урок окружающего мира "На что похожа наша планета?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Автор: Козырева Наталья Александровна
Место работы, должность: МБОУ СОШ№9МО Староминский район, учитель начальных классов
Регион: Краснодарский край
ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОКА
Уровень образования: начальное образование
Класс: 1класс
Предмет: Окружающий мир и Технология
Тема урока: На что похожа наша планета?
Цели урока:
- Научить доказывать выдвигаемые предположения шарообразности Земли. Продолжить обучение моделированию.
- Развивать наблюдательность.
- Воспитывать бережное отношение к нашей планете.
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:
Урок построен с использованием материалов районного музея, газеты «Степная Новь», произведений поэта-земляка А.Аббова. На уроке используются элементы проектно-исследовательской деятельности учащихся.
ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
-мультимедийная презентация,
- глобус,
- мяч,
-блюдо,
- контурные карты земного шара, материков,
- клей, ножницы, бумага,
-таблицы по ТБ при работе с ножницами.
ХОД УРОКА
1-ая часть интегрированного урока.
Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
- Сегодня на уроке мы будем перечитывать книгу Знаний, в которой много страниц и каждая рассказывает свое.
Самоопределение к деятельности.
(На доске карта мира, на столе учителя – глобус).
- Посмотрите, ребята, какие предметы принесли сегодня для нас Вопросик и Черепаха.
- Послушайте загадку и подумайте, о чём мы будем говорить на уроке.
Ни начала, ни конца.
Ни затылка, ни лица.
Знают в се – и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар.
-Кто понял, о чём пойдёт речь на уроке? (о нашей планете)
Приложение, слайд №1
-Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой (с.48)? (На что похожа наша планета?)
Работа по теме урока.
- Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете.
- Кто знает, как она называется? (Земля)
– Муравьишка Вопросик задумался, какую же форму имеет наша планета: форму тарелки или форму шара. И он приглашает нас отправиться в плаванье и ответить на этот вопрос.
Работа в парах.
- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как блюдо.
- Некоторые из ребят сказали, что Земля похожа на мяч, то есть имеет форму шара.
- Кто же прав?
Проведите исследования движения кораблика на разных предметах. Расскажите, как виден уплывающий кораблик на каждом предмете.
Вы принесли на урок тарелки и мячи. Что ещё нужно для вашего эксперимента?(кораблик)
Физминутка
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Работа в парах.
Приложение, слайд №2
Изготовьте модель кораблика в стиле оригами, опираясь на свои умения и схему.
– Как виден уплывающий кораблик на блюде? (всегда виден одинаково хорошо, одного размера)
– Как виден уплывающий кораблик на шаре? (постепенно уменьшается, сначала исчезает из поля зрения нос корабля, а потом и весь корабль)
– Так на что похожа наша планета? (на шар)
Приложение, слайд №3
Физминутка
Это – море,
Это – берег,
Это – мой кораблик белый,
Это – ветер поднялся,
Крепко дует в паруса.
Но тверда рука моя –
Правлю прямо на маяк.
Мчись, кораблик, по волнам
К самым дальним берегам!
Работа по теме урока.
Работа по учебнику, с.48.
-Выскажите предположение, какое изображение Земли правильное - №1 или №2. Докажите, используя рисунок №3 или №4.
Приложение, слайд №4
Правильно говорите, ребята. Это наблюдение люди сделали еще в древности. Путешествуя по морю, наши предки стали замечать, что, подплывая к берегу, сначала можно видеть вершины гор, потом – возвышенности и лишь затем низкие берега. И, наоборот, для наблюдателей с берега казалось, что в дали сначала появляются паруса и лишь за тем – нижняя часть корабля. Эти наблюдения подтолкнули древних к мысли, что Земля имеет выпуклую форму. Точно так мы с вами наблюдаем за движением машин по дороге: сначала мы видим всю машину, а потом только очертания и скоро она совсем исчезает, или вдалеке мы видим только маленькую точку и с приближением её мы можем разглядеть этот предмет.
Приложение, слайды №5-7
- В давние времена люди считали, что Земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных сильных животных, например китов или слонов.
- Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается небесный свод.
-А моряк-путешественник Магеллан, решив объехать на пяти кораблях Землю, доказал что она круглая. Его корабли три года плыли всё вперед и вперед, не меняя направления. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. В наши дни, когда космические корабли летают в космос, космонавты своими глазами увидели что Земля – шар.
2-ая часть интегрированного урока.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Продолжается урок.
Работа по теме урока.
Приложение, слайд №8-10
- В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара. Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень.
- А как вы думаете, почему наша земля из космоса видна в голубом цвете? ( на Земле много водоёмов)
Приложение, слайд №11
Работа по учебнику, с.49.
Прочитайте, что хочет сообщить вам Мудрая Черепаха.
Рефлексия.
Приложение, слайды №12--13
Расскажите с помощью рисунков, как движется Земля.
-На что влияет движение Земли?( 1-из-за движения вокруг оси, на Земле сменяются день и ночь;
2-из-за движения вокруг Солнца, происходит смена времён года)
Физминутка
Чтоб попасть куда хотели
И не тратить зря недели,
Сели мы на самолет
И отправились в полет.
Хоть не машем мы руками,
А летим над облаками.
С высоты смотреть в окно
Лучше, чем ходить в кино.
Там, внизу, поля с ладошку,
Города как понарошку.
Так и хочется их – Хвать! –
Взять себе и поиграть.
Актуализация знаний.
Приложение, слайд №14
- Какие стороны горизонта вы знаете?
- Покажите на глобусе стороны горизонта.
- Как получили карту полушарий? Зачем людям понадобилась карта? (глобус неудобно брать в путешествия, его «разрезали», чтобы сделать плоским изображение земли, получилась карта полушарий)
Работа по теме урока.
Приложение, слайды №15-17
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
-Покажите на карте полушарий:
ü водоёмы,
ü сушу,
ü горы,
ü леса,
ü равнины.
- Кто может вспомнить названия материков Земли? (Австралия, Африка, Америки Северная и Южная, Антарктида и Евразия).
-Покажите их на карте.
Закрепление знаний.
Приложение, слайд №18
-Какие полушария изображены? Как догадались? (сверху-северный полюс, снизу-южный, значит, землю разделили с севера – на юг)
-Какие материки находятся в западном полушарии? Покажите. (две Америки, часть Антарктиды, часть Евразии)
-В восточном? Покажите. (Евразия, Африка, часть Антарктиды)
Посмотрите, как выглядят материки, если посмотреть на карту с полюсов.
Разминка
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Работа в группах.
-С помощью таблиц расскажите о ТБ при работе с ножницами.
Проектная задача:
-Изготовьте свою модель земли, используя пакет материалов. Назовите, какие заготовки есть в ваших пакетах?
-Вам придется вспомнить все знания, которые вы повторили, и которые вспомнили на сегодняшнем уроке. Пользуйтесь картой полушарий, глобусом.
Рефлексия.
Приложение, слайд №19
Проверьте, насколько правильно вы выполнили работу.
-Рассмотрите западное полушарие. Какие из 6 материков мы приклеили на модель?
Итак, в западном полушарии находятся…А в восточном полушарии находятся…
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ГРУППЫ:
- Удалось ли вам достичь поставленной цели?
-Что у вас не получилось?
-Как проявили себя участники проекта?
- Что вам понравилось в работе больше всего?
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ
на уроке:
ü Я понял и могу рассказать другим…
ü Я понял, но не могу объяснить…
ü Я не понял…
Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира по теме: "Наше питание"
Конспект урока...
Урок окружающего мира на тему: " Наше питание.Пищеварительная система"
Материал данного урока познакомит учащихся с органами пищеварения и необходимыми организму питательными веществами. Воспитательная задача направлена на привитие учащимся навыков здорового ...
Разработка урока окружающего мира по теме"Наши помощники - органы чувств"
Разработка урока окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", 2 класс....
Урок окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 3 класс.
Материал к уроку содержит: технологическую карту, приложение к карте, презентацию. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Урок окружающего мира 1 класс "Наши помощники - память и ум"
Проект (конспект урока)Предмет – окружающий мирКласс -1-йОсобенности данного урока: Данный урок проводится в I полугодии 1 класса (1-4) по программе «Школа 2100» по учебнику Вахрушева А.А. « Я и...
Конспект урока окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"
Урок окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"Цели урока:- вспомнить - свойства полезных ископаемых,- узнать - какие полезные ископаемые добывают в нашем крае,- воспитать - бережное отношени...
Урок окружающего мира по теме "Наша Родина - Россия" - 4 класс
Конспект урока в 4 классе ("Школа 21 века") по окружающему миру по теме "Наша Родина - Россия" (Карта России)...