Методическая разработка на тему: "Как птицам перезимовать?"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Методическая разработка на тему: "Как птицам перезимовать?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokormite_ptits.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Как птицам перезимовать?

Цели мероприятия:

  • Расширить кругозор учащихся, обратить внимание на трудное существование птиц зимой;
  • Прививать любовь к природе и воспитывать гуманность, рассказать о пользе птиц, об их охране.

Задачи:

  • Познакомить с многообразием и особенностями зимующих в наших краях птиц;
  • Показать необходимость и способы оказания помощи птицам зимой.

Оборудование:

  • Рисунки детей о птицах, кормушки, изготовленные руками детей;
  • Грамзапись "Голоса птиц", фотографии птиц, плакаты.

Ход мероприятия

Звучит фонограмма "Голоса птиц"

Учитель: Закройте, ребята глаза. Что вы представляете себе?

- В какое время года можно услышать голоса птиц?

- А как вы думаете, можно сейчас услышать такое чудесное птичье пение?

- Почему?

- Когда поют птицы? (Когда тепло и сытно)

Зимой птицам не до песен, голодно им. Многие из них, так и не дождавшись весны, гибнут.

Как птицам перезимовать?
Известно, что у птиц,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.

Но кто же им даёт приют,
Когда снега метут?

Бывают птицы разные.
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.

Другие- те народ иной,
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

Учитель: - Сегодня мы с вами будем говорить о том, как бы птицам пережить трудное зимнее время. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм съеден. Особенно страдают синицы. Из 10 синиц зиму переживает только одна.

- А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)

- А почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян)

- А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие)

- Каких птиц вы знаете? (воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы)

- Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками. Но им очень трудно.

1.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.

2.

И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей
Скорей на помощь, дети!

3.

Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!

4.

Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки.
И оживут бедняжки!

5.

По небу весело скользя.
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
"Спасибо, вам великое!"

Учитель: Чтобы птицы не погибли, нужно развешивать кормушки. Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интересней сделать её самим. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепит на стене дома. Главное выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.

Где утром к опушке прошёл человек.
Следы заметает до вечера снег.
Но всюду- у еле приметной дорожки
В кормушки насыпаны зёрна и крошки.
Слетайтесь, слетайтесь,
Лесные пичуги!
Теперь не страшны вам
Холодные вьюги.
В холодные вьюги,
В голодные вьюги
Мы помнить и думать 
Должны друг о друге.

Учитель: Но что делать, если папа на работе, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Можно воспользоваться подручными средствами, т.е. взять пакеты из под молока, кефира или взять пластиковые бутылки. Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормить птиц можно только белым хлебом, а вот чёрный опасен.У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несолёное сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо- семечки подсолнуха. Умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклёвывают зёрнышко.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в "столовую".

А вот и первая птица прилетела к нашей кормушке. Узнай её, отгадав загадку.

Спиной зеленовата, 
Брюшком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица) (слайд № 1)

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю (воробей) (слайд № 2)

Окраска сероватая,
Повадка вороватая.
Известная персона
Кто она? (ворона) (слайд № 3)

Чернокрылый, красногрудый.
Он везде найдёт приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут.(снегирь) (слайд № 4)

Он в своей лесной палате
Носит чёрненький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит и легче (дятел) (слайд № 5)

Учитель: Если вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зёрна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, пока не появится первая зелень.

Конкурс "Сделай кормушку из подручных средств"

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед прилетели на обед.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду
Мы же ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стаи жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

Учитель:

Зимняя подкормка птиц- довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое- чем разжиться- различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к к человеческому жилищу. Голод- не тётка, и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.

Подкармливая птиц, до весны их доживёт значительно больше.

Богаче будут их леса и парки. Кроме того, не стоит забывать об эстетической и моральной стороне. Какое удовольствие для любителя природы наблюдать за птицами возле кормушки.

Тем более, что зимой они лучше идут на контакт с человеком. Можно приучить даже брать пищу с рук. Помощь птица зимой помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость.

Конкурс "Сложи пословицу" (пословицы разрезаны)

  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Как сорока хвостом, так болтун языком.
  • Осенью и у воробья пир.
  • И сова своих детей хвалит.
  • Птицы сильны крыльями, а люди - дружбой.
  • Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.
  • Птице даны крылья, а человеку - разум.

