конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Пётр Первый"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Екатерина Яковлевна Пантелеева

На данном уроке хорошо прослеживается системно-деятельностный подход в обучении,  применяются современные пед.технологии:технология критического мышления, технология групповой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Урок  окружающего мира. 4 класс.

       

 Тип урока: открытие новых знаний.               

 Тема урока: Петр Великий.

Цель: формировать представления учащихся о времени правления Петра I, о

            его реформах.  

Педагогические технологии, используемые на уроке: работа в паре, технология дифференцированного  обучения, технология критического мышления.

Формируемые УУД:

познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные: – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование урока: презентация, материал для работы групп, электронное приложение к учебнику.

1.Организационный момент.

Начинаем наш урок,

Он пойдет ребята впрок.

Стоит всем нам потрудиться,

Ведь истории страницы

Интересны и важны

В изучении страны.

На экране:      Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.

                                                                                         Михаил Ломоносов

Учитель:

-Кто из вас знает, кто такой Михаил Ломоносов?

-Как вы понимаете это высказывание?

-Что хотел сказать нам автор?

 

2.Актуализация знаний.

Учитель: -Давайте проведем с вами небольшую историческую разминку.

Вопрос:

-Что вы видите на слайде?

-Что этих людей объединяет?

-Прошли столетия, и все эти имена помнит история. Почему?

Все эти исторические личности знамениты, потому что оставили яркий след в истории, и за свою деятельность народ дал им свои имена.

Работа в паре.

 Задание:  Соотнести имя с достойным прозвищем.

Карточки

Имя

Называли в народе

Иван IV

Мудрый

Ярослав

Вещий

Олег

Грозный

Владимир

Красное Солнышко

Дмитрий

        Калита

Александр

Донской

Иван

Невский

Юрий

Долгорукий

3.Самоопределение деятельности.

Учитель:-Узнайте, о каком патриоте России идет речь в стихотворении?

Строитель, плотник, мореход.

С его на троне воцаренья

Россия славный путь ведет.

Он был тогда горяч и молод

Стремился Русь преобразить,

Чтоб никогда ни враг, ни голод

Ее не смели поразить.

Ему на страшны были войны:

Играя строил он полки,

Чтоб, возмужав, с народом вместе,

Давать отпор врагам страны!

Создал он флот Отчизны нашей,

Открыл морские он пути,

И, прорубив окно в Европу

Немало сделал для страны.

И что там шведы, Карл, Полтава –

Сумел стихию обуздать

И на Неве, им присмиренной,

Прекрасный Петербург создать!

Служил он истово державе,

Отдав все силы для того,

Чтоб, восхищаясь предков славе,

Мы вечно помнили его.

Учитель: -Что вам помогло определиться с ответом?

-Что бы вы хотели узнать о Петре I?

-Петру I народ присвоил имя Великий.

-Как вы думаете, почему?

4.Работа по теме урока:

Учитель:-Внимательно рассмотрите портрет Петра.

-Каким человеком вы представляете Петра I, глядя на его портрет?

   Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста (203 см )— он выдавался в толпе на целую голову.

В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 39 размера, а одежду 48 размера.

  1. Самостоятельная работа.

 Чтение статьи из учебника «Петр Великий».

2) Фронтальный опрос.

-Что вы узнали нового о детстве Петра I?

-Что нового узнали о взрослой жизни?

(Ответы детей) Заботился о пользе Отечества.

Был провозглашен царем в 10 лет.

Не любил придворную жизнь.

Любил играть в военные игры.

Увлекался военными науками.

Мог трудиться как простые люди.

Строил корабли.

Хорошо учился.

Освоил 14 специальностей.

Бывал жесток с подчиненными.

3)Проблемный вопрос-    ( разноуровневые задания.)

Учитель:-Историки  называют Петра I  преобразователем.

-Кто такой преобразователь?

-Сейчас вы самостоятельно прочитаете текст из учебника на с.95 "Царь-преобразователь" и выполните задание в парах.

-Каждая пара выбирает сама задание.

Задание1. Составление кластера «Пётр- преобразователь».

Задание2. Вписать необходимые слова в карточки.(Карточки на столах)

Ввел новый... календарь.

Празднуем новый год ...
1 января.

Повелел отсчитывать годы от ... Рождества Христова.

Упростил ... азбуку-кириллицу.

Открыл новые ...типографии.

Выпустил новую ... печатную газету.

Основал первый музей ...-Кунсткамеру.

Основал первую доступную всем... библиотеку.

Подписал указ о создании ... Академии наук.

Появился морской ...флот.

Открыл новые города: ... (Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург).

Наладились отношения со странами ... Европы.

Для подготовки специалистов были открыты ... школы.

Запретил носить знатным мужчинам ... бороду.

Запретил носить знатным людям  русское… платье.

Были созданы новые органы... управления.

В 1721 году Россия стала... империей.

В 1721 году Петр I стал... императором.

-А теперь сравним ваши результаты.

Учитель:- А сейчас подведём итог вашей работы. Работаем следующим образом. Начинают пары, которые работали по карточкам, а пары, которые составляют кластер, проверяют свои пункты.

-Молодцы! Хорошо справились с заданием.

5.Закрепление изученного.

-А сейчас мы совершим небольшую заочную экскурсию в петровское время.

Нашими экскурсоводами будут Юля и Артём.

-По какой реке впервые проплыл на английском боте  Петр Первый?

-Выход к какому морю получила Россия , одержав победу над Шведами? (помогают экскурсоводы)

Русско-шведскую война при Петре Великом называют Великой Северной войной. Она длилась 20 лет между Шведской империей и союзом северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями и закончившаяся поражением Швеции.

С окончанием войны в Европе возникла новая, с сильным флотом и армией, империя — Российская, со столицей Санкт-Петербург на побережье Балтийского моря.

Война положила конец шведскому великодержавию, и утвердила Россию как новую силу в Европе

6.Итог урока:

-Заслуженно ли Петр I получил прозвище Великий ? Докажите.

Задание: Составляем синквейн о Петре Великом.

7.Рефлексия:  

Учитель:-Оцените свою работу.

- Я доволен(на)  своей работой на уроке.

- Я доволен (на), но могу работать лучше.

- Мне нужно постараться.

8.Дом задание на выбор.

1.Составить по теме  2 вопроса, которые вы хотите задать одноклассникам.

 (1 «толстый» вопрос, 1- «тонкий»)

2.Составить синквейн о Петре Первом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс «Золотое кольцо России. Слава и гордость первой страны.»

Тема: «Золотое кольцо России. Слава и гордость первой страны.»Тип урока: открытие новых знанийЦель: познакомить учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и ...

Конспект к уроку Окружающего мира 3 класс тема - "Школа первой помощи".

Предмет: окружающий мирКласс: 3БТема: «Школа первой помощи»Цели урока: обучение пользоваться ртутным и электронным термометрами, оказывания первой помощи при ушибах, порезах. Планируе...

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...