Консект урока окружающего мира для 1 класса "На что похожа наша планета"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Коваль Любовь Петровна

Урок окружающего мира по теме «На что похожа наша планета» составлен на основании авторской программы «Окружающий мир » ( автор А.А.Плешаков - М.  : Просвещение,2011 г.)   по программе  УМК «Школа России». 

       Данный урок направлен на формирование у учащихся универсальных учебных действий. 

       Основными формами обучения на данном уроке можно назвать проблемные вопросы, работа в парах, диалогическое взаимодействие.

           Чтобы повысить эффективность урока,  использовались активные формы и методы обучения: элементы проблемного обучения, обучение через деятельность, работа в парах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tema_na_chto_pokhzha_nasha_planeta_2.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15 города Ейска

МО Ейский район

Открытый урок окружающего мира

 в 1 классе

Тема: «На что похожа наша планета»

по учебнику А.А.Плешакова

« Окружающий мир»

 

Учитель: Бутенко Л.П.

Тема: На что похожа наша планета.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели: Познакомить с формой и движением Земля, с глобусом.

Научить доказывать выдвигаемые предположения шарообразности Земли. Продолжить обучение моделированию.

Развивать наблюдательность.

Воспитывать бережное отношение к нашей планете.

Задачи: создать условия для формирования УУД:

личностных: мотивация учения, положительное отношение к учёбе и своим знаниям;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

регулятивных: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, воспитание трудолюбия, уважительного и заботливого отношения к своим товарищам.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать глобус для объяснения шарообразной формы Земли; объяснять особенности движения Земли.

Оборудование: карта России, глобус, мяч, блюдо, пластилин, цветные карандаши, два круга голубого цвета, модели материков.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

На уроке я сижу-

Не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят – отвечаю.

- Проверим готовность к уроку.

II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Я вас рада видеть. Мне бы хотелось узнать с каким настроением вы пришли сегодня на урок. У вас на столах лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберете ее, покажите. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи.

III. Актуализация и пробное учебное действие.

( На доске карта мира, у учителя на столе глобус)

- Посмотрите, ребята, какие предметы для нас принесли Муравьишка и мудрая Черепаха. Послушайте загадку и подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все – и млад и стар,

Что наш дом – большущий шар.

- Что обозначает слово «земля»?

 - Давайте узнаем значение этого слова в Толковом словаре Ожегова.  (работа в парах)

 - Что вы знаете о планете Земля?

 - Совершенно верно. Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что люди издавна задумывались над тем, как устроен мир, что собой представляет Земля. Древние мудрецы высказывали множество предположений о форме Земли.

 - Как представляли форму Земли древние мудрецы?

IV. Выявление места и причины затруднения.

 - Итак, правы ли были древние мудрецы? Почему?

V. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

 - На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?

 - Какова тема урока?

 - Каковы цели урока?

 Наша сегодняшняя цель: найти доказательства того, что Земля имеет форму шара.

VI. Работа по теме урока.

(учитель показывает большую тарелку и большой мяч.)

 - Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как блюдо.

- Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.

- Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч, то есть имеет форму шара (прикрепить фигурки к мячу, в том числе и “вверх ногами”).

- Кто же прав?

- Если Земля плоская, значит, можно идти - идти по ней и в конце концов дойти до края Земли…

- Но пока никому из людей это не удалось…

- А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами…

 - Рассмотрите рисунки на стр. 38 учебника (вверху) и скажите: “На каком из них показана плоская Земля, а на каком шарообразная?

- В давние времена люди считали, что Земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных сильных животных, например китов или слонов.

- Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается небесный свод.

- Какое же изображение правильное?

- Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунок, на котором изображены корабли.

-Это наблюдение люди сделали еще в древности.

Оно доказывает, какую форму имеет Земля.

(Учитель показывает динамическую модель движения корабля).

- Что вы можете сказать об увиденном?

-В древности люди, наблюдая с берега за кораблями, которые возвращаются из дальнего плавания, догадались, что Земля имеет форму шара. А путешественник Магеллан, решив объехать на пяти кораблях Землю, доказал что она круглая. Его корабли три года плыли все вперед и вперед, не меняя направления. Четыре корабля погибли в бурных водах. И только один обогнул Землю и вернулся в порт с противоположной стороны. В наши дни, когда совершаются полеты в космос, люди своими глазами могут увидеть, что Земля имеет форму шара.

Расскажите, какие были представления о Земле у древних людей.

В Вавилоне считали, что Земля высокая и круглая, как гора, а сверху ее накрывает небесный свод с воротами для восхода и захода солнца. За ним помещаются «верхние воды» — небесный океан, а еще выше, на внутреннем небе, живут боги.

