урок окружающего мира в 1 классе "Кто такие звери?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Щукина Марина Анатольевна

урок окружающего мира в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_2.docx43.76 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема:  « Кто такие звери? »

Учебно-методический комплект: «Школа России»

Школа: МБОУ «СОШ № 10 г. Новоалтайска Алтайского края»

Класс: 1

Провела: учитель начальных классов

Щукина Марина Анатольевна

Окружающий мир, 1 класс, МБОУ «СОШ № 10 г. Новоалтайска Алтайского края»

23 октября 2020 года

УМК: « Школа России»

Тип урока:  урок открытия нового знания

Тема урока: Кто такие звери?

Цель урока:  научить  различать зверей от животных других групп; сформировать представление на основе выявления отличительных признаков зверей; учить определять принадлежность животного к определенной группе.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать у детей первоначальное представление о зверях как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; различать понятия “животные”, “звери” и “млекопитающие”.

Развивающие: анализировать, систематизировать полученную информацию,  делать выводы; развивать познавательные процессы учащихся (развитие восприятия, тактильных ощущений, внимания, мышления, памяти, речи, зрительного восприятия), коммуникативные функции (умение принимать решение и обосновать его).

Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные результаты:

определять принадлежность животного к группе зверей;

знать внешнее строение зверей;

знать, что звери — это животные, тело которых покрыто шерстью;

знать, что звери выкармливают детёнышей молоком;

приводить примеры животных этой группы;

узнавать зверей на рисунке;

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника;

извлекать из них нужную информацию;

исследовать строение шерсти зверей;

проводить самопроверку и взаимную проверку;

устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;

осуществлять действия сравнения и сериации;

взаимодействовать в группе;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать необходимость бережного отношения к животным.

Метод обучения: частично- поисковый; формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование.

У учителя — таблицы с изображением зверей; цветные изображения медведя, лося, белки, зайца.

У учащихся — паззлы с животными, пучки шерсти для практической работы.

Литература (для учителя, для обучающихся)

  1. Максимова Т. Н. Окружающий мир. Поурочные разработки. 1 класс Москва: ВАКО, 2019.
  2. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов М.: Просвещение, 2012.
  3. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс, М.: Просвещение, 2019.
  4. Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 1 класса начальной школы М.: Просвещение, 2014.
  5. Плешаков А.А. Сборник Рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 1-4 класса
  6. Плешаков А. А. Методические рекомендации. Окружающий мир М.: Просвещение, 2014.

Ход урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

  1. I. Мотивация и целеполагание

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Отгадывание загадок.

Игра «Раздели на группы»

Учащиеся делят животных по группам: «насекомые», «рыбы», «птицы».

Здравствуйте, ребята!

 Начинается урок,
Должен всем пойти он впрок.
А для этого должны
Быть внимательными вы.

Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем удачи и открытия новых знаний.

К нам сегодня пришли гости. Кто узнал и назовёт их?

Они  приготовили для вас загадки.  

 В ярком платье модница — Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает, Утомится — отдыхает.

Мерзнет желтенькая пташка, Накорми ее, бедняжку.

 Дай ей семечек, и сала,

 Чтоб зимой ей легче стало.


Эта рыба зубастая очень

 Хищник она, охотится ночью.

Зрение хорошее, совсем не близорука,

 А что это за рыба,

 ответ так прост, ведь это…

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся мягкой лапкой.

-Как можно назвать одним словом?

-Мы уже знаем, что все животные делятся на группы. Разделите этих животных на три группы, назовите каждую. Кто остался?

Как вы думаете, к какой же группе отнести кошку?
- Как вы думаете о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Приветствуют учителя, друг друга,

эмоционально настраиваются

 на урок.

Отгадывают загадки.

Слушают и обсуждают тему урока

Волк и лиса

Бабочка

Синица

Щука

Кошка

Животные

Насекомые, птицы, рыбы

- На уроке мы узнаем, какие животные называются зверями. Научимся приводить примеры зверей.

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся участвовать в делах школьника.

  Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу,

планируют свои действия, операции

Устный опрос

II. Актуализация знаний и умений

Работа по материалам учебника  (с. 38)

Ребята, предлагаю рассмотреть рисунок на с. 38 учебника (вверху) и определить, какое из изображенных животных — зверь.  

Предлагаю вам вначале исключить животных, которые точно не звери, их изображения мы накроем фишками.

 - Вы согласны с утверждением, что мышь – это зверь? И разве может быть что-то общее у кошки и мышки?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, кто такие звери. Для этого надо изучить строение тела зверей и установить их главный признак

Жук – насекомое.

Орёл – птица.

Щука-рыба.

Осталась мышь.

Дети прогнозируют, анализируют проблемную ситуацию. Делают логические заключения.

Фронтальная

Познавательные:

Осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных видах зверей

Регулятивные: планировать свои действия, операции

Личностные: желание приобретать новые знания, умения.

Устные ответы

III.   Освоение нового содержания и его применение.

Игра «Собери паззлы»

Работа по материалам учебника (с. 38)

Практическая работа «Исследование шерсти животных»

Физкультминутка

Физкультминутка

Работа по материалам учебника (с. 39)

- Для этого наши лесные гости приготовили для вас ещё одно задание.

У вас на парте паззлы. Предлагаю каждой паре их собрать и сообщить, что получилось.

К какой группе можно отнести получившихся животных?

- А теперь давайте рассмотрим тело самого высокого животного на Земле – жирафа. У него длинные ноги и шея. Из каких частей оно состоит?

- Посмотрите на ваших животных, найдите у них голову, шею, туловище, ноги, хвост. У всех ли есть эти части тела? Посмотрите на кошку, на мышку, на наших лесных гостей. Что вы можете сказать о частях тела зверей?

 - А что мы можем сказать про размер, окраску этих животных?

- Какой мы можем сделать вывод?

-Чем покрыто тело рыб, птиц? А чем покрыто тело зверей?

- Скажите, что у вас на подносах? Рассмотрите пучок шерсти. Потрогайте, какая шерсть на ощупь.

Какого она цвета?

Из чего состоит пучок? Много ли волосков?

 Такими волосками и покрыто тело  зверей.

Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого медведя  ее много. Как вы думаете почему? –Какой можно сделать вывод на данном этапе нашего исследования?

Физминутка

Хлопай, мишка, топай, мишка,

Приседай со мной, братишка!

Руки вверх, вперед и вниз,

Улыбайся и садись.

- А теперь ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: кто изображен на фотографии рядом с жирафом?

- Какую новую информацию о зверях вы узнали по фотографии?

Запомните, ребята, что все звери – млекопитающие, питают, кормят малышей молоком. От слова «млеко» молоко.

Киты и дельфины тоже выкармливают своих малышей молоком, значит это кто? Хоть они и отличаются по внешнему виду от других зверей.

Физминутка

Ты слыхал,

Что кит не рыба?

Что сродни зверушкам кит?

А смотри, как эта глыба

Лихо море бороздит!

Чудо –юдо кит плывет –

Рыбы разевают рот.

- Мы с вами рассмотрели строение тела зверей. Как правило, такое оно у большинства. Но у каждого правила есть исключения. Строение тела у некоторых животных может отличаться от других. Это зависит от их образа жизни. Давайте посмотрим, какое существует разнообразие животных.

- Продолжаем работать по учебнику с. 39.

- Назовите зверей, которые изображены на этой странице.

- Что необычного в строении бобра и выдры? Подумайте и объясните, с чем это связано?

- Что интересного в строении крота и летучей мыши?

- Для чего им эти части тела?

 Кроту, чтобы рыть землю и передвигаться. Практически всю жизнь крот проводит под землёй. На зиму он уходит вглубь, где земля не промерзает.

Вместо лап у летучей мыши крылья. Это единственные летающие животные в группе зверей. Днем они спят, прицепившись к ветке дерева или скале вниз головой, а ночью или в сумерки охотятся.

- Итак, существует связь между строением тела и образом жизни животного.

- На какие группы по месту обитания  можно разделить всех зверей?

- В чем отличие диких животных от домашних?

- По вине человека на планете стали вымирать многие виды животных. Люди приняли срочные меры: взяли под охрану животных, которым угрожает опасность исчезновения.

Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими, например, тигр, кит. Они внесены в Красную книгу Российской Федерации. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.

А теперь давайте вместе прочитаем вывод в учебнике.

Звери

Голова, шея, туловище, ноги, хвост.

Эти части тела есть у всех зверей.

Она разная

-Вывод: тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые. У всех зверей есть шея, голова, четыре конечности, хвост, туловище.

Чешуёй, перьями.

Шерстью.

Шерсть.

Она мягкая, пушистая, состоит из множества волосков.

Это зависит  от того, в каком месте живет зверь.

Тело зверей покрыто шерстью.

Дети выполняют упражнения.

Собака, которая кормит щенков молоком

Звери выкармливают детёнышей молоком

Звери

Выполняют движения

Летучая мышь, бурундук, кабан, лось, крот, бобр, выдра.

Хвосты разной формы, строение лап способствует быстрому передвижению в воде.

Ноги-лопаты у крота, крылья – у летучей мыши.

Дикие и домашние

Дикие животные привыкли жить на воле, сами добывают себе пропитание. Домашние животные, живя с человеком, находятся под его защитой. Их кормит человек.

Звери – животные, тело которых покрыто шерстью. Звери выкармливают детёнышей молоком. Поэтому их ещё называют млекопитающими.

Работа в парах

Фронтальная

Работа в парах

Фронтальная

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе

Познавательные:

Осуществляют поиск нужной информации в учебнике, анализируют объекты, выделяют главное.

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

Самостоятельное выполнение

Устные ответы

Самостоятельное выполнение

IV Первичное осмысление и закрепление

Выполнить задание 4 на с. 26

-Я знаю, что вы любите играть, особенно в прятки.

Наши лесные гости  приглашают вас в лес к зверятам. Они  спрятались в кустах,  найдите их и раскрасьте.

 - А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось. Каких зверей вы раскрасили?

Работают в рабочих тетрадях   с.26 №4

Индивидуальная

Личностные: формирование  положительного отношение к учению 

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы; отвечать на вопросы других.

Познавательные: понимать информацию, осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия

Самостоятоятельное задание

Устные ответы

V Рефлексия

Ребята, давайте

поразмышляем.

-Сегодня я узнал(а)…

- На уроке мне понравилось и запомнилось …

Что показалось трудным на уроке?

Отвечают на вопросы, определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Регулятивные: оценивать свои результаты.

Личностные: желание приобретать новые знания, умения; участвовать в творческом процессе.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Класс 1

Тема урока: Кто такие звери

Тип урока: урок  открытия нового знания

Структура проведенного урока имеет следующие этапы:

1. Мотивация и целеполагание.

2. Актуализация  знаний и умений.

3. Освоение нового содержания и его применение.

4.  Первичное осмысление и закрепление.

5 .Рефлексия.

В классе 25  учеников. Основной уровень знаний у учащихся – средний, выше среднего. При планировании урока мною были учтены возможности обучающихся. На уроке развивалось воображение, мышление, речь детей, особое внимание я уделяла формированию самоконтроля (выполнение самостоятельных заданий) и адекватной самооценке (на этапе рефлексия).

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

Предметные результаты:

определять принадлежность животного к группе зверей;

знать внешнее строение зверей;

знать, что звери — это животные, тело которых покрыто шерстью;

знать, что звери выкармливают детёнышей молоком;

приводить примеры животных этой группы;

узнавать зверей на рисунке;

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника;

извлекать из них нужную информацию;

исследовать строение шерсти зверей;

проводить самопроверку и взаимную проверку;

устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;

осуществлять действия сравнения;

взаимодействовать в группе (в паре);

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать необходимость бережного отношения к животным.

Мотивация к учебной деятельности началась с эмоционального настроя:

«Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем .....»

Далее детям были предложены загадки от Лисы и Волка, которые дети этого возраста очень любят. Этапы урока были построены в соответствии с целью и задачами:

Цель урока:  научить  различать зверей от животных других групп; сформировать представление на основе выявления отличительных признаков зверей; учить определять принадлежность животного к определенной группе.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать у детей первоначальное представление о зверях как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; различать понятия “животные”, “звери” и “млекопитающие”.

Развивающие: анализировать, систематизировать полученную информацию,  делать выводы; развивать познавательные процессы учащихся (развитие восприятия, тактильных ощущений, внимания, мышления, памяти, речи, зрительного восприятия), коммуникативные функции (умение принимать решение и обосновать его).

Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим.

Поставленные задачи старалась реализовать через деятельностный подход, т.е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех обучающихся в учебно-познавательную деятельность.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. Учащиеся сами формировали тему, то есть являлись полноправными субъектами образовательного процесса.

На этапе открытия  нового знания перед обучающимися были дважды поставлены проблемы, решить которые они должны были в течение урока. На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.                                 Продуктивной деятельности учащихся способствовали  такие методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические (самостоятельная работа с карточками – паззлами, рабочей тетрадью). На уроке чередовались различные виды деятельности: умственные действия подкреплялись практическими.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Каждый следующий этап урока решал поставленную задачу на пути к результату. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска, соответствовал их жизненному опыту. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.  

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была наглядной и привлекательной для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

 На уроке применялись здоровьесберегающие технологии (физминутка).

Все предлагаемые задания направлены именно на развитие детей. Для применения нового знания использовала индивидуальную и коллективную формы работы, учащиеся работали в парах, проявляя интерес к изучаемому.

На протяжении всего урока дети были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, приводили примеры из жизни, высказывали своё мнение, не боялись дать неправильный ответ. На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение учителя и одноклассников и на стадии рефлексии показать своё эмоциональное восприятие нового материала.

Время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников. Во время урока в классе царила атмосфера сотрудничества, взаимопонимания. Дети свободно и раскованно могли выражать свои мысли.

Загадки,  практическая работа, игровые моменты позволили разнообразить формы и методы работы на данном уроке, активизировать познавательную деятельность учащихся, оживить занятие, сделать более интересным, а значит, и усвоение материала сделать более глубоким и прочным. 

При подведении итогов и рефлексии был применен самоанализ деятельности  учеников с целью выявления уровня осознания  содержания пройденного.

Считаю, что урок реализовал поставленные цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема "Кто такие насекомые"

Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Кто такие насекомые"....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Что такое деньги?». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Что такое деньги?»Цели урока: дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; р...

Конспект урока окружающего мира. Тема: Что такое Бенилюкс

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со странами Бенилюкса, экономикой этих стран; развивитие кругозора учащихся, их познавательного интереса.Планируемые результаты: Предметные:- знать...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Что такое деньги?"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опре...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Такие разные праздники", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях.Задачи урокаДидактические:Познакомить с праздниками, которые отмечают ...