конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Чеснокова Дарья Михайловна

Окружающий мир, 4 класс, "На суше - как дома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Окружающий мир

Тема

На суше – как дома

Класс

3

Образовательная программа

«Школа 2100»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цели предметные

Создать условия для закрепления знаний об участниках круговорота веществ, земноводных;

Создать условия для ознакомления обучающихся с представителями пресмыкающихся;

Создать условия для формирования умения отличать пресмыкающихся от других видов животных;

Обеспечить условия для формирования умения объяснять название группы животных «пресмыкающиеся» по образу жизни животных.

Цели метапредметные

Создать условия для расширения знаний учащихся о животном мире;

Обеспечить условия для развития умения анализа текста;

Создать условия для формирования навыка чтения;

Создать условия для совершенствования умения выборочного чтения;

Создать условия для совершенствования умения проводить самооценку;

Создать условия для формирования умения предполагать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Планируемые результаты

Предметные

1.Осознание целостности окружающего мира;

2.Освоение доступных способов изучения природы;

3.Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

4.Самооценка готовности к деятельности.

Личностные

1.Осознание ценности изучаемой темы;

2.Способность выражать эмоции.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия

1.Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2.Умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями, загадками;

3.Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Познавательные универсальные учебные действия

1.Умение строить речевое высказывание;

2.Умение работать с текстом;

3.Умение находить ответы на вопросы в тексте, видео;

4.Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

5.Умение строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия

1.Умение слушать и вести диалог;

2.Умение оформлять свои мысли в устной форме;

3.Умение работать в группе.

Ресурсы

Для учителя:

ПК, проектор, мультимедийная доска, презентация, картинки с изображениями змеи, черепахи, крокодила, ящерицы

Для учеников:

Учебник, рабочая тетрадь, таблица

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Учащиеся поочередно касаются одноименных рук своего соседа, начиная с больших пальцев, проговаривая вместе с учителем:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

4

2. Актуализация знаний.

- Кто является живыми участниками круговорота веществ?  

- Какие группы животных мы изучили?

Приложение 1 слайд 2

- Каковы отличительные признаки земноводных?

Я вам предлагаю начать наш урок с проверки домашнего задания. Посмотрим, как вы усвоили предыдущий материал, у вас на столе лежат карточки с номерами вопросов и вариантами ответов «Да» и «нет».

Я буду озвучивать высказывания, если вы согласны, подчеркнете «Да», а если не согласны – «нет»

1.К земноводным относят лягушек, жаб, тритонов. (да)

2.Земноводные рождаются в воде. Взрослые живут и на суше, и в воде. (да)

3.Земноводные живут в воде, а размножаются на суше. (нет)

4.Взрослые лягушки и жабы питаются растениями. (нет)

5.Взрослые лягушки и жабы питаются насекомыми. (да)

6.Жизнь земноводных связана и с водой, и с сушей. (да)

7.Кожа у жаб гладкая, а у лягушек - с бородавками. (нет)

Обменяйтесь карточками. И проверьте работу своего соседа. Правильные ответы на экране.

Если у него все правильно, поставьте оценку «5» если есть 1-2 ошибки – поставьте «4», если у него 3 или 4 ошибки – ставьте «3», а если ошибок 5 и больше, к сожалению, придется поставить «2». Передайте мне проверенные карточки.

- Хорошо, спасибо!

- производители – растения, потребители – животные; разрушители – грибы, микробы, дождевые черви, раки

- простейшие, кишечнополостные, черви, моллюски, насекомые, пауки, ракообразные, рыбы, земноводные

1. Земноводные часть жизни проводят на суше, а часть – в воде. 2. Температура их тела зависит от температуры вокруг них.

Дети подчеркивают верные ответы

Дети проверяют и оценивают работу соседа

1 2 3

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

В воде гибнет множество личинок земноводных. Чтобы обеспечить выживание икры на суше необходимо создать вокруг икринки прочную водонепроницаемую оболочку — скорлупу. Древние земноводные, овладевшие способностью откладывать яйца в скорлупе, дали начало новой группе позвоночных — ……….

в пространстве класса развешаны картинки (черепаха, крокодил, змея, ящерица, лягушка, рак, медуза) Приложение 2

- Угадайте, о ком мы будем говорить на уроке:

1.Бегает среди каменей,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но ах! –

Удрала, а хвост в руках.

2.Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

- Подходи, кто очень смел.

В реках Африки живёт

Злой зелёный пароход.

Кто навстречу поплыл,

Всех проглотил …

4.Что за чудо? Вот так чудо:

Сверху блюдо, снизу блюдо,

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги.

- Посмотрите на этих животных. Приложение 1 слайд 3

- Похожи ли они? (нет)

- Но такие разные животные образуют одну группу

- Может кто-нибудь знает, как она называется? Приложение 1 слайд 3

- Животные совсем на друг друга не похожи, но учёные их объединили в одну группу.

- Какой возникает вопрос?

- Какие у вас возникли предположения?

- Чем питается крокодил?

- А черепаха?

- Значит, гипотеза ошибочная.

- Еще, какие мнения есть?

- По каким признакам будем сравнивать?  Приложение 1 слайд 4

-Какова цель нашего урока?

Ящерица

Змея

Крокодил

Черепаха

Нет

Пресмыкающиеся

Почему объединили в одну группу, почему так назвали?

