Рабочие программы
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, учебно-методического комплекса (УМК) «Школа России». Обучение осуществляется в соответствии с учебником "Окружающий мир. 2 класс"Плешаков А.А.
Предмет «Окружающий мир» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Окружающий мир является для младших школьников значимой частью всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник." (И.С. Тургенев).
Изучение окружающего мира в начальных классах – первоначальный этап системы обществознания и естествознания, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Курс окружающего мира направлен на достижение следующих целей:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Окружающий мир» основных задач образовательной области «Обществознания и естествознания»:
- формирование первоначальных представлений о многообразии и целостности мира;
- развитие уважения к миру;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе мироустройства;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к природе, стремления совершенствовать окружающий мир.
Систематический курс окружающего мира представлен в программе следующими содержательными линиями:
Земля и Солнце;Глобус и карта;Формы земной поверхности;Земля – наш общий дом;Части света;Наша маленькая планета Земля.
Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане.
На изучение русского языка во втором классе в учебном плане школы отводится 70 часов в год,35 недель, 2 учебных часа в неделю .
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
- Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
- Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
- Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
- Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
- Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
- Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
- Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
- Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Результаты освоения учебной программы по курсу «Окружающий мир»
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
Обучающиеся должны :
·различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
· использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
·оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников );
· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
· соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
· проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Содержание курса
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 2 КЛАССА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
№ | Тема урока | Количество часов |
Раздел «Где мы живём?» (4 ч) | ||
1 | Родная страна. | 1 |
2 | Город и село. ОБЖ: Взаимодействия человека с окружающей средой. | 1 |
3 | Природа и рукотворный мир. | 1 |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | 1 |
Раздел «Природа» (20 ч) | ||
5 | Неживая и живая природа. | 1 |
6 | Явления природы. | 1 |
7 | Что такое погода. | 1 |
8 | В гости к осени (экскурсия). | 1 |
9 | В гости к осени. Экология. Что такое заказники? | 1 |
10 | Звёздное небо. | 1 |
11 | Заглянем в кладовые земли. | 1 |
12 | Про воздух | 1 |
13 | И про воду | 1 |
14 | Какие бывают растения. | 1 |
15 | Какие бывают животные. МДП Югорские леса и лесные чудеса. | 1 |
16 | Невидимые нити. | 1 |
17 | Дикорастущие и культурные растения. МДП Ягоды нашего края. | 1 |
18 | Дикие и домашние животные. | 1 |
19 | Комнатные растения. | 1 |
20 | Животные живого уголка. Экология. Заказники и заповедники: «Юганский». | 1 |
21 | Про кошек и собак. | 1 |
22 | Красная книга. | 1 |
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». | 1 |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 |
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) | ||
25 | Что такое экономика. Экология. Археологические памятники: с. Ларьяк и с. Лянтор. | 1 |
26 | Из чего что сделано. МДП. Домашняя утварь – искусное мастерство северян. | 1 |
27 | Как построить дом. МДП. Жилище народов Севера раньше и теперь. | 1 |
28 | Какой бывает транспорт. | 1 |
29 | Культура и образование. | 1 |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». Экология. Орудия промысла и традиции коренных жителей Югры. | 1 |
31 | В гости к зиме (экскурсия). | 1 |
32 | В гости к зиме Экология. Лес – древесина и кладовая дикоросов. Природосообразный образ жизни коренного населения. | 1 |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 |
34 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | 1 |
Раздел «Здоровье и безопасность» (9ч) | ||
35 | Строение тела человека. | 1 |
36 | Если хочешь быть здоров. ОБЖ: Какие противопожарные меры мы должны знать и как действовать при пожаре. | 1 |
37 | Берегись автомобиля! | 1 |
38 | Школа пешехода | 1 |
39 | Домашние опасности. | 1 |
40 | Пожар. ОБЖ: От чего может возникнуть пожар? | 1 |
41 | На воде и в лесу. Экология. Экосистема. Биологическое разнообразие. | 1 |
42 | Опасные незнакомцы. | 1 |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 |
Раздел «Общение» ( 7 ч) | ||
44 | Наша дружная семья. | 1 |
45 | Проект «Родословная». МДП Дружная семья. | 1 |
46 | В школе. | 1 |
47 | Правила вежливости. | 1 |
48 | Ты и твои друзья. | 1 |
49 | Мы – зрители и пассажиры. | 1 |
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 |
Раздел «Путешествия» (18 ч) | ||
51 | Посмотри вокруг. | 1 |
52 | Ориентирование на местности. | 1 |
53 | Ориентирование на местности. | 1 |
54 | Формы земной поверхности. | 1 |
55 | Водные богатства. ОБЖ. Наши озёра, реки, пруды. Меры безопасности в осеннее и зимнее время. | 1 |
56 | В гости к весне (экскурсия). | 1 |
57 | В гости к весне (урок). Экология. Историко-культурный природный парк «Кондинское озеро». | 1 |
58 | Россия на карте. | 1 |
59 | Проект «Города России». | 1 |
60 | Путешествие по Москве. | 1 |
61 | Московский Кремль. | 1 |
62 | Город на Неве. | 1 |
63 | Путешествие по планете. | 1 |
64 | Путешествие по материкам. | 1 |
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 |
66 | Впереди лето. Экология. Леспромхоз: «Кондинский». Защита лесонасаждения. | 1 |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 1 |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 |
Перечень материально-технического обеспечения
1. Печатные пособия.
Для учителя:
1. Примерная программа по окружающему миру
2. Окружающий мир: рабочие программы 1-4 классы: / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2012. – 128 с.,
3. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: / Плешаков А.А. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019. – 128 с.: ил.
4.Окружающий мир: Рабочая тетрадь 2 класс: В 2 ч. /Плешаков А.А.– М.: Просвещение, 2019. - 96 с.: ил.
Для обучающегося:
1. Окружающий мир. 2класс: учебник для общеобразовательных учреждений: / Плешаков А.А. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014. – 128 с.: ил.
2. Окружающий мир: Рабочая тетрадь 2 класс: В 2 ч. /Плешаков А.А.– М.: Просвещение, 2014. - 96 с.: ил.
2. Материально – технические средства.
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
- Интерактивная доска
- Мультимедийный проектор
- Компьютерная техника
3. Информационно - коммуникативные средства.
- Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир.2 класс».
4. Информационные ресурсы
- http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
- http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
- http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
- http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
- http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
- http://suhin.narod.ru/zag1.htm/ - загадки-шутки в кроссвордах, занимательные задания в кроссвордах.
- http://www.nachalka.com/ - Начальная школа - детям, родителям, учителя
- http://viki.rdf.ru/ - Детские электронные презентации и клипы.
Цифровые образовательные ресурсы:
- http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://www.openclass.ru/dig_resources - Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества
- Компакт -диск Начальная школа. Русский язык. Демонстрационные таблицы. Издательство «Учитель».
- http://fcior.edu.ru — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...