Конспект урока окружающего мира в 1классе " На что похожа наша планета?"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
Конспект урока соответствует требованиям новых ФГОС. Данная разработка поможет вам провести интересный и познавательный урок для первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок с элементами проектно -исследовательской деятельности | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по окружающему миру
с элементами проектно – исследовательской деятельности
На что похожа наша планета?
1 класс
УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: познакомить с планетой Земля и ее формой, движением в пространстве, с моделью Земли – глобусом; развивать умение доказывать выдвигаемые предположения, интерес к окружающему миру.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; моделировать форму Земли; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое устное высказывание о форме земного шара; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: глобусы, мультимедийный проектор. Компьютер,интерактивная доска, мультимедийное приложение «Мир природы»
Ход урока:
1.Организационный момент.
1) Создание эмоционального настроя в классе
– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение.
– Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.)
– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его
Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!
- Сегодня у нас с вами важный урок. Будьте внимательны, дисциплинированы, активны. И начнём мы работу с нашего девиза: « с маленькой удачи начинаются большие успехи!»
2. Актуализация знаний.
- Как называется посёлок, в котором мы живем?
- В каком крае мы живём?
- Как называется страна?
- Как называется наша планета?
3. Мотивация учащихся и постановка проблемы.
Как вы думаете,о чём пойдёт речь на уроке? (о планете Земля)
Этот вопрос о нашей планете интересовал людей с самой древности. С ним столкнулся на экзамене Волька- главный герой повести «Старик Хоттабыч».
Учитель читает отрывок из повести. «Купаясь в реке перед экзаменом, Волька вытащил глиняный кувшин. В нем находился заколдованный джин -Хоттабыч. В благодарность за освобождение джин обещал помочь мальчику подсказкой на экзамене, правда, Волька не сообразил, что знания старика устарели. Вот что из этого получилось. Учитель задал вопрос
-«Правда ли ,что Земля имеет форму шара?»
-«Ты изволишь шутить над твоим преданнейшим учеником, если бы она была шаром, то все воды стекали бы с неё вниз,а люди умерли бы от жажды»-, ответил Волька по подсказке Хоттабыча.
-«Земля имела и имеет форму диска и омывается со всех сторон величественной рекой, которая называется океан. Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе. Вот так устроен мир, о учительница»
После чтения отрывка проводится беседа с последующей формулировкой проблемы.
- Какой вопрос возник на экзамене? ( о форме нашей планеты)
-Каковы представления о форме планеты наших предков?
-на какой вопрос мы с вами сегодня будем искать ответ?
«Какой формы наша планета?» (проблема)
4.Разрешение проблемы и ознакомление с новым материалом.
Какой формы могут быть предметы? (треугольная, квадратная, прямоугольная, круглая)
А теперь отправимся в путешествие к мудрецам древности.
Сообщение учителя. С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Периодически люди наблюдали природное явление – лунное затмение и видели на Луне тень Земли? (показ иллюстраций лунного затмения)
5.Подводящий диалог
-Какая фигура может иметь такую тень? (круг, овал,….)
А) Демонстрация опыта с лучом прожектора и различными фигурами. Учитель по очереди показывает детям тень то куба, овала, круга, шара.(фото ниже)
Дети имеют возможность убедиться, что такую тень дает только шар, а не круг, овал и тем более куб.
5.Делается вывод о шарообразности Земли и идет возвращение к поставленной в начале урока проблеме.
- Итак, смогли ли мы ответить на поставленный вопрос? Как вы на него ответите?
Б)Работа с учебником.
-В учебнике представлены другие доказательства шарообразности планеты.
-Рассмотрите иллюстрации и расскажите ещё каким образом люди смогли убедиться в шарообразности планеты.(рассказ о путешествии Магеллана) и, фото из космоса нашей планеты)
Физкультминутка.
6.Просмотр отрывка мультфильма «Почемучка»
Демонстрация глобуса и беседа о нем, как о модели земли.
-Почему глобус имеет такую форму?
-Какой цвет преобладает на глобусе? Почему?
-Как показана суша?
-Как вы думаете, почему глобус вращается?
Дети высказывают предположение о вращении нашей планеты вокруг своей оси.
7.Мультимедийный показ учащимся способов вращения Земли вокруг оси и вокруг Солнца.(обучающая программа «Мир природы» раздел «Смена дня и ночи»)
8. Практическая работа
(Учитель предлагает вылепить из пластилина модель Земли)
Учитель: - А как показать сушу?
Дети: - Зеленым, желтым, коричневым цветами.
(Учитель составляет модель на доске, прикрепляя к голубым кругам материки)
Учитель: - Постараемся расположить сушу на поверхности Земли, это материки, их 6 (Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида - можно не называть).
Учитель: - Завершите работу над своей моделью.
ВЫВОД:
Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого.
Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение. Земля, как магнит все притягивает к себе. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершить кругосветное путешествие: обогнув Землю, возвращаться в то же место.
9. Беседа о бережном отношении к планете.
” мы видим, что живем с вами на самой удивительной планете – нашей Земле. Скажите, как нужно относиться к планете? Какая опасность ей угрожает? Чем мы можем помочь?
- Обратите внимание на доску. Здесь собрана выставка ваших рисунков на тему: «Сбереги планету для людей!» Ребята подготовили стихи .
Ученик:
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Ученик:
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Моя планета - планета Земля!
На ней одной цветут цветы,
На ней одной смеются дети,
И нет прекрасней красоты.
И нету голубей планеты.
Она дарила радость нам,
Дарила росы и рассветы,
И не найти по всем мирам
Прекрасней матери - планеты!
1ребенок: Рыбы, птицы, звери в душу людям смотрят.
И как будто просят: пожалейте нас!
2 ребенок: Ведь море без рыб - не море,
3 ребенок: Ведь небо без птиц не небо,
4 ребенок: Земля без зверей не земля,
Все вместе: А нам без земли нельзя.
10. Итог урока
Учитель:Какую форму имеет Земля? Как называется модель Земли?
Дети: Глобус.
Учитель: Как нужно обращаться с Землей?
Дети: Землю нужно беречь и охранять, заботиться о ней и т.д.
11. Рефлексия.
- У вас на парте цветы, давайте украсим нашу планету цветами.
- Если вам на уроке было интересно комфортно и всё понятно, то выберите красный цветок, если вы немного затруднялись и не всё поняли на уроке, выберите синий цветок, если вам было скучно, неинтересно, трудно, то покажите жёлтый цветок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира в 3 классе .Тема: «Наше питание. Органы пищеварения».
Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека....
Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"
Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира с презентацией по теме "Наша страна - Россия"
Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века", 1 класс...
Конспект урока окружающего мира в 1классе" Мутешествие в Мурляндию"
Материал можно использоватьна уроке и как отдельное воспитательное мероприятие.Используется кольцевая модель квест ....
Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Проект "Наши домашние питомцы"
Систематизировать и закрепить знания учащихся о правилах содержания и ухода за домашними питомцами.повторить правила ухода за кошкой и собакой .закрепить умения составлять рассказы, умение...
урок окружающего мира. Тема: На что похожа наша планета?
Урок окружающего мира по программе "Школа России" для 1 класса...