Рабочая программа по Окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Программа разработана на основе: «УМК. Окружающий мир: 3 класс под редакцией Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова, – М.: Вентана-Граф, 2019г.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx | 42.19 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Родионово-Несветайская средняя общеобразовательная школа №7»
(МБОУ «Родионово-Несветайская СОШ №7»)
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
и рекомендовано Директор МБОУ
к применению «Родионово-Несветайская
Руководитель РМО учителей СОШ №7»
начальных классов
_______________ ____________
Протокол № _______ Приказ № _____________
от ____________________ от ____________________
Рабочая программа
по окружающему миру ФГОС НОО
Уровень общего образования: начальное общее.
Класс: 3 «Г»
Количество часов: 2 часа в неделю, всего: 68 часов
Учитель: Мустафина Наталья Николаевна,
соответствие занимаемой должности
Программа разработана на основе: «УМК. Окружающий мир: 3 класс под редакцией Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова, – М.: Вентана-Граф, 2019г.»
Год разработки: 2018 – 2019 учебный год
сл. Родионово-Несветайская
- Планируемые результаты изучения предмета «Окружающий мир»
Согласно образовательному стандарту начального общего образования, изучение окружающего мира в 3 классе направленно на достижение следующей цели:
- формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней;
- понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Данная цель обуславливает решение следующих задач:
- устанавливать более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимать взаимозависимость в системе «человек – природа – общество»;
- осознавать необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получать начальные навыки экологической культуры;
- подходить к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознавать возможность изменять себя, понимать важность здорового образа жизни;
- подготовить к изучению базовых предметов в основной школе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
• готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры;
• понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
• обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
• овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений,
успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
• познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
• регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
• коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и
др.)».
Планируемые результаты учебного курса
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
• характеризовать условия жизни на Земле;
• устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
• описывать свойства воды (воздуха);
• различать растения разных видов, описывать их;
• объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
• объяснять отличия грибов от растений;
• характеризовать животное как организм;
• устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
• составлять описательный рассказ о животном;
• приводить примеры (конструировать) цепи питания;
• характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
• сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п. разных эпох;
• называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
• работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
• ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
• анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).
Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
• приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;
• проводить несложные опыты по размножению растений;
• проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
• рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
• ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
2. Содержание учебного предмета
3 класс (2 ч в неделю; 68 часов)
Часть 1
Раздел «Земля – наш общий дом»(7 ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятии «историческое время»;
- различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
- характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее.
- характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;
- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
- описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
- называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
- моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.
Человек изучает Землю (4ч)
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты Универсальные учебные действия:
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
различать географическую и историческую карты;
- анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
- ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
- объяснять назначение масштаба и условных обозначений;
- определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.
Царства природы (26 ч)
Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животные — царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Как человек одомашнил животных.
Растения — царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия:
- объяснять отличия грибов от растений, различать грибы съедобные и ядовитые;
- характеризовать роль животных в природе;
- приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
- характеризовать животное как организм;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
- приводить примеры (конструировать) цепи питания;
- составлять описательный рассказ о животных разных классов;
- составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
- ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
- характеризовать значение растений для жизни;
- различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
- проводить несложные опыты по размножению растений;
- приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Наша Родина: от Руси до России (11ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.
Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
- узнавать символы царской власти;
- знать имя президента современной России;
- называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
- называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
Как люди жили в старину (12ч)
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Универсальные учебные действия:
- составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
- описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
- воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события;
- объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»);
- рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.
Как трудились люди в старину(7 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Экскурсии
- природные сообщества (с учетом местных условий),
- на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения;
- в краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство),
- в учреждение быта и культуры.
Опыты
- распространение тепла от его источника;
- смена сезонов, дня и ночи;
- роль света и воды в жизни растений;
- состав почвы.
Практические работы
- работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради);
- работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
- рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
- приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;
- называть древние города, описывать их достопримечательности;
- ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».
- Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата | |
план | факт | ||
Земля - наш общий дом | |||
ИТБ. Где и когда ты живёшь. | 05.09 | ||
Солнечная система. | 06.09 | ||
Солнечная система. | 12.09 | ||
Условия жизни на Земле. | 13.09 | ||
Условия жизни на Земле. | 19.09 | ||
Как человек изучает Землю | |||
Человек познаёт мир. | 20.09 | ||
Человек познаёт мир. | 26.09 | ||
Человек познаёт мир. Практическая работа: «Условные обозначения на географической карте» | 27.09 | ||
Царства природы | |||
Бактерии. | 03.10 | ||
Грибы. | 04.10 | ||
Растения. Если бы на Земле не было растений. | 10.10 | ||
Растения. Разнообразие мира растений (флоры). | 11.10 | ||
Растения. Растения – живые существа (организмы). | 17.10 | ||
Растения. Растения – живые существа (организмы). | 18.10 | ||
Растения. Растения – живые существа (организмы). | 24.10 | ||
Растения. Растения – живые существа (организмы). Урок- путешествие. | 25.10 | ||
Растения. Размножение растений. Практическая работа:«Выращивание растения из листа.» | 31.10 | ||
Растения. Растения дикорастущие и культурные. | 01.11 | ||
Красная книга России. | 14.11 | ||
Животные. Роль животных в природе. | 15.11 | ||
Животные. Разнообразие мира животных (фауны). | 21.11 | ||
Животные. Животные – живые существа (организмы). | 22.11 | ||
Животные. Животные – живые существа (организмы). | 28.11 | ||
Животные. Животные – живые существа (организмы). | 29.11 | ||
Животные. Животные – живые существа (организмы). | 05.12 | ||
Как животные приспосабливаются к условиям жизни. | 06.12 | ||
Беспозвоночные животные. | 12.12 | ||
Позвоночные животные. Проверочная работа по разделу: «Царства природы». | 13.12 | ||
Позвоночные животные. Воображаемая экскурсия в краеведческий музей. | 19.12 | ||
Позвоночные животные. Урок- викторина. | 20.12 | ||
Позвоночные животные. | 26.12 | ||
Природные сообщества. | 27.12 | ||
Почему люди приручали диких животных. | 10.01 | ||
О заповедниках. Воображаемые экскурсии в Воронежский, Уссурийский, Приокско-террасный заповедники. | 16.01 | ||
Наша Родина: от Руси до России | |||
Древнерусское государство. | 17.01 | ||
Древнерусское государство. Первые русские князья. | 23.01 | ||
Древнерусское государство. Первые русские князья. | 24.01 | ||
Московская Русь. Практическая работа: «Работа с картой, определение городов, вошедших в состав Московского государства после 1462 г.» | 30.01 | ||
Российская империя. Петр Великий. Воображаемая экскурсия по Санкт-Петербургу. | 31.01 | ||
Российская империя. Екатерина II Великая. | 06.02 | ||
Российская империя. Последний российский император Николай II. | 07.02 | ||
Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Проверочная работа по разделу: «Наша Родина: от Руси до России». | 13.02 | ||
Как люди жили в старину | |||
Из истории имён. | 14.02 | ||
Какими людьми были славяне. Как выглядели. | 20.02 | ||
Какими людьми были славяне. | 21.02 | ||
Какими людьми были славяне. | 27.02 | ||
Какие предметы окружали людей в старину. | 28.02 | ||
Какие предметы окружали людей в старину. | 06.03 | ||
Русская трапеза. Проверочная работа по разделу: «Как люди жили в старину» | 07.03 | ||
Верования языческой Руси. | 13.03 | ||
Принятие христианства на Руси. | 14.03 | ||
Как трудились в старину | |||
Что создавалось трудом крестьянина. Урок- игра. | 20.03 | ||
Что создавалось трудом крестьянина. | 21.03 | ||
Что создавалось трудом крестьянина. | 03.04 | ||
Что создавалось трудом ремесленника? | 04.04 | ||
Что создавалось трудом ремесленника? | 10.04 | ||
Что создавалось трудом ремесленника? | 11.04 | ||
Что создавалось трудом ремесленника? О гончарном ремесле. | 17.04 | ||
Что создавалось трудом ремесленника? О веретене, прялке и ткацком станке. | 18.04 | ||
Что создавалось трудом ремесленника? Русские оружейники. | 24.04 | ||
Что создавалось трудом рабочего? О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России. | 25.04 | ||
Что создавалось трудом рабочего? О первых железных дорогах. Практическая работа: «Работа с картой, определение направления железных дорог России концаXIX - началаXX века» | 08.05 | ||
Изобретения, которые совершил человек в 19-20 веках. О пароходе. Проверочная работа по разделу: «Как трудились в старину». | 15.05 | ||
Изобретения, которые совершил человек в 19-20 веках. Об автомобиле. | 16.05 | ||
Изобретения, которые совершил человек в 19-20 веках. О самолёте и аэростате. | 22.05 | ||
Изобретения, которые совершил человек в 19-20 веках. Время космических полётов. Урок – экскурсия. | 23.05 | ||
Резерв | 29.05 | ||
Резерв | 30.05 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Председатель Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ «Родионово - _______________ И. В. Кириленко
Несветайская СОШ № 7»
_______________ Е. Г. Безусова 28 августа 2018 года
Протокол № __________
от _____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа XXI века
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа XXI века...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н. Ф. Виноградовой ...
рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы
рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы...