Календарно – тематическое планирование. Окружающий мир. 1 класс. "Начальная школа XXI века"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс)

Конобрицкая Ирина Михайловна

Календарно – тематическое планирование. Окружающий мир. 1 класс. "Начальная школа XXI века" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_21_vek_1_klass_ktp.docx95.79 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование (I полугодие)

№ уро

ка

Тема урока

Тип

урока

Планируемые результаты обучения

Дата

проведения

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия (УУД)

План

Факт

1

Введение. Этот удивительный мир

постановочный,

 введение

Неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди. Мир природы, вещей, людей. Что такое окружающий мир? Как можно объединить
разные предметы и объекты окружающего мира?

Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради.

Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – понимать, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа; нахождение отличий среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; логические – подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.

Личностные: самоопределение – принимают и осваивают социальную роль обучающегося; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения

2

Давай
познакомимся.

Входная проверочная работа

повторение,
систематизация
и обобщение знаний, закрепление умений;

путешествие урок-сказка; диагностика

Ты – первоклассник. Твои новые друзья.

Кого называют друзьями. Увлечения детей, игры. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно
оценивать
деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей; правила поведения на уроке:подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность,
аккуратность

Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – знакомиться с одноклассниками, рассказывать о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется); составлять описательный рассказ по картинкам; знаково-символические – использовать условные знаки, символы, приведенные в учебной литературе.

Коммуникативные: взаимодействие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей, конструироватьигровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке, выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; инициативное
сотрудничество
 – проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – оценивают эмоционально-эстетические впечатления от знакомства с новым коллективом, одноклассниками, отмечают в окружении то, что особенно нравится, принимают ценности мира

3

Мы – школьники

формирование

нового проблемного видения; проблемный

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др.

Уважение
к труду работников школы: учителя, уборщицы и др.

Оказание посильной помощи взрослым
в подготовке
к уроку, уборке класса, дежурстве в столовой и др.

Регулятивные: контроль и самоконтроль – следовать правилам в планировании и контроле способа решения; коррекция – адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – знакомиться с новыми понятиями:

«школа», «учитель», «класс»; описыватьназначения различных школьных помещений; логические – строить рассуждения, высказываться в устной форме о значении школьных помещений.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре.

Личностные: смыслообразование – оценивают свой учебный труд, принимают оценки одноклассников, учителя;самоопределение – соблюдают правила поведения в школе, осознают личную ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих

4

Правила поведения
в школе

формирование
новых
знаний; экскурсия

Первоклассник должен знать и выполнять правила поведения
в школе.

Коллективные игры на перемене

Регулятивные: планирование – организовывать свою деятельность, действовать согласно плану, предложенному учителем, а также планам, представленным в учебнике и рабочей тетради; осуществление учебных действий – понимать информацию, определять основную и второстепенную информацию.

Познавательные: целеполагание – осознавать учебно-познавательную задачу; предметные – соблюдать морально-этические нормы поведения в школе, проявлять уважение к старшим.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач; управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: самоопределение – демонстрируют внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе

5

Сентябрь – первый месяц

осени

формирование

нового проблемного видения; экскурсия

Изменения, которые происходят осенью в период золотой осени: листопад, состояние неба, погода, цветение растений в осенних
цветниках.

Наблюдения за изменениями в природе,определение причины и следствия отдельного явления, ответы на вопросы по теме наблюдения

Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ.

Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; предметные – формировать представления об экологической связи и взаимосвязи явлений природы и объектов живой природы; определять понятия «неживая природа», «листопад», «золотая осень».

Коммуникативные: взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания; управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

6

Что нам осень
подарила

закрепление и совершенствование знаний;

путешествие

Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза. Составление описательного рассказа.

Работа с таблицей «Календарь сбора ягод»

Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя).

Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – повторить и расширить сведения об овощах и фруктах, о витаминах и их пользе для организма; выполнять классификацию овощей и фруктов, усвоить то, что овощи и фрукты – кладовая витаминов; составлять описательный рассказ, знаково-символические – работать с таблицей.

Коммуникативные: взаимодействие –строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края

7

Грибная пора

формирование новых знаний;

Богат осенний лес: грибы,орехи, ягоды

рябины, калины, брусники.

Сравнение

грибов, плодов разных растений.

Работа с текстом и таблицей: календарь
сбора грибов. Классификация объектов по разным признакам

Регулятивные: планирование – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, осуществление учебных действий – отвечать на поставленный вопрос, ориентироваться в тетради и учебнике.

Познавательные: знаково-символические – использовать знаково-символические средства представления информации, работать с таблицей; предметные – иметь представление о царстве грибов; сравнивать и различать грибы (съедобные и несъедобные), плоды разных растений; логические – классифицировать объекты по разным признакам.

Коммуникативные: взаимодействие – выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове.

Личностные: самоопределение – оценивают поступки человека по отношению к природе, осознают личное отношение к малой родине, осуществляют действия по охране окружающего мира; смыслообразование – проявляют позитивное отношение к сохранению природы

8

Семья. О маме

формирование нового проблемноговидения; урок-мультимедиа/ контроль знаний

Что такое семья? Моя семья: ее члены, их труд, семейные обязанности. Как мы понимаем слова «Семья крепка ладом»?

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – объяснять понятия, связанные с темой«Семья»; осознавать свою роль в семье; различать степени родства, определять с помощью терминов свое отношение к каждому из членов своей семьи; оценивать свое отношение с каждым членом своей семьи с помощью понятий: «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.; иметь представление о семье в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности.

Коммуникативные: взаимодействие – взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют позитивное отношение к семье и семейным ценностям; осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни

9

Любимые занятия. Воскресный день

повторительно-обобщающий; урок-конференция

Чем любят
заниматься
члены семьи
в свободное время?

Театр, музеи, концерты, загородные поездки – любимый
досуг многих семей.

Чтение книг
и рассказывание любимых сказок – часть досуга.

Хозяйственный труд
в семье.

Домашние
дела

Регулятивные: осуществление учебных действий – использовать речь для регуляции своего действия; контроль – контролировать свою речь, ее четкость и правильность.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – иметь представление о семейных традициях как признаке принадлежности к тому или иному народу

России и мира; осознавать важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим на конкретных примерах; уметь подбирать пословицу для определения смысла любимой сказки; помогать по дому старшим; информационные – осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников (тексты, рисунки).

Коммуникативные: взаимодействие – использовать в общении правила вежливости; планирование учебного сотрудничества – принимать участие в работе парами (группами).

Личностные: самоопределение – проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; смыслообразование – имеют представления о причинах успеха в учебе

10

Как из зерна получилась булка

формирование нового проблемного видения; путешествие

Народная мудрость гласит: «Худ обед, когда хлеба нет». Хлеб – главное богатство людей. Для того чтобы хлеб был в каждом доме, трудятся люди разных профессий

Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; оценка – оценивать результаты труда.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – знакомиться с трудом хлебороба, с тем, как растения кормят человека; называть хлебобулочные изделия, из чего их делают; знают о пользе хлеба, его ценности; логические – строить рассуждения.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – строить сообщение в соответствии с учебной задачей; взаимодействие – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – уважают труд хлебороба и людей, связанных с производством хлеба и других продуктов, бережно относятся к хлебу; смыслообразование – понимают чувства одноклассников, учителя

11

Человек

и домашние животные

повторение, систематизация и обобщение знаний, закрепление умений; урок-конференция

Домашние и дикие животные: различия. Профессии людей, ухаживающих за животными (пастух, доярка, конюх, птичница). Как заботиться о домашних
животных (уход, кормление, прогулка)

Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с целью.

Познавательные: информационные – осуществлятьпоиск ответа на поставленный вопрос; предметные – знать, в чём состоит различие между дикими и домашними животными; приводить примеры домашних животных; формировать представления о местах обитания домашних животных и их питании; логические – классифицировать животных по признаку «дикое – домашнее».

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – выражают эмоционально-положительное отношение к животным;самоопределение – следуют моральным нормам и этическим требованиям в поведении

12

«Октябрь уж наступил…». Животные осенью

формирование новых
знаний; экскурсия

Лес (парк) изменился.

Листопад почти закончился. Небо неприветливо, хмуро. День пасмурный. Птиц мало.Перелетные птицы (кроме водоплавающих) уже улетели в теплые страны.

Животные укрылись
в своих зимних жилищах

Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с целью.

Познавательные: информационные – осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос; предметные – уточнить и обобщить представления о наиболее характерных признаках, по которым человек узнает о наступлении осени; установить зависимости между изменениями в неживой и живой природе; общеучебные – узнавать, называть и определять объекты
и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: управление коммуникацией – допускать существование различных точек зрения, вступать в диалог с учителем, одноклассниками.

Личностные: самоопределение – демонстрируют готовность и способность к саморазвитию; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, умеют не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

13

Птицы
осенью

закрепление и совершенствование знаний; урок-
сказка

В октябре улетают дрозды, скворцы, трясогузки.

На водоемах еще можно встретить
лебедей, гусей, уток.

Объяснение слов, выделенных в тексте. Проблемная задача «Почему одни
птицы улетают на юг,
а другие –

остаются?»

