конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Окружающий мир, 4 класс, "На суше - как дома"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | Окружающий мир |
Тема | На суше – как дома |
Класс | 3 |
Образовательная программа | «Школа 2100» |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цели предметные | Создать условия для закрепления знаний об участниках круговорота веществ, земноводных; Создать условия для ознакомления обучающихся с представителями пресмыкающихся; Создать условия для формирования умения отличать пресмыкающихся от других видов животных; Обеспечить условия для формирования умения объяснять название группы животных «пресмыкающиеся» по образу жизни животных. |
Цели метапредметные | Создать условия для расширения знаний учащихся о животном мире; Обеспечить условия для развития умения анализа текста; Создать условия для формирования навыка чтения; Создать условия для совершенствования умения выборочного чтения; Создать условия для совершенствования умения проводить самооценку; Создать условия для формирования умения предполагать, анализировать, сравнивать, делать выводы. |
Планируемые результаты | Предметные 1.Осознание целостности окружающего мира; 2.Освоение доступных способов изучения природы; 3.Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; 4.Самооценка готовности к деятельности. Личностные 1.Осознание ценности изучаемой темы; 2.Способность выражать эмоции. Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия 1.Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; 2.Умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями, загадками; 3.Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. Познавательные универсальные учебные действия 1.Умение строить речевое высказывание; 2.Умение работать с текстом; 3.Умение находить ответы на вопросы в тексте, видео; 4.Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 5.Умение строить логические цепи рассуждений. Коммуникативные универсальные учебные действия 1.Умение слушать и вести диалог; 2.Умение оформлять свои мысли в устной форме; 3.Умение работать в группе. |
Ресурсы | Для учителя: ПК, проектор, мультимедийная доска, презентация, картинки с изображениями змеи, черепахи, крокодила, ящерицы Для учеников: Учебник, рабочая тетрадь, таблица |
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) | Учащиеся поочередно касаются одноименных рук своего соседа, начиная с больших пальцев, проговаривая вместе с учителем: желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) | 4 |
2. Актуализация знаний. | - Кто является живыми участниками круговорота веществ? - Какие группы животных мы изучили? Приложение 1 слайд 2 - Каковы отличительные признаки земноводных? Я вам предлагаю начать наш урок с проверки домашнего задания. Посмотрим, как вы усвоили предыдущий материал, у вас на столе лежат карточки с номерами вопросов и вариантами ответов «Да» и «нет». Я буду озвучивать высказывания, если вы согласны, подчеркнете «Да», а если не согласны – «нет» 1.К земноводным относят лягушек, жаб, тритонов. (да) 2.Земноводные рождаются в воде. Взрослые живут и на суше, и в воде. (да) 3.Земноводные живут в воде, а размножаются на суше. (нет) 4.Взрослые лягушки и жабы питаются растениями. (нет) 5.Взрослые лягушки и жабы питаются насекомыми. (да) 6.Жизнь земноводных связана и с водой, и с сушей. (да) 7.Кожа у жаб гладкая, а у лягушек - с бородавками. (нет) Обменяйтесь карточками. И проверьте работу своего соседа. Правильные ответы на экране. Если у него все правильно, поставьте оценку «5» если есть 1-2 ошибки – поставьте «4», если у него 3 или 4 ошибки – ставьте «3», а если ошибок 5 и больше, к сожалению, придется поставить «2». Передайте мне проверенные карточки. - Хорошо, спасибо! | - производители – растения, потребители – животные; разрушители – грибы, микробы, дождевые черви, раки - простейшие, кишечнополостные, черви, моллюски, насекомые, пауки, ракообразные, рыбы, земноводные 1. Земноводные часть жизни проводят на суше, а часть – в воде. 2. Температура их тела зависит от температуры вокруг них. Дети подчеркивают верные ответы Дети проверяют и оценивают работу соседа | 1 2 3 |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | В воде гибнет множество личинок земноводных. Чтобы обеспечить выживание икры на суше необходимо создать вокруг икринки прочную водонепроницаемую оболочку — скорлупу. Древние земноводные, овладевшие способностью откладывать яйца в скорлупе, дали начало новой группе позвоночных — ………. в пространстве класса развешаны картинки (черепаха, крокодил, змея, ящерица, лягушка, рак, медуза) Приложение 2 - Угадайте, о ком мы будем говорить на уроке: 1.Бегает среди каменей, Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но ах! – Удрала, а хвост в руках. 2.Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: - Подходи, кто очень смел. В реках Африки живёт Злой зелёный пароход. Кто навстречу поплыл, Всех проглотил … 4.Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо, Ходит чудо по дороге, Голова торчит да ноги. - Посмотрите на этих животных. Приложение 1 слайд 3 - Похожи ли они? (нет) - Но такие разные животные образуют одну группу - Может кто-нибудь знает, как она называется? Приложение 1 слайд 3 - Животные совсем на друг друга не похожи, но учёные их объединили в одну группу. - Какой возникает вопрос? - Какие у вас возникли предположения? - Чем питается крокодил? - А черепаха? - Значит, гипотеза ошибочная. - Еще, какие мнения есть? - По каким признакам будем сравнивать? Приложение 1 слайд 4 -Какова цель нашего урока? | Ящерица Змея Крокодил Черепаха Нет Пресмыкающиеся Почему объединили в одну группу, почему так назвали? они питаются одинаковой пищей мясом листьями у них общие признаки Скелет, покров тела, дыхание, размножение, место обитания Узнать, почему пресмыкающихся так назвали, их отличительные признаки от других животных, схожие с животными одной группы, где обитают | 2 3 1 1 2 1 4 1 2 |
4.Первичное усвоение новых знаний. | - Вам необходимо охарактеризовать своё животное по признакам Приложение 3 (каждой группе – определенное животное) Приложение 1 слайд 4 идет сравнение по строкам - Почему же таких непохожих животных объединили в одну группу – пресмыкающиеся? - Еще раз повторим, какие? - Назовите однокоренные слова и синонимы к слову пресмыкающиеся. - Рассмотрите внимательно картинки ящерицы, черепахи, крокодила, как расположены у них лапы? - Понаблюдаем, как пресмыкающиеся передвигаются. Приложение 1 слайд 5 - К чему же прижимаются, пресмыкаются эти животные? Физминутка Встаньте, покажите, как двигается ящерица, черепаха, змея. - В какой местности можно встретить пресмыкающихся? Приложение 1слайд 6 - Почему они живут в жарких странах? - Какие мнения есть в классе? - Ящерицы не различают цвета, а змея плохо видит даже днем (предъявление факта) - Какие у вас предположения? - Почему? - Сверим наши предположения, откройте учебник с.100-101, прочитайте самостоятельно. - Совпали ли наши предположения? - Что нового узнали? Приложение 1 слайд 6 (хладнокровные) - В каком предложении заключается главная мысль? Приложение 1 слайд 6 - Несмотря на то, что у пресмыкающихся общие признаки, они совсем не похожи друг на друга. - Послушайте сообщения, которые подготовили ваши одноклассники. | Дети заполняют таблицу у них общие признаки сухая кожа, дышат легкими, размножаются с помощью яиц, обитают на суше, редко в воде пресмыкаться, прижиматься к чему-либо по бокам К земле Дети показывают в жарких странах, там, где теплый и жаркий климат в темноте плохо видят им для жизни нужно тепло дети высказывают свои предположения У хладнокровных животных при похолодании замедляется обмен веществ, энергии выделяется мало, из-за этого они теряют активность. Они стараются распластаться на песке, чтобы быстрее согреться. Вот почему лапы у них располагаются по бокам тела, а не под брюхом. Их твердые щитки не растут вместе с телом, поэтому пресмыкающиеся линяют, как это делают насекомые. Под оболочкой яйца есть всё, что нужно для развития зародыша, включая и запас воды, поэтому из яйца молодое животное выходит уже самостоятельным пресмыкающиеся – настоящие наземные животные Доклады. (ящерица, крокодил, черепаха, змея) Приложение 1 слайд 7 – 10 | 1 2 3 12 3 1 2 34 5 3 |
5. Первичная проверка понимания | 1.- Чем питается ящерица? - Как она поступает, если ее схватит хищник? 2.- Как питаются змеи? - С помощью чего убивают змеи добычу? 3.- Как часто питается крокодил?
- Чем опасны крокодилы? 4.- Что у черепахи вместо зубов? - Какова функция панциря? Физминутка для глаз Приложение 1 слайд 11 - Проследите путь животных только глазками. - Присесть, если назову пресмыкающиеся, хлопнуть в ладоши, если назову земноводное. (лягушка, черепаха, змея, жаба, хамелеон, крокодил) | Насекомыми Оставляет хвост, сама убегает заглатывают пищу с помощью яда некоторым крокодилам достаточно поесть один раз в год у них очень острые зубы твердые челюсти защищает от хищников Ребята выполняют движения | 3 1 2 1 4 5 |
6.Первичное закрепление | - Цирк переезжал в другой город, и питон ехал до вокзала в грузовой машине. Какой стала температура тела питона, когда приехали на вокзал, если на улице было +10? +5, +10, +15? Вспомним, какие группы животных уже изучили. Учи.ру | +10, т.к. у пресмыкающихся температура тела зависит от температуры окружающей среды https://uchebnik.mos.ru/composer3/document/69024149/view | 3 1 4 3 2 |
7.Информация о домашнем задании | Д/З с.100 – 103 пересказ, р.т с.49 №2, 6; индивидуальные доклады («Пресмыкающиеся рекордсмены», «Такие непостоянные хамелеоны») Дополнительное задание на Учи.ру | https://uchebnik.mos.ru/composer3/document/69024149 | 1 1 2 3 1 2 |
8.Рефлексия (подведение итогов урока) | - Какова была тема урока? - На какие вопросы искали ответ? - Какой ответ можем дать? Чему научился? За что себя можешь похвалить? Над чем еще надо поработать? Какие задания тебе понравились? Какие задания показались трудными? Достиг ли ты поставленную в начале урока цель? | Пресмыкающиеся почему непохожих животных объединили в одну группу, почему их назвали пресмыкающиеся, почему они любят тепло Животные объединены в одну группу, т.к. они схожи по общим признакам: внутренний скелет, тело покрыто кожей и чешуей, легочное дыхание, размножаются на суше с помощью яиц. Эти животные хладнокровные, поэтому прижимаются к земле, вследствие эволюции лапы стали расти по бокам туловища. Дети отвечают на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...