"Кто такие насекомые?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Джаббарова Наргиз Али кызы

Тема: «Кто такие насекомые?»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях строения насекомых и показать их многообразие и красоту.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое»;
    • создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • Развивающие:
    • развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
    • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к окружающему миру;
    • способствовать воспитанию бережного отношения к природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения;
    • воспитывать умение слушать других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кто такие насекомые22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по Окружающему миру в 1классе

Тема: «Кто такие насекомые?»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях строения насекомых и показать их многообразие и красоту.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое»;
  • создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • Развивающие:
  • развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
  • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
  • Воспитательные:
  • воспитывать интерес к окружающему миру;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения;
  • воспитывать умение слушать других.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Цель: способствовать психологическому настрою учащихся на урок.

Учитель. Ребята! Готовы к уроку?
Дети. Да!
Учитель. На вас надеюсь я, друзья.
Дети.
Мы хороший дружный класс –
Все получится у нас!
Учитель.
Сядьте, пожалуйста, девочки.
Сядьте, пожалуйста, мальчики.

II. Проверка знаний, фиксирование индивидуального затруднения

Цель: проверить знания детей по пройденному материалу с помощью тестирования (выбора правильного ответа из нескольких).

– На прошлом уроке мы узнали с вами много нового и интересного. Какая была тема предыдущего урока? («Что такое хвоинки?»)

– Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. Внимательно слушаете вопросы, а ответы выкладываете с помощью цветных кружков.

1. Как правильно назвать лист хвойного дерева?

а) колючка;
б) иголка;
в) хвоинка.

2. Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму?

а) сосна;
б) лиственница;
в) кедр.

3. Какое дерево не является хвойным?

а) лиственница;
б) черёмуха;
в) ель.

4. Какое дерево не является лиственным?

а) кедр;
б) берёза;
в) осина.

5. Это высокое хвойное дерево. У него длинные острые хвоинки.

а) сосна;
б) лиственница;
в) ель.

III. Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения).

Цель: формирование мотивации к поиску решения поставленной проблемы (задачи).

– Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Здесь живут наши друзья, узнайте их. (Включается запись звуков пчёл на лугу.) 

Посмотри на летний луг,

Прислушайся внимательно,

Ты поймешь, что жизнь вокруг

Очень занимательна.

И зеленая картинка

Сразу оживает:

Сел кузнечик на травинку,

Бабочка порхает,

Полосатый шмель гудит

Радостно и звучно…

Целый день здесь жизнь кипит,

Здесь совсем не скучно.

– Что вы услышали? Знакомы ли вам эти звуки? Кого вы узнали?
– Как одним словом можно назвать этих животных? 
(Насекомые.)
– А каких животных мы называем 
насекомымиПо каким признакам вы определяете, что это насекомое?

Узнайте! Кто из них сегодня пришел к нам в гости?!

Трудится с утра до ночи,
Строит дом высокий очень.
Муравейник – тёплый дом,
Миллионы комнат в нём.
Строит кто? Скажи скорей!
Это крошка – … 
(Муравей.) 

– Встречайте Муравья Вопросика. (В класс входит Муравей Вопросик (в руках ромашка) и говорит:
– Ребята, я встретил по дороге Мудрую Черепаху, и она мне сказала, что я 
насекомое. А кто такие насекомые?

– Давайте поможем Вопросику разобраться в этом вопросе. Присаживайся к нам Муравьишка, будь внимателен, мы с ребятами попробуем тебе помочь.

IV. Открытие новых знаний о насекомых. Исследовательская работа

Цель: создать условия для самостоятельного поиска признаков насекомых.

1) Определение признаков насекомых.

1 гость:

Муха (крылья):

2 гость:

Стрекоза (3 части тела):

V. Физминутка «Стрекозы»

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два  изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

На кувшинку приземлилась

3 гость:

Пчела (усики):

– Посмотрите внимательно на слайд и назовите животных, которые на нём изображены. (Пчела, стрекоза, муха, муравей...) 

– Какие одинаковые части есть у всех этих животных? (Признаки рассматриваются по мере определения их детьми. По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.)


– Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног. Только ли насекомые имеют такие признаки.

- Давайте проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый главный признак, по которому можно определить насекомое.

2) Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют Крылья».

– Как вы думаете, зачем насекомым крылья?
Крылья насекомые используют в основном для полёта. У большинства насекомых по 
четыре крыла, но некоторые отряды имеют лишь пару крыльев (комары, мухи).
Всем известно, что многие
 насекомые могут издавать звуки: одни жужжат, другие скрипят, свистят и даже поют... Очень многие насекомые умеют "разговаривать" крыльями, вибрируя ими с разной частотой. Например:
– бабочка
 махаон совершает 5-6 взмахов в секунду;
– майский жук жужжит, совершая 45-50 взмахов крыльями в секунду;
– божьи коровки в полете взмахивают крыльями до 100 раз в секунду;
– пчелы работают крыльями еще активнее – до 450 взмахов в секунду. Рекордсменами по "скороговорению крыльями" по праву считают комаров – 500-600, а у некоторых – до 1000 взмахов в секунду. При такой частоте издаваемый звук становится неприятным для нашего уха.
Вспомните, как нас раздражает ночное зудение летающего комара.
– 
Но только ли у насекомых есть крылья?
– Значит, данный признак нельзя считать главным.

3) Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют Усики».

– Ваши предположения, зачем насекомым усики?
Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы.
– Только ли у насекомых есть усики?
– Значит, и этот признак нельзя считать главным. 

4) Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: Головы, Груди и Брюшка».

«Тело состоит из частей: голова, грудь, брюшко».

– Но только ли у насекомых тело разделено на такие части?

– У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко.

– Значит, и этот признак нельзя считать главным 

Муравей:

Я кажется понял! 

4) Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног».

«6 ног»

Учитель.

– У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например:
– у 
пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу;
– 
водяной жук имеет на своих задних ногах некое подобие вёсел, на них отросли специальные волоски, которыми насекомое совершает гребные движения;
 богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву;
– 
кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага.

– Есть ли ещё животные с тремя парами ног? (Оказывается! Нет! Только насекомые!)

Значит, это главный признак насекомых?
– Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?

(Наличием трёх пар ног.)

VI. Первичное закрепление. Игра «Узнайте насекомое»

Цель: проверить усвоение обучающимися полученных знаний о представителях группы насекомых.

– Сейчас давайте проверим, как вы знаете представителей группы насекомых и поиграем в игру «Узнайте насекомое». Обратите внимание на главный признак насекомых, соблюдается ли он?

(Дети слушают загадку, отгадывают её и показывают изображение данного насекомого в классе.)

Он по комнате кружит.
Зло пищит, зудит, жужжит.
Сел тихонько мне на лоб.
Я его с размаху – шлёп!
Увернулся он от драки.
Вновь готовится к атаке.
Превращает ночь в кошмар,
Этот маленький
(Комар

– В городе Усинске, далеко на север от Саратовской области… Поставлен памятник комару 7 лет назад… 12 октября 2012 года. Комар стал героем памятника, поскольку это наиболее распространённый живой организм, обитающий в северной тундре.

– Итак, у всех ли представленных в загадках насекомых есть 6 лапок?

VII. Самостоятельна работа в парах с проверкой по эталону

Цель: организовать выполнение задания в парах с применением новых знаний о насекомых, их проверку по ЭТАЛОНУ.

– А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по данной теме в парах. Вы должны найти на карточках животных, которые не относятся к насекомым, и зачеркнуть их. (Дети выполняют задание
– Проверим результат вашей работы. 
(Пары высказывают свою точку зрения, а затем сверяют свою работу с Эталоном

Проверка - «Светофор»

VIII. Самостоятельная творческая работа в парах.

Цель: организовать самостоятельное выполнение заданий с применением новых знаний о насекомых.

– А сейчас мы попробуем все вместе закончить сказку. Я начну, а вы продолжите. Слушайте внимательно, постарайтесь понять, о чём она?

Сказка «Спор животных»

Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых.
Медведь говорит» «Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчёл, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек».
А лягушки и птицы отвечают: «Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми».
Решили тогда животные …

– Продолжите сказку. Что решили животные?

Вывод: «Насекомые все нужны».

– Как человек должен относиться к насекомым?
– Сейчас, ребята, я покажу 
условные знаки, а вы догадайтесь, что они обозначают? (Учитель показывает условные знаки: «Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых», «Не уничтожай насекомых», «Не разоряй муравейники») (Слайд 22)

На нашей планете существует около 1,5 млн. видов насекомых
Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде.

- Представьте, что насекомые исчезли.
- Что тогда?
Погибнет вся природа, а значит и человек! Человек – часть природы.

Одни насекомые приносят пользу (божьи коровки, пчёлы),
другие – вред (комары, саранча).

Но все насекомые важны и нужны в природе.
Их нельзя убивать, потому что они живые, они – часть природы.


Наука – энтомология изучает насекомых.

Закончить эту часть урока хочется словами замечательного писателя
М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину».
Как вы понимаете это выражение?
Правильно. Природа – наш дом.
В ней всё взаимосвязано.
Всё, что есть на планете – нужно, даже, если нам кажется,
что это лишнее.
Надо бережно относиться к природе, любить и защищать.
Как и свою Родину.

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: способствовать выработке у учащихся способности к самоанализу.

– Вы провели исследование и узнали, каких же животных мы называем насекомыми. Определили главный признак, по которому можно определить насекомое.
– Муравьишка, понял ли ты, почему тебя называют насекомым?
– Расскажи нам о своей жизни.

(Муравей Вопросик читает стихотворение)

– Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных бабочек:









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....