Древние греки думали, что все небеса сплошь населены богами или, в крайнем случае, их детьми — героями, а людям досталась только Земля — огромный остров посреди замкнутой в кольцо реки Океана. А ученый Платон расположил Землю на одной стороне куба, который окружил хрустальной сферой со звездами.

Только мудрый Пифагор догадался, что наша Земля - это шар. А еще он понял, что этот земной шарик вовсе не стоит в центре мира, как думали до него, а сам «обращается около огня» — самой близкой звезды по имени Солнце. Но лишь когда Магеллан проплыл вокруг света, стало ясно, что все мы живем на шаре, хотя и очень большом. Однако за «хрустальный свод небес», к которому золотыми гвоздями приколочены звезды, человечество цеплялось еще очень долго, пока в нем, наконец, не наделали дырок — сначала телескопами, а потом и космическими кораблями.

VII. Физкультминутка

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места.

Шаг на месте левой, правой –

Раз и два! Раз и два!

Прямо спину все держите –

Раз и два! Раз и два!

И под ноги не смотрите –

Раз и два! Раз и два!

VIII. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

Ребята, а что держит в лапке Мудрая Черепаха на с. 49? 

(Учитель показывает глобус.)

-Глобус - модель Земли. Это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар насажен на ось и наклонен по отношению к подставке.

-А на что еще похожа наша планета?

-Как вы думаете, Земля неподвижна или она движется?

-Рассмотрите рисунки-схемы на с. 49. Порассуждайте с соседом по парте о том, как движется Земля.

-Земля — третья планета Солнечной системы. Как и все планеты, она движется вокруг Солнца. Земля — спутник Солнца. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета. Наша планета не просто движется, а мчится в космическом пространстве быстрее любой ракеты. И хотя летит она очень быстро, за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз. Уж очень большой путь!

Земля вращается не только вокруг Солнца. Она вращается и вокруг своей оси, крутится, как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает один оборот вокруг своей оси, проходят 24 часа, т. е. сутки — день и ночь.

2. Моделирование

А каких цветов пластилин можно взять, чтобы показать сушу на наших моделях? (Зеленого, желтого, коричневого.)

(Не следует добиваться точности выполнения, модель должна отражать лишь самые общие представления о Земле.)

3.Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 33).

-Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, на какие предметы похожа наша планета? Выполните задание.

№2 (с. 33).

-Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? (Наша планета.)

-Посмотрите еще раз на глобус и раскрасьте рисунок.

-Какие цвета вам понадобились для раскрашивания?

-Каким цветом вы раскрасили моря и океаны? А материки?

IX. Рефлексия        учебной деятельности.

-Муравьишка приготовил для вас новые вопросы. Попробуйте ответить на них.

-Как называется наша планета?

-Какую она имеет форму?

-Как это можно доказать?

-Как движется Земля?

-Что такое глобус?

-Оцените свои достижения на уроке.

X. Подведение итогов работы

-Вернемся к учебной задаче урока. Какую форму имеет наша планета? Какое предположение мы выдвинули? 

-Как мы доказали свое предположение? 

-Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Всё ли мы выполнили?

Дети проверяют готовность к уроку

Дети выбирают и показывают соответствующую карточку

Учащиеся отвечают: земля.

Ребята работают в парах со словарями.

Учащиеся  отвечают.

Ответы детей.

Ребята высказывают свои предположения.

Учащиеся определяют тему и цели урока

Дети высказывают свои предположения.

Ребята работают по учебнику и высказывают свои предположения.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети выполняют движения за учителем.

Ответы детей: глобус.

Ответы детей.

Дети несколько минут работают в парах, затем выслушиваются рассуждения трех-четырех учеников.

Учащиеся лепят модель Земли из пластилина. Работу выполняют в парах. Поскольку на Земле есть огромные моря и океаны, дети лепят шары из пластилина голубого цвета.

Учащиеся выполняют задания в тетради

Ответы детей

Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.

Ответы детей: Земля имеет форму шара.

Фотография из космоса это подтверждает.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 4 класс "Животноводство в нашем крае"

Тема:Животноводство в нашем краеЦели:Сформировать представления учащихся об отрасли сельского хозяйства - животноводстве. Познакомить с отраслями животноводства, которые развиты в нашем районе.Р...

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс Вахрушев "Россия - наша Родина"

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс Вахрушев "Россия - наша Родина"...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира 1 класс. На что похожа наша планета.

Урок окружающего мира по ФГОС 1 класс УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира на тему: «О форме нашей планеты»

Работа с научно-учебным текстом УМК «Планета знаний»4 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Путешествие по планете». УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления учащихся об планете, ее масштабности; умения показывать на карте мира и глобусы все материки ...

урок окружающего мира. Тема: На что похожа наша планета?

Урок окружающего мира по программе "Школа России" для 1 класса...