«На что похожа наша планета?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Сухорукова Анастасия Александровна

 «На что похожа наша планета?» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока (Окружающий мир)

 

 

 

                                 Целевой блок 

Тема: 

 «На что похожа наша планета?»

Педагогическая цель: 

Познакомить с планетой Земля и ее формой, движением в пространстве, с моделью Земли- глобусом; развивать умение доказывать выдвигаемые предположения.

Планируемые результаты: 

Предметные У УД: 

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на простые вопросы учителя; научатся использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

 

Личностные УУД: 

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; формирование уважительного отношения к иному мнению; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

 

 

Метапредметные УУД:

* Регулятивные: 

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя. определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя. определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя; уметь точно выражать свои мысли; определять успешность своего задания.

 

* Коммуникативные: 

- участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

*Познавательные: 

- осознанное и произвольное речевое устное высказывание о форме земного шара; подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

                                 

                             Инструментальный блок

Тип урока

Изучение нового материала

Учебно - методический комплекс 

Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир». 1 класс. М.: Просвещение, 2011г. с приложением на электронном носителе.

Рабочая тетрадь. Окружающий мир Плешаков А.А. М.: Просвещение, 2015г., презентация к уроку, физминутка, глобус.

                                                     Организационно - деятельностный блок

Организация пространства 

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Межпредметные связи: 

Литературное чтение, история, краеведение.

Диагностика результатов урока:

Что нового вы узнали на уроке? Все ли вам удалось? Что не удалось?Почему?

План урока:

  1. Организация начала урока. (2 мин.)
  2. Актуализация опорных знаний. (5 мин.)
  3. Физминутка (1 мин.)
  4. Изучение нового материала (15 мин.)
  5. Физминутка. (2 мин.)
  6. Первичное осмысление и закрепление. (5 мин.)
  7. Итог урока. Рефлексия. (5 мин.)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация начала урока

Прозвенел уже звонок,

Как же нам начать урок?

-На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

-Вы хороший, дружный класс?

- И всё получится у вас!

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Напоминаю, меня зовут Анастасия Александровна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

- Ребята, давайте проверим, а готовы ли мы к уроку.

Быть должны всегда в порядке:

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас такой:

«Все, что надо, - под рукой!»

- Молодцы. К уроку мы готовы. Думаю, что он принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

2. Актуализация опорных знаний

- Начнём урок с небольшой разминки. Вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

- Какие предметы в доме могут быть опасными?

- Как нужно с ними обращаться, чтобы они стали для нас друзьями?

Утюг, чайник, электроприборы, ножницы, вилка, ножи, розетка, лекарства, спички…

4. Изучение нового материала

Физминутка

Физминутка

- Ребята, посмотрите, сегодня на урок я принесла несколько предметов. (учитель держит в руках яблоко и мяч)

- Что это за предметы?

- Сравните два этих предмета (сравнивается форма, цвет, размер)

- Ребята, а сейчас для дальнейшей работы вам нужно отгадать загадку.

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется…

Материки и острова,

Моря и океаны,

Планету эту ты дружок,

Из тысячи узнаешь!

- Какой вы её себе представляете?

- С чем можно сравнить планету Земля?

 - Я вам предлагаю несколько тем, вам необходимо выбрать ту тему урока, которая нам подходит, но отталкиваться вы должны от начала урока, т.е. от сравнения предметов.

(Учитель предлагает несколько тем на слайде, дети должны выбрать тему для урока: «На что похожа наша планета?», «Кто такие насекомые?», «Как живёт семья?»).

- Тему мы выбрали. Каждый из вас уже имеет представление о планете, кое- что о ней знаете.

- Муравей Вопросик очень маленький, ему очень трудно представить себе Землю. Расскажите ему, что вы знаете о Земле.

- Как вы думаете, что мы еще узнаем о нашей планете на сегодняшнем уроке?

- Сегодня на уроке мы узнаем, какую форму имеет наша планета и как она движется. Будем учиться выдвигать предположения и доказывать их.

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня – космонавт. (Повороты в стороны)

Начинаем тренировку, (Наклоны вперед)

Чтобы сильным стать и ловким.

Ждет нас быстрая ракета (Приседают)

Для полета на планету.

Отправляемся на Марс. (Кружатся)

Звезды в гости ждите нас.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост – (руки назад, в стороны)

И поднимется до звезд. (тянемся вверх)

- Муравью Вопросику тоже стало интересно, какую форму имеет наша планета?  Давайте вместе поможем ему ответить на этот вопрос.

(учитель показывает большую тарелку и большой мяч)

- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам какой?

- Представьте, что на ней расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.

- Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч, то есть имеет форму шара (прикрепить фигурки к мячу, в том числе и “вверх ногами”).

- Кто же прав?

- Если Земля плоская, значит, можно идти - идти по ней и в конце концов дойти до края Земли…

- Но пока никому из людей это не удалось…

- А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами…

- Рассмотрите рисунки на стр. 48 учебника (вверху) и скажите: “На каком из них показана плоская Земля, а на каком шарообразная?

- В давние времена люди считали, что Земля плоская и имеет форму круга, который плавает на огромной черепахе по океану.

- Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается небесный свод.

- Какое же изображение правильное?

- Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунок, на котором изображены корабли.

-Это наблюдение люди сделали еще в древности.

