Урок по окружающему миру в 4 классе "Границы России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок посвящен стране, в которой ты живешь." Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился." Урок разработан в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Границы России " 4 класс | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Окружающий мир. Класс 4
Тема урока | Место урока по теме | ||
Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация | 66 | ||
Тип урока | Формы, приемы, методы | ||
Урок «открытия» новых знаний. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, групповая работа, работа в парах. | ||
Цель урока | Задачи урока | ||
Дать представление о России как многонациональном государстве; о духовном и внутреннем мире человека; о культурных традициях страны. |
| ||
Предполагаемый результат | |||
Знать | Уметь | ||
Знание и понимание ценностей: Отечество, Родина, семья, культурные традиции, символы страны. | Умение жить в одном социуме вместе с людьми разных национальностей. | ||
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование | |
Личностные: понимание, что Россия – это многонациональное государство; чувство гордости за свою Родину и российский народ; уважительное отношение к истории страны, семейным ценностям. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; умение извлекать необходимую информацию; умение строить цепь логических рассуждений. Регулятивные: умение планировать собственную деятельность; умение оценивать собственную работу. Коммуникативные: умение предъявлять свою точку зрения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог. | Метод проектов, технология групповой работы, ИКТ | Компьютер, интерактивная доска, электронная презентация, физическая карта Российской Федерации, аудиозапись гимна РФ, карточки с заданиями. |
ХОД УРОКА
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Организационный момент. | Создать эмоциональный настрой. Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке. | Приветствует обучающихся. Организует самоконтроль готовности к уроку | Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия. |
Актуализация знаний. | Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Демонстрирует изображения пейзажей русской природы, включает аудиозапись для прослушивания (И.Шаферан «Красно солнышко»). Задаёт вопросы по предложенной ситуации. - Можно ли сказать, что автор песни любит Родину? Найдите слова, которые подтверждают эту мысль. - Какие красоты особенно волнуют поэта? - Вы прослушали музыкальный отрывок. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? -Ребята, а что у вас возникает в воображении, когда вы слышите слово «Родина»? | Прослушивают песню и просматривают слайды, на которых пейзажи русской природы. Работают с текстом песни. Высказывают своё мнение. Формулируют тему урока. Высказывают свои ассоциации. | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. |
Самоопределение к деятельности. | Организация и самоорганизация обучающихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи. | - Как называется то место, где вы родились и выросли? - Что такое «Родина»? попробуйте дать определение. - А какое определение можно найти в словарях? Этимология слова. Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения. - В каких значениях может быть использовано это слово? - Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. - О малой Родине у Г. Ладонщикова есть стихотворение. Прочитайте его (карточки на партах) и попробуйте понять, какие чувства оно у вас вызывает. | - Это наша маленькая Родина. Высказывают своё мнение. Работают со словарём С.И.Ожегова. С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка» (с. 549):
- Большая и малая Родина. Читают стихотворение, анализируют свои чувства. | Личностные: Проявляют самостоятельность в поиске решения задачи. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Познавательные: Осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы. |
Практический этап. | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. | - Как называется страна, в которой мы живём? - Кто является главой нашего государства? Организует работу с картой. - Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории? Какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны? - Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – Камчатском наступает полночь. Свой рассказ учитель сопровождает показом на карте. - Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение? - Покажите столицу нашей Родины на карте. - Почему нашу Родину называют необъятной? - Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашей Родины – её зелёный наряд – леса. - Для дальнейшей работы предлагаю вам объединиться в четыре группы и представителю от каждой группы получить задание. Выдаёт репродукции картин:
Вопросы для работы с репродукциями:
- Вот она какая, Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную и красивую страну? - Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. И все они представляют единую и дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов. Все они объединились в одно большое государство – Россию или Российскую Федерацию. Предлагает поработать в парах. Задание: на основе стихотворения составить список различий народов России. (Текст стихотворения на доске). Организует работу по учебнику.