они питаются одинаковой пищей

мясом

листьями

у них общие признаки

Скелет, покров тела, дыхание, размножение, место обитания

Узнать, почему пресмыкающихся так назвали, их отличительные признаки от других животных, схожие с животными одной группы, где обитают

2 3 1 1 2 1 4 1 2

4.Первичное усвоение новых знаний.

- Вам необходимо охарактеризовать своё животное по признакам Приложение 3

(каждой группе – определенное животное)

Приложение 1 слайд 4

идет сравнение по строкам

- Почему же таких непохожих животных объединили в одну группу – пресмыкающиеся?

- Еще раз повторим, какие?

- Назовите однокоренные слова и синонимы к слову пресмыкающиеся.

- Рассмотрите внимательно картинки ящерицы, черепахи, крокодила, как расположены у них лапы?

- Понаблюдаем, как пресмыкающиеся передвигаются. Приложение 1 слайд 5

- К чему же прижимаются, пресмыкаются эти животные?

Физминутка

Встаньте, покажите, как двигается ящерица, черепаха, змея.

- В какой местности можно встретить пресмыкающихся?  Приложение 1слайд 6

- Почему они живут в жарких странах?

- Какие мнения есть в классе?

- Ящерицы не различают цвета, а змея плохо видит даже днем (предъявление факта)

- Какие у вас предположения?

- Почему?

- Сверим наши предположения, откройте учебник с.100-101, прочитайте самостоятельно.

- Совпали ли наши предположения?

- Что нового узнали?  Приложение 1 слайд 6 (хладнокровные)

- В каком предложении заключается главная мысль? Приложение 1 слайд 6

- Несмотря на то, что у пресмыкающихся общие признаки, они совсем не похожи друг на друга.

- Послушайте сообщения, которые подготовили ваши одноклассники.

Дети заполняют таблицу

у них общие признаки

сухая кожа, дышат легкими, размножаются с помощью яиц, обитают на суше, редко в воде

пресмыкаться, прижиматься к чему-либо

по бокам

К земле

Дети показывают

в жарких странах, там, где теплый и жаркий климат

в темноте плохо видят

им для жизни нужно тепло

дети высказывают свои предположения

У хладнокровных животных при похолодании замедляется обмен веществ, энергии выделяется мало, из-за этого они теряют активность. Они стараются распластаться на песке, чтобы быстрее согреться. Вот почему лапы у них располагаются по бокам тела, а не под брюхом. Их твердые щитки не растут вместе с телом, поэтому пресмыкающиеся линяют, как это делают насекомые. Под оболочкой яйца есть всё, что нужно для развития зародыша, включая и запас воды, поэтому из яйца молодое животное выходит уже самостоятельным

пресмыкающиеся – настоящие наземные животные

Доклады. (ящерица, крокодил, черепаха, змея) Приложение 1 слайд 7 – 10

1 2 3 12 3 1 2 34 5  3

5. Первичная проверка понимания

1.- Чем питается ящерица?

- Как она поступает, если ее схватит хищник?

2.- Как питаются змеи?

- С помощью чего убивают змеи добычу?

3.- Как часто питается крокодил?

 

- Чем опасны крокодилы?

4.- Что у черепахи вместо зубов?

- Какова функция панциря?

Физминутка для глаз

 Приложение 1 слайд 11

- Проследите путь животных только глазками.

- Присесть, если назову пресмыкающиеся, хлопнуть в ладоши, если назову земноводное.

(лягушка, черепаха, змея, жаба, хамелеон, крокодил)

Насекомыми

Оставляет хвост, сама убегает

заглатывают пищу

с помощью яда

некоторым крокодилам достаточно поесть один раз в год

у них очень острые зубы

твердые челюсти

защищает от хищников

Ребята выполняют движения

3 1 2 1 4 5

6.Первичное закрепление

- Цирк переезжал в другой город, и питон ехал до вокзала в грузовой машине. Какой стала температура тела питона, когда приехали на вокзал, если на улице было +10? +5, +10, +15?

Вспомним, какие группы животных уже изучили. Учи.ру

+10, т.к. у пресмыкающихся температура тела зависит от температуры окружающей среды

https://uchebnik.mos.ru/composer3/document/69024149/view

3 1 4 3 2

7.Информация о домашнем задании

Д/З с.100 – 103 пересказ, р.т с.49 №2, 6; индивидуальные доклады («Пресмыкающиеся рекордсмены», «Такие непостоянные хамелеоны»)

Дополнительное задание на Учи.ру

https://uchebnik.mos.ru/composer3/document/69024149

1 1 2 3 1 2

8.Рефлексия (подведение итогов урока)

- Какова была тема урока?

- На какие вопросы искали ответ?

- Какой ответ можем дать?

Чему научился?

За что себя можешь похвалить?

Над чем еще надо поработать?

Какие задания тебе понравились?

Какие задания показались трудными?

Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

Пресмыкающиеся

почему непохожих животных объединили в одну группу, почему их назвали пресмыкающиеся, почему они любят тепло

Животные объединены в одну группу, т.к. они схожи по общим признакам: внутренний скелет, тело покрыто кожей и чешуей, легочное дыхание, размножаются на суше с помощью яиц. Эти животные хладнокровные, поэтому прижимаются к земле, вследствие эволюции лапы стали расти по бокам туловища.

Дети отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...