Конспект занятия с будущими первоклассниками по окружающему миру "Животные"
план-конспект по окружающему миру

Конспект занятия с будущими первоклассниками по окружающему миру "Животные" содержит материал, который поможет в краткой форме познакомить дошкольников с миром животных, основными группами: насекомыми, рыбами, пресмыкающимися, земноводными, зверями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с будущими первоклассниками по окружающему миру

Тема: Животные.

Цель: познакомить с миром животных; учить различать животных по их характерным признакам;

развивать мышление, память;

воспитывать любовь к животным.

                                     Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Объяснение учителя.

- Сегодня на занятии мы поговорим о животных.

Насекомые - самая многочисленная группа животных. К ней относятся : бабочки, жуки, муравьи, мухи, комары, стрекозы, пчелы, шмели. Обитают насекомые везде: в почве, в воде, в воздухе. Одни из них приносят пользу, другие вред. Но все они нужны и важны природе. Тело насекомых делится на три отдела: голова, грудь, брюшко, 6 ножек, пара усиков.

   Насекомые – очень удивительные существа. У людей орган слуха находится на голове, а у кузнечика и сверчка - на ногах, муравьи могут указывать дорогу к пище своим сородичам, пчелка, чтобы сделать 1 кг меда, должна облететь более 1 млн. цветков. Стрекозы – самые быстро летающие насекомые – 30 км/ч.

- Отгадайте загадку:

В воде мы живем,  

без воды пропадем. (Рыбы)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.(Рыбы)

 Следующая группа животных – рыбы. Тело рыб покрыто скользкой чешуей.

Она растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растет – и колечко широкое, зимой почти не растет – и колечко рыбы узкое. По колечкам можно сосчитать, сколько рыбе лет и сколько зим. Рыбы – водные обитатели, передвигаться им помогают плавники, а с помощью жабр они дышат  растворенном в воде кислородом. Большинство рыб для воспроизведения потомства откладывают икру, но есть несколько рыб, которые рождают готовых мальков, это большая белая акула. Эта рыба до 5 м в длину. Самыми медленными являются морские коньки.

У нее во рту пила.

Под водой она жила,

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котел попала. (Щука)

 Что за дивная лошадка?

Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет

Под водой с рыбешкой пляшет. ( Морской конек)

Не человек, не зверь, а с усами.(Сом)

3. Физкультминутка.

4. Объяснение учителя.

- Птицы - отличительной особенностью этой группы животных является наличие перьевого покрова тела. Не будь перьев, птицы не смогли бы летать. Кроме того, перья защищают от ушибов, царапин, холода и жара. Каких птиц вы знаете?

Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (Гусь)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной? На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.(Дятел)

В синем небе голосок-

Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

- А вот самая маленькая птичка- колибри – пчелка, она весит 2 грамма, длина тела – 6 см. Это единственная птица, способная лететь назад. Самым крупным является африканский страус. Больше всех летает стриж. Он ест, пьет, спит в воздухе. Многие представители семейства птиц умеют плавать. Быстрее всех папуанский пингвин.

- Звери  - разные внешне существа: крылатые летучие мыши, дельфины, изящные жирафы, тучные слоны, собаки, кошки, кроты, ежи. Отличительной особенностью животных является то, что у них тело покрыто шерстью, и они выкармливают своих детенышей молоком. Отсюда название – млекопитающие. Слоны – самые крупные сухопутные животные. Весьма интересно удаляют жажду – вначале живительную влагу набирают в хобот, а затем опускают кончик хобота в рот. В хоботе помещается до 8л воды. Но хобот нужен не только для этого. Слоны здороваются, переплетая хоботы очень милым образом.

  Дельфины спят с одним открытым глазом. Почему так происходит? А дело в том, что дельфины дышат воздухом и им нужно регулярно всплывать на поверхность воды для очередного вдоха, полностью засыпать для дельфина было бы чрезвычайно опасно, легко можно полностью погрузиться в воду и утонуть. Поэтому дельфины спят разными полушариями поочереди. Дельфин отключает только одну половину мозга и закрывает противоположный глаз.

- К какому бы виду вы отнесли лягушку?

В воде плавает, но не рыба,

На земле прыгает, но не заяц. (Лягушка)

Лягушка принадлежит к группе, которую называют – земноводные: жабы, тритоны, саламандры. Как вы думаете, за что эти животные получили такое название? Они могут жить и в воде, и на суше. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами. Вырастая, они теряют жабры и начинают дышать легкими, как все наземные животные. Уникальна кожа земноводных – она тонкая и влажная. Для этой цели земноводные выделяют жидкость, которая распространяется по поверхности кожи, тем самым удерживая на ней влажность. С помощью кожи земноводные могут дышать и даже пить. Такая кожа является отличительным признаком этой группы животных.

  Пресмыкающиеся – змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы. Тело покрыто щитками, роговыми чешуйками. По-другому пресмыкающиеся называют рептилиями. Кожа у рептилий сухая – это необходимо для того, чтобы жидкость сохранялась в организме и не давать ей испаряться. В теплое время года рептилии становятся активными. А в холодное время года – замирают. Рептилии откладывают яйца, как птицы, но не высиживают и не выкармливают их. Растут и развиваются пресмыкающиеся медленно. Поэтому продолжительность жизни долгая.

Ящерица в целях самозащиты отбрасывает хвост, новый хвост отличается от первоначального.

Хамелеон – глаза могут поворачиваться в разные стороны. Один будет смотреть вперед, а другой поворачиваться назад или вниз. Добычу ловит выстреливая языком.

5. Практическая работа.

- А теперь можете раскрасить понравившееся животное.

6. Итог.

- Какие группы выделяют среди животных?

- Какие отличительные признаки насекомых вы знаете? (наличие 6 ножек, 3 отдела тела, пара усиков)

- А как вы думаете, паук насекомое? (нет). Хотя какие-то признаки сходства с насекомыми у него есть.

- Какие отличительные признаки рыб вы можете назвать? (Обитают в воде, дышат жабрами, тело покрыто чешуей, есть плавники)

- Что вы можете сказать о птицах? (Тело покрыто перьями)

- А особенности зверей?( Тело покрыто шерстью, детенышей выкармливают молоком)

-Расскажите, что вы запомнили о земноводных?

- Что можете вспомнить о пресмыкающихся?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с будущими первоклассниками

Цели:повышение учебной мотивации, уточнение  знаний о прямоугольнике и квадрате,расширение знаний о геометрических фигурах....

Конспект занятия с будущими первоклассниками

Конспект занятия по правилам дорожного движения с будущими первоклассниками....

Конспект занятия для будущих первоклассников "В гостях у царицы Знаний"

Консект предназначен для воспитанников подготовительной к школе группы. Цель занятия:  диагностика сформированных знаний, умений и навыков для определения степени готовности ребёнка к школе....

Конспект занятия для будущих первоклассников и родителей на ДОД 2016

Данное занятие проводится в нетрадиционной форме - путешествия. Использование данного метода делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по закреплению информации, а эмоциональ...

Комплексное занятие с будущими первоклассниками по предметам окружающий мир и математика

Конспект комплексного занятия по математике и окружающему миру...