- 4) в умеренных поясах
АЗ. Какая наука узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения?
- 1) археология
- 2) история
- 3) астрономия
- 4) география
А4. Какая природная зона описана в тексте?
Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, из растительности на камнях встречаются лишайники, животные питаются рыбой.
- 1) арктическая пустыня
- 2) тундра
- 3) степь
- 4) тайга
А5. Что называют Каменным поясом земли Русской?
- 1) Уральские горы
- 2) Кавказские горы
- 3) Алтай
- 4) Русскую равнину
А6. Какое озеро России из-за огромных размеров часто называют морем?
- 1) Ладожское
- 2) Онежское
- 3) Каспийское
- 4) Байкал
А7. Какое утверждение неверно?
- 1) Лес — защитник почвы.
- 2) Лесов так много, что вырубить их все невозможно.
- 3) Лес очищает воздух.
- 4) Лес защищает почву от разрушения.
А8. Какие почвы распространены в нашей стране?
- 1) чернозёмы
- 2) луговые
- 3) болотные
- 4) подзолистые
А9. Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды?
- 1) глину
- 2) торф
- 3) известняк
- 4) гранит
А10. В какую эпоху возникли первые цивилизации?
- 1) в первобытную эпоху
- 2) в эпоху Древнего мира
- 3) в эпоху Средних веков
- 4) в эпоху Нового времени
В1. Какая птица помогает людям защищать урожай от гусениц яблонной плодожорки?
- 1) сова
- 2) скворец
- 3) канюк
- 4) пустельга
В2. Из чего получают перловую крупу?
- 1) из ячменя
- 2) из кукурузы
- 3) из ржи
- 4) из гречихи
ВЗ. Кого называют продолжателем дел Петра Первого?
- 1) Ивана Грозного
- 2) Екатерину Вторую
- 3) Александра Второго
- 4) Николая Второго
В4. Укажи порядок расположения полос на Государственном флаге Российской Федерации.
- 1) красная, белая, синяя
- 2) синяя, красная, белая
- 3) белая, синяя, красная
- 4) белая, красная, синяя
С1. Назови объекты Всемирного культурного наследия России.
- 1) Акрополь
- 2) Московский Кремль
- 3) исторический центр Санкт-Петербурга
- 4) Кижи
С2. Какие права есть у гражданина Российской Федерации?
- 1) на образование
- 2) на труд
- 3) на отдых
- 4) на разрушение памятников культуры
СЗ. Какие изобретения относятся к эпохе Новейшего времени?
- 1) фотография
- 2) телевидение
- 3) электричество
- 4) холодильник
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учащихся:
- Учебник А.А.Плешаков, «Мир вокруг нас», часть I, II. Просвещение. 2007 г.; «Рабочая тетрадь», Просвещение, 2007 год, Плешаков А. А.- 2 части.
2. Е.М.Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир», 4 класс», Москва. «ЭКЗАМЕН», 2006 г.
Пособия для учителя:
- Концепция программы для начальных классов «Школа России»/часть 1. 3-е издание/Москва «Просвещение» 2008.
- Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 4класс / Сост. И.Ф. Яценко. – 3-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011.
- Методические разработки: О.И. Дмитриева «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс», Москва. ВАКО. 2008 г.
- А.Плешаков. 100 и еще 14 заданий по природоведению. Рабочая тетрадь к учебникам «Природоведение» и «Мир вокруг нас» для 4 класса начальной школы. Москва ВИТА Пресс, 2009 г.
- Материалы газет и журналов «Начальная школа» 2004-2008 г.г.;
- Энциклопедии, различные словари из школьной библиотеки.
- Наглядные пособия: таблицы, плакаты, муляжи, коллекция полезных ископаемых, гербарий.
- Карты: физическая карта мира (России, Белгородской области), политическая карта мира (России, Белгородской области).
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по окружающему миру
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»
Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...
урок по окружающему 3 класс
про воздух...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...