Этапы урока
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин) Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно- значимом уровне. | Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) -Ребята! Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих успехов. |
| Регулятивные (формирование целевых установок) Личностные (отношение к учебной деятельности) |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие (4-5 мин.) Цель: готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действия. | Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) 1.– Ребята, чтобы определить тему нашего урока и повторить материал, изученный вами на прошлых уроках, мы сейчас разгадаем кроссворд. (Презентация. Слайд1) Учитель читает вопросы: 1. Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров. (ТРУД) 2. Он на дорожках во дворе, Он очень нужен детворе, Он на стройке и на пляже, Он в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК) 3. Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, и на стол клали. (ЛЕН) 4. Химическая ….. – составная часть экономики. (ПРОМЫШЛЕННОСТЬ) 5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те, или иные потребности других людей. (УСЛУГИ) 6. Он очень прочен и упруг, Строителям — надёжный друг, Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (ГРАНИТ) – Какое слово получилось в выделенном столбце? (ДЕНЬГИ) 2.Постановка проблемных вопросов: - Что такое деньги? Каково их значение? (Слайд 2) | Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий. Актуализируют нового пробного учебного действия (надо, хочу, могу)
- Пишут на бумажных стикерах свой предполагаемый ответ, приклеивают на доску на лист с ячейками. | Личностные (отношение к учебной деятельности) Регулятивные (формирование целевых установок) Познавательные (умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность) |
3.Выявление места и причины затруднения (3-4 мин.) Цель: выявление места и причины затруднения. | Учитель выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока. Заполнение карты « Палитра моих знаний» (Слайд 3) Палитра моих знаний (анкета измерения уровня знаний) Покажи цветом, какие знания ты имеешь по каждому вопросу: нарисуй кружок. Не знаю ничего — красный цвет Осведомлен, слышал — жёлтый цвет Знаю правильный и точный ответ — зелёный цвет
№ п/п Вопросы | До начала проекта | После выполнения проекта | 1. | Чем люди в древности расплачивались за товар? |
|
| 2. | Что такое товаро-деньги? |
|
| 3. | Что скрывают тайны старинных названий? |
|
| 4. | Как называют людей, которые коллекционируют деньги? |
|
| 5. | Что изображают и рисуют на монетах? |
|
| 6. | Какими деньгами в мире пользуются чаще других? |
|
| 7. | Что такое электронные деньги? |
|
| 8. | Как называется лицевая часть монеты? |
|
| 9. | Как называется обратная часть монеты? |
|
| 10. | Как называется ребро монеты? |
|
| 11. | Как называют людей, которые совершают разные операции с деньгами? |
|
| 12. | Для чего нужны деньги? |
|
|
| Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на применение нового знания запланированные для изучения на данном уроке. Затруднения фиксируют в карте. | Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность) Коммуникативные (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом) Познавательные (умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность, методы познания окружающего мира) |
4.Построение проекта выхода из затруднения (3-4 мин.) Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств реализации. | 1.Деление класса на группы (с помощью геометрических фигур). 2.Определение заданий для каждой группы. Задания для группы «Историки»: (Слайд 4) 1.Работа с учебником «Окружающий мир» А.А.Плешакова с.68-70 2. Подготовить сообщение по теме. Задания для группы «Нумизматы»: (Слайд 5) 1.Работа с учебником «Окружающий мир» А.А.Плешакова с.69-70 Практическая работа Задания для группы: «Художники»: (Слайд 6) 1.Рассмотреть купюры. Выяснить, что изображают на купюрах и нарисовать свои деньги. | Дети делятся на группы, получают конверты с дальнейшей инструкцией и начинают работать. | Личностные (самоопределение, смыслообразование) Познавательные (мыслительные операции, самостоятельное выделение и формирование цели, поиск и выделение необходимой информации) Регулятивные (формирование целевых установок, контрольно оценочная деятельность) |
Физкультминутка. Упражнение на релаксацию.(2 мин.) |
5.Реализация построенного проекта (8-10 мин.) Цель: построение и фиксация нового знания. | Учитель выступает в роли организатора. Оказывает индивидуальную помощь. | Самостоятельная работа в группах, используя инструкции. | Коммуникативные (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом) Познавательные (умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность, методы познания окружающего мира) Личностные (отношение к учебной деятельности, отношение к социальным ценностям) |
6.Презентация продуктов проекта (7-8 мин)
Цель: проговаривание во внешней речи. | Организовывает самопроверку учебных решений по инструкции. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для учащихся, допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность). | Учащиеся пошагово представляют результаты самостоятельного задания. Отчёт групп. 1. «Историки» 2.«Нумизматы» Проводят практическую работу, объясняют тему. 3.«Художники» Представляют результаты своего труда | Познавательные: (извлечение из предметного текста необходимой информации, использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др). Коммуникативные: (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, построение логической цепи рассуждений и доказательств) |
7.Включение в систему знаний и повторения (3-4 мин) Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | 1.Организует работу в парах . Учащиеся получают карточки с текстом, в котором пропущены слова- термины. (Слайд 7) -Необходимо вписать пропущенные термины. Все, что нужно людям для жизни, называют …. Удовлетворение разнообразных потребностей человека- главная задача .... Для этого производятся различные….. Все, что создано людьми для производства новых товаров и услуг- это….. Прямой обмен одних товаров (или услуг) на другие, называется…. .Особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги- это…. Обмен, в котором участвуют деньги- это…. Деньги, отложенные на будущее- это….. Денежная единица России- это…. Люди, которые коллекционируют и изучают монеты, называются….. 2.Проверка по образцу учителя. (Слайд 8). Все, что нужно людям для жизни, называют потребностями. Удовлетворение разнообразных потребностей человека - главная задача экономики. Для этого производятся различные товары и услуги. Все, что создано людьми для производства новых товаров и услуг - это капитал. Прямой обмен одних товаров (или услуг) на другие, называется бартер. Особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги - это деньги. Обмен, в котором участвуют деньги - это купля-продажа. Деньги, отложенные на будущее- это сбережения. Денежная единица России - это рубль. Люди, которые коллекционируют и изучают монеты, называются нумизматами.
| Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания. | Познавательные (мыслительные операции, извлечение необходимой информации из текста ) Регулятивные (выполнение пробного задания, фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии, саморегуляция в затруднении) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) |
8.Рефлексия учебной деятельности (2 мин.) Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. | Организует рефлексию ( по «Палитре моих знаний») и самооценку собственной учебной деятельности. Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества. 1.-Заполните таблицу «Палитра моих знаний» -Какое открытие вы сегодня сделали на уроке? -Совпали ли ваши ответы, записанные на стикерах в начале урока? 2.Оценивание деятельности учащихся на уроке учителем. 3.Домашнее задание (на выбор): А) написать сочинение-рассуждение «Для чего нужны деньги»; Б) найти в дополнительной литературе интересный факт о деньгах. Записать, указать источник информации. (Слайд 9). | Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Оценивают и корректируют работу друг друга. Намечают цели дальнейшей деятельности. | Познавательные (рефлексия способов и условий действий). Регулятивные (контроль и оценка способов своей деятельности). Личностные (самооценка на основе критерий успешности, адекватное понимание успешности или неуспешности, следование моральным нормам и этическим требованиям) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью). |