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.

Зимний лес не спит, а дремлет
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Учитель: Ребята подготовили небольшие доклады о зимующих птицах, послушайте их.

Снегирь - очень красивая птица. Она в ярко- красных нарядах. Снегири не суетятся и не торопятся.

Они ещё и галантны. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступят лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака. Летают снегири легко и красиво. Они обычно держатся стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку.

Синица - это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса - галстучек. Крылья и хвост серые, спина желто- синяя, а брюшко- жёлтое.

Точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы. Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Летом они питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из- за синих перьев на теле.

Воробей- это маленькая подвижная птичка, с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заострённый. Спокойно переносит холод. Когда им холодно, они прячут лапки в пушистое оперенье своего брюшка. Они чистоплотные, постоянно охорашиваются охотно купаются в снегу. Знаете ли вы, что воробей назван так давным- давно за то, что стаи полевых воробьёв, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: "Вора бей".

Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают.

Дятел - у этой птицы красивое пёстрое оперенье: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Это одна из очень полезных птиц наших лесов. В отличие от других насекомоядных, он никогда не улетает на зиму, работая круглый год по уничтожению вредителей. Питается дятел летом древесными насекомыми, а зимой - семенами хвойных деревьев.

Учитель: Сегодня мы поговорили о разных зимующих птицах. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом, насыпая корм в кормушки.

Покормите птиц зимой!
Путь со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Учитель: Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время.

А теперь награды нашим победителям.

Список литературы.

1. Бродский Иосиф "Стихи о птицах"

2. Бурмистров Л., Мороз В. "Рассказы детям о птицах" Издательство "Мозаика-Синтез" 2007

3. Г.Скребицкий "Рассказы о птицах для детей"

4. А. Яшин "Покормите птиц зимой"

Как птицам перезимовать?
Известно, что у птиц,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.

Но кто же им даёт приют,
Когда снега метут?

Бывают птицы разные.
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.

Другие- те народ иной,
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

1.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.

2.

И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей
Скорей на помощь, дети!

3.

Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!

4.

Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки.
И оживут бедняжки!

5.

По небу весело скользя.
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
"Спасибо, вам великое!"

Где утром к опушке прошёл человек.
Следы заметает до вечера снег.
Но всюду- у еле приметной дорожки
В кормушки насыпаны зёрна и крошки.
Слетайтесь, слетайтесь,
Лесные пичуги!
Теперь не страшны вам
Холодные вьюги.
В холодные вьюги,
В голодные вьюги
Мы помнить и думать 
Должны друг о друге.

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед прилетели на обед.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду
Мы же ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стаи жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

Покормите птиц зимой!
Путь со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Как сорока хвостом, так болтун языком.
  • Осенью и у воробья пир.
  • И сова своих детей хвалит.
  • Птицы сильны крыльями, а люди - дружбой.
  • Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.
  • Птице даны крылья, а человеку - разум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка занятия «Рисование сказочных птиц»

Рисование сказочных птиц с детьми младшего школьного возраста...

Методическая разработка урока "Кто такие птицы?" с использованием интерактивной доски

Цели урока: формирование представлений учащихся о птицах как значимых представителей живой природы, демонстрация их многообразия и красоты, обеспечение условий для овладения первоначальными базовыми э...

Методическая разработка урока "Международный день птиц"

Данная методическая разработка по предмету "Окружающий мир" направлена на закрепление знаний детей о значении птиц во всем мире...

Методическая разработка классного часа "Поможем птицам пережить зиму"

Методическая разработка классного часа "Поможем птицам пережить зиму" Разработана для глухих обучающихся составлена в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей  на основе АООП НОО г...

Методическая разработка. Знаешь ли ты птиц?

Методическая разработка к урокам "Окружающий мир"....

Методическая разработка внеклассного мероприятиям "День птиц"

Учащиеся познакомятся с многообразием и жизнедеятельностью птиц....

Методическая разработка открытого мероприятия КВН "Птицы наши друзья"

Учащиеся начальных классов познакомились с птицами Курской области. Учились различать их по внешнему виду. Узнавали их повадки и приспособленность к среде обитания....