Окружающий мир. Технологическая карта урока "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОСКВЕ".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Путешествие по Москве" воспитывает патриотическое отношение к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_moskve_2_klass.docx44.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 60

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОСКВЕ

Цели педагогической деятельности: Воспитывать патриотическое отношение к своей Родине; формировать представление о плане города, первоначальные умения, связанные с чтением плана; познакомить с историей основания города и достопримечательностями Москвы.

Тип урока: Решение частных задач (вводно-обзорный).

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся: находить Москву на карте России; определять местоположение достопримечательностей столицы на плане Москвы; получат возможность научиться: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями; отличать герб Москвы от гербов других городов; работая с взрослыми, совершать заочную экскурсию по Москве с помощью Интернета и других источников информации; принимать учебную задачу, стремясь её выполнить.

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность – целостно-смысловая): регулятивные – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; познавательные – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; решать практические  задачи с помощью наблюдения.

Личностные: формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир; развивать  мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; самостоятельность и личностную ответственность за свои поступки на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Предварительная подготовка: 1. Предварительно класс делится на группы «Гиды», «Юные корреспонденты», «Исследователи», «Историки», «Филологи», каждая из них получает задания, связанные с изучением г. Москвы; 2. Учащиеся собирают необходимые сведения о Москве, используя разные источники знаний; 3. С помощью учителя обрабатывают сведения.

Организационная структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Организационный

момент.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

Приветствует учащихся; проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Личностные: раскрывают целостный, социально ориентированный взгляд на мир; определяют личностный смысл учения; развивают навыки сотрудничества со взрослыми.

II.

Актуализация опорных  знаний.

Беседа по теме «Путешествия».

Организует беседу по вопросам:

- Как называется раздел, который мы сейчас изучаем?

- Поднимите руки те, кто любит путешествовать.

- Какие бывают путешествия?

- Кто из вас уже совершил путешествие в город или страну своей мечты?

-  Теперь поднимите руки те, кто только готовится в путешествие и пока планирует нанести визит в город или страну своей мечты.

Отвечают на вопросы учителя:

- «Путешествия».

- Очные и заочные.

Учащиеся участвуют в диалоге.

Познавательные: общеучебные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; логические -  решают практические задачи с помощью наблюдения.

Регулятивные: осуществляют констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: умеют ставить вопросы, формулировать свои затруднения; аргументируют свою позицию и координируют её с позицией партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения, в совместной деятельности.

III.

Постановка учебной задачи.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности.

- Сегодня на уроке я предлагаю совершить заочное путешествие в один из городов России. Про него можно много раз сказать «Он самый…» (Крупный, важный, красивый, многонаселённый, древний и т.д.). Большинство из вас догадываются, какой город я имею в виду, так как домашнее задание было связано с поиском информации о нем. Назовите его.

- Скорее откройте учебник, внутри вас ожидает сюрприз… билет в Москву. Впишите в него свое имя и мы в одно мгновение перенесемся в столицу.

Беседа по вопросам:

- Кто уже был в Москве? Что вам там особенно понравилось?

- Посмотрите в иллюминатор, какой вид раскрывается перед нами…

- Пока мы еще не покинули аэропорт, давайте вспомним, что необходимо нам учесть, чтобы наше путешествие было успешным?

- Откройте учебник на с. 98 и определите цель и задачи нашего путешествия.

- Как узнать достигли ли мы своей цели? (с. 101).

- Это Москва.

Учащиеся смотрят презентацию, участвуют в диалоге.

Миша Гизятов читает стихотворение В. Борисова «Москва – России краса»:

Городов не перечесть:

И Париж, и Лондон есть,

Рим, Венеция, Берлин,

Вена, Токио, Пекин –

Городов великих, славных,

Людных, шумных, ярких самых,

Удивительных… И всё же

Есть один – всего дороже,

Город близкий и родной,

Тот, что нарекли Москвой!

- Цель, задачи, план.

- Цель: Узнаем, когда и кем была основана Москва; что такое план и как выглядит Москва на плане. Будем учиться описывать достопримечательности столицы.

- Мы должны уметь отвечать на вопросы: Когда и кем был основан город Москва? и приводить примеры достопримечательностей столицы России.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; в сотрудничестве с учителем планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:  осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию для выполнения учебных заданий под руководством учителя; обобщают, строят рассуждения под руководством учителя.