| - Россия, Российская Федерация. - Президент В.В.Путин. Один обучающийся работает у доски с картой. Остальные ребята помогают с места. Высказывают своё мнение. Один из обучающихся показывает столицу России на карте. Высказывают своё мнение. Дети объединяются в группы. Представители от каждой группы получают задание. Работают в группах с репродукциями картин. Каждая группа должна обсудить между собой и дать ответы на поставленные вопросы. Каждая группа представляет свою работу. Высказывают своё мнение. Выполняют задание в парах. Отличия:
Делают вывод: мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника. Отвечают на вопросы, делятся своим жизненным опытом. | Познавательные: Осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и рассказа учителя, из услышанного стихотворения, в результате анализа делают вывод. Коммуникативные: Способность работать в паре; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками. Регулятивные: Оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить. Личностные: Имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определённых правил. |
Проверка полученных результатов. | Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем. | Предлагает поработать сначала устно в парах, а затем каждый в своей тетради. Задание: необходимо найти Герб России, раскрасить Флаг России. - Наш Российский флаг - трёхцветный. Какое значение придаётся каждому цвету? Организует индивидуальное выполнение задания на карточке. Задания: 1) соединить части пословиц о Родине, объяснить их смысл; 2) разгадать кроссворд. Проверка выполнения осуществляется с помощью интерактивной доски. Организует прослушивание аудиозаписи гимна РФ, сопровождающейся презентацией с видами Москвы, и беседу по содержанию. - Какие чувства возникают у вас при прослушивании гимна? - Какова главная мысль этого произведения? - Какого человека называют патриотом? - Можно – ли сказать, что текст гимна написан поэтом – патриотом? - Патриот – человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. | Работают в парах, а затем каждый в своей тетради. Отвечают на поставленный вопрос. - Белый – цвет чистоты и надежды; - Синий – цвет безоблачного мирного неба; - Красный – цвет крови, жизни. Индивидуально выполняют задания на карточках. Прослушивают аудиозапись, просматривая презентацию. Участвуют в беседе по содержанию текста гимна РФ. Высказывают своё мнение. | Познавательные: Применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы. Коммуникативные: Умеют слушать, слышать и понимать партнёра, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнёра и самого себя. Регулятивные: Контролируют и корректируют свои действия и действия партнёра. Личностные: Развивают мотивы учебной деятельности, учение приобретает личностный смысл; демонстрируют навыки сотрудничества. |
Подведение итогов. Домашнее задание. | Оценить результаты своей деятельности. | - Запишите в тетрадь все основные понятия, которые мы рассмотрели сегодня на уроке. - Продолжим работу в группах. Задание: закончить предложения. Каждой группе выдаётся карточка: «Моя Родина – это … Самыми трудными событиями моей Родины были … Когда я вырасту, я хочу … Я не хочу, чтобы моя Родина … Я благодарен своей Родине за то, что …» Комментирует домашнее задание.
- Закончить наш урок хочется словами стихотворения С. Орлова «Родное». | Записывают в тетрадь термины и понятия: Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы. Каждая группа работает с карточкой. Представляют результаты своей работы. Слушают комментарии учителя по домашнему заданию. Записывают задание в дневник. Стихотворение читает подготовленный ученик. | Познавательные: Оценивают процесс и результаты своей деятельности. Коммуникативные: Полно и грамотно выражают свои мысли. Регулятивные: Взаимно контролируют действия друг друга. Личностные: Осознают важность приобретения новых знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов», 3 класс УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...
Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома», 3 класс УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...
Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...
Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...
Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России" УМК "Школа России" 3 класс
Тема: «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич» Цель деятельности учителя: формирование представлений о старинных городах, которые образу...
Конспект урока по окружающему миру «Проект «Города России»» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний о городах России.Планируемые результаты:Предметные:Знать:крупные города России;особенности городов России;Уметь:самостоятельно выделять нужную информацию...
Конспект урока по окружающему миру"Золотое кольцо России", 1 урок (Школа России, 3 класс)
Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми ихдостопримечательностями. Планируемые результаты:Предметные:- знать города, входящие в Золотое кол...