РП 4 класс Технология
методическая разработка по технологии (4 класс)

Нелюбова Ирина Анатольевна

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной  подготовки школьников формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на  основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно­образных и наглядно­действенных  компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных  возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой  самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно­ преобразующей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4v_tehnologiya.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского» 

 (МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)

Рабочая программа

основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

образовательная область «Технология»

предмет «Технология»

4 класс

на 2020 – 2021 учебный год

Составитель:

Нелюбова И.А.,

 учитель начальных классов

                               

город Черняховск

2020 год

Рабочая программа по предмету «Технология» для 4 класса составлена в соответствии с Положением о рабочей программе педагога МАОУ «СОШ № 5 им. И. Д. Черняховского», на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.№373;
  • Авторской программы «Технология» для начальной школы, разработанной Лутцевой Е.А. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
  • основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №5 им. И. Д. Черняховского»;
  • учебного плана МАОУ «СОШ № 5 им. И. Д. Черняховского» на 2020-2021 учебный год;
  • годового учебного календарного графика на 2020-2021 учебный год;
  • учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» (Технология: 4 класс: учебник для учащихся образовательных организаций /Е.А.Лутцева. – 3-е изд., перераб. – М. Вентана-Граф,2014. – 160 с.: ил.)
  • Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31марта 2014 г. № 253;

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189) с последующими изменениями.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

Создание условий для формирования следующих умений:

  • оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
  • описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
  • принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;

  • понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
  • с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
  • совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
  • самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);
  • предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
  • самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
  • выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;
  • осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.

Познавательные УУД

  • Искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
  • приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
  • делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.

Коммуникативные УУД

  • Формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать и аргументировать;
  • слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться;
  • сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).

Предметные результаты:

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Знать на уровне представлений:

  • о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых производствах;
  • об основных правилах дизайна и их учёте при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
  • о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.

Уметь:

  • организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
  • использовать знания и умения, приобретённые в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;
  • бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
  • безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером);
  • выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
  1. Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты

Знать:

  • названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);
  • последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

основные линии чертежа (осевая и центровая);

  • правила безопасной работы канцелярским ножом;
  • петельную строчку, её варианты, их назначение;
  • названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Иметь представление:

  • о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
  • об основных условиях дизайна — единстве пользы, удобства и красоты;
  • о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;
  • традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;
  • стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
  • художественных техниках (в рамках изученного).

Уметь самостоятельно:

  • читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
  • выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов;
  • подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
  • выполнять рицовку;
  • оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и её вариантами;
  • находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).

3. Конструирование и моделирование

Знать:

  • простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь:

  • конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
  • изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.

4. Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)

Иметь представление:

  • об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.

Знать:

  • названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).

Уметь с помощью учителя:

  • создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
  • оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
  • работать с доступной информацией;
  • работать в программах Word, PowerPoint.

Содержание учебного предмета, курса

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Преобразовательная деятельность человека в XX — начале XXI в. Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в её предотвращении.

Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту.Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике, информационно-компьютерных технологиях.

Самые яркие изобретения начала XX в. (в обзорном порядке). Начало XXI в. — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.

Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.

Коллективные проекты.

Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.

Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы - полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.

Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.

Дизайн (производственный,жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна - единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля, ёлочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.

  1. Конструирование и моделирование

Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско- технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Техника XX — начала XXI в. Её современное назначение (удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест па земле и в космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).

  1. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). ПрограммыWord, PowerPoint. Создание презентаций.

5.Внутрипредметный модуль «Русские умельцы»

        Народная игрушка. Русская матрёшка (оригами). Конструирование коня-качалки. Жостовские фигурные подносы

Кукла «Домовёнок». Богородские потехи.Красны девицы.                

Форма промежуточной  аттестации по технологии – защита проектной работы.

                                           Тематическое планирование

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда, самообслуживание.

11 часов

1

Рукотворный мир как результат труда человека.

1

2

Трудовая деятельность жизни человека. Штучное и массовое.

1

3

Природа в художественно-практической деятельности человека

1

4

Входная контрольная работа

1

5

Природа и техническая среда. Как люди совершали открытия.

1

6-7

Природа и техническая среда. Современное производство.

2

8

Дом и семья. О чём рассказывает дом? Самообслуживание.

1

9

Дом и семья. Как дом стал небоскрёбом?

1

10-11

Дом и семья. Проекты «Городская улица», «Городской дворик»

2

Раздел 2. Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты.

5 часов

12

Материалы для современного производства, происхождение и использование человеком.

1

13

Технология ручной обработки материала.

1

14

Контрольная работа за I полугодие

1

15

Технологические операции ручной обработки материалов. Дизайн.

1

16

Графические изображения  в технике и технологии.

1

Раздел 3. Конструирование и моделирование.

4 часа

17

Изделие и его конструкция

1

18

Конструирование и моделирование несложных объектов. Дизайн интерьера.

1

19

Конструирование и моделирование несложных объектов. Дизайн одежды.

1

20

Конструирование и моделирование несложных объектов. Аксессуары одежды.

1

Раздел 4. Использование информационных технологий.

8 часов

21-22

Компьютерное письмо.

2

23

Форматирование текста (практикум)

1

24

Как вставить рисунок в документ (практикум)

1

25

Создание таблиц (практикум)

1

26

Создание презентации

1

27

Создание презентаций. Мини-проект «Это всё о нас» Защита проекта.

1

Итого

27 часов

Тематическое планирование модуля «Русские умельцы»

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

1

Русская матрёшка (оригами)

1

2

Конструирование  коня-качалки.

1

3

Жостовские фигурные подносы

1

4

Кукла «Домовёнок».

1

5

Богородские потехи.

1

6-7

Красны девицы. Изготовление куклы по инструкционной карте. Защита проектной работы.

2

Итого

7 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии 1 класс «Технология» Е.А. Лутцева. Тема: О выборе материала. Нужна ли нам бумага и картон.

Урок технологии 1 класс "Технология" Е.А.Лутцева. Тема: "О выборе материала. Нужна ли бумага и картон"...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"

 Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.   Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...

Презентация по технологии на тему "Плоское плетение" (2 класс, технология)

Презентация может помочь учителю в проведении урока, а также внеурочного занятия. В презентации представлены разные виды плетения из различных материалов. Содержит наглядные способы работы  с бум...

Открытый урок по технологии 5 класс "Технология приготовления бутербродов"

В разработке представлена технологическая карта с подробным описанием урока. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...