Регулятивные: планирование – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; целеполагание – преобразовывать практическую задачу в познавательную, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – наблюдать явления наступившей осени, объяснять понятия: «оседлые птицы»,
«перелетные птицы»;
логические– уточнять характерные признаки, по которым можно узнать о наступлении осени.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; управление коммуникацией – аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют любовь к животным и чувство ответственности

14

Явления природы.

Проверочная работа «Живая и неживая природа»

формирование нового проблемного видения; урок-мультимедиа/ контроль знаний

Все, что происходит вокруг нас в природе
(дождь, снег, град, туман, гроза и др.), –

явления природы. Они зависят от времени года, погоды, особенностей
той или иной
местности.

Листопад, снегопад, таяние снега, ледоход

Регулятивные: целеполагание – принимать и сохранять учебную задачу; планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – уточнять знания о явлениях природы (дождь, снег, град, туман, гроза и др.).

Коммуникативные: взаимодействие – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Личностные: самоопределение – выражают внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности

15

Где ты
живешь?

формирование нового проблемного видения; путешествие

Мы живем в городе (поселке, селе). Что такое дорога? Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Наша дорога в школу идет мимо
(через, рядом, около…).

На ней расположены знаки дорожного
движения

Регулятивные: оценка – оценивать правильность выполнения действияна уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – осмысливать взаимосвязь человека и места, в котором он родился и живёт; понимать необходимость взаимной связи людей в городе, важность культурного смысла понятия «земляки»; логические – образовать общее название жителей определенного города по его названию; знаково-символические – представлять модель позитивного поведения человека, ценящего роль города как культурного центра.

Коммуникативные:взаимодействие – формулировать способы существования в городе и селе;  управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные: самоопределение – осознают личное (эмоциональное) отношение к малой родине

16

Правила поведения на дорогах

применение знаний на практике; урок-игра

Улица (дорога): тротуар, обочина,
проезжая часть, мостовая. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках, правила пользования транспортом. Дорожные знаки.

Домашний адрес. Безопасная дорога
от дома до школы

Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме; целеполагание – принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: логические – анализировать путь от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения; различатьдорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; общеучебные – воспроизводитьдомашний адрес, Правила дорожного движения и пользования транспортом.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – реализовыватьв процессе парной работы правила совместной деятельности; взаимодействие – обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно.

Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие

17

Ты и вещи

повторение, систематизация и обобщение знаний, закрепление умений; урок-
мультимедиа

Кто делает разные вещи: профессии людей (слесарь, портниха, столяр, гончар). Классификация предметов по заданному признаку.

Правила отношения к вещам и окружающим предметам.

Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – уточнять и обогащать представления первоклассников о различных профессиях, о людях, чей труд важен для каждого человека; логические – классифицировать предметы по заданному признаку.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – соблюдают правила бережного отношения к вещам и предметам, проявляют уважение к труду взрослых

18

Кто
работает
ночью

формирование новых
знаний; экскурсия на предприятие

Профессии людей, которые работают ночью, значение их труда для общества

Регулятивные: целеполагание –принимать и сохранять учебную задачу; планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – формировать представления о профессиях, жизненно важных для каждого человека, и действиях, которые свойственны их представителям; информационные – осуществлять поиск и выделять информацию из рисунков.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих; планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

19

Что такое здоровье. Твои
помощники – органы чувств

формирование новых
знаний; игра

Забота о своем здоровье
и хорошем настроении. Что такое здоровье. Хорошее состояние органов чувств –
показатель здоровья.

Как человек воспринимает мир с помощью органов чувств.

Правила охраны зрения, слуха, вкуса

Регулятивные: планирование и контроль – планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.

Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; знаково-символические – использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; предметные – иметь

представление об органах чувств, их роли в жизни человека.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие

20

Правила гигиены

формирование новых

знаний; инсценирование

Гигиена зубов, ротовой полости, кожи.

Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др. Зачем нужны правила гигиены? Почему человек должен их соблюдать?

Регулятивные: планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; саморегуляция – стабилизация эмоционального состояния для решения учебных задач.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; предметные – уточнять знания о предметах гигиены, их значении для здоровья человека; закреплять основные правила гигиены; информационные– уметь извлекать  необходимую информацию из различных источников.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Личностные:  смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; следуют нормам здоровьесберегающегоповедения

21

О режиме дня.

Проверочная работа «Органы чувств»

формирование новых знаний; урок-
мультимедиа/ контроль знаний

Что такое режим дня и зачем он нужен? Определение времени по часам как условие правильной организации труда
и отдыха.

Режим дня первоклассника

Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – определять время по часам как условие правильной организации труда и отдыха, определять время по часам с точностью до часа.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; взаимодействие – строить монологическое
высказывание.