Коммуникативные: строят понятные для партнёра высказывания, в том числе с помощью наводящих вопросов.

IV.

Изучение нового материала.

Презентация «Путешествие по Москве».

- Начнем знакомство с Москвой? Ответим на первый вопрос:

- Когда и кем была основана Москва? Помогут нам в этом ребята, входящие в группу «Историки» и изучавшие этот вопрос.

- Многие города нашей страны имеют свои гербы, и каждый из них неповторим. Москва не исключение. Что изображено на гербе Москвы было поручено исследовать Максиму Н.

- Любой город имеет центральную площадь. В Москве она называется «Красной». Правда ли, что она красного цвета, выяснял Евгений Ц.  

- Москва – один из самых крупных городов в России. Она была основана на Боровицком холме на месте слияния двух рек – реки Москвы и реки Неглинной. Точная дата и даже век основания Москвы неизвестна, на этот счет до сих пор ведутся споры между историками. Учеными выдвигалась версия о том, что Москва была основана уже в 9 веке князем Олегом, однако никаких убедительных доказательств для этого нет.

- Первое упоминание о Москве появилось в русских летописях  в 1147 году. Считается, что Юрий Долгорукий приказал на месте старого поселения построить деревянную крепость и заложить город. Построенная в 12 веке, Москва быстро начала свое возвышение, и к 15 веку приобрела статус столицы, когда на престол взошел Иван Грозный. В 1712 году с приходом к власти Петра 1 Москва потеряла столичный статус, уступив его Петербургу, однако после революции в 1918 году снова стала столицей и является ею по сегодняшний день.

Максим Н.  рассказывает о гербе города Москвы.

- В 1993 году Правительством Москвы утвержден герб города Москвы в виде щита темно-красного цвета с изображением Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах, поражающего золотым копьем черного змия. Что означает цветовая гамма герба? Красный цвет значит, что мы чтим память воинов, оставшихся на поле битвы. Черный дракон – силы зла. Серебряный и золотой цвет амуниции и оружия Георгия – успех, превосходство над противником.

Женя Ц. Отвечает на вопрос «Почему Красную площадь назвали так?»:

- Красная площадь – сердце Москвы. В древности Красная площадь называлась Торгом. Целый день шла здесь торговля. Здесь собирались и москвичи, и приезжие из других городов. Часто возникали пожары на площади, где горели торговые ряды. Случалось, площадь выгорала полностью, но вскоре отстраивалась заново. После опустошительного пожара, во время которого сгорели торговые ряды, площадь стали называть Пожаром. Когда площадь была отстроена красивыми каменными зданиями, то она стала называться Красная. Красная – значит красивая.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации, текста учебника; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: осуществляют констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: умеют ставить вопросы, обращаться за помощью к однокласснику, учителю; формулируют свои затруднения.

V.

Физкультминутка.

Кто там ходит  влево-вправо?

Это маятник в часах.

Он работает исправно

И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево).

А над ним сидит кукушка,

Это вовсе не игрушка.

Птица дверцу отворяет,

Время точное сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны).

А часы идут, идут,

Не спешат, не отстают.

Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте)

Что уже пора вставать. (Потянуться).

Видеосюжет «Куранты».

Даша Д. рассказывает о курантах.

- Куранты установлены на Спасской башне Кремля. Именно эти главные часы страны каждый декабрь отсчитывают секунды до наступления нового года. Вес механизма – примерно 25 тонн, его заводят раз в 12 часов. Еще в прошлом столетии группа часовщиков выполняла эти действия вручную, теперь тяжелые гири запускает электродвигатель. Кроме основного предназначения куранты могут исполнять мелодии - например, гимн Российской Федерации.

Регулятивные: под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

VI.

Изучение нового материала.

 Беседа о достопримечательностях Москвы.

- Ну, а теперь давайте разберёмся с вопросом: «Почему город назван Москвой?» Разобраться нам с этим поможет Маргарита Ф.

- Сегодня Москва – это огромный город. В нём около 4 тысяч улиц и площадей и очень-очень много достопримечательностей. Ориентироваться в таком городе очень сложно, особенно тем, кто приехал в Москву в первый раз.

- Как же нам не заблудиться в Москве? Что нам может в этом помочь?

- Пользуясь планом города, достаточно легко можно проехать или пройти туда, куда вам хочется.

- Что вы видите на плане?

- Что бы вы посетили в первую очередь?

- Кто еще хочет рассказать о достопримечательностях Москвы?

- Название Москвы, как и многих других городов, связано с названием реки, на которой он стоит. Что касается названия самой реки, то тут существует несколько версий происхождения слова. Согласно древнеславянской, слово «Москва» произошло от корня «моск», что означает «мокрый, влажный», так и «ум». Второй распространенной версией сегодня является происхождение слова «Москва» из языка коми, на котором термин означает – «Коровья река». Москвой называли и саму реку и поселения, находящиеся по ее берегам.

- Путешествовать по Москве нам поможет план. План - это чертеж местности (с. 99  учебника).

- На плане видны улицы, реки. Ещё на плане можно увидеть достопримечательности столицы.

Вероника У. и Айнуска С. рассказывают о Театре зверей имени Владимира Дурова и о цирке на Цветном бульваре.  

- В театре зверей имени Владимира Дурова или «Уголке дедушки Дурова» актёрами выступают животные: бегемот, слон, ворон, пеликан, енот и многие другие. Театр основан 8 января 1912 года Владимиром Леонидовичем Дуровым, основателем знаменитой династии, потомки которого и сейчас работают в театре. Сам Владимир Дуров был известным цирковым артистом, клоуном, дрессировщиком, писателем.

- Московский цирк на Цветном бульваре – один из самых старейших цирков России. Открыт был более 100 лет назад Альбертом Саламонским. Самые знаменитые артисты выступали и выступают на его манеже. В течение 15 лет, с 1982 по 1997 г. директором и художественным руководителем цирка был Народный артист СССР Юрия Владимирович Никулин. В настоящее время цирком руководит его сын Максим Юрьевич Никулин.

- Учащиеся защищают свои сообщения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; высказывать своё предположение; формировать умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: развитие умения работать с информацией на уроке, умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

VII.

Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

Выполнение заданий № 1, 2, 3 в рабочей тетради с. 64.

Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради.

Выполняют задания в рабочей тетради. Применяют на практике полученные знания, отвечая на вопросы.

Осуществляют взаимную проверку.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические - осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются 
в рабочей тетради и в учебнике.

Коммуникативные: умеют ставить вопросы, обращаться за помощью к однокласснику, учителю; формулируют свои затруднения.

VIII.

Рефлексивно оценочный этап.

- Какую цель ставили на уроке?  Достигли цели? Что нового узнали о Москве? А что уже знали раньше? Какие задания вам показались особенно интересными? Что запомнилось больше всего?

-  С каким настроением вы закончили урок? Выберите смайлик на с. 101.

Выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.

Отвечают на вопросы учителя.

Осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности, обобщают и систематизируют знания, выражают свои эмоции по поводу урока.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позицией партнера в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности.

IX.

Домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание:

1. Подготовить сообщение об одной из достопримечательностей Москвы.

2. Работать по учебнику, с. 98-101.

3. Нарисовать одну из башен Московского кремля.

4. Подготовить сообщение об одной из  башен или достопримечательностей Кремля.

Записывают домашнее задание. По результатам анализа работы на уроке фиксируют направление будущей деятельности.

Регулятивные:  в сотрудничестве с учителем планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по окружающему миру (технологическая карта урока «Опасные незнакомцы» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Опасные незнакомцы»Цели деятельности учителя: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; учить правильно де...

Учебно-методический комплект по окружающему миру (технологическая карта урока «Наша дружная семья» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...

Проектно – исследовательская деятельность учащихся 4 класса на уроках окружающего мира. Технологическая карта урока . Природная зона России-Тундра.

Знакомство с географическим положением  природной зоны-Тундра, климатическими условиями,  растительным и животным миром и деятельностью человека....

Окружающий мир Технологическая карта урока по теме "Кто такие птицы?"

Предмет: Окружающий мир.Программа: «Гармония»Автор: О.Т. ПоглазоваТема: «Кто такие птицы?» 1 класс...

Окружающий мир. Технологическая карта урока "Берегите лес"

Технологическая карта урока "Берегите лес". 2 класс....

Современный урок окружающего мира. Технологическая карта к уроку. Презентация "Комнатные растения" .

   Организуя  современный  урок, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать уроку практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседне...