Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Что такое деньги?"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Тугушева Светлана Дмитриевна

     Главные задачи урока - это содействие усвоению понятия "деньги", развитие представлений учащихся о товарно-денежных отношениях, зависимости между ценой, стоимостью и количеством товара; функциях денег в жизни человека;знакомство с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей;способствовать воспитанию культуры поведения в условиях рыночных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока260.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Горковская средняя общеобразовательная школа»

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе

Учитель: Тугушева С.Д.

Предмет: Окружающий мир        

Класс: 3а      

Тема: Что такое деньги?

Цель: формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления. 

Задачи:

предметные

Содействовать усвоению понятия «деньги»; развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях, о зависимости между ценой, стоимостью и количеством товара, о денежных единицах разных стран, о функциях денег в жизни человека; познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей; способствовать воспитанию культуры поведения в условиях рыночных отношений;

метапредметные

регулятивные УУД – учить действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

познавательные УУД – содействовать развитию умения создавать модели по заданиям учителя;

коммуникативные УУД – учить строить сообщение в соответствии с учебной задачей.

Оборудование:

- компьютер;

- мультимедийный проектор, экран;

- презентация «Что такое деньги?»

- российские монеты (современные, устаревшие);

- иллюстрации бумажных денег (современные, устаревшие);

- карточки для практической работы;

- альбомные листы, карандаши, фломастеры;

- Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2./А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2018 г.

- Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2./А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2018 г.

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Форма урока:

Урок-проект

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.

Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!)

-Ребята! Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих успехов.

Регулятивные (формирование целевых установок)

Личностные (отношение к учебной деятельности)

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие   (4-5 мин.)

Цель: готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действия.

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление)

1.– Ребята, чтобы определить тему нашего урока и повторить материал, изученный вами на прошлых уроках, мы сейчас разгадаем кроссворд.                          (Презентация. Слайд1)

Учитель читает вопросы:

1. Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров. (ТРУД)

2. Он на дорожках во дворе,
Он очень нужен детворе,
Он на стройке и на пляже, 
Он в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)

3. Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, и на стол клали. (ЛЕН)

4. Химическая ….. – составная часть экономики. (ПРОМЫШЛЕННОСТЬ)

5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те, или иные потребности других людей. (УСЛУГИ)

6. Он очень прочен и упруг,                                             Строителям — надёжный друг,                                                 Дома, ступени, постаменты                                                     Красивы станут и заметны. (ГРАНИТ)

– Какое слово получилось в выделенном столбце? (ДЕНЬГИ)

2.Постановка проблемных вопросов:

- Что такое деньги? Каково их значение?              (Слайд 2)

 

Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий.

Актуализируют нового пробного учебного действия  (надо, хочу, могу)

- Пишут на бумажных стикерах свой предполагаемый ответ, приклеивают на доску на лист с ячейками.

Личностные (отношение к учебной деятельности)

Регулятивные (формирование целевых установок)

Познавательные (умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность)

3.Выявление места и причины затруднения             (3-4 мин.)

Цель: выявление места и причины затруднения.

Учитель выступает в роли организатора.

После ответов детей уточняет цель и тему урока.

Заполнение карты « Палитра моих знаний» (Слайд 3)

Палитра моих знаний

(анкета измерения уровня знаний)

Покажи цветом, какие знания ты имеешь по каждому вопросу: нарисуй кружок.

Не знаю ничего — красный цвет

Осведомлен, слышал — жёлтый цвет

Знаю правильный и точный ответ — зелёный цвет

№ п/п

Вопросы

До начала проекта

После выполнения проекта

1.

Чем люди в древности расплачивались за товар?

2.

Что такое товаро-деньги?

3.

Что скрывают тайны старинных названий?

4.

Как называют людей, которые коллекционируют деньги?

5.

Что изображают и рисуют на монетах?

6.

Какими деньгами в мире пользуются чаще других?

7.

Что такое электронные деньги?

8.

Как называется лицевая часть монеты?

9.

Как называется обратная часть монеты?

10.

Как называется ребро монеты?

11.

Как называют людей, которые совершают разные операции с деньгами?

12.

Для чего нужны деньги?

Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на применение нового знания запланированные для изучения на данном уроке.

Затруднения фиксируют в карте.

Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность)

Коммуникативные (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом)

Познавательные (умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность, методы познания окружающего мира)

4.Построение проекта выхода из затруднения             (3-4 мин.)

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств реализации.

1.Деление класса на группы (с помощью геометрических фигур).

2.Определение заданий для каждой группы.

Задания для группы «Историки»:                  (Слайд 4)

1.Работа с учебником «Окружающий мир»

А.А.Плешакова с.68-70

2. Подготовить сообщение по теме.             

Задания для группы «Нумизматы»:                 (Слайд 5)

1.Работа с учебником «Окружающий мир» А.А.Плешакова с.69-70 Практическая работа                                     

Задания для группы: «Художники»:                (Слайд 6)

1.Рассмотреть купюры. Выяснить, что изображают на купюрах и нарисовать свои деньги.

Дети делятся на группы, получают конверты с дальнейшей инструкцией и начинают работать.

Личностные (самоопределение, смыслообразование)

Познавательные (мыслительные операции, самостоятельное выделение и формирование цели, поиск и выделение необходимой информации)

Регулятивные (формирование целевых установок, контрольно оценочная деятельность)

Физкультминутка. Упражнение на релаксацию.(2 мин.)

5.Реализация построенного проекта (8-10 мин.)

Цель: построение и фиксация нового знания.

Учитель выступает в роли организатора. Оказывает индивидуальную помощь.

Самостоятельная работа в группах, используя инструкции.

Коммуникативные (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом)

Познавательные (умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность, методы познания окружающего мира)

Личностные (отношение к учебной деятельности, отношение к социальным ценностям)

6.Презентация продуктов проекта (7-8 мин)

Цель: проговаривание       во внешней речи.

Организовывает самопроверку учебных решений по инструкции. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для учащихся, допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность).

Учащиеся пошагово представляют результаты самостоятельного задания.

Отчёт групп.

1. «Историки»

2.«Нумизматы»

Проводят практическую работу, объясняют тему.

3.«Художники»

Представляют результаты своего труда

Познавательные: (извлечение из предметного текста необходимой информации, использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др).

Коммуникативные: (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, построение логической цепи рассуждений и доказательств)

7.Включение в систему знаний и повторения             (3-4 мин)

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

1.Организует работу в парах .

Учащиеся получают карточки с текстом, в котором пропущены слова- термины.                                                            (Слайд 7)

-Необходимо вписать пропущенные термины.

       Все, что нужно людям для жизни, называют …. Удовлетворение разнообразных потребностей человека- главная задача .... Для этого производятся различные…..  Все, что создано людьми для производства новых товаров и услуг- это…..  Прямой обмен одних товаров (или услуг) на другие, называется….  .Особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги- это….  Обмен, в котором участвуют деньги- это….  Деньги, отложенные на будущее- это….. Денежная единица России- это….  Люди, которые коллекционируют и изучают монеты, называются…..

2.Проверка по образцу учителя.                                   (Слайд 8).

Все, что нужно людям для жизни, называют потребностями. Удовлетворение разнообразных потребностей человека - главная задача экономики. Для этого производятся различные товары и услуги. Все, что создано людьми для производства новых товаров и услуг - это капитал. Прямой обмен одних товаров (или услуг) на другие, называется бартер. Особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги - это деньги. Обмен, в котором участвуют деньги - это купля-продажа. Деньги, отложенные на будущее- это сбережения. Денежная единица России - это рубль. Люди, которые коллекционируют и изучают монеты, называются нумизматами.

Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.

Познавательные (мыслительные операции,

извлечение необходимой информации из текста )

Регулятивные

(выполнение пробного задания, фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии,

саморегуляция в затруднении)

Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

8.Рефлексия учебной деятельности           (2 мин.)

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Организует рефлексию ( по «Палитре моих знаний») и самооценку собственной учебной деятельности. Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества.

1.-Заполните таблицу «Палитра моих знаний»

-Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?

-Совпали ли ваши ответы, записанные на стикерах в начале урока?

2.Оценивание деятельности учащихся на уроке учителем.

3.Домашнее задание (на выбор):

А) написать сочинение-рассуждение «Для чего нужны деньги»;

Б) найти в дополнительной литературе интересный факт о деньгах. Записать, указать источник информации. (Слайд 9).

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Оценивают и корректируют работу друг друга.

Намечают цели дальнейшей деятельности.

Познавательные (рефлексия способов и условий действий).

Регулятивные (контроль и оценка способов своей деятельности).

Личностные (самооценка на основе критерий успешности, адекватное понимание успешности или неуспешности, следование моральным нормам и этическим требованиям)

Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...

Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Что такое Бенилюкс" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для  первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результа...

Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Что такое Бенилюкс" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для  первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результа...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс "Что такое Бенилюкс"

Урок разработан с использованием технологии смешанного обучения ("ротация станций")...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс "Что такое Бенилюкс" УМК "Школа России"

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний у учащихся про страны Бенилюкса.Дидактические:1.Познакомить с тем,что такое Бенилюкс, какие страны входят в него.2.Учить ...

Технологическая карта урока Окружающего мира "Среда обитания-что это такое?" (2 класс, УМК "Начальная школа XXI века")

Цель урока: формирование знаний о понятии «среда обитания», в котором живая и неживая природа взаимосвязаны и понятие «цепь питания».Задачи урокаДидактические:1. Знать понятие ...