Личностные: самоопределение – принимают образ «хорошего ученика»; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности

22

Урок в спортивном зале. Будем
закаляться. Диагностика физического развития

применение знаний на практике; спортивный час

Будем развивать силу,
ловкость и быстроту.

Физическая культура.

Правила закаливания

Регулятивные: осуществление учебных действий – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные – уточнять правила закаливания, осознавать необходимость в развитии силы, ловкости.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – предлагать помощь в сотрудничестве; планирование учебного сотрудничества – договариватьсяо распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: самоопределение – следуют нормам здоровьесберегающегоповедения; нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выход из спорных ситуаций

23

Ноябрь – зиме родной брат

формирование новых
знаний; экскурсия

Изменения в природе
в ноябре.

Характеристика предзимья: признаки ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых, мелких зверьков.
Лесные новости.

Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в познавательную; предметные – наблюдать явления наступившей осени, обобщать представления о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении глубокой осени; логические – сопоставлять, выделять и обобщать характерные признаки, явления.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: самоопределение – осознают ценностное отношение к природному миру; смыслообразование – осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы

24

Дикие
животные

закрепление и совершенствование знаний; урок-конференция

Где живут дикие звери? Жизнь диких животных поздней
осенью. Различение
животныхпо внешним
характеристикам. Названия животных
и их детенышей. Характерные особенности зверей – млекопитающих: кормление молоком детенышей.

Регулятивные: осуществление учебных действий – организовывать рабочее место под руководством учителя; оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – уточнять и расширять представления о диких животных; логические – находить отличительные признаки диких животных.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам; взаимодействие – строить высказывание.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – выражают позитивное отношение к живой природе

25

Что мы знаем о птицах

закрепление и совершенствование знаний; викторина

Классификация птиц
по признаку «перелетные – зимующие», особенности этих птиц. Зависимость наступающего сезона и поведения птиц. Причины сезонных перелетов птиц: отсутствие пищи, холода

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; логические – выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц; предметные – знакомиться с многообразием птиц; знать и объяснять понятия «дикие», «домашние», «перелетные», «оседлые» птицы.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию

26

Родной край

Закрепление и совершенствование знаний; экскурсия

Характерные особенности разных населенных пунктов: город, село (общее, различное). Наш населенный пункт – часть нашей страны России

Регулятивные: оценка – оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия с поставленной задачей.

Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме; предметные – уточнять знания о том, что такое город, село, какие объекты есть в каждом из них, чем похожи и чем различаются эти населенные пункты (внешний вид; особенности строений; специфика городского и сельского труда; учреждения, общие для обоих и др.).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; взаимодействие – слушать собеседника.

Личностные: самоопределение – осознают свою этническую принадлежность

27

Дом, в котором ты живешь

применение
знаний на практике; урок-игра

Описание зданий разных функциональных значений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. План квартиры.

Рассказывание о квартире Маши (учебник, с. 81).

Определение здания по вывеске

Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным
материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: прогнозирование – предвосхищать результат; оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; предметные – иметь представления о разнообразии построек домов, их особенностях, характеризовать удобства, которые есть в квартире.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать
вопросы, необходимые для организации

собственной деятельности; взаимодействие – вести устный диалог.

Личностные: самоопределение –
проявляют готовность и способность к саморазвитию, ответственность за общее благополучие;
смыслообразование – выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

28

Зачем люди

трудятся

формирование новых

знаний; экскурсия

Зачем люди трудятся? Знакомство с выражением «рабочие руки».

Развитие речи: составление описательного рассказа.

Объяснение слов «Слава честному
труду!»

Регулятивные: осуществление учебных действий – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.

Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – иметь представления о профессиях, понимать значения труда в жизни людей; информационные – осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из рисунков, текстов.

Коммуникативные: взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: смыслообразование – выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

29

«В декабре, в декабре все деревья
в серебре…»

формирование новых знаний; экскурсия

Сезонные изменения
в начале зимы: снегопад, цвет снега, мороз, оттепель, снежинки.

Декабрь – первый месяц зимы

Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; предметные – уточнять представления о признаках зимы; строить высказывания на основе наблюдений за объектами природы.

Коммуникативные: взаимодействие – слушать собеседника; управление коммуникацией – оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения; смыслообразование – осуществляют
самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

30

Какой бывает
вода?

применение

знаний на практике;
практикум

Вода – вещество. Свойства воды: текучесть, прозрачность,

бесцветность. Вода – растворитель; различные состояния воды (пар, град, туман, иней, роса, лед, снег).

Регулятивные: планирование – составлять план и последовательность действий.

Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – знакомиться с естественнонаучными понятиями: «тело», «вещество», «состояние воды», «раствор»; определять свойства воды опытным путем.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные: самоопределение – демонстрировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию; смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

31

Итоговая
интегрированная
контрольная работа

контроль
знаний

Интегрированная контрольная работа.

Правила выполнения интегрированной контрольной
работы. Самоконтроль и самопроверка

Познавательные: общеучебные – владение приемами понимания прочитанного; самостоятельное поэтапное выполнение заданий; структурирование знаний; логические – установление причинно-следственных связей; построение рассуждений; анализ объектов; постановка и решение проблем – самостоятельный поиск и создание

способов решения проблем творческого характера.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия; адекватно воспринимать оценку учителя.

Личностные: осуществляют самоконтроль и самопроверку

32

С наступающим Новым

годом!

повторение, систематизация и обобщение знаний, закрепление умений; урок-игра

Новый год. Чудеса. Праздник, новогодние игрушки.

Речевое творчество: составление устного рассказа

Регулятивные: осуществление учебных действий – планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу.

Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; предметные– знакомиться с историей праздника Новый год; информационные – осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из рисунков, текстов.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к культуре других народов

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру(II полугодие)

№ уро

ка

Тема урока

Тип

урока

Планируемые результаты обучения

Дата

проведения

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия (УУД)

План

Факт

33

О дружбе

формирование нового проблемного видения; урок-игра

Кого называют друзьями. Правила
дружбы.

Слушание песни «Вместе весело шагать» (поэт И. Матусовский,

композитор
В. Шаинский)

Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с целью, осуществление учебных действий – осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; предметные – знать и объяснять понятия «друг», «дружба»; уметь оценивать поступки людей.

Коммуникативные: взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

34

Идем в гости

закрепление и совершенствование знаний; инсценирова

ние

Правила поведения в гостях. День рождения. Объяснение понятия «дорогой подарок». Как выбирать подарок. Развитие письменной речи: письмо другу

Регулятивные: планирование – запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; контроль и самоконтроль – выбирать средства для организации своего поведения.

Познавательные: общеучебные – адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей и других людей; предметные – уметь вести себя в гостях, правильно принимать гостей, выбирать подарок.

Коммуникативные: взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к иному мнению

35

Январь – году начало, зиме – середина.


формирование новых

знаний/ контроль знаний

Изменения в природе
в январе. Практическая работа: «Делаем опыт».Проведение наблюдения за срезанной веточкой сирени, поставленной в воду, – запись наблюдений (начало наблюдения, раскрытие почек, появление листочков, окончание наблюдения)

Регулятивные: целеполагание – удерживатьцель деятельности до получения ее результата; оценка – анализироватьэмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оцениватьих влияние на настроение человека.

Познавательные: общеучебные – применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; предметные – знать понятия: «лиственные, хвойные деревья»; наблюдать за изменениями, происходящими в природе в январе, определять деревья по силуэту.

36

Хвойные деревья

применение знаний на практике;

практикум

Хвойные деревья: особенности, отличия от лиственных. Ель, сосна, кедр и др. – вечнозеленые деревья. Хвойные деревья, которые сбрасывают на зиму листву (сибирская лиственница)

Регулятивные: планирование – выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); планироватьрешение учебной задачи.

Познавательные: логические – выделять особенности хвойных деревьев,находить отличия хвойных деревьев от лиственных; общеучебные – объяснять понятие «вечнозеленые деревья», знакомиться с хвойным деревом, которое сбрасывает на зиму листву (сибирская лиственница).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру

37

Жизнь птиц

 

формирование новых

знаний; инсценирование

Птицы в зимнем лесу:
названия, особенности внешнего вида, голосов.

Зависимость питания птицы от строения клюва. Составление

ответа на вопрос, основанный на наблюдении: каких птиц можно встретить зимой. Рассказывание о внешнем виде птиц, повадках, образе
жизни.

Птицы хищные и растительноядные. Чтение текстов учебника

Регулятивные: планирование – планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; саморегуляция – осуществлять стабилизацию эмоционального состояния для решения различных задач.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; предметные – знакомиться с птицами, обитающими в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: самоопределение – осознают необходимость саморазвития; нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к иному мнению

38

Наша страна – Россия

формирование новых
знаний,
заочная экскурсия

Наша страна – Россия,
Российская Федерация. Москва –
столица РФ. Символика

России: гимн, флаг, герб

Регулятивные: целеполагание – переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; планирование – понимать  ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение; предметные – уточнять названия нашей страны (Россия, Российская Федерация); рассматривать достопримечательности Москвы – столицы РФ, знакомиться с символами России (флаг, гимн, герб).

Коммуникативные: инициативное сотрудничество– предлагать помощь в сотрудничестве.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – осознают гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества

39

40

Богата
природа России.

Экскурсия в зимний лес

формирование новых знаний; урок-

мультимедиа

Разнообразие и богатство природы России: леса, реки, горы. Ориентировка по карте: значение цвета, определение по символам (знакам) представителей
животного мира и места их обитания на территории нашей страны

Регулятивные: прогнозирование – предвосхищать результат; оценка – владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; предметные – знакомиться с разнообразием и богатствами природы России – леса, реки, горы; уметь ориентироваться по карте: называть значения символов (знаков); рассматривать представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих, прогнозировать возникновение конфликтов.

Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

41

Мы – россияне

повторительно-обобщающий;
урок-

конференция)

Россия – страна многонациональная.

Особенности народа: язык, искусство,
обычаи

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;предметные – знать, что Россия – многонациональная страна, уметь выделять особенности русского народа (язык, искусство, обычаи).

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; взаимодействие – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России

42

Народная сказка

формирование новых знаний; инсценирование

Прикладное искусство народов России: сравнение,
различия, общие черты.

Художественные промыслы разных
народов России.

Рассказывание «Как мастер делает игрушку». Раскрашивание животных из сказки «Колобок»

Регулятивные: оценка – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные – уметь объяснять понятие «прикладное искусство», составлять рассказы о народных промыслах народов России; сравнивать разные виды искусства.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; управление коммуникацией – оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Личностные: смыслообразование – осознают целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии культур; нравственно-этическая ориентация – проявляют эмоционально-нравственную отзывчивость

43

23 февраля – День защитника Отечества

формирование новых

знаний; инсценирование

Как можно встретить праздник «День защитникаОтечества» в семье, как проявить внимание к родным и близким

Регулятивные: планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные – рассказывать, как можно встретить праздник «День защитника Отечества» в семье, как проявить внимание к родным и близким, которые служили в армии, участвовали в боевых действиях.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Личностные: смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

44

Февраль – месяц метелей и вьюг

формирование новых

знаний/ контроль знаний

Февраль – третий месяц зимы. Зима
в разгаре.

Снега много, стоят морозы. Февраль – месяц метелей и ветров.

В лесу идет своя жизнь

Регулятивные: планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; предметные – знакомиться с народными приметами февраля, с особенностями третьего месяца зимы, с изменениями, которые происходят в этот период, объяснять
понятия: «метель», «вьюга», «пурга», «оттепель».

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные: самоопределение – проявляют заботливое отношение к птицам

45

Звери – млекопитающие

закрепление и совершенствование знаний; урок-
мультимедиа/ контроль знаний

Звери имеют волосяной покров, передвигаются
и питаются в зависимости от условий жизни.

Среди зверей есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – знать, что звери
имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни; распределять зверей на группы по способу питания (насекомоядные, растительноядные, хищные, всеядные).

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность следовать нормам природоохранного поведения

46

8 Марта – праздник всех женщин

закрепление и совершенствование
знаний; урок-игра

Как можно встретить праздник «8 Марта»
в семье, как проявить внимание к родным и близким

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – рассказывать, как можно встретить праздник «8 Марта» в семье, как проявить внимание к родным и близким.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения собственной деятельности.

Личностные: смыслообразование – понимают чувства других людей и сопереживают им

47

Наш уголок природы.

Животные и растения
уголка
природы

применение знаний на практике;практикум/ контроль знаний

Уголок природы – место обитания многих животных, но, несмотряна это, они остаются дикими животными. Чтобы
животное чувствовало себя хорошо, нужно знать, как оно живет в естественных условиях, чем питается, кто его враги

Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме; предметные – знакомиться с животными уголка природы, объяснять, что уголок природы – место обитания многих животных, но, несмотря на это, они остаются дикими животными.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие

48

Мы –
граждане России

формирование нового проблемного видения; урок-

мультимедиа

ГражданеРоссии имеют права и обязанности. Почему человек должен выполнять свои обязанности.

Рассуждение

на тему «Для
чего нужно учиться?»

Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные: общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – знать и объяснять понятия: «права», «обязанности», почему человек должен выполнять свои обязанности.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение

окружающих.

Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину

49

О правилах поведения

применение знаний на практике; инсценирование

Развитие диалогической речи: культура разговора
по телефону. Правила дружбы (повторение). Как разрешать споры и ссоры

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – составлять правила культуры разговора
по телефону, знать правила дружбы.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение о соблюдении правил поведения, задавать вопросы.

Личностные: самоопределение – осознают и применяют социальные нормы поведения

50

Март –
капельник

формирование новых знаний; экскурсия

Изменения в жизни
природы ранней весной.