- В древности люди, наблюдая с берега за кораблями, которые возвращаются из дальнего плавания, догадались, что Земля имеет форму шара. Когда корабль уплывает из порта, провожающие видят его до горизонта, а потом он куда-то исчезает. А люди на корабле смотрят на удаляющийся берег: вот и он исчез, скрылся, видна только вода и вода. Хотя стоит вскарабкаться на мачту, и вновь виден берег. Но пройдет немного времени, берег удалился и опять исчезнет за горизонтом. Горизонт- это воображаемая линия, где земля сходится с небом.

А путешественник Магеллан, решив объехать на пяти кораблях Землю, доказал, что она круглая. Его корабли три года плыли все вперед и вперед, не меняя направления. Четыре корабля погибли в бурных водах. И только один обогнул Землю и вернулся в порт с противоположной стороны.

В наши дни, когда совершаются полеты в космос, люди своими глазами могут увидеть, что Земля имеет форму шара.

- Кто, первым из людей, совершил полет в космос?

- Вернёмся к вопросу: какую форму имеет наша планета? И какой рисунок подходит к нашим доказательствам 1 или 2?

- Для того, чтобы лучше представить нашу планету, люди создали модель Земли – глобус. Земля – громадный шар. Глобус –модель, «игрушечная» Земля. На нём нарисовано всё, что есть на Земле: океаны, моря, реки, озёра, горы, низменности.

- Какого цвета больше всего на глобусе?

- Это океаны и моря. Вода в них солёная. Самые глубокие впадины раскрашены на глобусе тёмно-синим цветом. Видите, на глобусе есть голубые извилистые нити. Как вы думаете, что это?

- Да, через равнины и леса, тундру и болота несут они свои воды в моря и океаны. Среди коричневых гор и зеленых равнин мелькают на глобусе голубыми блёстками озёра. А вот посмотрите, на глобусе некоторые места раскрашены коричневой и зеленой краской. Как вы думаете, что это?

- Итак, Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого. Их, как и всё на Земле, удерживает земное притяжение. Шарообразная форма планеты объясняет, почему людям никогда не удалось добраться до края Земли. У неё нет края. Зато люди могут совершать кругосветное путешествие: обогнув Землю, вернуться на то же место.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

- А как вы думаете, Земля неподвижная или движется?

- А помогут нам это доказать Симка и Нолик. (видео о движении Земли)

Земля — третья планета Солнечной системы. Как и все планеты, она движется вокруг Солнца. Земля — спутник Солнца. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета. Наша планета не просто движется, а мчится в космическом пространстве быстрее любой ракеты. И хотя летит она очень быстро, за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз. Уж очень большой путь!

Земля вращается не только вокруг Солнца. Она вращается и вокруг своей оси, крутится, как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает один оборот вокруг своей оси, проходят 24 часа, т. е. сутки — день и ночь.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Молодцы!

Яблоко и мяч

Учащиеся сравнивают два предмета, используя слова форма, цвет, размер

Земля

Высказывают свои предположения

Яблоко, мяч, шар

Дети выбирают тему для урока используя при этом знания, полученные ранее.

Высказывают свои предположения

Плоской, как тарелка

Юрий Гагарин

Второй, так как Земля- это шар.

Синего

Реки

Леса и пустыни

Движется

Дети приходят к выводу, что Земля постоянно движется вокруг Солнца, да еще сама вращается вокруг своей оси, как волчок. 365 дней Земля движется вокруг Солнца, за это время происходит смена времен года.

6. Первичное осмысление и закрепление

- Отгадайте загадки.

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она - большущий шар. 

На ноге стоит одной,

Кружит - вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

- Выберите предметы, на которые не похожа наша планета.

(тарелка, яблоко, апельсин, монета, колесо, пирамидка)

- Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, почему глобус просит беречь Землю?

Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!».
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу.
Я сберегу вас, сберегу!»

- Ребята, почему глобус просит беречь Землю?

Земля

Глобус

Высказывания учащихся

7. Итог урока. Рефлексия

-Муравей Вопросик приготовил для вас новые вопросы. Попробуйте ответить на них.

-Как называется наша планета?

-Какую она имеет форму?

-Как это можно доказать?

-Как движется Земля?

-Что такое глобус?

Наша планета называется Земля. Она имеет форму шара. Земля движется вокруг Солнца, да еще сама вращается вокруг своей оси, как волчок.

Глобус- это модель Земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "На что похожа наша планета?"

  ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕАвтор:  Козырева Наталья АлександровнаМесто работы, должность:  МБОУ СОШ№9МО Староминский район, учитель начальных классов Регион:  Краснодарский край ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОКА Уровень об...

На что похожа наша планета? ООМ Конспект урока в 1 классе ФГОС

Конспект урока в 1 классе по теме: " На что похожа наша планета?"...

Конспект урока по окружающему миру "На что похожа наша планета"

Конспект составлен к учебнику А.А.Плешакова. К конспекту прилагается презентация. viki.rdf.ru...

На что похожа наша планета

Презентация к уроку окружающего мира "На что похожа наша планета" по программе Плешакова А.А....

на что похожа наша планета

Материал содержит презентацию и конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "На что похожа наша планета". Материал разработан к учебнику А.А.Плешаков...

Консект урока окружающего мира для 1 класса "На что похожа наша планета"

Урок окружающего мира по теме «На что похожа наша планета» составлен на основании авторской программы «Окружающий мир » ( автор А.А.Плешаков - М.  : Просвещение,2011 г.)   по программе...

Конспект урока окружающего мира в 1классе " На что похожа наша планета?"

Конспект урока соответствует требованиям новых ФГОС. Данная разработка поможет вам провести интересный и познавательный урок для первоклассников....