Конспект урока по окружающему миру 4 класс. Тема: "Тундра"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок с использованием приёма кейс технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 31.54 КБ |
Презентация к уроку | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Тема: «Тундра»
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
Задачи урока:
1. образовательные:
Познакомить с географическим положением тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
2. развивающие:
Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с помощью карты и атласа-определителя "От земли до неба".
3. воспитывающие:
- воспитание аккуратности;
- воспитание заботливого отношения к товарищам;
- воспитание адекватной самооценки;
- воспитание коммуникативности;
- воспитание интереса к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить
- организовать и упорядочить знания;
- принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;
- отстаивать свои права.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
- - слушать и понимать речь других;
- - совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
- - учиться работать в группе, брать на себя ответственность.
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Предметные
- получить представление о природной зоне тундры;
- познакомиться с географическим положением тундры;
- познакомиться с климатическими условиями зоны;
- узнать особенности растительного и животного мира тундры;
- познакомиться с населением тундры и его деятельностью.
Оборудование:
- карта природных зон;
- кейсы с материалами и заданиями;
- атласы-определители "От земли до неба;
- игровое табло (ватманА1);
- жетоны для распределения по группам;
- презентация "Тундра";
- кроссворд.
Основные этапы урока.
1. Организационная деятельность. Слово учителя. Распределение по группам.
2. Сообщение темы и целей урока (определяют дети ).
3. Проверка знаний (Тест "Арктика").
4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.
5. Физминутка.
6. Анализ работы в группах.
7. Закрепление материала. Просмотр презентации "Тундра".
8. Итоги работы в группах. Рефлексия (синквейн).
9. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационная деятельность. Слово учителя. Распределение по группам.
При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон.
Учитель знакомит детей с ходом работы на уроке. Группа определяет своего лидера, который возьмёт на себя руководство группой.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой природной зоной, с её географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
Название природной зоны вы узнаете, разгадав кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
1) Короткое название ледяной зоны.
2) Птица с необычным красным клювом.
3) Название острова, где расположен заповедник.
4) Арктика- царство снега и ...
5) Растения, живущие в толще воды.
6) Вид рыбы, обитающий в северных морях.
(Ключевое слово - тундра.)
- Молодцы! Вы узнали название природной зоны, которую будем изучать сегодня на уроке.
3. Проверка знаний.
Тест "Арктика" поможет проверить, как вы усвоили предыдущую тему. Группа, которая первой ответит на вопрос, получит за него 1 балл.
1) На островах, какого океана расположена зона арктических пустынь? (на островах Северного Ледовитого океана)
2) Имеется ли на территории зоны коренное население? (нет)
3) Какие растения произрастают в ледяной зоне? (лишайники, мхи, полярные маки )
4) Найдите верную цепь питания:
а) водоросли------рачки------рыбы------гагарки-----белый медведь;
б) водоросли------рачки------сайки------тюлени.(+)
5) Как называют большое скопление птиц на скалах? (птичьи базары)
6) Какие меры приняты для защиты природы арктической зоны? (ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары")
Подведение итогов по группам.
4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.
Работа по группам.
А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой природной зоны.
Кейс для ботаников:
- гербарий;
- атлас "От земли до неба" (стр.116,117,91);
- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.88-91);
- карточки с изображением растений;
- карточка с вопросами:
1) Какие растения растут в тундре?
2) Как растения приспособились к жизни? (Рассказать о корнях, стеблях листьях на примере лишайника, травянистого растения, дерева).
Кейс для зоологов:
- Карточки с изображением зверей и птиц;
- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.88-92);
- карточка с вопросами:
1) Какие животные и птицы обитают?
2) Как они приспособились к жизни?
- Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.
- Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.
- Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.
- Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.
Кейс для экологов:
- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.93-95);
- карточка с вопросами:
1) Основные занятия населения тундры?
2) Экологические проблемы тундры?
3) Охрана природы тундры.
Кейс для географов:
- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.87-90);
- карта природных зон;
- карточка с вопросами:
1) Где протянулась зона тундры?
2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой тундрой (равнина, горы, возвышенность).
3) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).
4) Почему в тундре много болот? Какая там почва? Почему?
Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.
5. Физминутка. (используется песня "Увезу тебя я в тундру").
6. Анализ работы в группах.
Проводится коллективное обсуждение изученного материала. Заслушиваются выступления представителей от каждой группы. Работа группы оценивается, результаты заносятся в игровое табло.
7. Закрепление материала. Просмотр презентации "Тундра".
Работа в тетради "Проверь себя" (стр.26-27)
Просмотр презентации "Тундра".
8. Итоги урока. Рефлексия (синквейн).
Подсчитываются баллы каждой группы. Выявляется группа победительница (или группы), участники которой получают за урок оценку "5".
Обратная связь в форме синквейна. Выполняется на отдельных листах, при наличии времени можно озвучить.
Синквейн Природная зона тундра.
- 1 строка: существительное, обозначающее тему;
- 2 строка: два прилагательных, раскрывающие характерные признаки явления;
- 3 строка: три глагола, раскрывающие действия, свойственные явлению;
- 4 строка: фраза, раскрывающая суть явления;
- 5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление.
9.Домашнее задание.
Прочитать текст на странице 87-97, "Проверь себя" - задания 1,2.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тундра
1)На островах какого океана расположена зона арктических пустынь? На островах Северного Ледовитого океана Тест «Арктика» 2)Имеется ли на территории зоны коренное население? Нет 3)Какие растения произрастают в ледяной зоне? Лишайники, мхи ,полярные маки
4)Найдите верную цепь питания: а)водоросли рачки рыбы гагарки белый медведь; б)водоросли рачки сайки тюлени. 5)Как называют большое скопление птиц на скалах? Птичьи базары 6)Какие меры приняты для защиты природы арктической зоны? Ограничен отлов рыбы ,запрещена охота на редких животных , взяты под охрану «птичьи базары») б)водоросли рачки сайки тюлени.
Географы Тундра расположена южнее арктических пустынь, форма земной поверхности – равнина. Зима продолжительная и суровая (морозы до – 50 градусов), лето короткое и прохладное. Почва влажная, много болот и озёр. Летом почва оттаивает только на 10 – 50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота.
Какое природное явление можно наблюдать в тундре?
Ботаники Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья. Карликовая берёза Морошка Ягель Брусника Голубика
Зоологи У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей – густой мех и подкожный слой жира. Песец Лемминг Северные олени Кулик Полярная сова Журавли
Экологи Основное занятие населения тундры – оленеводство. Ведётся добыча нефти и газа.
Экологические проблемы Загрязнение местности нефтью во время её добычи;. 2. Браконьерство. 3. Вытаптывание пастбищ
Создание заповедников. 2. Запрет на браконьерство. 3. Охрана оленьих пастбищ. 4. Запрет на использование тяжёлой техники. Охрана природы тундры:
Таймырский заповедник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.
Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...
конспект урока окружающего мира по теме "Тундра"
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века" под руководством Н. Ф. Виноградовой...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Тундра» к УМК А.А. Плешакова, Е.А.Крючковой («Школа России»).
Конспект урока с использованием активных методов обучения....
Открытый урок по окружающему миру на тему «Тундра».
Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельность...
Конспект урока в 4 классе по окружающему миру по теме «Тундра»
Конспект урока в 4 классе по окружающему миру по теме «Тундра»Формируемые УУД:Познавательные: выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, самостоятельно находить инф...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Тундра", 4 класс
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема: "Тундра"...
Конспект урока окружающего мира по теме «Тундра», 4 класс
Конспект урока окружающего мира по теме «Тундра», 4 класс...