Характеристика марта: народное название месяца – «капельник»; появление
проталин,

таяние снега

Регулятивные: контроль и самоконтроль – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – рассказывать об изменениях, происходящих в жизни природы ранней весной; характеризовать март, выполнять анализ народных примет, знакомиться с народным названием

месяца – «капельник», объяснять причины проявления проталин, таяния снега.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.

Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятельности

51

Птичьи разговоры

закрепление и совершенствование знаний; урок-мультимедиа/ контроль знаний

Жизнь птиц весной: прилет, гнездование, птичьи «разговоры». Правила отношения к птичьим гнездам. Народная примета
«жаворонки»

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
осуществление учебных действий – выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.

Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; предметные – знакомиться с жизнью птицвесной: прилетом, гнездованием, изучить правила отношения к птичьим гнездам.

Коммуникативные: взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с нормами родного языка.

Личностные: самоопределение – осознают необходимость следовать нормам природоохранного поведения

52

Если хочешь
быть здоров, закаляйся!

применение

знаний на практике; урок-игра/ контроль знаний

Для того чтобы быть здоровым, нужно
правильно
организовывать свой день, много времени проводить на свежем воздухе, закаляться.

Занятие спортом тоже закаляет человека.

Объяснение смысла выражений

Регулятивные: контроль и самоконтроль – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – уточнять, как нужно правильно питаться, знать понятия «здоровая пища», «вредные продукты», «полезные продукты», знакомиться с правилами питания; соблюдать культуру поведения за столом.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения

53

Здоровая пища

формирование нового проблемного видения; урок-мультимедиа

Какая пища полезна. Как правильно

питаться.

Полезный завтрак.

Витамины для нашего

организма.

Продукты на ужин

Регулятивные: планирование – выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.

Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – обсуждать правила закаливания, осознавать, что занятия спортом тоже закаляют человека.

Коммуникативные: взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: самоопределение – принимают установку на здоровый образ жизни

54

Какое бывает настроение

формирование новых

знаний; инсценирование

От чего зависит настроение человека. Каким оно бывает.

Что нужно делать, чтобы настроение было хорошим. Характеристика разных видов настроения: радостно,
весело, грустно, плакать хочется и др.

Регулятивные: целеполагание – ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; планирование – планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; коррекция – адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать свои действия на уровне ретро-оценки, вносить коррективы в действия.

Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – уточнять, от чего зависит настроение человека, рассматривать, каким бывает настроение, характеризовать виды настроения (радостное, веселое, грустное, печальное и т. д.).

55

День космонавтики

формирование нового проблемного

видения; урок-
мультимедиа

Россия – страна, которая открыла миру космос.

Первый спутник Земли,

первый космонавт, полеты в космос, первая женщина-космонавт

Регулятивные: целеполагание – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; прогнозирование –
предвосхищать результат;
оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: знать понятия «спутник Земли», «космонавт», «полеты в космос», анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать первый полет человека в космос по картинкам.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Личностные: самоопределение – осознают гражданскую принадлежность в форме осознания «Я», как гражданина России, проявляют чувство гордости за свой народ, историю

56

Апрель – водолей.

 Экскурсия

формирование новых

знаний; экскурсия

Сезонные изменения
в разгар весны: что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения и трава

Регулятивные: целеполагание – принимать и сохранять учебную задачу; планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные – рассматривать изменения в природе в середине весны, знать, что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения и трава.

Коммуникативные: управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность следовать нормам природоохранного поведения

57

Жизнь насекомых весной

повторение,
систематизация
и обобщение знаний, закрепление умений; урок-
сказка

Календарь появления

насекомых после зимнего покоя: комаров, бабочек, пчел, муравьев и др. Их разнообразие.

Развитие речи: описание насекомых

Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения учебных задач; предметные – рассматривать календарь появления насекомых (комаров, бабочек, пчел, муравьев) после зимнего покоя; знакомиться с разнообразием насекомых.

Коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация –выражают эмоционально-нравственную отзывчивость

58

Весенние работы.

повторение,

систематизация и обобщение знаний, закрепление умений; практикум/ контроль знаний

Весной на полях, огородах, в садах и цветниках начинаются весенние работы: убирают прошлогоднюю листву, белят деревья, сажают овощи, разбивают цветники

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентирыдействия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме; предметные – знакомиться с весенними работами на полях, огородах, в садах, цветниках: уборка прошлогодней листвы, побелка деревьев, посадка овощей, разбивка цветников и подготовка рассады для посадки.

Коммуникативные: взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с нормами родного языка.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в практической деятельности, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций

59

Кто работает

на транспорте

формирование новых

знаний; урок-
игра

Сходство и различие
разных видов транспорта: воздушный,

водный, наземный; пассажирский, личный; электрический и работающий на бензине (керосине);

грузовой, легковой.

