РП 4 класс Технология
методическая разработка по технологии (4 класс)
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), нагляднообразных и нагляднодейственных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно преобразующей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4v_tehnologiya.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)
Рабочая программа
основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
образовательная область «Технология»
предмет «Технология»
4 класс
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель:
Нелюбова И.А.,
учитель начальных классов
город Черняховск
2020 год
Рабочая программа по предмету «Технология» для 4 класса составлена в соответствии с Положением о рабочей программе педагога МАОУ «СОШ № 5 им. И. Д. Черняховского», на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.№373;
- Авторской программы «Технология» для начальной школы, разработанной Лутцевой Е.А. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
- основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №5 им. И. Д. Черняховского»;
- учебного плана МАОУ «СОШ № 5 им. И. Д. Черняховского» на 2020-2021 учебный год;
- годового учебного календарного графика на 2020-2021 учебный год;
- учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» (Технология: 4 класс: учебник для учащихся образовательных организаций /Е.А.Лутцева. – 3-е изд., перераб. – М. Вентана-Граф,2014. – 160 с.: ил.)
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31марта 2014 г. № 253;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189) с последующими изменениями.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
Создание условий для формирования следующих умений:
- оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
- описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;
- понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);
- предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
- самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;
- осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД
- Искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
- приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные УУД
- Формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать и аргументировать;
- слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться;
- сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты:
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать на уровне представлений:
- о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых производствах;
- об основных правилах дизайна и их учёте при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
- о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Уметь:
- организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
- использовать знания и умения, приобретённые в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;
- бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
- безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером);
- выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
- Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты
Знать:
- названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);
- последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
основные линии чертежа (осевая и центровая);
- правила безопасной работы канцелярским ножом;
- петельную строчку, её варианты, их назначение;
- названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
- о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
- об основных условиях дизайна — единстве пользы, удобства и красоты;
- о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;
- традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;
- стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
- художественных техниках (в рамках изученного).
Уметь самостоятельно:
- читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
- выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
- выполнять рицовку;
- оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и её вариантами;
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
3. Конструирование и моделирование
Знать:
- простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4. Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)
Иметь представление:
- об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.
Знать:
- названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
Уметь с помощью учителя:
- создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
- оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
- работать с доступной информацией;
- работать в программах Word, PowerPoint.
Содержание учебного предмета, курса
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Преобразовательная деятельность человека в XX — начале XXI в. Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в её предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту.Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике, информационно-компьютерных технологиях.
Самые яркие изобретения начала XX в. (в обзорном порядке). Начало XXI в. — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы - полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Дизайн (производственный,жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна - единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля, ёлочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
- Конструирование и моделирование
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско- технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Техника XX — начала XXI в. Её современное назначение (удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест па земле и в космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).
- Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). ПрограммыWord, PowerPoint. Создание презентаций.
5.Внутрипредметный модуль «Русские умельцы»
Народная игрушка. Русская матрёшка (оригами). Конструирование коня-качалки. Жостовские фигурные подносы
Кукла «Домовёнок». Богородские потехи.Красны девицы.
Форма промежуточной аттестации по технологии – защита проектной работы.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов |
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. | 11 часов | |
1 | Рукотворный мир как результат труда человека. | 1 |
2 | Трудовая деятельность жизни человека. Штучное и массовое. | 1 |
3 | Природа в художественно-практической деятельности человека | 1 |
4 | Входная контрольная работа | 1 |
5 | Природа и техническая среда. Как люди совершали открытия. | 1 |
6-7 | Природа и техническая среда. Современное производство. | 2 |
8 | Дом и семья. О чём рассказывает дом? Самообслуживание. | 1 |
9 | Дом и семья. Как дом стал небоскрёбом? | 1 |
10-11 | Дом и семья. Проекты «Городская улица», «Городской дворик» | 2 |
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. | 5 часов | |
12 | Материалы для современного производства, происхождение и использование человеком. | 1 |
13 | Технология ручной обработки материала. | 1 |
14 | Контрольная работа за I полугодие | 1 |
15 | Технологические операции ручной обработки материалов. Дизайн. | 1 |
16 | Графические изображения в технике и технологии. | 1 |
Раздел 3. Конструирование и моделирование. | 4 часа | |
17 | Изделие и его конструкция | 1 |
18 | Конструирование и моделирование несложных объектов. Дизайн интерьера. | 1 |
19 | Конструирование и моделирование несложных объектов. Дизайн одежды. | 1 |
20 | Конструирование и моделирование несложных объектов. Аксессуары одежды. | 1 |
Раздел 4. Использование информационных технологий. | 8 часов | |
21-22 | Компьютерное письмо. | 2 |
23 | Форматирование текста (практикум) | 1 |
24 | Как вставить рисунок в документ (практикум) | 1 |
25 | Создание таблиц (практикум) | 1 |
26 | Создание презентации | 1 |
27 | Создание презентаций. Мини-проект «Это всё о нас» Защита проекта. | 1 |
Итого | 27 часов |
Тематическое планирование модуля «Русские умельцы»
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов |
1 | Русская матрёшка (оригами) | 1 |
2 | Конструирование коня-качалки. | 1 |
3 | Жостовские фигурные подносы | 1 |
4 | Кукла «Домовёнок». | 1 |
5 | Богородские потехи. | 1 |
6-7 | Красны девицы. Изготовление куклы по инструкционной карте. Защита проектной работы. | 2 |
Итого | 7 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс. Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов
Описание различных методов и приемов ТРКТ...
Урок технологии 1 класс «Технология» Е.А. Лутцева. Тема: О выборе материала. Нужна ли нам бумага и картон.
Урок технологии 1 класс "Технология" Е.А.Лутцева. Тема: "О выборе материала. Нужна ли бумага и картон"...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"
Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна. Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...
Презентация по технологии на тему "Плоское плетение" (2 класс, технология)
Презентация может помочь учителю в проведении урока, а также внеурочного занятия. В презентации представлены разные виды плетения из различных материалов. Содержит наглядные способы работы с бум...
Мастер-класс_Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа
Из опыта работы...
Открытый урок по технологии 5 класс "Технология приготовления бутербродов"
В разработке представлена технологическая карта с подробным описанием урока. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...