Профессии: машинист, водитель, летчик, капитан, бортпроводник, кондуктор

Регулятивные: осуществление учебных действий – ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – выделять сходства и различия разных видов транспорта (воздушный, водный, наземный, пассажирский, личный); различать электрический транспорт от транспорта, работающего на топливе (бензине, керосине), грузовой от легкового.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; взаимодействие – строить понятные выказывания.

Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к истории родного народа

60

Май весну завершает,
лето начинает

формирование новых

знаний; экскурсия

«Май весну завершает, лето начинает» – так говорят в народе.

Измененияв природе

в конце весны – начале лета: состояние деревьев, цветение разных растений (фруктовых

деревьев,кустарников и трав).

Лесные картинки

Регулятивные: планирование – применять установленные правила в планировании способа решения; осуществление учебных действий – использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – наблюдать за изменениями в природе, происходящими в конце весны – начале лета; уточнять состояние деревьев, время цветения разных растений, описывать изученные природные явления, называть существенные признаки; информационные – осуществлять поиск и выделение необходимой информации из текста, рисунков, таблиц.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Личностные: самоопределение – проявляют начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

61

Жизнь
земноводных весной

закрепление и совершенствование знаний; урок-игра/ контроль знаний

Лягушки и жабы – земноводные: общие
черты и различие. Жизнь земноводных весной. Развитие лягушки.

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в познавательную; прогнозирование – предвосхищать результат; оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; предметные – знать
понятия «земноводные», «головастики», «развитие»; выделять общие черты и различия лягушки и жабы; наблюдать за жизнью земноводных весной, за развитием
лягушки (по картинкам, иллюстрациям);
знаково-символические – моделировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятельности

62

Животное –
живое

существо

повторение,

систематизация и обобщение знаний, закрепление умений; урок-конференция/ контроль знаний

Обобщение
полученных представлений: любое животное живет (существует) – дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, дает потомство

Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться в тетради и учебнике.

Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и оценивать процесс и результат деятельности, осуществлять смысловое чтение; предметные – обобщать полученные представления о животных; уточнять представления о том, что любое животное живет (существует), то есть дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, дает потомство; логические – строить
рассуждения;
информационные – осуществлять поиск и выделение необходимой информации из текстов, рисунков.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль.

Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, демонстрируют

63

Итоговая комплексная диагностическая работа

контроль знаний

Выполнение заданий комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным за год темам.

Подробное объяснение своего выбора, анализ и комментирование результата

Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач;предметные – обобщать полученные представления о природе.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности

64

65

Природе нужны все!

закрепление

и совершенствование
знаний;

урок-отчет/контроль знаний

Природа – среда обитания всех живых существ на Земле, ее нужно беречь. Красная книга России

Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании способа решения;
коррекция – адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; познавательные – объяснять понятия о природе как среде обитания всех живых существ на Земле; понимать, что нужно беречь природу; знакомиться с Красной книгой России.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие; нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях

66

Ты – пешеход!

повторение,

Систематизация и обобщение знаний; закрепление умений; урок-отчёт

Правила поведения на дороге. Пешеходный переход. Ролевая игра

«Я – регулировщик».

Дорожные знаки: подземный переход, велосипедное движение разрешено, велосипедная дорожка, проход запрещен, проход
разрешен, остановка транспорта

Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным
(рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материаломпри сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения учебных задач, осуществлять рефлексию способов и условий действий; знаково-символические – использовать модели для решения познавательной задачи;
предметные – знать Правила дорожного движения, правила поведения пешеходов; соблюдать нормы безопасного
и культурного поведения в транспорте и на улицах города.

Коммуникативные: взаимодействие – строить монологическое высказывание.

Личностные: самоопределение – демонстрируют самостоятельную и личную ответственность за свои поступки, установку на здоровый образ жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по русскому языку УМК "Школа 21 века" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс УМК "Школа 21 века"...

Календарно-тематическое планирование 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Развернутое календарно-тематическое планирование по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса. Составлено по учебнику Иванова. Программа "Начальная школа 21 века". С приведением УУД...

Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение ФГОС.Программа школа XXI века.

Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение ФГОС с УУД. Школа XXI века...

Календарно-тематическое планирование 3 класс. Литературное чтение. "Школа XXI века"

Календарно-тематическое планирование . Литературное чтение....

Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

КТП по УМК "Начальная школа 21 века". Предметы: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, иностранный язык(английский)....

Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК" Начальная школа 21 века"

Планирование по образовательным областям общеобразовательной школы 3класс....